рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

ЦЫмбаленко Елена Геннадиевна

Программа составлена в соответствии УМК под редакцией В.В.Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 8 классе базового уровня составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии 2004 г.
  • программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечникка, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. М. Дрофа 2010 стр. 37-48)  Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Программа рассчитана на 70 часов.
  • в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

Курс биологии для 8 класса является логическим продолжением изучения биологии в 7 классе, где обучающиеся знакомятся с признаками, присущими всем  организмам, рассматривают живой организм как единое целое.

В 8 классе .обучаемые получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными  предками позволяют осознать обучаемыми единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом , выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цели программы:

  • Формирование понятий о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.;
  • Изучение  систематического положения человека в ряду живых существ, его генетической связи с животными предками.
  • Понимание взаимосвязи строения и функций органов и систем , а также  образа жизни человека.

Задачи программы:

  • освоение обучаемыми знаний о человеке как о биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучаемыми  в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:        

  1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек. 8 класс»               М.: Дрофа,  2007
  2. Дидактический материал по курсу «Биология. Человек 8. класс» (М.: Просвещение , 2009)
  3. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек. 8 класс». Рабочая тетрадь к учебнику.

На изучение курса  биологии «Человек» в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). Лабораторных работ – 16, практические работы -3; самостоятельная работа -1.

Формы организации учебного процесса: классический урок, урок-практикум, урок-игра, урок-семинар, урок-конференция, урок-презентация, урок-экскурсия.

Основная форма организации учебного процесса – урок, где большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, позволяющим повышать уровень познавательной активности учеников.

Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.

Осуществляется текущий, промежуточный, итоговый контроль. Основным объектом текущего контроля будут умения и навыки, полученные при изучении темы. В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания.

Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будут умения объяснять причинно-следственные связи явлений, используя различные источники, а также опираясь на знания, полученные в этой теме. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию, основан на тестовых заданиях разного уровня.

Контрольных работ по биологии программой не предусмотрено, поэтому контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, решение логических задач, тестовых заданий.

II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 8 « » классе

Наименование разделов и тем

Сроки прохождения программы

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена.

Код3.4

2

Становление наук о человеке и методы исследования.

Код 3.4

Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)

3

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Код 4.1

4

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

5

Человеческие расы. Человек как вид.

Повторение раздела «Происхождение человека»

Раздел 2 Строение и функции организма(57 часов)

Тема 2.1 Общий обзор организма

6

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.Тест

Код 2.1

Тема 2.2 Клеточное строение организма

7

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.

Код 2.1

8

Деление клетки. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Рост и развитие клеток.

9

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 « Изучение микроскопического строения тканей».

Код 2.1

10

Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс.

Код 4.2

. Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов

11

Центральная и переферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. . Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». 

Повторение раздела «строение организма», 4.2

Тема 2.4 Опорно-двигательная система

12

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их микро и макростроение, типы костей.. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения костей.».

Код 4.11

13

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

Код 4.11

14

Типы соединение костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)

15

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антогонисты и синергисты.. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 4 «Мышцы человеческого тела».

16

Работа скелетных мышц и их регуляция.Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренпировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 5 «Изменение роста и массы организма»

17

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. ИХ выявление, предупреждение и исправление. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».

Код 4.11

18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Повторить весь раздел

Тема 2.5 Внутренняя среда организма

19

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кровотворение. .Лабораторные работы№7  «Изучение микроскопического строение крови»

Код 4.5

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Имунная система.

21

 Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови.

Повторение раздела «внутренняя среда организма»

Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма

22

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Код 4.6

23

Круги кровообращения Инструктаж по ТБ.Лабораторные работы№8: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

24

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.Тест

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.. Инструктаж по ТБ. Лабораторные работы №, ,: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и

26

Гигиена сердечно – сосудистой системы.Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№10: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Код 4.6

27

Первая помощь при кровотечениях.Тест.

Повторение раздела «кровеносная и лимфатическая система»

Тема 2.7 Дыхательная система

28

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносных  пазух, профилактика, доврачебная помощь.

Код 4.7

29

Газообмен в легких и тканях. Тест.

30

Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №11«Определение частоты дыхания».

31

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких Выявление и предупреждение болезней  органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Повторение раздела «Дыхание»

Тема 2.8 Пищеварительная система

32

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

Код 4.3

33

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта Ротовая полость. Тест.

34

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №12  «Действие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».

35

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.  Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Тест.

36

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Код 4.3

37

Заболевание органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях..

Повторение раздела «Пищеварение»

Код 4.3

Тема 2.9 Обмен веществ и энергии

38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Тест.

Код 4.7

Код 4.8

39

Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.

40

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 13 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Повторение раздела «Обмен веществ и энергии»

Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция

41

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи.

Код 4.12

42

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи.. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы.Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

43

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощьпри общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Тема 2.11 Выделительная система

44

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение..

Код 4.8

Тема 2.12 Нервная система человека

45

Значение нервной системы. Мозг и психика

46

Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга.

Код 4.2

47

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №14 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

48

Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий и переднего мозга .Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга.

49

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатические и парасимпатические подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Код 4.2

Тема 2.13 Анализаторы

50

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

51

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.Инструктаж по ТБ Лабораторная работа№15«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,                

Код 4.12

52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

53

Слуховой анализатор. Значение зрения. Строение и функции наружного, среднего  и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Гигиена органов слуха.

Код 4.12

54

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Повторение раздела «Анализаторы»

Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

55

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П.Павлов Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.Тест.

Код 4.10

56

Врождённые и приобретённые программы поведения – безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

57

Биологические ритмы.Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание , трудовая деятельность Познавательные процессы. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №16«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.»

59

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Повторение раздела «высшая нервная деятельность»

Тема 2.15 Железы внутренней секреции

60

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.Тест.

61

Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.


Тема 2.16 Индивидуальное развитие организма



62

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое  размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы.

Код 4.1

Код 4.10

63

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ на развитие  и здоровье человека.

64

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика

65

Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной возраст, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов..

Код 4.10

66

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Повторение темы

Резерв времени

67

Повторение темы «Клеточное строение»

68

Повторение темы «Органы дыхания»

69

Повторение темы «Строение нервной системы»

70

Тестирование за курс «Биология Человек»

Обобщенный план контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (в новой форме) по биологии

Порядко-вый № задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности

Время выполнения

(мин.)

1

2

3

4

5

6

Часть 1

1

А1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. И практической деятельности людей

1.1

Б

1,5

2

А2

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

2.1

Б

1,5

3

А3

Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы

2.2

3.1

3.2

Б

1,5

4

А4

Царство Растения

3.3

Б

1,5

5

А5

Царство Растения

3.3

Б

1,5

6

А6

Царство Животные

3.4

Б

1,5

7

А7

Царство Животные

3.4

Б

1,5

8

А8

Сходство человека с животными и отличия от них

4.1

Б

1,5

9

А9

Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развития организма человека

4.1

4.10

Б

1,5

10

А10

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

4.2

Б

1,5

11

А11

Опора и движение

4.11

Б

1,5

12

А12

Внутренняя среда

4.5

Б

1,5

13

А13

Транспорт веществ

4.6

Б

1,5

14

А14

Питание. Дыхание

4.3

4.4

Б

1,5

15

А15

Обмен веществ. Выделение. Покровы тела

4.7

4.8

4.9

Б

1,5

16

А16

Органы чувств

4.12

Б

1,5

17

А17

Психология и поведение человека

4.13

Б

1,5

18

А18

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ

4.14

Б

1,5

19

А19

Приемы оказания первой доврачебной помощи

4.15

Б

1,5

20

А20

Влияние экологических факторов на организмы

5.1

Б

1,5

21

А21

Экосистемная организация живой природы. Биосфера – глобальная экосистема

5.2

5.3

Б

1,5

22

А22

Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме

2,3,4,5

Б

1,5

23

А23

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

2,3,4,5

П

1,5

24

А24

Учение об эволюции органического мира

3,5

П

1,5

Часть2

25

В1

Умение проводить множественный выбор

2,3,4,5

П

8

26

В2

Умение устанавливать соответствие

1,2,3,4,5

П

8

27

В3

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

2,3,4,5

П

8

28

В4

Умение включать в текст пропущенные биологические термины

1,2,3,4,5

П

8

Часть 3

29

С1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ

4.14

П

15

30

С2

Умение работать с текстом биологического содержания

1,2,3,4,5

П

13

31

С3

Умение работать со статистическими данными, представленные в табличной форме

1,2,3,4,5

П

17

        

III.Содержание программы

Преемственные связи между разделами программы обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствуют формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний.

В структурном отношении курс «Биология. Человек» состоит из таких глав, как:

  • ВВЕДЕНИЕ (2 часа);
  • Происхождение человека (3 часа);
  • Общий обзор организма (1 час);
  • Клеточное строение организма (4 часа);
  • Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час);
  • Опорно-двигательная система (7 часов);
  • Внутренняя среда организма (3 часа);
  • Кровеносная и лимфатическая системы организма (5 часов);
  • Дыхательная система (4 часа);
  • Пищеварительная система (6 часов);
  • Обмен веществ и энергии (3 часа);
  • Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа);
  • Выделительная система (1 час);
  • Нервная система человека (5 часов);
  • Анализаторы (5 часов);
  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часа);
  • Железы внутренней секреции (2 часа);
  • Индивидуальное развитие организма (6часов);
  • Резерв времени (4 часа) - Повторение тем: «Клеточное строение»,  «Органы дыхания», «Строение нервной системы». Повторно-обобщающий урок за курс «Биология Человек»

Во введении обучаемые знакомятся с науками, изучающие организм человека: анатомией, физиологией, психологией и гигиеной, их становлением и методами исследования.

        Первый раздел рассматривает место человека в систематике, доказательства животного происхождения человека, основные этапы эволюции человека и влияние биологических и социальных факторов на нее, человеческие расы, человек как вид.

        Второй раздел «Строение  и функции организма » включает в себя 14 тем.

  1. общий обзор организма -  знакомит обучаемых с уровнями организации жизни, структурой тела, органами и системами органов;
  2. клеточное строение организма. Ткани.- рассматривает внешнюю и внутреннюю среду организма, строение и функции клетки, ткани;
  3. рефлекторная регуляция органов и систем организма рассматривает строение центральной и периферической части нервной системы, спинной и головной мозг. Обучаемые получают знания о рефлексе и рефлекторной дуге, процессах возбуждения и торможения, о прямых и обратных связях, а также роли рецепторов в восприятии раздражений.
  4. опорно-двигательная система – раскрывает знания о скелете, мышцах и их функциях, химическом составе костей, о причинах нарушения осанки и развития плоскостопия. При закреплении этой темы запланированы практические занятия по оказанию первой помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов; по выявлению плоскостопия.
  5. внутренняя среда организма рассматривает компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа; круги кровообращения, строение и работу сердца. Обучаемые узнают о гигиене сердечно-сосудистой системы, доврачебной помощи при заболеваниях сердца и сосудов и первой помощи при кровотечениях.
  6. дыхательная система раскрывает значение дыхания, строение и функции органов дыхания, функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Обучающиеся на практике узнают о выявлении и предупреждении болезней органов дыхания; о первой помощи утопающему. При удушении и биологической смерти, искусственном дыхании и непрямом массаже сердца;
  7. пищеварительная система – знакомит с пищевыми продуктами и питательными веществами, их роли  в обмене веществ, строении и функциях пищеварительной системы. Обучаемые узнают о заболеваниях пищеварительной системы и их профилактике, о гигиене органов пищеварения и предупреждении ЖК инфекций и гельминтозов. На практических занятиях узнают о доврачебной помощи при пищевых отравлениях;
  8. обмен веществ и энергии включает в себя  материал о пластическом и энергетическом обмене, обмене белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Обучаемые узнают о роли ферментов в обмене веществ, витаминах, об энергозатратах человека и пищевом рационе.
  9. покровные органы и теплорегуляция – дает знания о наружных покровах тела человека, строении и функциях кожи. Обучаемые на практике знакомятся с методами ухода за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи; о гигиене одежды и обуви, причинах кожных заболеваний, профилактикой и лечением, учатся оказывать доврачебную помощь при общем охлаждении организма, тепловом и солнечном ударе;
  10. выделительная система рассказывает о значении органов выделения и поддержки гомеостаза внутренней среды организма, о строении и функциях мочевыделительной системы, о заболеваниях органов выделительной системы и их предупреждении;
  11. нервная система рассматривает значение НС, мозг и психику, строение НС, соматический и автономный отделы НС, их подотделы и взаимодействие. Обучаемые на практике знакомятся с рефлексами продолговатого и среднего мозга;
  12. анализаторы – дает знания об органах чувств, значении анализаторов, гигиене зрения, предупреждении глазных болезней, травм глаза, предупреждении близорукости и дальнозоркости, коррекции зрения, гигиене органов слуха, причинах тугоухости и глухоты, их предупреждении;
  13. высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – знакомит с условными и безусловными рефлексами, законом взаимной индукции возбуждения и торможения, биологических ритмах, сне и бодрствовании, особенности ВНД, речи, познавательных процессах и волевых действиях;
  14. железы внутренней секреции – дает знания о видах желез, свойствах гормонов, взаимодействии нервной и гуморальной регуляции. Обучаемые узнают о причинах сахарного диабета.

Третий раздел «Индивидуальное развитие организма» рассматривает жизненные циклы организмов, бесполое и половое размножение. Мужскую и женскую половые системы, образование и развитие зародыша, влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека, наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях, передающимся половым  путем: СПИД, сифилис и др., а также об их профилактике; развитии ребенка после рождения, индивиде и личности, темпераменте и характере, самопознании и общественном образе жизни.

IV.Формы и средства контроля

Ведущими  составляющими контроля выступают практические умения в области биологии. Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. .

В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания, биологические диктанты, беседы, отчеты по тематическим наблюдениям и экспериментам.

Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6-9 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-110 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2010 г./; лабораторные работы, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки базового уровня в основном используются преимущественно тесты, с одним вариантом ответа. При контроле же практических умений проявляется способность обучаемых мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, поэтому эти умения могут проверяться с помощью тестов со свободно конструируемым ответом (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-120 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2001/.

V.Перечень учебно-методических средств обучения

№п/п

Средства обучения

% оснащенности

Литература

основная

1.

Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев   М.: Дрофа, 2009.  (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

100

2.

Тетрадь с печатной основой.

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев   8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»  8класс. – М.: Дрофа, 2009. – 141 с.

100

дополнительная

3.

Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, сборник « Биология. Программы для общеобразовательных учреждений.  5-11 классы. – Москва,  издательство «Дрофа», 2010 г. стр.20-23.

100

4.

Р.Д.Маш, И.Н.Беляев   «Уроки биологии 8 класс» Пособие для учителей образовательных учреждений М. «Просвещение» 2009


100

5.

И.К.Лесовская  «Поурочные разработки по биологии 8  класс» –  Волгоград: «Учитель», 2008

100

6.

Практикум по гигиене Н.А.Пугал, Е.В.Волошинова, Р.Д.Маш, В.И.Беляев  Москва «Аркти» 2008

100

7.

Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – Москва,  «Наука», 1991

100

8.

Стандарт основного общего образования

100

9.

Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

100

10.

Журнал. Биология в школе.

100

11.

Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007


100

12.

Контрольныеи проверочные работы по биологии классы  6-8- М; «Дрофа» 2001

100

13.

Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательс

100

Оборудование и приборы

Объекты натуральные

14

Влажные микропрепараты по разделу:

  • Гиалиновый хрящ;
  • Мазок крови человека;
  • Нервные клетки;
  • Дробление яйцеклетки;
  • Сперматозоиды млекопитающего4
  • Нерв- поперечный срез;
  • Кровь лягушки;
  • Рыхлая соединительная ткань;
  • Костная ткань;

88

Информационные источники

15.

Таблицы комплексные по курсу  «Человек»

93

16.

Портреты учёных биологов

100

Модели, макеты, муляжи

17.

  • скелет человека
  • макет разреза человеческого тела
  • набор костей разных видов
  • макеты внутренних органов человека
  • череп Макака
  • современного человека
  • череп питекантропа
  • слепок мозговой полости черепа питекантропа
  • модель и строение головного мозга

100


Приборы

18.

лабораторные -  лупа, микроскоп, микролаборатории (4 шт.)

80

19.

средства ИКТ - универсальный настольный компьютер, проектор, интерактивная доска.

100


Цифровые образовательные ресурсы

20

учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

100

21.

Мультимедийный диск «Биология»

100

22

Мультимедийный диск «Репетиторы Кирилл и Мифодий. Растения. Бактерии. Грибы.»

100

23

  1. Сайт Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru (нор

24

  1. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://www.standart.edu.ru

25.

  1. (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, ведеолекции, методические рекомендации).  
  2. Сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru

26.

  1. Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru  (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации)

27.

  1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

Минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП (для выполнения лабораторных работ по биологии)

Практические и лабораторные работы, рекомендованные в соответствии с программами по биологии базового уровня для 6-9 классов (стандарт основного общего образования)

Класс

Темы лабораторных и практических работ 

Необходимый минимум ( в расчете 1 комплект на 2 обучаемых)

8

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Микроскоп -1, набор микропрепаратов – виды тканей

Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».

зеркало

Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения костей».

Микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань»

Лабораторная работа № 4 «Мышцы человеческого тела».

Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей.

Лабораторная работа

№ 5 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели, секундомер

Лабораторная работа №6 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».

Сантиметровая лента

Лабораторные работы№7  «Изучение микроскопического строение крови»

Микроскоп, постоянный микропрепарат

Лабораторные работы№8: «Функция венозных  клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

Аптечное резиновое кольцо или нитки

Лабораторные работы №, 9: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Секундомер

Лабораторная работа№10: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Секундомер или часы с секундной стрелкой

Лабораторная работа №11«Определение частоты дыхания».

Секундомер

Лабораторная работа №12 «Действие слюны на крахмал».

Накрахмаленный бинт, нарезанный на кусочки 10 см., вата, спички, аптечный йод (5%), блюдце, вода.

Лабораторная работа № 13 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Секундомер или часы с секундной стрелкой

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

Бумажные салфетки

Лабораторная работа №14 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Тетрадь, ручка

Лабораторная работа№15«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»,                «Поиск слепого пятна»,                              

Трубка, свернутая из листа бумаги

Лабораторная работа №16«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.»

Лист бумаги, ручка, часы, линейка, карандаш

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Мультимедиа

Первая помощь при кровотечениях.

Мультимедиа

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Мультимедиа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...