Главные вкладки

    МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
    методическая разработка по теме

    шматова татьяна михайловна

    Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon monitoring.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОНИТОРИНГ

    степени изученности программы ДО «Первые шаги».

    Тесты на проверку внимания.

    Задания, проверяющие уровень развития мышления.

    Задания на проверку развития воображения и речи.

     Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи.

    Проверка математических представлений.

    Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе.

    Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке.

    Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе. Формирование у ребенка желания учиться.

    Тесты на проверку внимания

    Проверить внимание ребенка очень хорошо позволяют задания, основанные на принципе "найди отличия". Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же. Это могут быть различные персонажи, известные детям по сказкам или мультфильмам, могут быть целые сценки из сказок или же просто сюжетные картинки.

    На первый взгляд эти картинки должны выглядеть практически одинаково, но при более внимательном и детальном рассмотрении можно увидеть, что они несколько отличаются между собой. Так, например, если картинки цветные, то некоторые элементы рисунка могут различаться по цвету; на сюжетных картинках возможно наличие или, соответственно, отсутствие какого-либо элемента, например персонажа на заднем плане. Возможны вариации в деталях костюма героя или в его расположении, позе, жестах и т. д.

    Количество отличий может варьироваться в соответствии со сложностью теста. Наиболее удобен тот вариант, когда на картинках "спрятались" десять отличий. Если ребенок нашел 9-10 различий, то это очень хорошо. Если ему удалось выявить 6-8, это тоже неплохо, но его наблюдательность все еще нужно развивать. Если он нашел только 5 отличий, значит, у него еще недостаточно развито внимание, а упражнения на развитие наблюдательности должны стать ежедневным занятием.

    Упражнения, требующие наглядно определить сходства и различия, могут быть построены и на сериях элементарных картинок, содержащих два, три или более маленьких рисунков. Вы можете использовать схематические изображения предметов и животных, содержащие одинаковые и разные элементы, например домики, зонтики, рыбки, отличающиеся штриховкой, орнаментом или цветом. Эти задания могут различаться по сложности рисунка, количеству рисунков в серии и сложности задаваемых вопросов.

    Для проверки речемыслительной деятельности сравнению могут подлежать не только картинки, но и слова. При этом ребенку предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв, какие слова отличаются одной, двумя или более буквами.

    При выполнении таких заданий важно дать понять ребенку, что сравнению подлежат именно сами слова, а не те понятия, которые они обозначают. На сравнение можно предложить такие слова, как.

    кот и кит (отличаются одной буквой (о-и));

    каша и киса (отличаются двумя буквами (а-и, ш-с));

    пенал и пенальчик (второе слово длиннее),

    собака и собачка (первое слово короче);

    кошка, книга, крыса (во всех словах по 5 букв, общие буквы:
    к, а) и т. п.

    Для сравнения могут быть также предложены понятия, которыми обозначаются предъявляемые   слова. Например, ребенку предлагается рассказать, что общего и чем отличаются слова "самолет" и "стрекоза"; "елка" и "ежик"; "повар" и "врач"; "лисица" и "кошка"; "ворона" и "синица" и т. д.

          Дети должны также быть знакомы с элементарными понятиями и уметь объяснить сходства и различия, причем комиссии нужно дать довольно развернутый ответ. Так, на собеседовании вашего ребенка могут, например, попросить рассказать, чем отличаются друг от друга
    лето и зима, осень и весна, вилка и ножик, стул и стол, карандаш и ручка и т. п.

    Другим вариантом задания на проверку внимания и наблюдательности может стать выполнение такого упражнения, как "отвернись и назови". Дети с удовольствием выполняют это упражнение. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.

    Надо сказать, что задания, когда ребенку предлагается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будет задан вопрос. Такие картинки часто печатаются в детских журналах или в специальной литературе, имеющей целью подготовить ребенка к школе. На картинке может быть изображен путь каких-то сказочных героев. А вопросы могут быть самые разнообразные, например "Куда идут герои?", "Мимо чьего домика им нужно пройти, чтобы достичь места назначения?", "Кого они встретят на своем пути?" и т. д. Вы изменяете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.

    Задания, проверяющие уровень развития мышления

    Очень важно выявить, насколько у малыша развиты способности к логическому мышлению, к синтезу и анализу. Для выявления подобных способностей очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Контроль может проводиться как с использованием наглядного материала, так и словесно. Для нахождения закономерностей вниманию ребенка предлагается группа картинок, содержащая определенное количество изображений, например четыре. Перед началом упражнения нужно объяснить малышу, что некоторые из предложенных ему изображений будут иметь много общего, но одна картинка в каждой серии - лишняя.

    На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом):

    дуб, ель, тюльпан, береза;

    кастрюля, сковородка, вилка, таз;

    тигр, кот, слон, жираф;

    помидор, яблоко, груша, слива;

    автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд;

    туфли, носки, сапоги, ботинки;

    продавец, кондуктор, мальчик, врач и т. п.

    Более сложным вариантом задания будет задание без опоры на картинки, т. е. выполняемое устно. Принцип игры тот же, например, вы называете ряд названий домашних животных, среди которых "затесалось" одно дикое, или названия овощей с одним фруктом.

    Еще более усложняется задание, когда представлены группы прилагательных, обладающих схожими характеристиками. Здесь уже проверяется не только мышление ребенка, но и его словарный запас, умение строить синонимичные ряды и находить антонимы, например:

    - старый, маленький, поношенный, дряхлый;
    - храбрый, бесстрашный, решительный,
    добрый;
    -
    красивый, большой, огромный, гигантский;
    - веселый, смешной, забавный,
    кислый;
    - сладкий, соленый, горький,
    маленький;
    -
    медленный, быстрый, стремительный, молниеносный и т. п.

    Задания на проверку развития воображения и речи

    Наиболее распространенный вариант подобного задания - составление рассказа по картинкам. Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением хорошо известных ему действий. Например, на одной картинке может быть изображено, как мальчик просыпается, на другой картинке он умывается, на третьей, завтракает, а на четвертой картинке показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке, а ребенку предлагают расположить их в том порядке, в котором происходит действие. Затем малыш должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе. Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии картинок.

    Рисунки могут быть и другими. Например, ребенку предлагается составить связный рассказ по серии картинок, на которых изображены действия каких-либо персонажей. Учитель или психолог на собеседовании может также задать несколько вопросов относительно самих персонажей, попросить малыша охарактеризовать их, рассказать об их привычках, предпочтениях, составить их словесный портрет.

    Важно также, насколько хорошо ваш ребенок усвоил значение тех или иных слов. Учитель или психолог, проводящий вступительное собеседование, хочет увидеть, умеет ли ребенок грамотно и правильно строить свою речь, объяснять то или иное понятие. На собеседовании вашего ребенка могут также попросить объяснить значение некоторых слов, например: "телевизор", "аквариум", "библиотека", "школа" и т. д.

    Для контроля развития воображения, образности, пространственного мышления будет целесообразным предложить ребенку сложить схематические фигурки животных из полосок бумаги, частей квадрата "танграм" или из кубиков, стороны которых окрашены в различные цвета. Предлагается сложить кубики или полоски таким образом, чтобы получилось изображение зайки, кенгуру, лисички, паучка и т. д.

    Для развития образного представления и пространственного воображения большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Поэтому на вступительном собеседовании вашему ребенку могут предложить нарисовать картинку или собрать модель из конструктора. Картинки могут быть нарисованы и заранее, а ребенку предлагается описать их или сказать, на что похоже то или иное изображение.

    Для контроля развития речи могут быть использованы задания, которые выявляют, насколько содержательно и развернуто ребенок отвечает на вопросы, умеет ли он грамотно строить синтаксические конструкции. Например, учитель может дважды повторить сложноподчиненное предложение, затем задать по нему вопросы.


    Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи

    Для того чтобы посмотреть, насколько малыш готов к обучению русской речи, предложены задания на определение фонематического слуха. Для этого педагог может выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку повторить за ним.

    Сначала используются простые ритмы, например, I- II; II-I; II-I-I; I-I- II. Если задание выполнено успешно, то могут быть предложены более сложные серии выстукиваний: III-I-I; I-I-III; I-II-III; III-II-I и т. п. Очень хорошо, если ребенок выполняет задания без ошибок и без промедления.

    Важно также и то, как ребенок воспринимает количество букв в словах, различает ли он односложные, двусложные слова и слова с большим количеством слогов.

    может предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв в названных словах. Начинать опять-таки следует с простых слов ("луг", "дом", "кот", "кит", "лиса", "вода", "мама"), постепенно переходя к более сложным ("трава", "палка", "метро", " Учитель клубок", "ласточка") и т. д.

     

    Проверка математических представлений

    На итоговом собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число "девять" с помощью счетных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5).

    Кроме того,   оценивают навыки счета в пределах первого десятка. Причем в зависимости от школы и класса, в который пойдет малыш, счет может быть проведен как на палочках, так и без какой бы то ни было опоры.

    Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).

    Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.

     .

     

    Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе

    Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

    1. В школе у меня будет много новых друзей.
    2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
    3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
    4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
    5. Интересно, как выглядит классная комната.
    6. Я обязательно буду учиться хорошо.
    7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
    8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
    9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
    10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

    Подсчитайте результаты.

    Если ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Он  вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

    От четырех до восьми баллов - хороший результат.  Малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.

    Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

    Девять-десять баллов - отличный результат! Ребенок  хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

     

    Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

    Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

    1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс "а", дружный класс.)

    2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

    3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)

    4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

    5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

    6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

    7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

    8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая плохая отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" - это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

    9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

    10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

    11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)

    12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)

    13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)

    14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?")


         Если ребенок  правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

            Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

    От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

    В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал.  

    Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
    4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
    5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
    10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
    11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
    12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
    13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
    14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
    15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
    16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
    17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

    Если дети ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

    Если  обучающийся может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, родителям следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу.  

     

    Формирование у ребенка желания учиться

            Важно выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют действительности.  Вопросы для беседы:

    1. Хочешь ли ты учиться?
    2. Как ты думаешь, что в школе хорошего и интересного?
    3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться: с учительницей в школе или дома с мамой?
    4. Что делает учитель в школе?
    5. Для чего нужен в школе звонок? и т. д.

    О правильном отношении к школе будут свидетельствовать такие ответы, когда ребенок упоминает занятия в школе, получение знаний, говорит о том, что лучше заниматься с учительницей в школе, т. е. предпочитает школьное обучение домашнему.  

        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Первые шаги в науку" (5 -11 кл)

    Данная программа расчитана на 30 часов....

    Программа кружка "Первые шаги"

    В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция дополнительного  образования – освоение юными корреспондентами  газетного ремесла на базе творческой деятельности. Прог...

    Школьная олимпиада для учащихся 2 класса " Мои первые шаги в изучении английского языка"

    Очная олимпиада для учачихся 2х классов после первого года обучения по УМК "Enjoy English"...

    Первые шаги в изучении английского языка — разговор с родителями

    «Первые шаги в изучении английского языка — разговор с родителями (на примере ПМК «Happy Hearts»)» (из цикла «Просвещение» — родителям!») – Суханова Ольга Николаевна, учитель английского языка ГБ...

    Рабочая программа кружка по английскому языку для 1 класса «Мои первые шаги в английском»

    Данная программа разработана на основе авторского взгляда на проблему обучения детей младшего школьного возраста.   Актуальность данной программы обусловлена её практической значимость...

    Программа секции "Первые шаги в робототехнику"

    Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных роботов-  интеллектуальных механизмов, имеющих модульную структуру и обладающих микропроцессорами.  На занятиях по Робототех...

    Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

    Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...