Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс по химии 9 класс | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
Повышенного уровня сложности
( элективный курс)
для обучающихся 9 класса 2009-2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю и носит предметно-ориентированный характер.
Содержание курса поможет учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль в средней школе, обрести уверенность в своих силах.
Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.
В программе данного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности -от простейших к более сложным и олимпиадным.
Все задания условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач уровня (А)- 1 уровня не требуется привлечения знаний, умений и навыков, выходящих за рамки школьного уровня.
Решение задач уровня(Б и В)- 2и3 уровней сложности требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.
Данный школьный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач,различными методами решения ( решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод решения задач).
Цели курса: Проверить готовность обучающихся к усвоению химических задач, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности; научить обучающихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой мышления; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видом деятельности, необходимыми для успешного усвоении программного материала.
Основные задачи курса:
- Закрепить ,систематизировать, расширить знания обучающихся по химии, формировать умения решать расчетные задач различного уровня сложности.
- Осуществлять межпредметную связь, а также связь науки с жизнью.
- Расширить знания обучающихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы
- Научить обучающихся мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации, развивать учебно-коммуникативные умения.
Формы контроля: контрольные работы, зачет по решению задач
Содержание курса
№ | Название темы | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Основные типы решения расчетных задач по химии, особенности их решения. Основные физические и химические величины | 4 | Лекции, входной контроль, решение задач. |
2 | Расчеты по химическим формулам | 9 | Решение задач |
3 | Решение задач с составлением одной пропорции | 11 | Решение задач, составление алгоритмов |
4 | Составление задач с составлением двух и более пропорций | 4 | Решение задач, составление алгоритмов. |
5 | Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных | 1 | Решение задач, составление алгоритмов. |
6 | Решение качественных экспериментальных задач | 2 | Решение задач, составление алгоритмов. |
7 | Решение комбинированных задач | 2 | Решение задач, составление алгоритмов. |
8 | Итоговое занятие | 1 | Зачет, защита проектных работ |
Календарно-тематическое планирование (34)
№ | дата | Тема занятия |
1. 2. 3-4 |
Основные физические и химические величины Методы решения расчетных химических задач. Типовые примеры. Методы логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод. | |
5 6-7 8 9 10 11-12 13 |
А) Расчет по химическим формулам 1.Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовых долей (в%) по формулам веществ. Кристаллогидраты. Количества вещества. Расчеты с использованием понятия « моль». 2.Закон Авогадро. Вычисления по формулам, связанным с молярным объемом газа. Газовые законы. 3.Молярный объем газа. Вычисление массы и объема газа при нормальных условиях. 4.Вычисление относительных плотностей газообразных веществ и их смесей. 5.Определение объемного состава газовой смеси . Объемная доля. В)Расчетные задачи по теме « Растворы» 6. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчетом одних единиц концентраций растворов в другие. В) Расчеты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчеты, связанные с этим. Правила «креста» | |
14 15-16 17-19 20-23 24 |
1.Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе(объему) другого. 2.Расчеты с учетом избытка одного из исходных веществ с применением способа решения по числу молей (1-3уровни сложности). 3.Вычисление массы (или объема) продукта реакции по известной массе(или объему) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности 4.Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности. 5.Вычисление объемных соотношений в реакциях между газами | |
25-26 27-28 |
1.Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчетами. 2. Расчеты по уравнениям одновременно протекающих реакций. | |
29 |
| |
30-31 |
| |
32-33 |
| |
34 |
|
Требования к знаниям и умения обучающихся.
После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками расчетов:
-количества вещества и объема газообразного вещества;
-массовой доли элемента в сложном веществе;
-количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов;
-объема газообразного реагента или продукта;
-с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта;
-задач на примеси;
-решение задач различными способами.
После изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
-выписывать из условия задачи все числовые данные, учитывая общепринятые обозначения и размерности
-формулировать вопрос задачи;
-составлять схемы и уравнения реакций;
-дополнять условия задачи справочными данными( молярный объем, молярные массы, число Авогадро и т.д.)
-выбирать необходимые для расчета формулы;
-в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчета искомой величины
-делать проверку полученной формулы;
-делать расчет и получать численный ответ
- решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;
-научиться пользоваться дополнительной литературой;
-решать задачи различного уровня сложности
Литература:
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Задачи по химии
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы
Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии алгебраическим способом.
Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии.
Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии