Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
рабочая программа

Антоненкова Наталья Валерьевна

Программа ранней помощи "Первые шаги"

(программа психолого-педагогической , методической,

диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет

с ОВЗ и риском развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_realizatsii.docx125.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование актуальности программы.

В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. По данным официальной статистики, численность детского населения сокращается, а распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4–5 %. Число новорожденных с проблемами в состоянии здоровья, физиологической незрелостью составляет 74 %, детей с неврологической патологией – до 86 %. Не более 10 % детей дошкольного и 4 % детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми (А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова О. И. Маслова, Г. В. Яцык и др.). Исследования доказывают, что при условии раннего выявления и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60 % случаев к 3 годам. То есть ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов [Приходько О.Г., 2015 с.6].  Поэтому одним из важнейших современных приоритетов развития системы специального образования является обращение коррекционного воздействия к раннему возрасту, что дает возможность вести профилактическую работу и предотвращать формирование вторичных нарушений психического развития.

Анализ результативности психолого-педагогических практик коррекции нарушений развития у  детей за всю историю исследований указывает на  появление ощутимых положительных воздействий в той среде, где ребенок проводит максимально больше времени.  При этом влияние среды может быть как положительным так и отрицательным.  Поэтому   важно рассматривать ребенка как часть той среды, которая оказывает наибольшее влияние. Такими людьми  являются члены семьи и  в большей степени родители. Именно поэтому они должны стать не просто полноправными участниками коррекционно-педагогического  процесса, но и партнерами для своего ребенка - способными выстраивать продуктивные,  деловые отношения с ребенком,  которые будут способствовать  абилитации  дефицитов  развития и формированию новых навыков в соответствии с возрастом. Таким образом, акцент коррекционного и развивающего воздействия перемещается  на семью ребенка сОВЗ  или риском отставания в развития.

Практика ранней помощи или раннего вмешательства известны в мире с 60-70-х лет XX века. По мере становления  программ раннего сопровождения,  акцент или отправной  точкой работы специалистов  становится не только ребенок, но и семьи, в которых проходит развитие (Becrwith ,1990;  Krauss, Jacobs1990  M.Guralnik). В ходе исследований и поисков новых подходов было сформулировано понимание ранней помощи как междисциплинарной, командной  деятельности  направленной на поддержу ребенка и его  семьи осуществляющей   в естественной среде специалистами. (M.Pretis, 2005).  

На данном этапе более чем в 100 странах мира  программы ранней помощи, положительное влияние которых доказаны в  ходе многочисленных исследований,  являются обязательным звеном системы поддержки детей с особенностями  в развитии.

Отечественные модели ранней помощи начали  оформляться с 90-х  годов, адаптируя западные модели вмешательства и создавая новые: детям с нарушением слуха (Л.А. Чистович и др.); детям с детским церебральным параличом (ДЦП) (О.Г.Приходько и др.); детям с психофизическими нарушениями в развитии в группах кратковременного пребывания (Е.А. Стребелева и др.);  детям с синдромом Дауна (П..Л..Жиянова и др.); лекотека  (А.М.Казьмин);  СРП  на базе психолого-медико-социальных центров сопровождения и специальнылх дошкольных учреждений (Р.Ж.Мухамедрахимов и др.).

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-рот 31 августа 2016 г. ≪Об утверждении Концепции развития раннейпомощи≫ в Российской Федерации законодательно вводится новая структура системы образования детей младенческого и раннего возраста — Служба ранней помощи, которая определяется как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям целевой группы (дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности и их семьям, направленных на содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

Таким образом, услуга специальной раннейпомощи родителям и их детям с особенностями в развитии становится доступной во многих регионах Российской Федерациив том числе в Смоленске (СОГБУ «Центр «Вишенки»).Однако семьям, проживающимв районах смоленской области это образование   остается малодоступным  ввиду территориальной удаленности и слишкоммаленького возраста детей.  Поэтому необходимость  создания программы ранней помощи (далее – Программа ранней помощи) на базе консультационного пункта в  МДОУ  стало очевидной, работа которой должна была изменить ситуацию и обеспечить родителей детей от 0 до 3-х лет  с ОВЗ и отклонениями  развития необходимой помощью и поддержкой.

        

Цель программы: создание семейно-ориентированной  комплекснойкоррекционно-абилитационноймоделипомощи детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения.

Цель достигается через решение следующих задач:

  • обеспечение        территориальной        доступности        абилитационных

мероприятий для семьи, имеющей детей младенческого и раннего возраста;

  • формирование        межведомственного        механизма        раннего выявления детей с риском  нарушения в развитии младенческого и раннего возраста;
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и формирование абилитационной компетентности родителей (законных представителей)в вопросах развития и образования, охраны и   укрепления здоровья детей;
  • создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной для детей  с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидови риском развития, их родителей (законных представителей), педагогов, специалистов;
  • осуществление междисциплинарной оценки основных областей развития ребёнка;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период раннего детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего образования;
  • разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы вмешательства.

Целевая   аудитория  программы.

Центральное место в модели организации взаимодействия  консультационного   центра  с родителями занимает идея   семейно-центрированного подходас позиции абилитационной педагогики. Ключевыми в понятийной системе абилитационной педагогики являютсятермины понимание и «принятие»(АксеноваЛ.И.«Абилитационная педагогика»)  как  безусловное признание окружающими взрослыми особенностей ребенка, признание за ним  права на активное  отношение  к миру и  приоритет его выбора. Успешность такой практики или помощи ребенку напрямую зависит от представителей нескольких социальных институтов, наиболее важнымиз которых является семья.

Поэтому   важно рассматривать ребенка как часть той среды, которая оказывает наибольшее влияние.  В этой ситуации  родители должны стать не просто полноправными участниками коррекционно-развивающего  процесса, но и партнерами. А по своим  личностным качествам и уровню обученности  должны быть способными выполнять в нем важную  функциюкомпетентностного  родительства. Соответственно задача специалистов службы ранней помощи, состоит не в том, чтобы оценивать несостоятельность родителей или разделятьс родителями ответственность за несоответствие ребенка некоему представлению нормы в области обучения и поведения, а в том, чтобы помогать им учитьсявыстраивать продуктивные, деловые и личностные отношения с ребенком.

Целевая аудитория:

  1. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.
  2. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет, и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.

Принципы и подходы к формированию содержания инновационной программы

На сегодняшний день существуют различные подходы и принципы в решении этой проблемы. Однако наиболее важными общими дидактическими принципами при реализации  Программыявляются следующие:

  1. Семейно-центрированный подход:
  • профессиональная деятельность  сотрудников СРП осуществляется на основе запроса семьи (ребенка, родителей и/или  других членов  семьи, людьми из его ближайшего окружения) и возможностей консультационного пункта;
  • определение  потребностей семьи и ребенка является основой для выбора форм и содержания помощи.
  1.  Междисциплинарный подход: совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду, действуют  в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.
  2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности детей.
  3. Индивидуальный подход:
  • в учреждении  создаются  благоприятные условия, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности  навыков);
  • учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет актуального уровня развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка с дефицитами развития должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития», что соответствует требованиям ФГОС ДО.
  1. Деятельностный подход: ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста.
  2. Принцип доступности: семья может получить помощь независимо от места проживания, этапа развития ребенка.

Планируемые результаты.

Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития детей младенческого возраста с ОВЗ и риском развития к концу первого полугодия жизни. Ребенок:

– обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;

– проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее;

– активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям;

– активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

– во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;

– охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;

– стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания

(есть ложкой, пить из чашки и пр.);

– проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.

Целевые ориентиры в раннем возрасте.

Планируемые результаты работы с ребенком второго года жизни.

По отношению к детям раннего возраста, речь идет об общей задержке психомоторного и речевого развития с большей выраженностью отставания психических функций. В условиях целенаправленной коррекции в зависимости от недостатков и особенностей развития можно определить два варианта планируемых результатов.

Первый вариант предполагает значительную положительную динамику и преодоление отставания в развитии в результате образовательной деятельности и целенаправленной коррекционной работы:

•        ребенок уверенно самостоятельно ходит, переступая через барьеры, поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень, может подпрыгивать, держась за руки взрослого;

•        использует предметы по назначению: пользуется ложкой для приема пищи, копает лопаткой, черкает карандашом; нанизывает кольца на пирамидку без учета величины, вкладывает в отверстия вкладыши, используя практические пробы и примеривание;

•        осваивает многие действия с предметами: поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на выключатель, листает страницы книги;

•        осваивает предметно-игровые действия – по подражанию сооружает из кубиков постройку из 2-3 элементов, катает машинку, кормит куклу;

•        включается в процесс одевания, пытается натянуть шапку, штаны;

•        активно общается и сотрудничает с взрослым, использует мимику, жесты, интонации звукоподражания и слова простой слоговой структуры;

•        ребенок хорошо понимает обращенную речь, выполняет простые инструкции, активный словарь расширяется, называет предметы обихода, игрушки, пытается объединять слова во фразы, но не изменяет их грамматических форм;

•        проявляет интерес к окружающим предметам и явлениям, практически соотносит

2 предмета по цвету, форме, величине; узнает и показывает изображения знакомых игрушек и предметов на картинках; методом практических проб и примеривания пытается найти решение наглядно-практической задачи, усваивает полученный опыт.

Второй вариант означает наличие недостатков в развитии и предполагает их дальнейшую профессиональную коррекцию:

•        проявляет потребность в эмоциональном общении, реагирует на интонации и некоторые обращения взрослого, проявляет избирательное отношение к близким и посторонним людям;

•        использует указательный жест и понимает несколько жестов: указательный, «до свидания», «иди ко мне», «нельзя» и т. п.; реагирует на имя - поворачивается, когда его зовут; различает интонацию поощрения и порицания взрослыми своих действий;

•        в целом коммуникативная активность снижена, требуется стимулирующее воздействие взрослого; во взаимодействии с взрослым пользуется паралингвистическими средствами общения: мимикой, жестами, интонацией; может произносить серии одинаковых слогов и повторять за взрослым некоторые звукоподражания и односложные слова, которые уже умеет произносить, иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из лепетных, одинаковых слогов; по просьбе взрослого может показать названный знакомый предмет ближайшего обихода, выполнить простейшие инструкции;

•        познавательная активность недостаточная, но с помощью взрослого обследует разнообразные предметы, манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых;

•        непродолжительно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки игрушки, интерес к такой деятельности быстро пропадает;

•        проявляет двигательную активность, но техническая сторона основных движений страдает, часто требуется поддержка взрослого, отмечается общая моторная неловкость; изменяет позу, сидит, ползает, ходит самостоятельно, но не всегда сохраняет равновесие; выполняет знакомые движения по просьбе и подражанию взрослому; поворачивается к источнику звука;

•        пьет из чашки, ест самостоятельно (руками).

К трем годам в условиях целенаправленной коррекции ребенок может приблизиться

к следующим целевым ориентирам

Первый вариант предполагает значительную положительную динамику и преодоление отставания в развитии в результате образовательной деятельности и целенаправленной коррекционной работы.

Ребенок адаптируется в условиях группы. Готов к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Стремится к общению со взрослыми, подражает движениям и действиям, жестам и мимике. Сотрудничает со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями, подражает им, стремится к совместному участию в подвижных играх, в действиях с игрушками. Начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых и игровых действиях, стремится к результату в своих действиях. Осваивает простейшие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Проявляет интерес к окружающим предметам, активно действует с ними, исследует их  свойства. Выполняет орудийные действия - использует бытовые предметы с учетом их функций, может использовать предметы в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладевает поисковыми способами в предметной деятельности - практическими пробами и примериванием (вкладыши предметные и геометрические фигуры, «Почтовый ящик» - 4 основных формы и т. п.), величине (ориентируясь на недифференцированные параметры: большой - маленький), идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, знает и называет два-четыре цвета. Ориентируется в количестве (один - много). Действия со знакомыми предметами может выполнять на основе зрительного соотнесения.

В плане речевого развития: активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает некоторые грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активно употребляет существительные (допускаются искажения звуко-слоговой структуры и звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски звуков), обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Включается в диалог — отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование дополняющих паралингвистических средств). Стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов, двустишия. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.

Эмоционально реагирует на музыку. Воспроизводит темп в движениях под музыку, простейшие «повторные» ритмы. Проявляет интерес к изобразительным средствам. Осваивает элементарные изобразительные навыки (точки, дугообразные линии). Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, короткие сказки, эмоционально на них реагировать. Рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

С удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивает, лазает, перешагивает и пр.). Способен подражать движениям взрослых в плане общей и мелкой моторики. Осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды).

Второй вариант:

•        использует предметы по назначению, но самостоятельные бытовые действия технически несовершенны: плохо пользуется ложкой, редко пытается надеть предметы одежды, чаще ждет помощи взрослого;

•        осваивает действия с предметами: поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на выключатель, листает страницы книги; нанизывает кольца на пирамидку, но делает это неловко, часто без учета величины; вкладывает в отверстия вкладыши, используя многочисленные практические пробы и примеривание, однако эти действия недостаточно продуктивны и результативны;

•        осваивает предметно-игровые действия – по подражанию и с помощью взрослого сооружает из кубиков постройку, катает машинку, кормит куклу, но самостоятельно чаще ограничивается простыми манипуляциями с предметами, быстро теряет к ним интерес;

•        коммуникативная активность снижена, но по инициативе взрослого включается в сотрудничество; использует мимику, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны; редко обращается с просьбой, включается в диалог; в совместную деятельность с другими детьми по своей инициативе не включается;

•        ребенок понимает обращенную речь, ориентируется в ситуации, но выполняет только несложные инструкции, активный словарь ограничен, выражены недостатки слоговой структуры слова и звуконаполняемости; пытается объединять слова во фразы, но затрудняется в словоизменении;

•        интерес к окружающим предметам и явлениям снижен, требуется стимуляция со стороны взрослого;

•        действуя практическим способом, соотносит 2-3 предмета по цвету, форме, величине; узнает, показывает и называет изображения знакомых игрушек и предметов на картинках, при этом часто требуется помощь взрослого;

•        методом проб и ошибок пытается найти решение наглядно-практической задачи, но затрудняется действовать по зрительному соотнесению;

•        ребенок уверенно самостоятельно ходит, переступает через барьеры, поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень, может подпрыгивать, держась за руки взрослого; затрудняется в прыжках на одной ноге; не удерживает равновесие, стоя и в движении;

•        мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие движения, не сформирован «пинцетный захват», не любит играть с мозаикой; графомоторные навыки не развиты (ребенок ограничивается бесцельным черканием и изображением каракуль).

Придавая первостепенное значение интересам детей, необходимо обосновать не менее значимое понятие абилитационной компетентности родителей как системы ценностей, знаний, навыков, определяющих возможность полноценно осуществлять процесс абилитации детей младенческого и раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска отклонений в развитии.

Родительская компетентность. В литературе часто используются термины «психолого-педагогическая компетентность родителя», «социально-психологическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство» и т.п., которые можно рассматривать как аналоги термина «родительская компетентность». Анализируя содержание определения «родительская компетентность», правильнее рассматривать компетентность как наличие  знаний, умений, навыков, а также способов и приемов их реализации в деятельности, общении, развитии личности. При этом отношения со стороны родителей характеризуются зрелостью, заботой и проявлением любви к ребенку. Особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:

  • Педагогическая – знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию здоровья и личности ребенка;
  • Психологическая – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учетом удовлетворения его дефицитов сенсомоторного, интеллектуального, эмоционального развития;
  • Социальная – компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.
  • Правовая – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства.

Очень важно понимать, что компетентность родителей позволит им  осознанно направить все  ресурсы на процесс развития ребенка и не потерять драгоценное время.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

На основе заключений ПМПК  и/или  результатов скрининга развития ребенка  осуществляется психолого-педагогическое, консультативное и методическоге сопровождение каждой семьикоторое отражается  в индивидуальной  программе сопровождения (далее - ИПС)   ранней помощи и  подлежит корректировке в процессе  реализации.

В  ИПС  определяется специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства, содержание работы специалистов. Программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.

РеализацияИПС ребенка с ОВЗ и риском развитиястроится каксоздание социальной ситуации развития детей и предполагает:

- построение образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (т.е. зоны ближайшего развития каждого ребенка);

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организация видов детской деятельности, способствующих эмоционально-личностному развитию, общению, физическому и художественно-эстетическому развитию, развитию мышления, воображения и детского творчества;

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение; обеспечение игрового времени и пространства;

- оценка индивидуального развития детей как основания для определения эффективности коррекционно-образовательной работы по ИПС;

 С  учетом:

– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками Организации;

– вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению;

– критериев готовности ребенка с ОВЗ к продвижению по этапам инклюзивного процесса (выбора дальнейшего маршрута).

Координация реализации ИПС осуществляется на заседаниях психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации программы.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе «принципы и подходыПрограммы», то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, а также учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.  Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста существенным образом определяется влиянием ближайшего социального окружения. Поэтому при разработке Программы ранней помощи, реализуемой команда специалистов необходимо учитывает:

- социальные и психологические особенности семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста;

-  понятие психического здоровья младенцев и детей раннего возраста и признаки его нарушения;

- особенности поведения взрослых, приводящих к нарушению психического здоровья у детей.

Реализация Программы  осуществляется в соответствии с несколькими этапами:

диагностический -  этап выявления признаков нарушения психического развития ребенка, потребностей его родителей.

 Этап разработки и реализации индивидуальных планов психолого-педагогического, методического, консультативного отражаются в ИПС (индивидуальная программа сопровождения).

Диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей.        Подбор методов и материалов обследования построен на принципе интеграции методик обследования индивидуального развития ребенка, указанных в списке литературы.

Первичная диагностика.   Консультация проводится после приёма обращения от родителей и/или телефонного интервью. Телефонное интервью – это форма работы с семьей при первичном обращении в консультационный пункт. Во время телефонного интервью происходит: первичный сбор информации о ребенке (ФИО, возраст, контактные данные, наличие диагноза, инвалидности и т. д.), выяснение причины обращения семьи в детский сад и определение примерного запроса, внесение ребенка в журнал первичных обращений  и обсуждение вариантов дальнейшего взаимодействии семьи со специалистами службы.  

Цели междисциплинарной консультации:

  1. Оценить зону актуального развития ребёнка в социальной, познавательной, коммуникативной, моторной областях, самообслуживании. Определить наличие/отсутствие задержки в развитии, или риск ее возникновения.

 2. Определить факторы, обуславливающие отставание в развитии, или создающие риск его возникновения.

3. Определить ресурсы семьи, позволяющие преодолеть (минимизировать) отставание в развитии, или риск его возникновения.

 4. Обсудить с родителями результаты наблюдения и оценки развития ребенка, полученных в процессе междисциплинарной консультации.

5.  Сформулировать, сообщить родителям выводы и рекомендации.

6. Определить необходимость включения семьи в программу сопровождения в СРП, или направления в другие организации.

Методы, используемые во время междисциплинарной консультации:

• наблюдение;

• интервьюирование родителей;

• игра;

• методы оценки развития ребёнка.

В процедуре междисциплинарной консультации одновременно принимают участие специалисты различного профиля: педагог-психолог, учитель-логопед. Один из присутствующих специалистов выполняет роль ведущего, обеспечивая установление и поддержание контакта с семьей, и соблюдение временного регламента.  

Функции ведущего:

1. Организация условий для проведения междисциплинарной консультации (оповещение семьи в начале консультации о времени, процедуре консультации, о ее целях, возможностях и ограничениях).

2.В ходе консультации наблюдение за ребенком и родителем во взаимодействии с профессионалами, создание условий для контакта и диалога между родителями и профессионалами.

 3.Организация группового процесса в ходе консультации: наблюдение за изменением психологического состояния участников консультации, помощь в преодолении конфликтных ситуаций и затруднений, как между специалистами, так и между специалистами и семьей.

4.Завершение процесса, оповещение семьи о дальнейших планах и возможностях сотрудничества со службой ранней помощи и/или другими учреждениями.

Задачи педагога - психолога в ходе междисциплинарной консультации:

 1.Общая оценка развития ребенка;

 2.Описание особенностей социально-эмоционального развития ребенка, его стратегии привязанности (общие характеристики);

 3.Описание характера взаимодействия между ребенком и родителем.

4.Описание характера взаимодействия между родителями;

5.Определение критических моментов в жизни ребенка и семьи, влияющих на развитие, эмоциональное состояние ребенка, а также его родителей (пребывание  в больнице, переезды семьи, наличие заболевания, в том числе и психического, родителей или родственников, низкий социально-экономический статус семьи, низкий уровень образования и/или развития родителей, пребывание в сиротском учреждении, развод родителей, смерть, неблагоприятные отношения между родителями и др.);

6.Формулирование направления дальнейшей помощи для семьи в связи с выявленными особенностями развития и эмоционального состояния ребенка.

Задачи учителя-логопеда.

1.Организация взаимодействия с ребёнком;

2.Проведение, в случае необходимости, скрининговой оценки состояния сенсорных систем ребенка;

3.Оценка коммуникативных способностей ребёнка: (способность инициировать, поддерживать общение и взаимодействие; средства коммуникации; способность к имитации и подражанию; понимание устной речи, состояние самостоятельной речи ребенка и т.д.);

4.Оценка исследовательской активности, игры, выполнения ребёнком диагностических заданий; сформированности умений, навыков, понятий и представлений по возрасту.;

 5.Описание актуального развития ребёнка и его функциональных возможностей;

 6.Описание риска возникновения вторичных нарушений в развитии.

7.Формулирование выводов и рекомендаций по развитию ребёнка.  По окончании междисциплинарной консультации всеми специалистами заполняется необходимая документация (см. приложения.) и проводится оценка качества междисциплинарной консультации.

Задачи  инструктора по физической культуре:

  1. Проводит оценку функционального психомоторного и двигательного развития ребенка;
  2. Осуществляет диагностику ситуации двигательного развития ребёнка;
  3. Разрабатывает программы физической абилитации с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды;
  4. Консультирует родителей по вопросам подбора, адаптации, самостоятельного изготовления, и использования специальных приспособлений для создания правильного положения ребенка в пространстве;
  5. Обучает родственников ребенка умению адаптировать и использовать предметы окружающей среды под нужды ребенка (приемы эрготерапии);
  6. Помогает в подборе технического средства с учетом сложности нарушения опорно-двигательного аппарата;
  7. Осуществляет междисциплинарное взаимодействие по реализации программы ранней помощи со всеми сотрудниками службы.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями

Семья является институтом первичной социализации и образования, оказывающей большое влияние на развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте.

 Взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий  образовательный процесс  является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. Формирование у  родителей (законных представителей)  компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку – основная цель Программы. Обязательным условием реализации Программы  является участие родителей (законных представителей). Согласно теоретическим подходам, рассматривающим развитие ребенка в контексте его отношений с близкими, наличие отзывчивого взрослого играет важную роль в эмоциональном и познавательном развитии ребенка. Психологическая помощь детям младенческого и раннего возраста, таким образом, неразрывно связано с помощью взрослым, которые заботятся о детях.

В связи с этим целью психологической сопровождения младенцев и детей раннего возраста является сопровождение семьи или одного из родителей и ребенка, максимально возможная компенсация отклонений в развитии ребенка и его социализация, а также поддержка родителей.

Задачи:

  • через разнообразные формы дифференцированной работы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сенсорные игры;
  • внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями, активизировать их участие в мероприятиях Программы ранней помощи;
  • создать интерактивную развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую единые подходы к развитию личности в семье;
  • повысить  родительскую  компетентность в вопросах о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, ведущей  деятельности;
  • измененить поведение находящихся рядом взрослых.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

Основными формами работы с ребенком и его семьей являются:

• телефонное интервью,

• индивидуальные и групповые занятия,  

• междисциплинарные и индивидуальные консультации специалистов,  

• домашние визиты;

• дистанционное сопровождение.

1. Коллективные формы взаимодействия

 Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами в начале  реализации Программы.

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

 Тематические занятия «Школа для родителей». Работа планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия проводятся специалистами один  раз в неделю.

Формы проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги; «Круглые столы» и др.

Задачи:

- знакомство и обучение родителей стратегиям, приемам, формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

- знакомство родителей с возрастными особенностями, особенностями дефицитов развития, способов их нивелирования.

2. Индивидуальные формы работы

 Анкетирование и опросы. Проводятся специалистами по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

3. Формы наглядного информационного обеспечения

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещенные  в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;

- информация о графиках работы администрации и специалистов.

4. Новые (внедряемые в ОО) формы

Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей; дистанционное обучение.

Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если семья с ребенком  по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.

При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.

