Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Янькова Галина Алексеевна

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс по химии 9 класс54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

Повышенного уровня сложности

( элективный курс)

для обучающихся 9 класса 2009-2010г.

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса поможет учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль в средней школе, обрести уверенность в своих силах.

Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач.

В программе данного курса задачи подобраны по возрастанию уровня сложности -от простейших к более сложным и олимпиадным.

Все задания условно разделены на три уровня сложности. Для решения задач уровня  (А)- 1 уровня не требуется привлечения знаний, умений и навыков, выходящих за рамки школьного уровня.

Решение задач уровня(Б и В)- 2и3 уровней сложности требует не только более глубокого понимания материала, но и владения дополнительной информацией.

Данный школьный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач,различными методами решения ( решение пропорций, использование готовых формул, алгебраический метод решения задач).

Цели курса: Проверить готовность обучающихся к усвоению химических задач, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; практически применять теоретический материал при решении задач различного уровня сложности; научить обучающихся мыслить, ориентировать на активную продуктивную деятельность с определенной глубиной, широтой мышления; устранить пробелы в знаниях; познакомить учащихся с видом деятельности, необходимыми для успешного усвоении программного материала.

Основные задачи курса:

  1. Закрепить ,систематизировать, расширить знания обучающихся по химии, формировать умения решать расчетные задач различного уровня сложности.
  2. Осуществлять межпредметную связь, а также связь науки с жизнью.
  3. Расширить знания обучающихся о различных рациональных способах решения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы
  4. Научить обучающихся мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации, развивать учебно-коммуникативные умения.

Формы контроля: контрольные работы, зачет по решению задач

                                             Содержание курса

Название темы

Количество часов

Виды деятельности

1

Основные типы решения расчетных задач по химии, особенности их решения. Основные физические и химические величины

 4

Лекции, входной контроль, решение задач.

2

Расчеты по химическим формулам

9

Решение задач

3

Решение задач с составлением одной пропорции

11

Решение задач, составление алгоритмов

4

Составление задач с составлением двух и более пропорций

4

Решение задач, составление алгоритмов.

5

Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных

1

Решение задач, составление алгоритмов.

6

Решение качественных экспериментальных задач

2

Решение задач, составление алгоритмов.

7

Решение комбинированных задач

2

Решение задач, составление алгоритмов.

8

Итоговое занятие

1

Зачет, защита проектных работ

                                          Календарно-тематическое планирование (34)

дата

  Тема занятия

1.


2.

3-4

  1. Химические расчетные задачи и особенности их решения(лекции).

Основные физические и химические величины

Методы решения расчетных химических задач. Типовые примеры. Методы логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод.



5




6-7


8


9


10



11-12




13

  1. Расчет по химическим формулам.

А) Расчет по химическим формулам

1.Вычисление относительной молярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовых долей (в%) по формулам веществ. Кристаллогидраты. Количества вещества. Расчеты с использованием понятия « моль».

2.Закон Авогадро. Вычисления по формулам, связанным с молярным объемом газа. Газовые законы.

3.Молярный объем газа. Вычисление массы и объема газа при нормальных условиях.

4.Вычисление относительных плотностей газообразных веществ и их смесей.

5.Определение объемного состава газовой смеси . Объемная доля.

В)Расчетные задачи по теме « Растворы»

6. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация раствора. Вычисления, связанные с пересчетом одних единиц концентраций растворов в другие.

В) Расчеты, связанные с приготовлением растворов. Смешивание растворов разных концентраций и расчеты, связанные с этим. Правила «креста»

14





15-16



17-19




20-23




24

  1. Расчеты по уравнениям реакций

1.Решение задач с составлением одной пропорции. Составление алгоритма решения. Вычисление массы одного из исходных или образующихся веществ по известной массе(объему) другого.

2.Расчеты с учетом избытка одного из исходных веществ с применением способа решения по числу молей (1-3уровни сложности).

3.Вычисление массы (или объема) продукта реакции по известной массе(или объему) исходного вещества, содержащего примеси. Составление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности

4.Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

Восстановление алгоритма решения. Решение задач 1-3 уровня сложности.

5.Вычисление объемных соотношений в реакциях между газами

25-26





27-28

  1. Решение задач с составлением двух и более пропорций.

1.Решение задач по уравнениям нескольких последовательных  реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчетами.

2. Расчеты по уравнениям одновременно протекающих реакций.

29

  1. Установление формулы неизвестного вещества с использованием количественных данных.

30-31

  1. Решение качественных экспериментальных задач

32-33

  1. Решение комбинированных задач

34

  1. Итоговое занятие. Зачет. Защита проектов

         

                                  Требования к знаниям и умения обучающихся.

После изучения данного курса обучающиеся должны овладеть следующими навыками расчетов:

-количества вещества и объема газообразного вещества;

-массовой доли элемента в сложном веществе;

-количества вещества и массы для одного из реагентов или продуктов;

-объема газообразного реагента или продукта;

-с использованием понятий об избытке и недостатке реагента и о практическом выходе продукта;

-задач на примеси;

-решение задач различными способами.

После изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

-выписывать из условия задачи все числовые данные, учитывая общепринятые обозначения и размерности

-формулировать вопрос задачи;

-составлять схемы и уравнения реакций;

-дополнять условия задачи справочными данными( молярный объем, молярные массы, число Авогадро и т.д.)

-выбирать необходимые для расчета формулы;

-в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчета искомой величины

-делать проверку полученной формулы;

-делать расчет и получать численный ответ

- решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы;

-научиться пользоваться дополнительной литературой;

-решать задачи различного уровня сложности

Литература:

Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Задачи по химии

Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы

Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии алгебраическим способом.

Воловик Н. Сборник задач по неорганической химии.

Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии