Статья учителя английского языка МБОУ СОШ №36 г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия) Огренчук Людмилы Михайловны Эвристическое обучение иностранным языкам
статья на тему

Огренчук Людмила Михайловна

Основной  характеристикой  эвристического  обучения  является  создание  школьниками образовательных  продуктов  в  изучаемых  предметах  и  выстраивание  индивидуальных образовательных  траекторий  в  каждой  из  образовательных  областей.

Обучение,  ставящее  главной  задачей  конструирование  учеником  собственного  смысла,  целей  и содержания  образования,  а  также  процесса  его  организации,  мы  будем  называть  эвристическим обучением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ogrenchuk_l.m._mbou_sosh_no36.docx (29.12 КБ)29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя английского языка МБОУ СОШ №36 г. Томмот Алданского района Республики Саха (Якутия)

Огренчук Людмилы Михайловны

Эвристическое обучение иностранному языку.

Приоритет личностного развития ученика, провозглашенный на уровне государственной политики в области образования пока далёк от реального воплощения на практике. Стереотип понимания  образования  как  передачи  ученику первоначально  отчужденного  от  него  "ничейного" знания всё ещё доминирует в нормативных документах, программах и методиках.

Проблема заключается в отыскании педагогических оснований, условий и технологий, при которых возможно  сочетание  индивидуальной  творческой  самореализации  учащихся  с  одновременным освоением ими культурно-исторических достижений человечества,  в том числе и образовательных стандартов.

Основной  характеристикой  эвристического  обучения  является  создание  школьниками образовательных  продуктов  в  изучаемых  предметах  и  выстраивание  индивидуальных образовательных  траекторий  в  каждой  из  образовательных  областей.  Под  образовательной продукцией   мы понимаем, во-первых,

материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений,  текстов,  рисунков,  поделок  и  т.п.;  во-вторых,  изменения  личностных  качеств  ученика, развивающихся  в  учебном  процессе.  

Обучение,  ставящее  главной  задачей  конструирование  учеником  собственного  смысла,  целей  и содержания  образования,  а  также  процесса  его  организации,  мы  будем  называть  эвристическим обучением.

Содержание  эвристического  образования  включает  в  себя  две  части:  инвариантную,  внешне задаваемую  и  усваиваемую  учениками,  и  вариативную  -  создаваемую  каждым  учеником  в  ходе обучения.  К  инвариантной  части  относятся:  первичная образовательная  среда,  необходимая  для эвристической деятельности (вопросы и  проблемы по заданной теме, предпосылки последующей деятельности  необходимая  информация.

В современном образовании в условиях смены приоритетов определение целей является одной из острых  проблем.  Цели  направляют  все  виды  человеческой  деятельности,  предвосхищают  её результаты, определяют методы работы.

Цель может быть определена тремя способами:

- сформулирована самостоятельно;

- выбрана из заданного списка;

- распределена в виде системы задач к основной цели.

Технология  образовательного  целеполагания.  Цель  деятельности  -  это  её  предвосхищаемый результат. Цель может быть общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая  или  нет.  Поставить  цель,  значит,  предсказать,  спрогнозировать  предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель "наводит" на соответствующий результат того, кто её сформулировал.

Часто  цели,  декларируемые  в  учебных  программах,  существенно  отличаются  от  реальных жизненных  ориентиров  учащихся,  что  является  причиной  рассогласования  желаемого  и действительного  в  обучении.  Чтобы  предупредить  это  нежелательное  явление,  необходимо  с начала  изучения  курса,  раздела  или  темы  вводить  учащихся  в  процедуру  образовательного целеполагания.  

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Когнитивные методы

Когнитивные  методы  обучения  (методы  учебного  познания).  Особенностью  познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному  результату.  

Метод  эмпатии  (вживания)  означает  "вчувствование"  человека  в  состояние  другого  объекта.

Ученики обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Задание: Imagine that you are a guide and other pupils are tourists. Describe any sightseeing you like.

Ожидаемая творческая продукция учащихся: учащийся описывает одну из пройденных по теме достопримечательностей  или  придумывает  сам  место,  которое  он  бы  показал  иностранным туристам.

