Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Скачко Мария Павловна

Рабочая программа по биологии 8 класс линия Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tabl_i_plan_8_kl.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Биология». 8 класс  (70 ч )

                                                      «Человек»

Курс биологии 8 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 7  классе и при изучении курса «Биология. Животные». Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по биологии.  

Цели и задачи курса:

-   Одна из основных задач при преподавании курса биологии в 8 классе ( раздел «Человек.») состоит в том, чтобы формировать у школьников научное понятие о единстве организма и среды обитания.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания  природы.

Овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры и поведения в природе.

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни:

предупреждение травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), профилактике нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний,

оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, кровотечениях, спасении утопающих,

проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Задачи.        

Обучения

Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности.

обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека через систему уроков,

продолжить формирование у школьников предметных умений: умение проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашнего задания,

продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников, умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.

Развития

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников памяти, мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

Воспитание

Способствовать воспитанию социально- успешных личностей, формирование валеологической и коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органической связи с их нравственным воспитанием через учебный материал уроков.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов. Материал курса разделен на 8 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением.

   

Основные технологии:

- проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их разрешению

- исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути ее решений

- проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности

- разноуровневое обучение

- лекционно-семинарско-зачетная система

- игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр

- обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа

- здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность

 

Основное содержание:

В первой главе «Введение». Учащиеся знакомятся с науками, изучающими организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования

 Во второй главе «Происхождение человека» Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Третья глава «Строение и функции организма» Общий обзор организма. Клеточные строение организма, ткани: строение и функции клетки и ее органоидов. Жизнедеятельность клетки, рост и развитие, основные физиологические процессы. Ткани, основные виды.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

Опорно-двигательная система: мышцы, скелет, химический состав, строение, виды соединения. Осанка, ее нарушения. Первая помощь при нарушениях костей

Внутренняя среда организма: компоненты внутренней среды, их функции, состав. Иммунитет, его виды, борьба с инфекциями. Резус фактор, группы крови и переливание

Кровеносная и лимфатическая система организма: органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения, строения сердца автоматия, круги кровообращения, пульс и давление. Гигиена сердечнососудистой системы. Заболевания и первая помощь при заболеваниях кровеносной системы и кровотечениях.

Дыхательная система: значение, строения и функции органов. Газообмен. Механизм вдоха и выдоха. Функциональные особенности . Заболевания дыхательной системы .Выявления и предупреждения болезней. Влияние курения и других вредных привычек на органы дыхания.

Пищеварительная система: пищевые продукты и питательные в-ва, их роль в обмене веществ. Значение пищеварительной системы, строение и функции органов, пищеварение в различных отделах. Регуляция деятельности. Гигиена и предупреждения заболеваний.

Обмен веществ и энергии: Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Роль ферментов и витаминов. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи.

Покровные органы. Теплорегуляция.: наружные покровы тела. Строения и функции кожи. Ногти и волосы. Уход за кожей, гигиена. Причина кожных заболеваний, их профилактика и лечение. Закаливание. Доврачебная помощь.

Выделительная система: значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды. Органы мочеполовой системы, строение и функции, нефрон. Заболевания и предупреждения.

Нервная система: значение, мозг и психика. Строение нервной системы: спинной мозг, головной и периферическая система. Отделы головного мозга.

Анализаторы: значение. Иллюзии. Зрительный, слуховой, вкусовой и вестибулярный аппараты, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Гигиена.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика: вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.  Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и сновидения. Речь и сознания. Познавательные процессы. Волевые действия. Эмоции, внимание, мышление.

Железы внутренней секреции: внешний, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействия нервной и гуморальной регуляции. Профилактика заболеваний.

Четвертая глава «Индивидуальное развитие организма» учащиеся изучают жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половая система. Сперматозоиды и яйцеклетки. Менструации и поллюции. Беременность, роды. Развитие ребенка. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания, заболевания передающиеся половым путем, их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Половое созревание, биологическая и социальная зрелость. Индивидуальность и личность. Темперамент и характер, самопознание и общественный образ жизни. Межличностные отношения. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.    

Распределение учебных часов по темам курса

Часы по темам распределены следующим образом:

«Введение» -  2 часа

Глава 1. «Происхождение человека» - 4 часа.

Глава 2. «Строение и функции организма» - 58 часов.

Глава 3. «Индивидуальное развитие организма» - 6 часов.

.

