Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа (биология, 11 класс) по теме

Волоскова Светлана Альфонсовна

Рабочая программа «Биология. Общие закономерности» 11 класс.Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Под ред.проф. В.Б.Захарова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_bio_11_kl.docx67.6 КБ

Предварительный просмотр:

Волоскова С. А. Рабочая программа «Биология. Общие закономерности»

11 класс

  1. Общая характеристика курса

Пояснительная записка

Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цели и задачи:

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
  2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006)
  4. Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2006

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, коллективного, социально-коммуникативного , игрового обучения, критического мышления, составление опорных конспектов, дидактических материалов, технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

2. Место курса в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  11 классе продолжается изучение  курса

«Биология. Общие закономерности».

Объем учебного времени: 68 часов

Режим занятий: 2 часа в неделю

3. Результаты изучения курса

Предметно-информационная составляющая образованности:

В результате изучения биологии ученик должен знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

4. Содержание курса

11 класс

ВВЕДЕНИЕ - 1 ЧАС.

I. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ - 17 час.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные и практические работы:

Изучение    изменчивости    растений    и    животных.

Построение эволюционного ряда и кривой.

Составление схем скрещивания. Решение  генетических задач.

П. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - 23 часа

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ - 4 часов

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ - 7 часов

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ - 4 часа

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ - 4 часа.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - 4 часов.

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы:

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у организмов

Выявление приспособленности организмов к среде обитания Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых

III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ - 13 часов

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

IV БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА - 5 часов.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

V.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 1 час.

VI. ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ, ПОВТОРЕНИЕ – 8 часов.

  1. Тематическое планирование

№ урока

Темы уроков

Календарные сроки

Д/З

Введение. Повторение материала 10 класса. (1 час)

I. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (17 часов)

Основные понятия генетики.

Гл. 8

Гибридологический метод изучения признаков Г. Менделя. Законы Менделя.

§ 9.1

Дигибридное скрещивание.

§ 9.2.4

Практикум по решению задач.

Задачи

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

§ 9.3

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

§ 9.4

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

§ 9.4

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

§ 9.5

Обобщающий урок.

Повтор.

Наследственная изменчивость.

§ 10.1

Наследственная изменчивость.

§ 10.1

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Лабораторная работа «Изучение    изменчивости    растений    и    животных,     построение эволюционного ряда и кривой».

§ 10.2

Обобщающий урок.

Повтор.

Создание пород животных и сортов растений. Закон гомологических рядов.

§ 11.1

Методы селекции растений и животных.

§ 11.2

Селекция микроорганизмов.

§ 11.3

Основные направления современной селекции.

§ 11.4

П. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (23 часа)

История представлений о развитии жизни на Земле. К.Линней.

§ 12.1

Эволюционное учение Ж.-Б.Ламарка.

§ 12.1.3

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

§ 12.2

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

§ 12.3

Вид. Критерии и структура. Лаб. работа «Изучение морфологического критерия вида».

§ 12.4.1

Генетические процессы в популяциях. Лаб. работа «Выявление изменчивости организма».

§ 12.4.4

Формы естественного отбора.

§ 12.4.5

Приспособленность организмов. Лаб. работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

§ 12.4.6

Приспособленность организмов.

§ 12.4.6

Видообразование.

§ 12.4.7

Обобщающий урок.

Повтор.

Пути достижения биологического прогресса. Главные направления эволюции.

§ 13.1

Пути достижения биологического прогресса. Главные направления эволюции. Лабораторная работа «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

§ 13.1

Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

§ 13.2

Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

§ 13.2

Геохронологическая таблица. Развитие жизни в архее.

§ 14.1

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

§ 14.2

Развитие жизни в мезозойской эре.

§ 14.3

Развитие жизни в кайнозое.

§ 14.4

Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов.

§ 15.1  

§ 15.2

Стадии эволюции человека.

§ 15.3

Современный этап эволюции человека.

§ 15.4

Обобщающий урок.

Повтор.

III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ      (13 часов)

Структура биосферы.

§ 16.1

Живое вещество биосферы.

§ 16.1.2

Круговорот веществ в биосфере.

§ 16.2

Круговорот веществ в биосфере.

§ 16.2

Обобщающий урок.

Повтор.

История формирования сообществ.

§ 17.1

Биогеография. Основные биомы суши.

§ 17.2

Биогеоценозы.

§ 17.3.1

Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор.

§ 17.3.2

Биотические факторы среды.

§ 17.3.4

Смена биогеоценозов.

§ 17.3.5

Взаимоотношения между организмами.

§ 17.4

Обобщающий урок.

Повтор.

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы.

§ 18.1

§ 18.2

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

§ 18.3

Влияние человека на растительный и животный мир.

§ 18.3

Охрана природы.

§ 18.4

Бионика.

Гл. 19

IV.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

Человек и природа.

Повтор.

ПОВТОРЕНИЕ. ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ (8часов)

Многообразие живой материи.

Гл. 1

Возникновение жизни на Земле.

Гл. 2

Химическая организация клетки.

Гл. 3

Метаболизм.

Гл. 4

Строение и функции клеток.

Гл. 5

Размножение организмов.

Гл. 6

Онтогенез.

Гл. 7

Генетика. Селекция.

  1. Ресурсное обеспечение программы

УМК

  1. Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006.
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.
  5. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.
  6. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  7. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  8. Фросин В. Н, Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
  9. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Гоаф, 1997.
  10. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г. С. Кал и нова, А. Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания)
  11. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
  12. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006.
  13. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.

Литература для учащихся:

  1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  2. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  3. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.
  4. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  5. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  6. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернетресурсы:

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...