Первые шаги к ...
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме

Курс по выбору по биологии, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_perv_shagi_k.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                Утверждаю

Руководитель методсовета

зам. директора по УВР                                                      Директор

_________                                                                           _____________

______________ 2013 г.                                                    _____________________ 2013 г.

Программа метапредметного курса по выбору

                                       Биология

«Первые шаги к …»

6 класс

                                                                          Работу выполнила

                                                                          учитель биологии

                                                                          Климова

                                                                          Альвина Владимировна

Пермь 2013                                                                                                            

Введение

В течение 2012-13 учебного года в нашей школе проходит апробация ведения уроков на базе 5 классов по предмету природоведение + биология поточно-групповым методом обучения.

Среди наших пятиклассников уже выявились дети, которые не меняют выбор (убежденные «биологи», «географы» и «химики»). А на вопрос: «Какой у Вас сейчас урок?». Пятиклашки отвечают: «У нас сейчас биология (химия, география)» Так мы видим у детей идет развитие познавательного интереса к данному предмету.  

Передо мной встает вопрос - как удержать интерес учащихся к предмету. Поэтому появилась необходимость разработать метапредметный курс по выбору.

Идеей, которого будет заключаться в том, что

1.на первом занятии ученик сам поставит перед собой задачу (т.е. ученики в ходе беседы, дискуссии сделают еще один выбор в какой области биологии (ботаника, зоология, анатомия) им хочется поработать и почему) и таким образом сделает первый шаг сконструируя  свой образовательный маршрут.

2. Поскольку свойства живого можно рассматривать как базовые функции биологической системы, в курсе биологии будет реализован путь изучения: от функции и заданных ресурсов - к биологическим структурам. В традиционной дидактике изучение биологии всегда велось от структуры к функции (в традиционном курсе: изучаются жабры, их устройство, их функция; в экспериментальном курсе рассматривается какой должна быть структура для выполнения функции газообмена у водного многоклеточного животного).

3.Результатом работы данного курса будет считаться открытие ЧП «Росток»

Свои способности человек может

 узнать, только попытавшись

приложить их.

Сенека младший.

Пояснительная записка

        Курс биологии изучает феномен жизни, как сложно организованной открытой термодинамической системы, способной к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию. Это - современное научное представление и  далеко не окончательное.

Построен курс биологии как осознанный, шаг за шагом все более подробный, ответ для самих учеников на вопрос "ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ".

Таким образом, этот процесс можно строить по аналогичной схеме: от общей простой модели "гипотеза - наблюдение - эксперимент" к подробной технологии выполнения каждого этапа. Причем ученики могут самостоятельно "открывать" для себя эту технологию.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Метапредметный курс по выбору "Первые шаги к …"  для учащихся 6 классов.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 10 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы "Первые шаги к …"  связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Первые шаги к …» отводится по 1 часу в неделю в 6 классе.  

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

        Цель: знакомство учащихся с многообразием мира живой природы, выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • открытие ЧП «Росток»

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Первые шаги к …» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса «Первые шаги к …» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Содержание программы.

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы(2ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Л. Р. Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение.

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

Культуральные и физиолого-биохимические свойства. Фотосинтез (2 ч).

Методы выращивания растений.

Л.р. «Влияние света на рост и развитие растений»

Гидропоника (1 ч).

Исследовательская работа (3 ч).

 Поиск информации. Изучение видового разнообразия комнатных растений в школе Оформление результатов исследовательской работы.

Подведение итогов работы кружка (1 ч).

Представление  результатов работы. Анализ работы. Выдача сертификатов.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Первые шаги к…»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
  • Открытие ЧП «Росток»
  • Изучение видового состава комнатных растений в школе

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Рекомендуемая литература

Литература для учителя

  1. Матяш Н.В. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Граф, 2004.- 112с.
  2. Меерович М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 200.- 432 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ под редакцией Е.С.Полат.- М.: издательский центр «Академия»,2002.-272с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Академия, 2004.-80с.

