Организация и проведение двигательных перемен в школе.
статья по биологии (5 класс) по теме

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей и общее развитие. В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения потребности учащихся в движениях. Главная цель двигательной перемены - дать возвожность каждому ребенку побыть в движении, почувствововать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balieva_rm_tiunova_ta_statya.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение двигательных перемен в школе

Р.М.Балиева, Т.А. Тиунова, И.Л. Альшевская

учителя биологии, начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа№37», г. Кемерово

             Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Здоровье в значительной мере определяется уровнем привычной двигательной активности. Привычной считается активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. На ее формирование указывают влияние биологические и социальные факторы. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол. Важным социальным  фактором, формирующим привычную двигательную активность, является пропаганда физкультуры и спорта.

             Уровень привычной двигательной активности может быть ниже биологической потребности организма в движениях и не соответствовать существующим возрастным нормам. Такое не соответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что двигательная активность резко уменьшается с началом обучения в школе.

             Плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит аккумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно – сосудистой системы, кровообращения. В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движениях. Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

            Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становиться агрессивным и злым, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого.  0кружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и занимательным. Маленький человечек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

               Двигательные разминки дают возможность разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Существуют основные правила для организации двигательных перемен в школе:

  • Необходим учет возрастных особенностей детей.
  • Место проведения должно быть хорошо проветренным и  произведена влажная уборка.
  • Подвижные перемены обычно проводят после третьего урока в течение 15 -20 минут, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.
  • Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре.
  • Важно во время игр давать детям рекомендации, подбадривать их. Такие подвижные занятия будут проходить более эмоционально.
  • Надо учитывать, что с 11-12лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные, так и раздельные игры.
  • Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирают упражнения с небольшой нагрузкой.
  • Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена –  это прежде всего время отдыха для учащихся, поэтому не следует держать их в строю. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявлять дисциплинированность и организованность.

           По степени подвижности детей можно разделить на три группы: с большей подвижностью, средней и малой. Мы, как педагоги, используем игры с учетом подвижности детей.  (Смотрите приложение 1 )

Для учащихся 1 -4 классов

Игры низкой интенсивности

« Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 50-60см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать 5шагов и опять вернуться в круг.

«Два сигнала»

Играющие делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при назывании овощей, другая – при назывании фруктов. При каждой ошибке играющего его команда получает штрафное очко.

Игры средней интенсивности

«Шишки, желуди, орехи»

Играющие образуют три концентрических круга. Стоящие первыми – «шишки», вторыми – «желуди», третьими – «орехи». В центре находится водящий. По команде водящего, например: «орехи», участники этой команды должны переместиться на одно место вправо. Водящий в это время стремится занять чье – либо место. Если ему это удается, игрок,  оставшийся без места, становится водящим.

Для учащихся 5-7классов

Игры низкой интенсивности

«Запрещенное движение»

Называется запрещенное движение, например, «руки на пояс». Руководитель предлагает играющим поочередно выполнять различные движения. Играющие выполняют их. Когда предлагается запрещенное движение, оно не должно выполняться. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. После игры отмечаются самые внимательные.

Игры средней интенсивности

«Пустое место»

Все участники стоят в кругу лицом к центру. Водящий находится за кругом. Он, перемещаясь, дотрагивается до одного из играющих и бежит в любую сторону, обегая круг. Тот, до кого дотронулся водящий, бежит в другую сторону. Каждый из них старается захватить пустое место. Оставшийся без места водит.

«В движущийся обруч»

Руководитель, поставив на землю обруч диаметром 70-80см, толкает его так, чтобы тот покатился. Играющий должен пробежать сквозь движущийся обруч, не задев и не уронив его.

Литература

  1. Исаева, С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе/Айрис Пресс, Москва, 2008/
  2. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе /Ростов на Дону «Феникс»-2006/
  3. Обухова, Л.А. Школа докторов природы /Москва, «Вако»,2010/

   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

«Какая профессия будет МОЕЙ?», или особенности организации и проведения профориентационной работы в школе.

Профориентационная работа в школе– важная составляющая работы воспитательной службы в целом. В данной статье описан опыт работы по организации системы профориентационного воспитания в средней шко...

Подготовка бакалавров к организации и проведению химического эксперимента в школе

Статья  была подготовлена совместно с научным руководителем магистерской диссертации, доцентом кафедры методики обучения химии, Злотниковым Э.Г....

Мастер-класс "Организация и проведение спортивных соревнований в школе"

Сценарий мастер-класса для членов школьных спортивных клубов школьного самоуправления «Лидер-2019» по теме: "Организация и проведенеи спортивных соревнований в школе"...

Методическая разработка на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ШКОЛЕ

    В данной методической разработке  описаны методы организации и проведения  спортивных праздников. Использование разработки служит для формирования устойчивого интереса к...