Основное содержание работы с семьей по направлениям развития детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ.

Социально-коммуникативное развитие. Установление контакта с семьей. Оценка взаимодействия в паре. Диагностика способности ребенка сигнализировать о своем состоянии и регулировать себя, опираясь на сигналы социального окружения. Создание условий для развития взаимоотношений межу ребенком и другими взрослыми. Помощь в организации ясной коммуникации между близким взрослым и ребенком. Обучение ребенка выражать свои потребности доступным образом и понимать коммуникационные знаки партнера. Создание условий для укрепления взаимоотношений ребенка со сверстниками.  Помощь в овладении правилами социального взаимодействия (здороваться, спрашивать разрешения, ждать своей очереди).  Обсуждение с родителями возможностей расширения социальных ситуаций для ребенка (посещение различных мероприятий, общественных мест). Сопровождение родителей в подборе и использовании альтернативных коммуникативных средства, доступных ребенку. Навыки самообслуживания: Питание: выяснение особенностей питания ребенка, наличие трудностей (глотания, жевания). Сопровождение семьи в вопросе организация кормления дома. Обучение ребенка использованию доступных сигналов для выражения потребности в еде и питье.  Развитие доступных для овладения навыков самостоятельной еды. Формирование способности ориентироваться в еде, различать съедобные и несъедобные объекты.  Одевание: организация среды, позволяющей ребенку проявлять навыки самостоятельности во время одевания (место, достаточное время, удобная одежда, использование визуальных подсказок). Обучение ребенка навыку снимать и надевать простые предметы одежды и соблюдать последовательность процесса одевания.  Уход за собой: оценка готовности ребенка и его окружения начать обучение навыкам ухода за собой. Выяснение уровня развития навыков мытья рук, чистки зубов, вытирания лица. Обсуждение с родителями особенностей организации данного процесса дома. Сопровождение родителей в процессе обучения ребенка гигиеническим навыкам в домашних условиях. Туалет: оценка готовности ребенка пользоваться туалетом. Помощь семье в организации оптимальных условий для формирования у ребенка навыка приучения к опрятности. Обучение ребенка использованию доступных способов сообщать о потребности пойти в туалет.  

Познавательное развитие. Оценка познавательного развития ребенка.  Создание условий и поддержка самостоятельной игровой и исследовательской активности ребенка, в том числе – обеспечение физической поддержки.  Повышение компетентности семьи в вопросах познавательного развития ребенка. Развитие когнитивных функций в контексте повседневной жизни и в естественной среде ребенка. В соответствии с используемыми руководствами по раннему развитию, работа идет по следующим направлениям: развитие зрительного внимания, памяти, пространственных представлений, понятий (форма, размер, цвет, количество, пространственные соотношения, определения), функционального использования предметов и символической игры, разрешения проблем.  Речевое развитие. Импрессивная речь. Экспрессивная речь. Установление контакта с ребенком и родителями. Прояснение особенностей взаимодействия (и коммуникации) в паре родитель – ребенок, влияющих на понимание и использование речи ребенком.  Оценка уровня понимания речи. Создание условий для активной игры ребенка, в том числе коммуникативной игре со взрослым на занятиях и в естественной обстановке. Консультирование семьи в вопросе создания среды, в которой ребенок мог бы наиболее оптимальным образом знакомиться с названиями окружающих его предметов и рутинных действий. Работа над слуховой локализацией. Соотнесение действий, предметов, их характеристик с звучащим словом в различных бытовых ситуациях, в игре и в процессе занятий. Работа над пониманием предложных конструкций, притяжательных прилагательных и местоимений. Работа над пониманием простых обращений. Расширение возможности понимать и реагировать на более сложные обращения, состоящие из 2-х просьб.  Выстраивание и поддержание первичного диалога между ребенком и близким взрослым.  Оценка возможности ребенка сообщить взрослому о своих потребностях и желаниях вокализациями или жестами.  Развитие навыков моторной имитации (крупных движений и движений мелкой моторики, артикуляторных движений).  Работа над имитацией звуков (освоенных, новых). Имитация односложных и двусложных слов.  Поиск доступных для ребенка способов сообщить об основных потребностях (холоде, голоде, жажде), попросить о помощи, отказать от нежелательных событий.  Обучение этим способам.  Использование различных видов альтернативной коммуникации в зависимости от возможностей ребенка.  Помощь в переходе к использованию фраз, состоящих из двух и трех слов. Развитие и поддержание навыка вести беседу, делиться информацией, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать простые вопросы.

Художественно-эстетическое развитие.Привлечение внимания ребенка к использованию различных художественных материалов (краски, мелки, фломастеры, тесто). Развитие и поддержание интереса к спонтанной игре с художественными материалами. Работа над навыками зрительно-моторной координации. Подбор средств, облегчающих ребенку достижение художественного эффекта.  Развитие навыка имитации при рисовании линий и простых форм.  Знакомство ребенка с литературными текстами и иллюстрациями к ним, соответствующими его возрасту.

Физическое развитие. Адаптивная физическая культура (АФК) Стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и развитие способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.  Оценка уровня развития двигательных навыков, необходимых для поддержания позы, перемещения в пространстве и ручной умелости (манипуляций с предметами).  Обучение родителей и помощь в создании среды, способствующей двигательному развитию ребенка и его самостоятельному функционированию. Консультирование родителей в вопросах приобретения специального оборудования.

Детализация содержания работы специалистов отражается в индивидуальной программе.

         Структура ИПС психолого-педагогического сопровождения представлена в приложении.

Организационный раздел

Психолого-педагогические условия

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ОВЗ  и риском развития  младенческого  и раннего возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ОВЗ и риском развития. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

Взаимодействие всех участников образовательных отношений осуществляется с применением современных  образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • организованные формы взаимодействия (сенсорная тропа,  досуг, и др.);

комплекс  специальных методов:

  • Метод сенсорной интеграции;
  • Метод совместно-распределенной деятельности;
  • Метод действий по подражанию;
  • Метод визуальной поддержки;
  • Метод развития психомоторных способностей;
  • Поисковые методы;
  • Метод   PECS, коммуникативной книги и др..

Кроме этого содержание работы, технологии и методы работы специалистов определяются этапами обслуживания семьи и реализуемой ИПС.