Метод смыслового видения.  Это продолжение и углубление предыдущего метода Говорение, 7 класс, 13 лет. Home appliances.

Задание:  We`ve  got  new  words:  electric  can  opener,  dryer,  washing  machine,  disposal…  I  havecome from the jungles, we don`t have such things. Can you explain me what this home appliance is used for. For example: The iron is a home appliance which is used to iron clothes and linen.  Use the pattern and give your examples.

Метод  образного  видения  –  эмоционально-образное  исследование  объекта.  Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Задание: Look at the picture. This is a crane. What kind of crane is this? What does it look like?  Сanwe compare the crane with a bird or with a tree? Describe it… Ожидаемая творческая продукция учащихся: озвучивание своих соображений, их запись, рисунок (кран-жираф).

Метод  символического  видения.  Do  you  know  what  the  word

“symbol” means? Look at the pictures - the symbol of love is a heart, the symbol of school is a pen and a book. Think a little – what is the symbol of winter? etc

Ожидаемая  творческая  продукция  учащихся:  объяснение  своих  символов,  рисунки,  (конструкцияthe *** of *** is)

Метод эвристических вопросов  разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос,  например,  Как-Когда?  Ответы  на  данные  вопросы  и  их  всевозможные  сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод  сравнения  применяется  для  сравнения  версий  разных  учеников,  их  версий  с  культурно-историческими  аналогами,  которые  формулировали  великие  ученые,  философы,  богословы,  при сравнении  различных  аналогов  между  собой.  Метод  эвристического  наблюдения.    Наблюдение  есть  источник  знаний  ученика,  способ  их  добывания  из реальности бытия, то есть его можно отнести к эвристическим методам обучения.

Метод  конструирования  понятий.  Формирование  у  учеников  изучаемых  понятий  начинается  с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины "число", "слово", "небо", "зима ", "движение"; старшим ученикам – "алгоритм", "величина”, " молекула"  и  др.  Сопоставляя  и  обсуждая  детские  представления  о  понятии,  учитель  помогает достроить их до некоторых культурных форм (не обязательно до тех, которые есть в учебниках!).

Метод  конструирования  правил.  Изучаемые  в  общеобразовательных  курсах  правила  могут  быть созданы,  "открыты"  учениками.  Например,  из  предложенного  учителем  текста  ученики  выявляют орфограммы,  лежащие  в  их  основе  правила,  и  создают  затем  на  данные  правила  свои  тексты.

Метод  гипотез.  Учащимся  предлагается  задание  -  сконструировать  версии  ответов  на поставленный учителем вопрос или проблему. Метод  гипотез  развивается  при решении  прогностических  задач  типа  "что  будет,  если …".  Метод путешествия  в  будущее  эффективен  в  любой  образовательной  области  как  способ  развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.

Метод  ошибок.  Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов  её  получения.  Отыскание  взаимосвязей  ошибки  с  "правильностью"  стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Креативные методы

Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками субъективно нового для них результата  -  образовательного  продукта.  Обучение  происходит  в  ходе  творческой  деятельности учеников.

Метод придумыванияреализуется  при  помощи  следующих  приёмов:  а) замещение  качеств  одного  объекта  качествами  другого  с  целью  создания  нового  объекта;  б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта. Задание: Think of the town of future! Ожидаемая  творческая  продукция  учащихся:  каждый  учащийся  готовит  свой  проект  будущего города и защищает свой проект.

Метод "Если бы ...".Задание: What if there is no furniture at home? Write a composition and answer this question! Ожидаемая  творческая  продукция  учащихся:  учащиеся  пишут  сочинение  по  теме,  отрабатывая лексику и фантазируя: кто-то напишет, что он купит в квартиру, кто-то – придумает, какие вещи ему могут послужить вместо мебели.

