Конспект и презентация по биологии
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме

Морозова Наталья Владимировна

конспект урака по биологии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект урока569.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект – урока на тему: Становление науки генетики. Моногибридное  скрещивание. 1 и  2 Законы Менделя. Генетическая символика.

Цели: 

Образовательные: Охарактеризовать генетику как науку, её развитие и значение. Ввести понятие о гибридологическом методе изучения наследственности, основных генетических терминах и символике.

Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием персонального компьютера и презентации. Основные опорные моменты урока появляются на интерактивной доске с помощью мультимедийного проектора.

План урока.

  1. Генетика – как наука о наследственности и изменчивости.
  2. Новости генетической науки.
  3. Г. Мендель – основоположник генетической науки.
  4. Основные генетические термины и символика.
  5. Гибридологический метод изучения наследственности.
  6. Основные наследственные закономерности, открытые Г. Менделем: I и II Законы чистоты гамет.

 Ход урока

I. Организационный момент. 3 мин

II. Актуализация опорных знаний учащихся: 5 мин.

В ходе фронтальной беседы по вопросам осуществляю проверку знаний учащихся по усвоению основных генетических понятий, изучаемых в курсе 9-го класса, и готовность к восприятию нового материала.

 Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов в области наследственности. Итакдомашним задание было повторить основные понятия генетики.

Повторение основных понятий генетики.

Вопрос. Что такое генетика?

Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости.

Вопрос. Что такое наследственность?

Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям.

Вопрос. Что такое изменчивость?

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

III. Изучение нового материала. 20 мин.

Формулировка темы и постановка целей урока ,плана урока  презентация слайд  2). Вступительное слово учителя о рождении науки генетики.

Итак, сегодня изучаем новую тему “Генетика” и первый урок этой темы “Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя”. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”.

Доклад ученика о биографии Г. Менделя 4 мин

Сообщение о биографии Г. Менделя (презентация, слайд 1).

Становление этой науки связано с именем Грегора Иоганна Менделя. Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. Четко сформулированные законы, предложенные Менделем легли в основу классической генетики. Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены.

1900 г. – официальная дата рождения науки генетики.

Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

Постановка проблемного вопроса.

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные? Слайд №3

Самостоятельная работа учащихся с учебником 3 мин

Самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опыта

Ответ:  Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIX в. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя и работа с интерактивной доской. 3 мин.

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. Чистые линии – это когда у одного растения семена только желтые, а у другого зеленые.

В процессе беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики.

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам;

- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Рассказ учителя 2 мин

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.

- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный). Слайд № 3,4 - женская особь;
♂ - мужская особь;

Х – знак скрещивания;

Р – родительская особь;

F1 – гибриды первого поколения;

F2 – гибриды второго поколения;

G – гаметы.

Запись в тетрадь 3мин

Доминантный признак – это признаккоторый проявляется в поколение. Рецессивный признак - это признак, который подавляется. Доминантный признак обозначается – А. Рецессивный признак обозначается – а.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.

Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом.

Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом.

Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК. Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.

Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.

В каждой паре гомологичных хромосом содержатся аллельные гены (гены, ответственные за один признак). Поэтому любой признак организма мы обозначаем двумя буквами (АА или Аа или аа). В зависимости от того, какие гены содержит организм, он может быть гомозиготным и гетерозиготным.

Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы.5мин

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков. При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, высокий и низкий рост растения, жёлтая и зелёная окраска семени), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются.

 Далее учащиеся выдвигают свои предположения, что можно понимать под “моногибридным скрещиванием”. Затем даём определение - скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаки

Изучение закономерностей наследования признаков, установленных Г.Менделем при моногибридном скрещивании (дети работают с компьютером и интерактивной доской). Слайд №6 запись в тетрадь

Разбираем правило “Чистоты гамет” (дети работают с компьютером и интерактивной доской).

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза. Слайд №7,8

Определение понятий генотип и фенотип слайд № 9, 10, 11

IV. Закрепление. 5 мин

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задач и(дети работают с компьютером и интерактивной доской). Слайд 12, 13

V. Домашнее задание: 3 мин (презентация, слайд 14) §

Решите задачу (оформите в тетради, используя генетическую символику):

Седая прядь волос у человека — доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

VI. Подведение итогов работы и рефлексия: 3 мин.

  1. Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с последующей взаимопроверкой.
  2. Оценивание учащихся.
  3. Подведение итогов работы за урок

Я узнал новое…

Было интересно узнать…

Мне хотелось бы узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация внеклассного материала по биологии "В мире животных"

Конспект и презентация внеклассного материала по биологии для учащихся 7 класса "В мире животных", в форме конкурсной программы. Включает конкурсы "Загадки", "Ребусы", "Покажи животное", а также рубри...

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных...

Конспект и презентация к уроку биологии в 6 классе. Мхи - высшие споровые растения.

Разработка и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: Мхи - высшие споровые растения. Строение и значение....

Конспект и презентация урока биологии

Конспект и презентация урока по биологии в 5 классе. ФГОС. Тема: "Грибы"...

конспект и презентация урока биологии в 7 классе по теме "Плоские черви"

конспект урока в формате ФГОСраздаточный материал к урокупрезентация к уроку...