Литература для учащихся

1.Ежов Л.А., Ежиков И. Г. Любительский сад и огород. Пермское книжное издательство, 1988

2.Тетюев В. А. Методика эксперимента по физиологии растений. М. Учпедгиз, 1938

3.Шабалин А. Г. Практические работы по ботанике. Минск  

Народная асвета, 1969

Приложение 1.

Оценка творческого проекта

Фамилия и имя обучающегося___________________

Дата защиты__________________________________

Тема проекта_________________________________

Цель проекта__________________________________

Защита

Процесс работы над проектом

Достижение целей проекта (5 баллов)

Оформление (5 баллов)

Представление

(8 баллов)

Ответы на вопросы

(5 баллов)

Творчество

Использование дополнительной литературы.

Практическое применение проекта

Умение работать в группе

Самооценка

Оценка учителя

Оценка учащихся

Итого

Критерии оценки проекта

  • Актуальность проблемы проекта.
  • Корректность методики исследования.
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  • Характер общения участников проекта.
  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы.
  • Эстетика оформления проекта.
  • Умение отвечать на вопросы.

Приложение 2

Анкета для обучающихся

  1. Фамилия, имя____________дата________
  2. Твое отношение к курсу
  • Мне нравилось заниматься
  • Мне было трудно
  • Это точно не для меня
  • Другое
  1. Сколько времени занимает выполнение проекта?


  1. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на занятии?
  • Да
  • Нет
  • Другое

     5. Какого вида проекты, творческие работы тебе нравятся больше?

  • Индивидуальные
  • Работа в группе
  • Другое

6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении?

  • Да
  • Нет
  • Другое
  1. Твои пожелания и предложения__________________________



Спасибо за ответы!

                                             

Приложение 3

Рассмотрим в качестве примера использование многоэкранной схемы для постановки и ответов на вопросы о приспособлениях к фотосинтезу (ставили вопросы и самостоятельно отвечали на них учащиеся 6-го класса).

Таблица 2. Приспособления растения к улавливанию солнечного света.

Системный лифт

Вопрос

Ответ

КРОНА

Почему на дереве много маленьких листьев, а не один большой?

1). Возможность "тонкой подстройки": маленькие листья точнее разворачиваются к солнцу.
2). "Дробленая" крона устойчивее к внешним воздействиям.

ЛИСТ

Почему он плоской формы и часто прикреплен с помощью черешка?

1).Вся поверхность воспринимает свет.
2). Черешок позволяет разворачиваться к свету.

ТКАНИ ЛИСТА

1). Почему кожица листа прозрачная?
2). Почему одни клетки мякоти листа располагаются рыхло, а другие - плотными рядами?

1). Кожица не должна задерживать свет.
2).Клетки должны максимально улавливать свет, но должно оставаться пространство для газов, необходимых фотосинтезу.

КЛЕТКА ЛИСТА

1). Почему она тонкостенная и зеленая?

1) Чтобы пропускать свет.
2). Потому что в ней хлоропласты.

ХЛОРОПЛАСТ

1). Почему сечение хлоропласта - овал?
2). Почему они циркулируют?

1).Когда света недостаточно, хлоропласт поворачивается широкой стороной, когда мало - узкой стороной.
2). Циркуляция позволяет скапливаться в зоне оптимальной освещенности.

МОЛЕКУЛА ХЛОРОФИЛЛА

Почему молекула имеет такую форму: пластинка с хвостиком?

Хвостиком она укрепляется в мембране, а пластинка ориентируется к свету.

В качестве дополнительного творческого задания детям было предложено изобрести новую крону. Многоэкранная схема позволила инструментовать подход "от функции - к структуре", изучить способы реализации функций на различных этажах системы. Такой подход порождает поле для творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши первые шаги в компьютерном мире

Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику....

Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.

Наверное,  многие  мамы  хотели  бы  видеть своего  малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и  ра...

Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги

Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...

Первые шаги в профессию

Разработка классного часа на профориентационную тематику...

"Первые шаги. Организация школьных СМИ", творческое объединение

"Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, расп...

Творческие достижения объединения "Первые шаги"

Творческие достижения объединения в 2010-2011 учебном году...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....