Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

ЦЫмбаленко Елена Геннадиевна

Программа составлена в соответствии УМК под редакцией В.В.Пасечника
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по биологии в 10 классе базового уровня составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне.
  • программы среднего (полного)  общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Программой по биологии для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010 К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника стр.56-70, полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Программа рассчитана на 35 часов.
  • в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучаемых знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделяется содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса:

  • «Биология как наука. Методы научного познания»;
  • «Клетка»;
  • «Организм»;

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции;
  2. понимание общей культуры, определяющие адекватное поведение в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности;
  3. раскрытие современной естественнонаучной картины, ценностных ориентаций, реализующих гуманизацию биологического образования.

Задачи программы:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, ходе работы  с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся. Курс Биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и учебно-методического комплекса, в который входят:

1.Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология.» М.: Дрофа, 2010.  (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

  2. Рабочая тетрадь В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Биология. Общая биология 10-11 классы» ООО Дрофа 2011

На изучение курса  биологии в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Лабораторных работ – 4; практических работ -3.

Формы организации учебного процесса: классический урок, урок-практикум, урок-семинар, урок-конференция, урок-презентация.

Основная форма организации учебного процесса – урок, где большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, позволяющим повышать уровень познавательной активности учеников.

Осуществляется текущий, промежуточный, итоговый контроль. Основным объектом текущего контроля будут умения и навыки, полученные при изучении темы. В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания.

Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будут умения объяснять причинно-следственные связи явлений, используя различные источники, а также опираясь на знания, полученные в этой теме. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию, основан на тестовых заданиях разного уровня.

Контрольных работ по биологии программой не предусмотрено, поэтому контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, тестовых заданий из измерительных материалов, включающих 5 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (кодификатор элементов содержания по биологии составлен на базе обязательного минимума содержания основной образовательной программы и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России 1069 от 05.03.2004)

II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 10__ КЛАССЕ

Наименование разделов и тем

Сроки прохождения программы

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии  (2 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии

Код 1.1

2

Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.Тест.

Код 1.1

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы (2 часа)

3

Сущность жизни и свойства живого

Код 1.2

4

Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Код 1.2

Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория (1 час).

Код 2.1

5

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вихров, К.Бер, М. Шлейден, Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа)

6

Химического состав  клетки

Код 2.3

7

Неорганические вещества и их роль в клетке.Тест.

Код 2.3

8

Органические  вещества и их роль в клетке.

Код 2.3

9

Состав. Строение и функции белков Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей»

Код 2.3

Тема 2.3 Строение клетки (3 часа)

10

Строение клетки. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»  

Код 2.1

Код 2.3

11

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.Тест.

Код 2.3

12

Эукариотическая  и прокариотическая клетки. Строение и функции хромосом.

Код 2.1

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

13

ДНК- носитель наследственной информации в клетке. Удвоение молекулы ДНК в клетке.Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.Ген. Генетический код.

Код 2.7

Тема 2.5 Вирусы (1 час)

14

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Код 2.7

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов(1 час)

15

Организм –единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Код 3.1

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов(2 часа)

16

Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов. Тест.

Код 2.5

17

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий

Код 2.3

Тема 3.3 Размножение (4 часа)

18

Размножение- свойство организмов.

Код 2.7

19

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Код 2.7

20

Половое и бесполое размножение .Тест.

Код 2.7

21

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Код 2.7

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

22

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Практическая работа №1«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих для доказательства их родства»

Код 3.3

23

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Код 3.3

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)

24

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

Код 3.4

25

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем..

Код 3.5

26

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.Тест.

Код 3.5

27

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Код 3.5

28

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

Код 3.6

29

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Код 3.6

30

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Решение элементарных генетических задач»

Код 3.6

Тема 3.6Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

31

Генетика -теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

32

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

33

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Код 3.6

34

Контрольно-обобщающий урок по теме «Генетика».

Код 3.5, 3.6

35

Тестирование по материалу изученного в 10 классе

Код 1.1-3.6

Кодификатор элементов содержания по биологии для составления

контрольных измерительных материалов (КИМ) единого

государственного экзамена

  1. основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
  2. основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
  3. сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического);
  4. сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды);

1.1.5        сущность     гипотез     (чистоты     гамет,     происхождения     жизни,
происхождения

человека);

1.2        строение и признаки биологических объектов:

1.2.1        клеток   прокариот   и   эукариот:   химический   состав   и   строение органоидов;

  1. генов, хромосом, гамет;
  2. вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
  3. вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

1.3        сущность биологических процессов и явлений:

1.3.1        обмен   веществ   и   превращения   энергии   в   клетке   и   организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание, брожение, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;

1.3.2        митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных;

1.3.3        оплодотворение  у  цветковых  растений  и  позвоночных  животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);

1.3.4        взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных
гибридов, действие искусственного отбора;

3.2        Воспроизведение   организмов,   его   значение.   Способы   размножения,
сходство и

отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

3.3        Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения .

3.4        Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства
организмов.

Методы     генетики.     Основные     генетические    понятия     и     символика.

Хромосомная

теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

3.5        Закономерности наследственности, их цитологические основы.
Закономерности

наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания

  1. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
  2. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде

и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

3.8        Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в
развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения
культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы
выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов
микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных

3.9        Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия,
клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии
биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского
хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда
планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии
(клонирование человека, направленные изменения генома)

4 Система и многообразие органического мира

4.1        Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.
Основные    систематические    (таксономические)    категории:     вид,    род,
семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

4.2        Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в
природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

4.3        Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение.
Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Распознавание съедобных

и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

  1. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений
  2. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
  3. Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека
  4. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

5        Организм человека и его здоровье

5.1        Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов:
пищеварения,

дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем

5.2        Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-
двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение
и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

5.3        Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание
крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Витамины

  1. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
  2. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
  3. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья   (аутотренинг,   закаливание,   двигательная   активность).   Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные    привычки.    Зависимость    здоровья    человека    от    состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

6        Эволюция живой природы

  1. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования
  2. Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира

  1. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие
  2. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

6.5        Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе
органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и
этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство.
Биосоциальная природа человека.

7 Экосистемы и присущие им закономерности

  1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор
  2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические    уровни.    Цепи    и    сети    питания,    их    звенья.    Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)

7.3        Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена
экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое
разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого
развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в
экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы,
основные отличия от природных экосистем

7.4        Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на
Земле.   Биологический   круговорот   веществ   и   превращение   энергии   в биосфере,

роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

7.5        Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека
(нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.).
Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов
как основа устойчивости биосферы. Правила поведени

III.Содержание программы

Преемственные связи между разделами программы обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствуют формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии  с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

В структурном отношении курс «Общая биология» состоит из таких разделов, как:

  • Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания 4 часа);
  1. Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа);
  2. Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. (2 часа); Обучаемые узнают краткую историю развития биологии, методы исследования в биологии, роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира4 сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи и методы познания живой природы.
  • Раздел 2 Клетка (10 часов)
  1. Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория (1 час);
  2. Тема 2.2 Химический состав клетки (4 часа);
  3. Тема 2.3 Строение клетки (3 часа);
  4. Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке (1 час);
  5. Тема 2.5 Вирусы (1 час); В разделе дается материал о развитии знаний о клетке (Р. Гук, Р.Вихров, К.Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн), о клеточной теории и ее основных положениях, методах цитологии. Рассматриваются вопросы о химическом составе клетки, ее строении, основных частях и органоидах клетки , их функциях; эукариотической и прокариотической клетках, о строении и функциях хромосом. Даются знания о ДНК-носителе наследственной информации, удвоении молекулы ДНК в клетке, значении постоянства числа и формы хромосом в клетках; о гене и г генетическом коде и роли генов в биосинтезе белка; о вирусе и особенности строения и размножения, мерах профилактики распространения вирусных заболеваний и профилактике СПИДа.
  • Раздел 3 Организм (19 часов).

1.Тема 3.1 Организм - единое целое. Многообразие живых организмов (1 час);

2.Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов(2 часа);

3.Тема 3.3 Размножение (4 часа);

4.Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа);

5.Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 час);

4.Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа);

В разделе даются знания об организме, многообразии организмов( одноклеточные, многоклеточные и колониальные); об обмене веществ и превращении энергии, особенностях обмена веществ у растений. Животных и бактерий; о размножении организмов (половом и бесполом), об оплодотворении и его значении; индивидуальном развитии организма, причинах нарушений развития организмов, репродуктивном здоровье и последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Обучаемым даются знания о наследственности и изменчивости, о генетике, о генетической терминологии и символике, наследственной и ненаследственной изменчивости, влиянии мутагенов на организм человека, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; о генетике – теоретической основе селекции, биотехнологии, ее достижениях и перспективах развития, этических аспектах некоторых исследований в биотехнологии. В этом разделе запланированы 3 практические работы:

  1. Практическая работа №1«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих для доказательства их родства»;
  2. Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»;
  3. Практическая работа №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

и 4 лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа №1 «Изучение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
  2. Лабораторная работа №2 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей»
  3. Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»  
  4. Лабораторная работа №4 «Решение элементарных генетических задач»

IV.Формы и средства контроля

Ведущими  составляющими контроля выступают практические умения в области биологии. Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. .

В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания, биологические диктанты, беседы, отчеты по тематическим наблюдениям и экспериментам.

Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6-9 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-110 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2010 г./; лабораторные работы, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки базового уровня в основном используются преимущественно тесты, с одним вариантом ответа. При контроле же практических умений проявляется способность обучаемых мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, поэтому эти умения могут проверяться с помощью тестов со свободно конструируемым ответом (взяты из сборника Н.А.Лемеза «Тесты по биологии 10-11 классы. Учебное пособие. Минск ЧУП «Издательство Юнипресс»2006»; полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Биология /авт.-сост.Е.А.Никишова, С.П.Шаталова.-М.:АСТ: Астрель,2012/

V.Перечень учебно-методических средств обучения

№п/п

Средства обучения

% оснащенности

Литература

основная

1.

УчебникА.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология.» М.: Дрофа, 2010.  (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

100

2.

Рабочая тетрадь В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Биология. Общая биология 10-11 классы» ООО Дрофа 2011

100

дополнительная

3.

Программы по биологии  для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 класс К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника М.: Дрофа 2010

100

4.

Методическое пособие для учителя Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) ;


100

5.

Б.Х.Соколовская «Задачи по генетике» М. Центр социально- педагогических инициатив 2007- 83 с.;

100

6.

М.П.Травкин «генетика в опытах и задачах» Белгород 1997- 87 с.;

100

7.

Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – Москва,  «Наука», 1991

100

8.

Стандарт основного общего образования

100

9.

Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия,2001.

100

10.

Журнал. Биология в школе.

100

11.

Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007


100

12.

Я иду на урок биологии. Введение в общую биологию – М; «Первое сентября»2001

100

13.

Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-9 классы.- Москва,

100

Оборудование и приборы

Объекты натуральные

14

Влажные микропрепараты по разделу:

  • Гиалиновый хрящ;
  • Мазок крови человека;
  • Нервные клетки;
  • Дробление яйцеклетки;
  • Сперматозоиды млекопитающего4
  • Нерв- поперечный срез;
  • Кровь лягушки;
  • Рыхлая соединительная ткань;
  • Костная ткань;
  • Кожица лука;
  • Зерновка ржи;
  • Завязь и семяпочка;
  • Спороносный колосок;
  • Мужская шишка сосны;
  • Пыльца сосны;

Гербарии по систематике растений (6 наборов)

88

Информационные источники

15.

Таблицы комплексные по курсу  «Общая биология»

93

16.

Портреты учёных биологов

100

Модели, макеты, муляжи

17.

  • скелет человека
  • макет разреза человеческого тела
  • набор костей разных видов
  • макеты внутренних органов человека
  • череп Макака
  • современного человека
  • череп питекантропа
  • слепок мозговой полости черепа питекантропа
  • модель и строение головного мозга

100


Приборы

18.

лабораторные -  лупа, микроскоп, микролаборатории (4 шт.)

80

19.

средства ИКТ - универсальный настольный компьютер, проектор, интерактивная доска.

100

Цифровые образовательные ресурсы

20

учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

21.

Мультимедийный диск «Биология»

22

Мультимедийный диск «Репетиторы Кирилл и Мифодий. Растения. Бактерии. Грибы.»

23

  1. Сайт Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru (нор

24

  1. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://www.standart.edu.ru

25.

  1. (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, ведеолекции, методические рекомендации).  
  2. Сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru

26.

  1. Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru  (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации)

27.

  1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

28

Издательство «Просвещение», электронные приложения к учебникам под ред. Л.Н. Сухоруковой «Сферы».


29

Издательство «Дрофа» Мультимедийное учебное пособие к учебникам  под ред. В.В. Пасечника «Навигатор»

30

Интернет сайты: http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

31

http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

32

http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

33

http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

34

http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)

Минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП (для выполнения лабораторных работ по биологии)

Практические и лабораторные работы, рекомендованные в соответствии с программами по биологии базового уровня для 10-11 классов (стандарт  общего образования)

Класс

Темы лабораторных работ 

Необходимый минимум ( в расчете 1 комплект на 2 обучаемых)

10

Лабораторная работа №1 «Изучение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

Микроскоп, растения элодеи, подбитые дрожжи, препараты животной ткани (эпителиальной), культура «сенной палочки»,  предметное и покровное стекло, препаровальная игла, стакан с водой, стеклянная палочка.

Лабораторная работа №2 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей»

Микроскоп, 3-% раствор пероксида водорода, веточки элодеи, предметное и покровное стекло, кусочек сырого и вареного картофеля, сырого и вареного мяса, пробирки, пипетки.

Лабораторная работа №3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»  

6-% хлористый натрий, луковица репчатого лука, фильтровальная бумага, пипетка, , предметное и покровное стекло, препаровальная игла, микроскоп

Лабораторная работа №4 «Решение элементарных генетических задач»

Генетические задачи по разным темам

Практическая работа № 1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих для доказательства их родства»;

Таблица «Эмбриогенез позвоночных, ИКТ

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»;

ИКТ

Практическая работа № 3«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...