Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

ЦЫмбаленко Елена Геннадиевна

Программа составлена в соответствии УМК под редакцией В.В.Пасечника
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по биологии в 11 классе базового уровня составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне.
  • программы среднего (полного)  общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Программой по биологии для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010 К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника стр.56-70, полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Программа рассчитана на 35 часов.
  • в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучаемых знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделяется содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними в11 классе выделены содержательные линии курса:

  •  «Вид»;
  • «Экосистемы».

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции»;
  2. понимание общей культуры, определяющие адекватное поведение в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности;
  3. раскрытие современной естественнонаучной картины, ценностных ориентаций, реализующих гуманизацию биологического образования.

Задачи  курса:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению

к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Авторская программа в 11 классе «Общая биология» рассчитана на 35 часов, 1 часа в неделю. Так как базисный план для 11 классов ориентирован на 34 недели, сокращено количество часов с 35 до 34 часов за счет часов резервного времени.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и учебно-методического комплекса, в который входят:

1.Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология.» М.: Дрофа, 2010.  (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

  2. Рабочая тетрадь В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Биология. Общая биология 10-11 классы» ООО Дрофа 2011

На изучение курса  биологии «Введение в общую биологию» в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Лабораторных работ – 3; практических работ -3; экскурсии-2.

Формы организации учебного процесса: классический урок, урок-практикум, урок-семинар, урок-конференция, урок-презентация, урок-экскурсия.

Основная форма организации учебного процесса – урок, где большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, позволяющим повышать уровень познавательной активности учеников.

Осуществляется текущий, промежуточный, итоговый контроль. Основным объектом текущего контроля будут умения и навыки, полученные при изучении темы. В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания.

Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будут умения объяснять причинно-следственные связи явлений, используя различные источники, а также опираясь на знания, полученные в этой теме. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию, основан на тестовых заданиях разного уровня.

Контрольных работ по биологии программой не предусмотрено, поэтому контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, тестовых заданий из измерительных материалов, включающих 5 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (кодификатор элементов содержания по биологии составлен на базе обязательного минимума содержания основной образовательной программы и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России 1069 от 05.03.2004

II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Наименование раздела, темы

Сроки прохождения программы

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

Тема 4.1. История эволюционных идей(4 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ. История эволюционных идей.

КОД 4.1

КОД 6.1

2

Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка.

3

Эволюционная теория Ч. Дарвина

КОД 4.1

КОД 6.1

4

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Тест.

КОД 4.1

Тема 4.2 Современное эволюционное учение (9 часов).

5

Вид – его критерии

КОД 5.1; 6.2

6

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Тест.

7

Движущие силы эволюции.

КОД 5.2; 6.3

8

 Влияние движущих сил эволюции  на генофонд популяции Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости организмов»

9

Синтетическая теория эволюции. Тест.

КОД 5.2; 6.4

10

Результаты эволюции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

КОД 5.2

11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

КОД 5.3

12

Причины вымирания видов.Инструктаж по ТБ Экскурсия №1 окрестности школы «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»

КОД 5.3; 6.2

13

Биологический прогресс и биологический регресс. Тест

КОД 5.3: 6.4

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле  (3 часа)

14

Гипотезы о происхождении жизни Практическая работа №1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

КОД 4.1; 6.5

15

Отличительные признаки живого.

КОД 4.1; 6.5

16

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

КОД 4.1; 6.5

Тема 4.4 Происхождение человека(4 часов)

17

Гипотезы происхождения человека Практическая работа №2«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

КОД 4.1; 6.5

18

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

КОД 4.1; 6.5

19

Эволюция человека.

КОД 4.2; 6.5

20

Происхождение человеческих рас.

КОД 4.2

Тема 5.1Экологические факторы  (3 часа)

21

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

КОД 7.1

22

Биологические ритмы.

КОД 7.1

23

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

КОД 7.1

Тема 5.2 Структура экосистем (4 часа)

24

Видовая и пространственная структура экосистем.Тест

КОД 7.2

25

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

КОД 7.3

26

Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» инструктаж по ТБ

КОД 7.4

27

Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

КОД 7.5

Тема 5.3 Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)

28

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Код 7.4

29

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Код 7.2

Тема 5.4 Биосфера и человек (3 часа)

30

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.Инструктаж по ТБ Экскурсия №2 «Естественные и искусственные экосистемы»

Код 7.4

31

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Код 7.65

32

Правила поведения в окружающей среде. Практическая работа №3«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных  экологических проблем и путей их решения.