Длительность Программ ранней помощи может быть:

• краткосрочной;

• долгосрочной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (Перечень нормативных и нормативно-методических документов).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает  реализацию Программы, учитывает  особенности своей образовательной деятельности, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов   и  других участников сетевого взаимодействия и пр.).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии со Стандартом РППС   обеспечивает и гарантирует:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального  благополучия детей;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Программы;

  • соответствие  потребностям каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

–  вовлеченность  родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных программ имеющих различные ограниченные возможности здоровья.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда СРП  обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики социализации: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При проектировании пространства внутренних помещений  наполнены мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами с учетом  возможностей, уровня активности и интересов детей , поддерживая формирование их индивидуальной траектории развития.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Образовательная область

Формы организации

Содержание развивающей предметно-пространственной среды группы

Социально-коммуникативное развитие

-уголок сюжетно-ролевых игр

-уголок уединения

- Наличие фотографий, символов отражающих жизнь группы,  карточки РЕСS, , Коммуникативные  доски;

- Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр,

- Наглядная информация для родителей

Познаватель-

ное развитие

-сенсорный уголок

  - Погремушки разной текстуры и формы: пластмассовые, деревянные, резиновые, мягкие; легкие, удобные для захвата и держания, пищащие резиновые и мягкие игрушки;

-неглубокая емкость с крышкой с несколькими игрушками, которые можно доставать и складывать обратно;

-Пирамидки пластмассовые и деревянные для соотношения по форме, цвету, размеру.

-Игрушки для дифференциации простых объемных форм (куб, цилиндр, призма)

-Деревянные или пластмассовые, крупные и мелкие шарики и любые другие формы с отверстиями для нанизывания на специальный шнур

-Шкатулка / игрушка с выскакивающим сюрпризом (действие-эффект)

-Игрушка – «забивалка» с молоточком

-Телефон игрушечный

-Игрушка – «каталка» (игрушка, которую ребёнок приводит в движение, толкая перед собой)

-Игрушка на веревочке, которую можно возить за собой,

желательно со звуковым подкреплением

-Иллюстрационный материал по лексическим темам.

-Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных.

- Фланелеграф с набором дидактического материала.

Дидактические игры и пособия:

- по сенсорному воспитанию.

- по развитию математических представлений;

 - по развитию восприятию и внимания;

- по ознакомлению  с окружающим и развитию речи;

- по развитию ручной и мелкой моторики;

- дидактические игры с использованием природных материалов для развития тактильного  восприятия и мелкой моторики.

Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.

Игры с различными емкостями: «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью) большой и маленький кувшины», «Насыпь песок в чашки».

Речевое развитие

-речевые игры

- Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам

- картотека речевых игр

-разные виды театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.) атрибуты для театрализованных игр (маски, шапочки)

-Художественная литература;

Художественно-эстетическое развитие

-Уголок творчества

-Музыкальный уголок

- Материалы  для ИЗО,

- репродукции, открытки и альбомы для рассматривания;

- Конструкторы и строительный материал, игрушки для обыгрывания

Природный и бросовый материал

Музыкальные инструменты, игрушки, технические средства.

Физическое развитие

Физкультурный зал

- атрибуты для подвижных игр, спортивных игр

Наименование

помещения

Назначение

 Кабинеты специалистов

(педагога-психолога,

Учителя-логопеда)

Для индивидуальной педагогической работы;  для индивидуальной психологической работы с семьями;

Музыкальный зал

Для групповой  работы с  родителями и детьми;

Детская раздевалка

Возможность организации процесса обучения навыкам одевания/раздевания

Кадровые условия реализации Программы

Должностные обязанности специалистов.

Педагог-психолог:

1. Осуществляет психологическую диагностику развития ребенка, включая определение факторов социального риска для развития ребенка.

2. Осуществляет оценку качества взаимодействия между ребенком и родителями.

3. Проводит психологическое консультирование семей/ пар «мать-дитя» по вопросам, касающимся социально эмоционального развития детей младенческого и раннего возраста.

4. Оказывает психологическую помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями.

5. Проводит индивидуальную и групповую работу с детьми, имеющими нарушения в области социально-эмоционального развития.

6. Осуществляет междисциплинарное взаимодействие по реализации программ ранней помощи со всеми сотрудниками службы.

Учитель-логопед:

  1. Определяет особенности доречевого и раннего речевого развития ребенка;
  2. Подбирает педагогические методы и приемы по стимуляции развития речевых возможностей малыша;
  3. Разработает индивидуальную программу по активизации предпосылок к развитию речи;
  4. Проводит занятия по стимуляции речевого развития ребенка;
  5. Обучает родителей приемам стимуляции речевого развития детей младенческого и раннего возраста.

Инструктор по физической культуре

(инструктор по адаптивной физической культуре):

1. Проводит оценку функционального двигательного развития ребенка.

2. Осуществляет диагностику ситуации двигательного развития ребёнка.

3. Разрабатывает программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды.

4. Консультирует родителей по вопросам подбора, адаптации, самостоятельного изготовления, и использования специальных приспособлений для создания правильного положения ребенка в пространстве.

5. Обучает родственников ребенка умению адаптировать и использовать предметы окружающей среды под нужды ребенка (приемы эрготерапии).

6. Помогает в подборе технического средства с учетом сложности нарушения опорно-двигательного аппарата.

7. Осуществляет междисциплинарное взаимодействие по реализации программы ранней помощи со всеми сотрудниками службы.

Методическое обеспечение реализации программы

-Адаптированная примерная основная  образовательная программа для дошкольников с ТНР/ под ред. проф. Л.В.Лопатиной. - СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2014.

-     Аксенова, Л. И. Абилитационная педагогика : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М. : Издательство Юрайт, 2018

-    Баенская Е.РПомощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)М.: Теревинф, 2007

-    Диагностика – развитие – коррекция: Программа  дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, - 2012.

-     Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008.

- Программа Лекотека. А. М. Казьмин, Е. А. Петрусенко, Г. А. Перминова, А. И. Чугунова, А. М.Пайкова, Склокина Н. А. С-Петербург, 2010.

- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. ― СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

-  Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой.  СПб.: КАРО, 2009.  256 с.

-       Баряева Л.Б, Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Учебно-методической пособие . Союз : РГПУ им. А.И. Герцена, 2001

-    Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом ДаунаМ.: Монолит, 2002 г.

