Задачи повышенного уровня по генетике
тест по биологии (11 класс) по теме

Иванова Людмила Олеговна

Различные варианты задач для проведения итогового контроля по теме "Генетика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи повышенного уровня по генетике

     1. У кур черное оперение (R) доминирует над рыжим (r), ген узких ноздрей (U) – над   высокими (u). Скрещивали черных кур с нормальными узкими ноздрями с рыжим петухом с высокими ноздрями. Гибридов F1 скрещивали между собой. Получили 320 цыплят F2. Определите количество черных цыплят с узкими ноздрями и рыжих цыплят с узкими ноздрями.

  1. У собак доминантная аллель гена А обуславливает черную масть, рецессивная аллель а — коричневую. Доминантный ген-ингибитор I подавляет проявление действия обоих генов и обуславливает белую масть. Рецессивная аллель гена-ингибитора i не оказывает влияния на окраску шерсти. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной черной собаки с дигетерозиготной белой?
  2. У морских свинок всклокоченная (розеточная) шерсть В доминирует над гладкой b, черная окраска С доминирует над белой с, длинная шерсть D – над короткой d. В результате анализирующего скрещивания розеточная черная длинношерстная самка дала потомство, состоящее из розеточных свинок, 1/4 которых имела черную длинную, 1/4 черную короткую, 1/4 белую длинную и 1/4 белую короткую шерсть. Определите генотип самки.
  3. Крупный рогатый скот типа африкандер имеет красную масть и рога, но в Африке популярна желтая масть. От скрещивания желтого комолого быка с красными рогатыми коровами было получено: 7 желтых комолых телят, 6 желтых рогатых, 7 красных комолых и 7 красных рогатых. Определите генотипы быка и коров, установите, какой признак доминирует, а какой рецессивный?
  4. У человека гемофилия — сцепленный с Х–хромосомой рецессивный признак. У мужа и жены нормальное свертывание крови, а их отцы страдали гемофилией. Какова вероятность того, что у детей проявиться гемофилия? Обоснуйте ответ.
  5. Известно, что растение имеет генотип ааВвСс.

 1) Сколько типов гамет может образовать это растение?

2) Сколько фенотипов и в каком соотношении может быть получено при самоопылении этого растения, если предположить полное доминирование по всем парам аллелей и независимое наследование?

 3) Сколько генотипов и в каком соотношении будет представлено в потомстве от самоопыления этого растения?