Код 7.5

33

Повторно-обобщающий урок по теме «Биосфера»

34

Тестирование по курсу «Общая биология»

Код 7.1-7.5

Кодификатор элементов содержания по биологии для составления

контрольных измерительных материалов (КИМ) единого

государственного экзамена

  1. основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
  2. основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
  3. сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического);
  4. сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды);

1.1.5        сущность     гипотез     (чистоты     гамет,     происхождения     жизни,
происхождения

человека);

1.2        строение и признаки биологических объектов:

1.2.1        клеток   прокариот   и   эукариот:   химический   состав   и   строение органоидов;

  1. генов, хромосом, гамет;
  2. вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
  3. вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

1.3        сущность биологических процессов и явлений:

1.3.1        обмен   веществ   и   превращения   энергии   в   клетке   и   организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание, брожение, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;

1.3.2        митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных;

1.3.3        оплодотворение  у  цветковых  растений  и  позвоночных  животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);

1.3.4        взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных
гибридов, действие искусственного отбора;

3.2        Воспроизведение   организмов,   его   значение.   Способы   размножения,
сходство и

отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

3.3        Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения .

3.4        Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства
организмов.

Методы     генетики.     Основные     генетические    понятия     и     символика.

Хромосомная

теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

3.5        Закономерности наследственности, их цитологические основы.
Закономерности

наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания

  1. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
  2. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде

и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

3.8        Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в
развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения
культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы
выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов
микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных

3.9        Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия,
клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии
биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского
хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда
планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии
(клонирование человека, направленные изменения генома)

4 Система и многообразие органического мира

4.1        Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.
Основные    систематические    (таксономические)    категории:     вид,    род,
семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

4.2        Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в
природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

4.3        Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение.
Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Распознавание съедобных

и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников

  1. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений
  2. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
  3. Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека
  4. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных

5        Организм человека и его здоровье

5.1        Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов:
пищеварения,

дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем

5.2        Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-
двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение
и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

5.3        Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание
крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Витамины

  1. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
  2. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
  3. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья   (аутотренинг,   закаливание,   двигательная   активность).   Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные    привычки.    Зависимость    здоровья    человека    от    состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

6        Эволюция живой природы

  1. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования
  2. Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира

  1. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие
  2. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

6.5        Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе
органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и
этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство.
Биосоциальная природа человека.

7 Экосистемы и присущие им закономерности

  1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор
  2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические    уровни.    Цепи    и    сети    питания,    их    звенья.    Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)

7.3        Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена
экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое
разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого
развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в
экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы,
основные отличия от природных экосистем

7.4        Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на
Земле.   Биологический   круговорот   веществ   и   превращение   энергии   в биосфере,

роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы

7.5        Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека
(нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.).
Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов
как основа устойчивости биосферы. Правила поведения

III.Содержание программы

Преемственные связи между разделами программы обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствуют формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии  с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

В структурном отношении курс «Общая биология» состоит из таких разделов, как:

  • Раздел 4 Вид (21 часов);
  1. Тема4.1 История эволюционных идей(4 часа);
  2. Тема 4.2 Современное эволюционное учение. (9 часов);
  3. Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (3 часа);
  4. Тема 4.4 Происхождение человека (5 часов);Обучаемые узнают историю эволюционных идей, роль  эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира; о виде и его критериях, о популяции как структурной единице вида, движущих силах эволюции и их влиянии на генофонд популяции. Дается представление о гипотезах происхождения жизни, отличительных признаках живого и усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции; о гипотезах происхождения человека, доказательствах родства человека с млекопитающими животными, об эволюции человека и происхождении человеческих рас. В разделе запланированы 2 лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида»;

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»;

2 практические работы:

Практическая работа №1«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»;

Практическая работа №2«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»;

1 экскурсия

Экскурсия №1 окрестности школы «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»

  • Раздел 5 Экосистемы (13 часов)
  1. Тема 5.1 Экологические факторы (3 часа);
  2. Тема 5.2 Структура экосистем (4 часа);
  3. Тема 5.3 Биосфера – глобальная экосистема (2 часа);
  4. Тема 5.4 биосфера и человек (4 час); В разделе дается материал об экологических факторах, их значении в жизни организмов, межвидовых отношениях: паразитизме, хищничестве, конкуренции и симбиозе; о видовой и пространственной структуре экосистем, пищевых связях, круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах, причинах устойчивости и смены экосистем, об искусственных сообществах – агроэкосистемах. Здесь представлен материал о биосфере как глобальной экосистеме, об учении В.И.Вернадского о биосфере, роли живых организмов в биосфере; о биосфере и человеке; глобальных экологических проблемах и путях их решения, последствиях деятельности человека в окружающей среде и правила поведения в природной среде. В ходе изучения раздела запланированы: 1 лабораторная работа

Лабораторная работа №3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»;

     1 практическая работа:

Практическая работа №3«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных  экологических проблем и путей их решения;

Экскурсия №1 окрестности школы «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»

экскурсия№2  по окрестностям школы на тему «Естественные и искусственные экосистемы»

IV.Формы и средства контроля

Ведущими  составляющими контроля выступают практические умения в области биологии. Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. .

