Главные вкладки

    конспект и презентация урока биологии в 7 классе по теме "Плоские черви"
    презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

    Пушкина Елена Николаевна

    конспект урока в формате ФГОС

    раздаточный материал к уроку

    презентация к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon ploskie_chervi.zip1.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    Проверка д/з по теме «Кишечнополостные»

    1.Вставьте пропущенные слова в текст:

    Тело кишечнополостных состоит из 2 слоев клеток  (А)___________ и  энтодермы.

    По способу питания все кишечнополостные (Б)______________, они захватывают жертву с помощью (В)________________.

    В жизненном цикле происходит чередование форм: полипа и (Г)_______________.

    2.Установите соответствие:

    Тип клеток

    Функция

    А) эпителиально-мускульные

    1) образование всех видов клеток

    Б) нервные

    2) пищеварение

    В) промежуточные

    3) осуществление рефлекторных реакций

    Г) стрекательные

    4) защита

    Д) железистые

    5) передвижение

    Е) половые

    6) размножение

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Проверка д/з по теме «Кишечнополостные»

    1.Вставьте пропущенные слова в текст:

    Тело кишечнополостных состоит из 2 слоев клеток  (А)___________ и  энтодермы.

    По способу питания все кишечнополостные (Б)______________, они захватывают жертву с помощью (В)________________.

    В жизненном цикле происходит чередование форм: полипа и (Г)_______________.

    2.Установите соответствие:

    Тип клеток

    Функция

    А) эпителиально-мускульные

    1) образование всех видов клеток

    Б) нервные

    2) пищеварение

    В) промежуточные

    3) осуществление рефлекторных реакций

    Г) стрекательные

    4) защита

    Д) железистые

    5) передвижение

    Е) половые

    6) размножение

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Проверка д/з по теме «Кишечнополостные»

    1.Вставьте пропущенные слова в текст:

    Тело кишечнополостных состоит из 2 слоев клеток  (А)___________ и  энтодермы.

    По способу питания все кишечнополостные (Б)______________, они захватывают жертву с помощью (В)________________.

    В жизненном цикле происходит чередование форм: полипа и (Г)_______________.

    2.Установите соответствие:

    Тип клеток

    Функция

    А) эпителиально-мускульные

    1) образование всех видов клеток

    Б) нервные

    2) пищеварение

    В) промежуточные

    3) осуществление рефлекторных реакций

    Г) стрекательные

    4) защита

    Д) железистые

    5) передвижение

    Е) половые

    6) размножение

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Класс Сосальщики.

    Сосальщики (Trematodes) – паразитические организмы. Известно около 3000 видов сосальщиков. Для этих паразитов характерны сложные циклы развития, в которых происходит чередование поколений, а также способов размножения и хозяев.

    Половозрелая особь имеет листовидную форму. Рот расположен на терминальном конце тела и снабжен мощной мускулистой присоской. Кроме нее, имеется еще одна присоска на брюшной стороне. Дополнительными органами прикрепления у некоторых видов – мелкие шипики, покрывающее все тело.

    Пищеварительная система мелких видов сосальщиков представляет собой мешок или два слепо заканчивающихся канала. У крупных видов она сильно разветвляется. Помимо функции собственно пищеварения, она выполняет еще и транспортную роль – перераспределяет продукты питания по всему телу. Листовидная форма тела дает возможность кишке снабжать все тело питательными веществами.

    Половозрелая особь  всегда обитает в организме позвоночного животного. Она выделяет яйца. Для дальнейшего развития яйцо должно попасть в воду, где из него выходит личинка – мирацидий. Личинка имеет светочувствительные глазки и реснички, способна самостоятельно отыскивать промежуточного хозяина. Мирацидий должен попасть в организм брюхоногого моллюска. В его организме личинка размножается.

    Затем покидает организм моллюска и для дальнейшего развития должны попасть в тело окончательного или второго промежуточного хозяина.

    После проникновения в организм окончательного хозяина инвазионные стадии сосальщиков мигрируют в нем и находят нужный для дальнейшего развития орган. Там они достигают половой зрелости и обитают.

    Миграция по организму сопровождается явлениями тяжелой интоксикации и аллергическими проявлениями.