-  Зигле Л.А., Ефимова Н.М, Малинина Н.Ю., Михайлова В.  Педагогический круг.  Методические рекомендации для педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений  по организации совместной деятельности взрослого и ребенка в группе интегрированного образования. – СПб.:  РЕМДОМ, 2011.

-    Методические рекомендации по обследованию  и составлению индивидуальных  программ ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью ,  

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Москва – 2015ю

-            Микляева, Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программМосква : Издательство Юрайт, 2020

-    Приходько О.Г Ранняя помощь детям с двигательной патологией. Методическое пособие СПб.: Издательство «КАРО», 2006 г

-   Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста М.: Школьная пресса. 2003

- Семенович А.В. Нейропсихология детского возраста. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.: Академия, 2002

-        Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Владос, 2007 г.

-     Стребелева. Е. А.  Психолого-педагогическая диагностика развития детейраннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома2004

-  Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие СПб, 1999

          -    Фрост, Лори; Бонди, Энди; Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).

           -   Янушко Е.А Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года М.: Мозаика-Синтез, 2006

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

  1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ (с изменениями на 21 декабря 2004 года).
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N 1014 г от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  8. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  9. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  10. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7.
  1. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
  2. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).
  3. Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
    (с изменениями на 27 августа 2015 года).
  6. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
    «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
    от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
  8. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).

Приложение

Индивидуальная программа сопровождения ребенка

на  период _______________________

Ф.И. ребенка_________________________________дата рождения__________

Программа составлена (кем)______________________________________________________________

Краткое описание развития ребенка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запрос родителей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание программы

Специалист

Образовательная

область

 Планируемые

результаты

Методы и формы

работы

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Музыкаль-

ный

руководи-

тель

Инструктор по физической культуре

РАБОТА   С    СОЦИАЛЬНЫМ    ОКРУЖЕНИЕМ

Ф.И.О.

Кем приходится

ребенку

Участие /неучастие

в реализации программы

Пояснения (если не участвует)

Цели

Формы работы

Частота

Дата проведения

Утверждение индивидуальной программы  сопровождения:

Педагог-психолог__________________________/_________________/__________________

Учитель-логопед_________________________/_________________/____________________

Музыкальныйруководитель_________________________/________________/___________

Инструктор по физической культуре_________________________/____________/________

Родитель (законный представитель) ____________________/____________/_____________

Анкета  для родителей

  1. Ф.И.О. ребёнка, год рождения_________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Состав семьи________________________________________________________
  2. Какой ребёнок по счёту в семье________________________________________
  3. мать

Ф.И.О., год рождения________________________________________________

Образование, специальность

место работы_______________________________________________________

  1. отец
    Ф.И.О., год рождения________________________________________________

Образование, специальность__________________________________________

Место работы_______________________________________________________

  1. С кем проживает ребёнок_____________________________________________

члены семьи, не живущие с ребёнком, но принимающие  активное  участие в его жизни_______________________________________________________________

Другие дети в семье (их  возраст)________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребёнок  больше привязан_________________________

____________________________________________________________________

  1. Виды игр и занятий дома______________________________________

____________________________________________________________________

  1. Какие игрушки любит, кто их убирает___________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто_____________________

____________________________________________________________________

  1. Часто ли в вашем доме бывают гости____________________________________
  2. Насколько часто Вы с ребёнком  ходите куда-нибудь, куда_________________

___________________________________________________________________

  1. Какие меры наказания вы применяете___________________________________

____________________________________________________________________

  1. Какие меры поощрения Вы применяете__________________________________
  2. Психомоторное развитие:  стал держать голову________, ползать_____, вставать____,ходить______,гулить________, лепетать_______,   первые слова____, речь на даны момент_____________________________________________________
  3. Ваши пожелания_____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Модифицированная карта для комплексной  психолого-педагогической  скрининговой оценки индивидуального развития детей в возрасте от 2 месяцев до трех лет получающих сопровождение в Программе ранней помощи с учетом  требований ФГОС ДО.

Диагностический профиль заполняется в процессе командного обсуждения после междисциплинарной консультации, и используется в комплекте с заключениями от каждого специалиста. В ситуации долгосрочного сопровождения профиль заполняется в середине и конце учебного года ведущим семью специалистом.

Для более углубленной, детальной оценки в каждом конкретном случае необходимо использовать дополнительные, болеедетальные или специальные методы оценки, представленные в таблице 13.

Модифицированная карта

для комплексной  психолого-педагогической  скрининговой оценки индивидуального развития детей в возрасте от 6 месяцев до трех лет получающих сопровождение в Программе ранней помощи.

Ф.И. ребенка_________________________________________________________________ возраст_____________

Образовательная область по ФГОС ДО

Основные

показатели

Результаты

1-ого года

Результаты

2-ого года

Результаты

3-его года

да

нет

да

нет

да

нет

1.

Социально-коммуникативное развитие

Отрицательная реакция в начале знакомства с неизвестным взрослым

Идет на игровой контакт со  взрослым

Использует жест как средство коммуникации

Эмоциональное общение с матерью

Выполняет просьбы « дай мне»

Реагирует на «нельзя»

Устойчивое внимание к лицу говорящего

Подражает движениям, мимике, жестам

Воспроизводит одно игровое действие (кормит куклу)

Пьет из чашки

Ест густую пищу самостоятельно

Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии

Заражается чувствами сверстников: плачет, смеется

Положительно реагирует на приветливое обращение

Принимает помощь взрослого, идет на контакт

Интересуется другими детьми

Играет рядом или вместе со взрослым

Проявляет эмоции

Любит слово «нет»

Не безразличен к одобрению или порицанию

Выделяет, правильно определяет эмоции по фотоснимкам

«Помогает» по дому

Просится на горшок

Частично раздевается

 Знает свои и чужие вещи

Послушен

Выполняет простые поручения, просьбы

Пользуется при напоминании словами «спасибо», «пожалуйста»

Пытается помогать по дому

Любит наряжаться в одежду взрослых

Понимает чувства других

Показывает на пальцах свой возраст

Знает принадлежность вещей

Знает, кем является (девочкой или мальчиком)

Подражает взрослым в ситуации радости, огорчения, тревоги

Моет и вытирает руки

2.

Речевое развитие

Понимает смысл слова «нельзя»

Понимает название знакомых предметов

Понимает указания и выполняет их: «скажи «пока», «найди…», «пойдем», «положи», «дай мне, тете..»