В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания, биологические диктанты, беседы, отчеты по тематическим наблюдениям и экспериментам.

Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6-9 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-110 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2010 г./; лабораторные работы, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки базового уровня в основном используются преимущественно тесты, с одним вариантом ответа. При контроле же практических умений проявляется способность обучаемых мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, поэтому эти умения могут проверяться с помощью тестов со свободно конструируемым ответом (взяты из сборника Н.А.Лемеза «Тесты по биологии 10-11 классы. Учебное пособие. Минск ЧУП «Издательство Юнипресс»2006»; полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Биология /авт.-сост.Е.А.Никишова, С.П.Шаталова.-М.:АСТ: Астрель,2012/

V.Перечень учебно-методических средств обучения

№п/п

Средства обучения

% оснащенности

Литература

основная

1.

УчебникА.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология. Общая биология.» М.: Дрофа, 2010.  (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

100

2.

Рабочая тетрадь В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Биология. Общая биология 10-11 классы» ООО Дрофа 2011

100

дополнительная

3.

Программы по биологии  для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 класс К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника М.: Дрофа 2010

100

4.

Методическое пособие для учителя Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) ;


100

5.

Б.Х.Соколовская «Задачи по генетике» М. Центр социально- педагогических инициатив 2007- 83 с.;

100

6.

М.П.Травкин «генетика в опытах и задачах» Белгород 1997- 87 с.;

100

7.

Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – Москва,  «Наука», 1991

100

8.

Стандарт основного общего образования

100

9.

Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия,2001.

100

10.

Журнал. Биология в школе.

100

11.

Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007


100

12.

Я иду на урок биологии. Введение в общую биологию – М; «Первое сентября»2001

100

13.

Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-9 классы.- Москва,

100

Оборудование и приборы

Объекты натуральные

14

Влажные микропрепараты по разделу:

  • Гиалиновый хрящ;
  • Мазок крови человека;
  • Нервные клетки;
  • Дробление яйцеклетки;
  • Сперматозоиды млекопитающего4
  • Нерв- поперечный срез;
  • Кровь лягушки;
  • Рыхлая соединительная ткань;
  • Костная ткань;
  • Кожица лука;
  • Зерновка ржи;
  • Завязь и семяпочка;
  • Спороносный колосок;
  • Мужская шишка сосны;
  • Пыльца сосны;

Гербарии по систематике растений (6 наборов)

88

Информационные источники

15.

Таблицы комплексные по курсу  «Общая биология»

93

16.

Портреты учёных биологов

100

Модели, макеты, муляжи

17.

  • скелет человека
  • макет разреза человеческого тела
  • набор костей разных видов
  • макеты внутренних органов человека
  • череп Макака
  • современного человека
  • череп питекантропа
  • слепок мозговой полости черепа питекантропа
  • модель и строение головного мозга

100


Приборы

18.

лабораторные -  лупа, микроскоп, микролаборатории (4 шт.)

80

19.

средства ИКТ - универсальный настольный компьютер, проектор, интерактивная доска.

100

Цифровые образовательные ресурсы

20

учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

21.

Мультимедийный диск «Биология»

22

Мультимедийный диск «Репетиторы Кирилл и Мифодий. Растения. Бактерии. Грибы.»

23

  1. Сайт Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru (нор

24

  1. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://www.standart.edu.ru

25.

  1. (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, ведеолекции, методические рекомендации).  
  2. Сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru

26.

  1. Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru  (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации)

27.

  1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

28

Издательство «Просвещение», электронные приложения к учебникам под ред. Л.Н. Сухоруковой «Сферы».


29

Издательство «Дрофа» Мультимедийное учебное пособие к учебникам  под ред. В.В. Пасечника «Навигатор»

30

Интернет сайты: http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

31

http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

32

http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

33

http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

34

http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)

Минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП (для выполнения лабораторных работ по биологии)

Практические и лабораторные работы, рекомендованные в соответствии с программами по биологии базового уровня для 10-11 классов (стандарт  общего образования)

Класс

Темы лабораторных работ 

Необходимый минимум ( в расчете 1 комплект на 2 обучаемых)

11

Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Гербарные экземпляры растений одного вида, комнатные цветы одного вида

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Набор «Дикие животные», коллекция растений

Лабораторная работа №3«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»;

Публикации в местной прессе, материалы в Интернете

Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Справочный материал, ИКТ

Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Справочный материал, ИКТ

Практическая работа №3 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных  экологических проблем и путей их решения

Справочный материал ,ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...