    Печеночный сосальщик – паразит крупного рогатого скота, овец и реже человека. Половозрелые формы паразита живут в желчных ходах и желчном пузыре. Яйца с желчью выводятся в кишечник, а затем с калом – во внешнюю среду. Для развития личинки яйцо должно попасть в воду, где из него выходит подвижная личинка. Она плавает в воде и заглатывается водным моллюском (промежуточный хозяин), выходит из него после размножения новая личинка и оседает на водных растениях. Травоядные животные, поедая траву на заливных лугах или выпивая воду из стоячих водоемов, заглатывают личинку и заражаются. Человек болеет редко, заглатывая личинку с водой или с огородной зеленью, которую поливали водой из стоячего водоема.http://101parazit.com/wp-content/uploads/2017/01/kak-mozhet-chelovek-zarazitsja-pechenochnym-sosalshhikom.jpg

     Профилактика: личная – кипятить воду, мыть овощи; общественная – выявлять и лечить больных людей, проводить санитарно-просветительную работу среди населения.

    Класс ресничные черви.

    Насчитывает свыше 3500 видов. Это преимущественно свободноживущие плоские черви, реже паразитические. Их тело покрыто ресничным эпителием, помогающим им в передвижении. Размеры — от микроскопических до 30—40 см.

     Большинство свободноживущих видов ресничных червей встречается в морях и пресных водах, меньшее число — во влажных местах на поверхности суши, в почве.  

    Тело ресничных червей вытянутое в длину, листовидное. Размеры варьируют от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Тело бесцветное или белого цвета. Чаще всего ресничные черви окрашены в различные цвета зернами пигмента, залегающего в коже.

    Пищеварительная система ресничных червей слепозамкнутая. Рот служит и для проглатывания пищи, и для выбрасывания непереваренных остатков пищи. Рот располагается обычно на брюшной стороне тела и ведет в глотку. У некоторых крупных ресничных червей, например у пресноводной планарии, ротовое отверстие открывается в глоточный карман, в котором находится мускулистая глотка, способная вытягиваться и высовываться через рот наружу. Ресничные черви, не являющиеся паразитами, питаются как хищники мелкими беспозвоночными. Они передвигаются, плавая в воде или ползая по дну водоемов или на суше по поверхности почвы.

    Типичный представитель ресничных червей — молочно-белая планария — обитает в пресных стоячих водоемах на подводных предметах и растениях Ее плоское тело вытянуто в длину, на переднем конце его видны два небольших осязательных щупальцевидных выроста и два глаза.

    Все ресничные черви являются гермафродитами, то есть у каждой особи имеются и женские, и мужские половые железы. Мужские гаметы формируются в множественных семенниках, они через семявыносящие протоки выбрасываются наружу. Женский половой аппарат включает яичники, желточники, образующие желточные клетки для питания зародыша, и женские половые протоки. Развитие ресничных червей прямое. Из яйца появляется личинка, внешне сходная со взрослой особью. Некоторые черви способны размножаться бесполым путем – делением пополам.

    Значение в природе ресничных червей обусловлено их участием в сложных пищевых цепочках. Эти животные – сами хищники и одновременно являются пищей для других животных. Для человека практического значения не имеют.

    Класс ленточные черви.

    Класс Ленточные черви насчитывает около 3500 видов. Все они являются облигатными паразитами, которые в половозрелом возрасте обитают в кишечнике человека и других позвоночных.

    Тело ленточного червя имеет лентовидную форму, плоское. Состоит из отдельных члеников. На переднем конце тела находится головка, которая может быть округлой или уплощенной, далее следует несегментированная шейка. На головке располагаются органы прикрепления – присоски, крючья.

    Новые членики отпочковываются от шейки и отодвигаются назад. Таким образом, чем дальше от шейки, тем более зрелы членики. В средней части располагаются зрелые членики с вполне развитой мужской и женской половыми системами (ленточные черви – гермафродиты).

    Самые последние членики содержат почти исключительно матку с яйцами, а остальные органы представлены рудиментами. В процессе роста червя задние членики постепенно отрываются и выделяются в окружающую среду, а их место занимают молодые членики.

    В связи с тем что эти черви ведут исключительно паразитический образ жизни и обитают в кишечнике, пищеварительная система у них полностью отсутствует.Поглощение питательных веществ из кишечника хозяина происходит всей поверхностью тела.