Название темы

Количество часов

Тема 1 Введение. Науки, изучающие организм человека

2

Тема 2 Происхождение человека

3

Тема 3. Строение организма

5

Тема 4. Опорно-двигательная система

8

Тема 5. Внутренняя среда организма.        

3

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы.

7

Тема 7. Дыхание.

4

Тема 8 Пищеварение.

6

Тема 9. Обмен веществ и энергии.

4

Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

Тема 11. Нервная система.

5

Тема 12. Органы чувств.

5

Тема 13.Высшая нервная деятельность.

5

Тема 14. Эндокринная система.

3

Тема 15.Индивидуальное развитие организма.

6

Требования к уровню подготовки учащихся

Достижение планируемых результатов оценивается на базовом уровне, свидетельствующим о сформированности знаний, умений, способов деятельности по биологии, которые необходимы для успешного продолжения обучения в старшей школе, и предполагает освоение опорной системы знаний и правильного выполнение учебных действий при решений простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач(заданий) с очевидным способом решения. Чаще всего это задания, в которых необходимо узнать биологические объекты, процессы, явления и/или привести их примеры; применить знания в знакомой ситуации.

Знать/ понимать:

Признаки сходства и отличия человека и животных;

Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

Особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.  

Уметь:

Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

Выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

Сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

Определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека

Планируемые результаты освоения курса биологии

Предметные:

- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов

- доказывать биологические закономерности появляющиеся в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека

- объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

- описывать и анализировать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

- знать и соблюдать правил  работы в кабинете биологии

УУД: познавательные

- находить информацию (в текстах, таблицах и т.д.)

- анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать(делать выводы) на основе на основе фактов и абстрактных понятий

- классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления

- сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия

- устанавливать причины и их следствия

- устанавливать аналоги ( в т.ч. создавать модели объектов)с помощью учителя и самостоятельно

- представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, план) в т.ч. используя ИКТ

Регулятивные:

-определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе

- панировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно

-оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- быть готовым изменить свое точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки

- участвовать в диалоге: слушать и слышать другого

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения  с помощью учителя и самостоятельно

-использовать речевые средства с в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

- работать в паре, в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать  в выработке решения

- предотвращать и преодолевать конфликты – идти  на взаимные уступки, уметь договариваться

Личностные

- отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях

- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)

- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях

- осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели

- строить отношения с людьми не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления

- пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов

- выбирать поступок  в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях

- признавать свои плохие поступки и отвечать за них ( принимать наказание, определять для себя наказание)


Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ урока

п/п

№ урока по теме

Тема

Тип урока

Элементы

содержания

Основные виды деятельности учащихся

Виды

Контроля

Домашнее задание

Дата

проведения урока

По плану

По факту

1

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке.

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма.

Фронтальный

§1

1 нед.

2

2

Становление наук о человеке

Урок закрепления знаний

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине

Фронтальный

§2

1 нед.

3

1

Систематическое положение человека

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Биологическая природа человека

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

Текущий

§3

2 нед.

4

2

Историческое прошлое людей

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Происхождение и эволюция человека

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека

Фронтальный

§4

2 нед.

5

3

Расы человека. Среда обитания

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Расы человека и их формирование

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов

Текущий

§5

3 нед.

6

1

Общий обзор организма человека

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

Фронтальный

§6

3 нед.

7

2

Клеточное строение организма

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки

Устанавливают различия меду растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

Текущий

§7

4 нед.

8

3

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека

Выделяют существенные признаки организм человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное в микроскопах с приведённым в учебник изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним.

Текущий

§8

4 нед.

9

4

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Урок закрепления знаний

Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор

Лабораторная работа: «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Надбровный и коленный рефлекс»

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Текущий

§9

5 нед.

10

5

Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение знаний о клетке, тканях  и их разновидностях

Обобщают понятия по клеткам, основным органоидам и разновидностям тканей

Проверочная работа

Тетрадь

5 нед.

11

1

Значение опорно- двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Кости трубчатые, губчатые, смешанные. Лабораторная работа строение микроскопическое костей  Изучение внешнего вида отдельных костей человека

Изучают органы опорно-двигательной системы. Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Фронтальный

§10

6 нед.

12

2

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобные, теменные, височные, затылочные, клиновидная и решетчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают кости скелета. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строение его позвоночника

Текущий

§11

6 нед.

13

3

Соединение костей

Урок закрепления знаний

Соединение костей. Сустав

Определяют типы соединения костей

Фронтальный

§12

7 нед.

14

4

Строение мышц. Обзор мышц человека

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты

Лабораторная работа  Работа основных мышц.

Объясняют особенности строения мышц

Текущий

§13

7 нед.

15

5

Работа скелетных мышц и ее регуляция

Урок закрепления знаний

Работа мышц и ее регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц Лабораторная работа: влияние статической и динамической работы на утомление мышц

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц.

Текущий

§14

8 нед.

16

6

Нарушения опорно-двигательной системы

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Осанка. Остеохондроз. Плоскостопие

Лабораторная работа: «Выявление плоскостопия»

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия

Письменный

§15

8 нед

17

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Урок закрепления знаний

Травма костно-мышечной системы и меры первой помощи при них

Приводят доказательства(аргументируют) необходимость соблюдения мер профилактики травматизм, нарушение осанки и развития плоскостопия. Осваивают приемы оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательной системы

Фронтальный

§16

9 нед.

18

8

Обобщение по теме опорно-двигательная система

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

Общие сведения по костям, мышцам, их соединениям. Травмы и первая помощь

Проводят работу по обобщению основных понятий опорно-двигательной системы. Продолжают формировать основные приемы профилактики и первой помощи при нарушении целостности костей и мышц

Проверочная работа

Тетрадь

9 нед.

19

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Состав внутренней среды организма и ее функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свертываемость крови

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выделяют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания о устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свертывания крови и его значение

Фронтальный

§17

10 нед.

20

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Урок закрепления знаний

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушение иммунной системы человека

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета

Текущий

§18

10 нед.

21

3

Иммунология на службе здоровья

Урок закрепления знаний

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор, реципиент.

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливание крови. Объясняют значение переливания крови

Фронтальный

§19

11 нед.

22

1

Транспортные системы организма

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатических систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы.

Текущий

§20

11 нед.

23

2

Круги кровообращения

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Круги кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лабораторная работа: «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Текущий

§21

12 нед.

24

3

Строение и работа сердца

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями

Текущий

§22

12 нед.

25

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Урок закрепления знаний

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс

Лабораторная работа: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки

Фронтальный

§23

13 нед.

26

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Урок закрепления знаний

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния  и тренированности

Приводят доказательства(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

Фронтальный

§24

13 нед.

27

6

Первая помощь при кровотечениях

Урок комплексного применения ЗУН учащимся

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов

Фронтальный

§25

14 нед.

28

7

Обобщающий урок по теме кровеносная и лимфатическая система

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

Обобщение знаний по строению и функционированию кровеносной и лимфатической системы

Установление и обобщение связи между основными понятиями кровеносной, лимфатической системы.

Проверочная работа

Тетрадь

14 нед.

29

1

Значение дыхание. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждения

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

Фронтальный

§26

15 нед.

30

2

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Газообмен в лёгких и тканях

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения

Текущий

§27

15 нед.

31

3

Механизм вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Охраны воздушной среды

Урок закрепления знаний

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Объясняют механизм регуляции дыхания

Фронтальный

§28

16 нед.

32

4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Жизненная ёмкость лёгкий. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой медицинской помощи при отравлении угарном газом, спасение утопающего. Заболевание органов дыхания  их профилактика.

Лабораторная работа: «Определение частоты дыхания»

Приводят доказательства(аргументируя) необходимость соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего, простудных заболеваний. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов

Проверочная работа

§29

16 нед.

33

1

Питание и пищеварение

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

Фронтальный

§30

17 нед.

34

2

Пищеварение в ротовой полости

Урок закрепления знаний

Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа: «Определение положения слюнных желёз. Движение в гортани при глотании. Изучения действия ферментов слюны на крахмал»

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Текущий

§31

17 нед.

35

3

Пищеварение в желудке и двенадцати перстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Пищеварение в желудке и кишечнике

Лабораторная работа: «Изучения действий ферментов желудочного сока на белки»

Объясняют особенности пищеварения и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Текущий

§32

18 нед.

36

4

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы

Текущий

§33

18 нед.

37

5

Регуляция пищеварения

Урок закрепления знаний

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция

Объясняют принцип нервной и гуморальной системы

Текущий

§34

19 нед.

38

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Урок закрепления знаний  

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции

Проводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения работы пищеварительной системы в повседневной жизни

Проверочная работа

§35

19 нед.

39

1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов.

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, жиров и углеводов.

Фронтальный

§36

20 нед.

