Главные вкладки

    Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
    элективный курс по химии (9 класс) на тему

    Янькова Галина Алексеевна

    Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon элективный курс по химии 9 класс54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

    Повышенного уровня сложности

    ( элективный курс)

    для обучающихся 9 класса 2009-2010г.

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Школьный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю и носит предметно-ориентированный характер.

    Содержание курса поможет учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль в средней школе, обрести уверенность в своих силах.

    Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.

    В программе данного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности -от простейших к более сложным и олимпиадным.

    Все задания условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач уровня  (А)- 1 уровня не требуется привлечения знаний, умений и навыков, выходящих за рамки школьного уровня.

    Решение задач уровня(Б и В)- 2и3 уровней сложности требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.

    Данный школьный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач,различными методами решения ( решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод решения задач).

    Цели курса: Проверить готовность обучающихся к усвоению химических задач, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности; научить обучающихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой мышления; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видом деятельности, необходимыми для успешного усвоении программного материала.

    Основные задачи курса:

    1. Закрепить ,систематизировать, расширить знания обучающихся по химии, формировать умения решать расчетные задач различного уровня сложности.
    2. Осуществлять межпредметную связь, а также связь науки с жизнью.
    3. Расширить знания обучающихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы
    4. Научить обучающихся мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации, развивать учебно-коммуникативные умения.

    Формы контроля: контрольные работы, зачет по решению задач

                                                 Содержание курса

    Название темы

    Количество часов

    Виды деятельности

    1

    Основные типы решения расчетных задач по химии, особенности их решения. Основные физические и химические величины

     4

    Лекции, входной контроль, решение задач.

    2

    Расчеты по химическим формулам

    9

    Решение задач

    3

    Решение задач с составлением одной пропорции

    11

    Решение задач, составление алгоритмов

    4

    Составление задач с составлением двух и более пропорций

    4

    Решение задач, составление алгоритмов.

    5

    Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных

    1

    Решение задач, составление алгоритмов.

    6

    Решение качественных экспериментальных задач

    2

    Решение задач, составление алгоритмов.

    7

    Решение комбинированных задач

    2

    Решение задач, составление алгоритмов.

    8

    Итоговое занятие

    1

    Зачет, защита проектных работ

                                              Календарно-тематическое планирование (34)

    дата

      Тема занятия

    1.


    2.

    3-4

    1. Химические расчетные задачи и особенности их решения(лекции).

    Основные физические и химические величины

    Методы решения расчетных химических задач. Типовые примеры. Методы логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод.



    5




    6-7


    8


    9


    10



    11-12




    13

    1. Расчет по химическим формулам.

    А) Расчет по химическим формулам

    1.Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовых долей (в%) по формулам веществ. Кристаллогидраты. Количества вещества. Расчеты с использованием понятия « моль».

    2.Закон Авогадро. Вычисления по формулам, связанным с молярным объемом газа. Газовые законы.

    3.Молярный объем газа. Вычисление массы и объема газа при нормальных условиях.

    4.Вычисление относительных плотностей газообразных веществ и их смесей.

    5.Определение объемного состава газовой смеси . Объемная доля.

    В)Расчетные задачи по теме « Растворы»

    6. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчетом одних единиц концентраций растворов в другие.

    В) Расчеты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчеты, связанные с этим. Правила «креста»

    14





    15-16



    17-19




    20-23




    24

    1. Расчеты по уравнениям реакций

    1.Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе(объему) другого.

    2.Расчеты с учетом избытка одного из исходных веществ с применением способа решения по числу молей (1-3уровни сложности).

    3.Вычисление массы (или объема) продукта реакции по известной массе(или объему) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности

    4.Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

    Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности.

    5.Вычисление объемных соотношений в реакциях между газами

    25-26





    27-28

    1. Решение задач с составлением двух и более пропорций.

    1.Решение задач по уравнениям нескольких последовательных  реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчетами.

    2. Расчеты по уравнениям одновременно протекающих реакций.

    29

    1. Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных.

    30-31

    1. Решение качественных экспериментальных задач

    32-33

    1. Решение комбинированных задач

    34

    1. Итоговое занятие. Зачет. Защита проектов

             

                                      Требования к знаниям и умения обучающихся.

    После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками расчетов:

    -количества вещества и объема газообразного вещества;

    -массовой доли элемента в сложном веществе;

    -количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов;

    -объема газообразного реагента или продукта;

    -с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта;

    -задач на примеси;

    -решение задач различными способами.

    После изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

    -выписывать из условия задачи все числовые данные, учитывая общепринятые обозначения и размерности

    -формулировать вопрос задачи;

    -составлять схемы и уравнения реакций;

    -дополнять условия задачи справочными данными( молярный объем, молярные массы, число Авогадро и т.д.)

    -выбирать необходимые для расчета формулы;

    -в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчета искомой величины

    -делать проверку полученной формулы;

    -делать расчет и получать численный ответ

    - решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;

    -научиться пользоваться дополнительной литературой;

    -решать задачи различного уровня сложности

    Литература:

    Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Задачи по химии

    Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

    Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы

    Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии алгебраическим способом.

    Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии.

    Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)

    С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...

    План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)

    В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...

    Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

    Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

    Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"

    Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....

    Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач по органической химии». Модуль 1.

    Данный элективный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов- меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изуч...

    Статья учителя английского языка МБОУ СОШ №36 г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия) Огренчук Людмилы Михайловны Эвристическое обучение иностранным языкам

    Основной  характеристикой  эвристического  обучения  является  создание  школьниками образовательных  продуктов  в  изучаемых  предметах  и...

    Рабочая программа элективного курса "Методика решения задач повышенного уровня"

    Рабочая программа элективного курса "Методика решения задач повышенного уровня"...