    Бычий, или невооруженный, цепень – возбудитель тениаринхоза. Заболевание встречается повсеместно в районах, где население употребляет в пищу сырое или недостаточно прожаренное (проваренное) мясо крупного рогатого скота.

    В половозрелой стадии бычий цепень достигает в длину 4–7 м. На головке имеется только 4 присоски, крючьев нет (отсюда название).

    Окончательный хозяин бычьего цепня – только человек, промежуточные хозяева – крупный рогатый скот. Животные заражаются, поедая траву, сено и другой корм с члениками, которые вместе с фекалиями попадают туда от человека. В желудке скота из яиц выходят онкосферы, которые оседают в мышцах животных, формируя финны -  представляет собой пузырек, заполненный жидкостью, внутрь которого ввернута головка с присосками. В мышцах скота финны могут сохраняться долгие годы.

    Характерной особенностью паразита является способность его члеников активно выползать из заднепроходного отверстия поодиночке.

    Человек заражается при поедании сырого или полусырого мяса зараженного животного. В желудке под влиянием кислой среды желудочного сока оболочка финны растворяется, наружу выходит личинка, которая прикрепляется к стенке кишечника.

    Больные люди теряют в весе, у них отсутствует аппетит, их беспокоят боли в животе и нарушение деятельности кишечника (чередование запоров и поносов).

    http://gastroguru.ru/wp-content/uploads/2016/09/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%BC.jpg

    Признаки сравнения

    Белая планария

    Печеночный сосальщик

    Бычий цепень

    1. Особенности строения

    1. Места обитания

    1. Размножение

    1. Способ питания

    1. Значение для человека

    Признаки сравнения

    Белая планария

    Печеночный сосальщик

    Бычий цепень

    1. Особенности строения

    1. Места обитания

    1. Размножение

    1. Способ питания

    1. Значение для человека

    Оценочный лист ________________________________________(ФИО, класс)

    Оцени этапы своей работы на уроке по шкале от 0 до 3

    Правильно отбирал необходимую информацию

    Участие в работе группы

    Правильность выполнения задания на закрепление

    Итог

    Оценка

    Оценочный лист ________________________________________(ФИО, класс)

    Оцени этапы своей работы на уроке по шкале от 0 до 3

    Правильно отбирал необходимую информацию

    Участие в работе группы

    Правильность выполнения задания на закрепление

    Итог

    Оценка

    Оценочный лист ________________________________________(ФИО, класс)

    Оцени этапы своей работы на уроке по шкале от 0 до 3

    Правильно отбирал необходимую информацию

    Участие в работе группы

    Правильность выполнения задания на закрепление

    Итог

    Оценка

    Оценочный лист ________________________________________(ФИО, класс)

    Оцени этапы своей работы на уроке по шкале от 0 до 3

    Правильно отбирал необходимую информацию

    Участие в работе группы

    Правильность выполнения задания на закрепление

    Итог

    Оценка

    Оценочный лист ________________________________________(ФИО, класс)

    Оцени этапы своей работы на уроке по шкале от 0 до 3

    Правильно отбирал необходимую информацию

    Участие в работе группы

    Правильность выполнения задания на закрепление

    Итог

    Оценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

    В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

    Конспект и презентация урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольник. Признаки равенства треугольников"

    Урок обобщения и систематизации знаий по теме"Признаки равенства треугольников" Цели урока:  Образовательные:  - закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Треугольн...

    Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

    Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

    Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"

    Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельнос...

    Урок биологии в 7 классе по теме « Черви. Профилактика заболеваний»

    Урок посвящен паразитическим червям, относящимся к разным типам. Профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями. Урок построен на выступлениях обучающихся в виде защиты проектных работ, ...

    Конспект и презентация урока истории в 8 классе по теме "Москва - столица Российского государства" для учащихся с нарушением интеллекта

    Цель: формирование представления о Московском Кремле и о Москве периода средневековья, как о столице Российского государства.ЗадачиОбразовательные:·        закрепить...

    Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме : "Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые"

    В презентации рассматривается внешнее строение дождевого червя, представлен алгоритм выполнения лабораторной работы №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость"...