40

2

Обмен воды и минеральных веществ. Ферменты

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Обмен воды и минеральных веществ. Ферменты и их роль в организме человека. Механизм работы ферментов.

Описывают особенности обмена воды, минеральных веществ. Объясняют механизм работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека

Текущий

§36

20 нед.

41

3

Витамины

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов

Текущий

§37

21 нед.

42

4

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Урок закрепления знаний

Основной и общий обмен. Калорийность пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Лабораторная работа Установление зависимости между дозированной нагрузкой  и уровнем энергетического обмена

Обсуждаются правила рационального питания

Проверочная работа

§38

21 нед.

43

1

Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи Производные кожи. Лабораторная работа определения типа своей кожи

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных знаний.

Фронтальный

§39

22 нед.

44

2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Урок закрепления знаний

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов, одежды и обуви

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами и ногтями, а также соблюдения правил гигиены

Текущий

§40

22 нед.

45

3

Терморегуляция организма. Закаливание

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика поражений кожи

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приемы первой помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова

Фронтальный

§41

23 нед.

46

4

Выделение

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Проверочная работа

§42

23 нед.

47

1

Значение нервной системы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Текущий

§43

24 нед.

48

2

Строение нервной системы. Спинной мозг

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная(автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга

Текущий

§44

24 нед.

49

3

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пыльценосная проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга

Фронтальный

§45

25 нед.

50

4

Функции переднего мозга

Урок закрепления знаний

Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции

Раскрывают функции переднего мозга

Текущий

§46

25 нед.

51

5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Урок закрепления знаний

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы

Лабораторная работа: «Штриховое раздражение кожи»

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Проверочная работа

§47

26 нед.

52

1

Анализаторы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Понятие об анализаторах

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств

Фронтальный

§48

26 нед.

53

2

Зрительный анализатор

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение зрительного анализатора

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора

Текущий

§49

27 нед.

54

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний

Урок закрепления знаний

Заболевания органов зрения и их предупреждение

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения

Текущий

§50

27 нед.

55

4

Слуховой анализатор

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Слуховой анализатор, его строение

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Проводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха

Текущий

§51

28 нед

56

5

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях

Письменный

§52

28 нед.

57

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку о высшей нервной деятельности

Фронтальный

§53

29 нед

58

2

Врожденные и приобретенные программы поведения

Урок закрепления знаний

Безусловные и условные программы поведения человека. Врожденное и приобретенное поведение

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека

Текущий

§54

29 нед.

59

3

Сон и сновидения

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Сон и бодрствование. Значение сна

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

Текущий

§55

30 нед.

60

4

Особенности ВНД человека. Речь и сознания. Познавательные процессы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Особенности ВНД человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучения, виды памяти. Способы улучшения памяти. Лабораторная работа оценка объема кратковременной памяти с помощью текстов

Характеризуют особенности ВНД человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют виды и типы памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Объясняют причины расстройства памяти.

Текущий

§56

30 нед.

61

5

Воля. Эмоции. Внимание

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания

Объясняют значение интеллектуальных, творческих, эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания

Письменный

§57

31 нед.

62

1

Роль эндокринной регуляции

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции

Текущий

§58

31 нед.

63

2

Функции желез внутренней секреции

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Текущий

§59

32 нед.

64

3

Заболевания связанные с нарушением функций желез внутренней секреции

Урок закрепления знаний

Особенности заболевания связанные с нарушением функций желез внутренней секреции

Объясняют причины возникновения основных заболеваний связанных с нарушением функций желез внутренней секреции. Профилактика и причины заболеваний, меры защиты

Письменный

Тетрадь

32 нед.

65

1

Жизненные циклы. размножение. Половая система

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание

Выделяют существенные признаки органов размножения

Текущий

§60

33 нед.

66

2

Развитие зародыша и плода. Беременность. Роды

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека

Текущий

§61

33 нед.

67

3

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курение, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, предающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний  человека

Фронтальный

§62

34 нед.

68

4

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рост и развитее ребенка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность

Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера»

Фронтальный

§63

34 нед.

69

5

Здоровый образ жизни

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимость защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляю знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдения за состояние собственного организма

Фронтальный

Тетрадь

35 нед.

70

6

Обобщение

Урок проверки, оценки и коррекции  ЗУН учащихся

Повторение материала о строение и функционировании организма человека

Выявляют существенные признаки и понятия пройденные в течении учебного года

Письменный

Тетрадь

35 нед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...