Метод  образной  картины  воссоздаёт  такое  состояние  ученика,  когда  восприятие  и  понимание изучаемого  объекта сливаются,  происходит  его  целостное,    видение.  Задание: Now I’ll read you a tale. Listen to it very attentively and then try to draw it and guess the name of the tale!Ожидаемая творческая продукция учащихся: После прослушивания сказки, учащиесярисуютто, чтоониуслышалиипоняли. В классе проводится выставка рисунков. На следующем уроке дети могут рассказать сказку по рисунку. Выбирается рисунок, содержание которого ближе всего к тексту.

Метод гиперболизации.  Увеличивается или уменьшается объект познания, его  отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число;

Метод  агглютинации.  Ученикам  предлагается  соединить  несоединимые  в  реальности  качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объём пустоты, сладкую  соль,  чёрный  свет,  силу  слабости,  бегающее  дерево,  летающего  медведя,  мяукающую собаку.

Метод синектики  (Дж.Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др.

Задание: You can see some verbs. Try to form nouns (the names of professions) from them and

translate the words.

Read+er=reader

Teach+….=?

Work+…=?

Write+…=?

Travel+…=?

Метод  морфологического  ящика  или  метод  многомерных  матриц  (Ф.Цвики).  Нахождение  новых, неожиданных  и  оригинальных  идей  путём  составления  различных  комбинаций  известных  и неизвестных  элементов.  Письмо. 4 класс, 10 лет. Транспорт.

a-1 m-8

b-2 n-9

c-3 p-10

e-4 r-11

h-5 s-12

i-6 t-13

l-7 u-14

3,1,11 (car); 2,14,12 (bus); 13,11,1,6,9 (train); 13,11,1,8 (tram); 11,7,1,9,4 (plane); 12,5,6,10 (ship).

Ожидаемая творческая продукция учащихся: помощью кода учащиеся составляют новые слова.

Метод  инверсии  или  метод  обращений.  Когда  стереотипные  приёмы  оказываются  бесплодными, применяется  принципиально  противоположная  альтернатива  решения.  

Оргдеятельностные методы организации учения

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация  составленных  детьми  целей  с  последующей  детализацией;  обсуждение ученических  целей  на  реалистичность  их  достижимость;  конструирование  учениками  целей  с помощью заданных алгоритмов;  соотношение индивидуальных  и коллективных  целей,  целей  ученика,  учителя,  школы;  разработка  ценностных норм и положений в школе.

Методы  создания  образовательных  программ  учеников.  Задание:  Какую цель  вы  должны  достичь  при прохождении  темы  «Будущее  время»?  Чему  вы должны научится?

Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования  и  др.  

Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

Методы рефлексии.  Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником.  Если  же  ученик  не  понимает,  что  он  делал  и  чему  научился,  не  может  вразумительно сформулировать  способы  своей  деятельности,  возникающие  проблемы,  пути  их  решения  и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия,  осуществляемая  по  ходу  учебного  процесса;  2)  итоговая  

Метод проектов

Метод проектов возник во 2-й половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен  в  общеобразовательную школу. Американский  педагог У.Х.Килпатрик  различал  4 вида проектов:  созидательный  (производительный),  потребительский,  проект  решения  проблемы, проект-упражнение.  Основная  задача  проектов  –  вооружение  ребенка  инструментарием  для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Составить  оригинальный  EarthSightseeingGuide  и  красочно  оформить  его  с  помощью средств компьютерной графики (необходимо выбрать 20 мест на нашей планете, которые могли бы произвести наибольшее впечатление на космических туристов).

Оценка  каждого  элемента  образовательного  продукта  ученика  может  быть  количественной  или качественной,  балльной  или  вербальной.  Метод образовательных  рецензий,  отзывов  и характеристик  предусматривает  вербальную  форму.  Трех-,  пяти-,  десятибалльные  шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  по количеству творческих элементов,

  по степени оригинальности элемента,

  по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников,

  по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения,

  по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания

образовательного продукта,

  по практической пользе и использованию полученного продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)

С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...

План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)

В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Личный план профессионального образования учителя физической культуры МБОУ Мокрокурналинская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Республики Татарстан Халитова Риналя Ильсуровича на 2016-2017 учебный год.

Обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласовани...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...