  1. У человека катаракта (помутнение хрусталика) и полидактилия (многопалость) наследуются доминантно. Гены расположены в одной и той же хромосоме. Женщина унаследовала катаракту от отца, а полидактилию от матери. Ее муж нормален по этим признакам. Определите вероятность того, что их ребенок будет одновременно страдать обеими аномалиями; только какой-нибудь одной из них, будет вполне нормальным. Как изменится ответ, если принять во внимание явление кроссинговера?
  2. У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот — тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот — менее тяжелая. Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой талассемии в браке со здоровым мужчиной, но дальтоником, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
  3. У кур породы плимутрок доминантный ген серой окраски оперения (В) расположен в Z-хромосоме. Его рецессивный аллель (в) вызывает черную окраску оперения. Определите фенотипы и генотипы петушков и курочек, полученных: 1) От спаривания серой курицы с черным петухом; 2) От спаривания гомозиготного серого петуха с черной курицей. 3) От спаривания гетерозиготного серого петуха с черной курицей.
  4. В звероводстве скрещиваются две линии норок с бежевой и серой окраской меха. У гибридов F1 наблюдается коричневая окраска меха дикого типа, у гибридов F2 получено: 14 серых, 46 коричневых, 5 кремовых, 16 бежевых норок. Как наследуются эти окраски? Какое может быть получено потомство от скрещивания гибридных коричневых норок с кремовыми?
  5. При скрещивании черных собак породы кокер-спаниель получается потомство четырех мастей: 18 черных, 6 рыжих, 6 коричневых, 2 светло-желтых щенка. Черный кокер-спаниель был скрещен с светло-желтым. От этого скрещивания в потомстве был светло-желтый щенок. Какое соотношение мастей в потомстве можно ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?
  6. У мышей черная окраска тела А доминирует над коричневой а. Длина хвоста контролируется геном, доминантная аллель которого, находясь в гомозиготном состоянии (ВВ), определяет развитие хвоста нормальной длины, а гомозигота по рецессивной аллели (bb) — летальна. Если же этот ген находится в гетерозиготном состоянии (Вb), то мыши имеют укороченные хвосты. Какое потомство, и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания: 1) дигетерозиготной самки и самца, гомозиготного по гену коричневой окраски с укороченным хвостом; 2) дигетерозиготной самки и самца, гомозиготного по гену черной окраски с укороченным хвостом?
  7. Белое оперение у кур определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген А определяет окрашенное оперение, ген а — белое. В другой паре ген В подавляет окраску, ген в — не подавляет. При скрещивании белых кур, получено потомство из 1680 цыплят, из них 315 было окрашенных, остальные белые. Определите генотипы родителей и окрашенных цыплят.
  8. У человека имеется несколько форм наследственной близорукости: умеренная (от –2,0) и высокая (–4,0), обусловлены аутосомными доминантными генами А и В, не сцепленными между собой. В семье, где жена была близорукой, а муж имел нормальное зрение, родилось двое детей: дочь и сын. У дочери оказалась умеренная форма близорукости, а у сына высокая. Какова вероятность рождения следующего ребенка здоровым, если у матери близорукостью страдал только один из родителей?
  9. Женщина правша с карими глазами и нормальным зрением выходит замуж за мужчину правшу, голубоглазого и дальтоника. У них родилась голубоглазая дочь левша и дальтоник. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет левшой и страдать дальтонизмом, если известно, что карий цвет глаз и умение владеть преимущественно правой рукой – доминантные аутосомные несцепленные между собой признаки, а дальтонизм – это рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак?
  10. У дрозофилы рецессивный ген желтой окраски тела находится в Х-хромосоме. В лаборатории получено потомство от скрещивания гомозиготной серой самки и желтого самца. Серая самка из этого потомства в свою очередь скрещивается с серым самцом. Какими будут потомки от первого и второго скрещивания? Какова вероятность появления в F2 желтых самцов?
  11. Гигантский рост растений овса — рецессивный признак. Что можно сказать о генотипах родительской пары, если половина потомства имеет нормальный, а половина — гигантский рост? Если только четверть потомства отличается гигантизмом? Какие формы овса надо скрестить, чтобы все потомство получилось заведомо однородным по данному признаку?
  12. У кукурузы гены, обуславливающие скрученные листья (сr) и карликовость (d), наследуются сцеплено. Расстояние между ними 18 морганид. Скрещивали растения СгСгdd и сгсгDD. Определите: 1) генотипы и фенотипы растений F1; 2) ожидаемое соотношение фенотипов F2 от анализирующего скрещивания гибридов F1.
  13. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
  14. Окраска шерсти у мышей определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов. Доминантный ген одной пары обуславливает серый цвет, а его рецессивный аллель — черный. Доминантный ген другой пары способствует проявлению цветности, а его рецессивный аллель подавляет цветность. При скрещивании серых мышей между собой получено потомство из 82 серых, 35 белых и 27 черных мышей. Определите генотипы родителей и потомства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.

Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме:  Вес тела. Невесомость...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Программа курса по математике "Решение математических задач повышенного уровня сложности"

Программа и рабочая программа курса по маетматике для обучающихся 11 класса...

Графическое решение задач повышенного уровня с использованием MS Excel

Цели и задачи1.Образовательная:       отработка навыков работы в офисном приложении   MS Excel на конкретных примерах из алгебры...

Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"

Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...