Произносит 2-3,3-4 лепетных слова

Лепечет

Использует мимику и жесты, интонационные восклицания

Первые слова

Показывает части тела

Понимает слова «большой», «маленький»

Использует слова «да», «нет» (адекватно)

Использование предложений

Понимает инструкцию (простую, двухэтапную)

Имитирует звукоподражания

Показывает знакомые объекты и действия (реальные и на картинке)

Задает вопросы «кто?», «что?», «когда?» «кто это?» «что это?»

Усвоение предлогов

Понимает и использует обобщенные понятия (игрушки, еда)

Понимает простые поручения

Называет действия, изображенные на картинке

Использует фразу из двух слов

 Понимает вопрос «Что делает?»

Выполняет серию связанных между собой поручений

Называет свое имя

Использует местоимения «я, мне, мое»

Понимает множественное число

Использует в речи отрицания ( нет, нету, не)

Обозначает принадлежность предмета, вещи

Использует указательные местоимения (этот, тот, такой)

3.

Познавательное развитие

Манипулятивные действия, предигровая деятельность

Добивается определенного результата при использовании игрушки

Играет один в присутствии взрослых

Рассматривает картинки

Складывает пирамидку

Соотносит картинку с игрушкой

Соотносит парные картинки

Пользуется игрушками по назначению

Сортирует объекты по категориям

Осуществляет систематический поиск спрятанной игрушки

Сортирует большие и маленькие предметы и игрушки

Элементы сюжетной игры

Прослеживает движения мячика

Получает удовольствие от игры

Исследует предметы  повторными пробами

Различает квадрат, круг, треугольник

Собирает пирамидку из 3-4 колец, учитывая размер

Называет 4 основных цвета и некоторые оттенки

Строит башню  из 5-6 кубиков

Играет вдвоем со сверстником

Появляются элементы ролевой игры (играет роль мамы)

Игра носит сюжетный характер, отражается взаимосвязь и последовательность действий

Выполняет правила в подвижной игре

Принимает участие в игре-инсценировке

4.

Физическое развитие

Направляет руки ко рту

Следит за движениями рук

Взглядом сопровождает движение руки

Ходит самостоятельно

Поднимается на 1-2 ступеньки детской горки

Наклоняется, чтобы достать предмет с пола

Бросает мяч

Относит предметы на короткое расстояние

Поднимается по лесенке сам и спускается с поддержкой

Прыгает на месте

Держит два предмета

Чертит карандашом в одной      руке

Переворачивает страницы книг

Сидит на корточках

Бросает мяч обеими руками

Перешагивает через палку

Быстро ходит

Прыгает на месте, отталкиваясь двумя ногами

Может ходить задом наперед

Ловит мяч обеими руками

Вставание на цыпочки

Нанизывает бусины (пуговицы)

Разворачивает   маленький предмет

Перелистывает  страницы по одной

Складывает  лист бумаги пополам (по подражанию)

Держит карандаш большим и указательным пальцами с опорой на средний

Откручивает крышки вращательным движением

5.

Художественно-эстетическое развитие

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм

Может слушать чтение, музыку в течение 10 мин.

Групповое  интегрированное занятие для детей 2-3 лет с родителями

Лексическая тема: «Осень»

Цель:

  • Получить опыт взаимодействия и общения.

Задачи:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование образа себя через взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
  • сплочение группы;
  • развитие подражания взрослому;
  • развитие сенсорной интеграции.

Используемый дидактический материал: бубен, игрушечный заяц, детские зонтики.

Ход занятия:

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ (в спортивном зале)

  • РАЗЛОЖИ МЯЧИ, ПОЙМАЙ МЯЧ
  • ПЕРЕШАГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЕ
  • ЛАЗАНИЕ ПО ГОРКЕ

СЕНСОРНАЯ ДОРОЖКА (под музыкальную песенку с имитацией крупных движений)

Мы сегодня с  Крошками

Гуляем  по дорожкам

А может не по ним?

На обувь поглядим?

Воды полно в ботинке

И на подошве грязь…

Мы в лужи  наступали

И грязь везде топтали.

Мы сегодня с  Крошками

Гуляем  по дорожкам

Чудесно погуляли!

Домой нас не загнали!

НАШ КРУГ

Взрослые с детьми и педагоги сидят в кругу. Педагог поет песню.

ПЕСНЯ

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Вот и собрался наш круг!

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Руку другу дал друг.

Маша дала руку Кате, Катя дала руку Варе,

Варя дала руку паше, паша дал руку Никите…

Вот и собрался наш круг!

Теперь все держатся за руки, круг замкнулся. На последних словах все поднимают руки.

А ГДЕ?  (Игра с бубном)

Ведущий передает бубен каждому из детей в круге, задавая вопрос «Кто сегодня пришел в детский сад?»; ребенок с помощью родителя  стучит в бубен под аплодисменты;   ведущий  напевает песенку:

Поиграй нам, Вася, в бубен!

Мы в ладоши хлопать будем!

Поиграй! Поиграй!

И другому передай!

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Дождик, дождик, лей, лей, лей!»

Текст:  дождик капнул на ладошку, (показываем ладошки)

            на головку и на ножку!  (показываем голову, ножки)

            Льется, льется ой ой ой! (качаем головой)

            Побежали мы домой…    (топаем ногами )

«Зайка» (педагог показывает игрушечного зайку и говорит, что зайка хочет поиграть в прятки):

-Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(выставить указательный и средний пальцы – «ушки зайца», поднимать и опускать руку – «зайка прыгает»).

«Зайка, где?..»

- Зайка, зайка, где твой хвост? (Хлопки.)
— Вот, вот, вот! (Руки за спиной.)
- Зайка, зайка, где твой нос? (Хлопки.)
— Вот, вот, вот! (Показать нос.)
- Зайка, зайка, лапы где? (Хлопки.)
— Вот, вот, вот! (Показать руки.)
- Зайка, зайка, ушки где? (Хлопки.)
— Вот, вот, вот! (Показать ушки.)

Повторение пальчиковых упражнений с предыдущих занятий.

ПРОЩАНИЕ

Взрослые с детьми и педагоги сидят в кругу. Педагог поет песню.

Прощание проводится в «зоне общей моторики».

До свидания, до свидания,

Приходите к нам опять,

До свидания, до свидания,

Будем вместе мы играть.

И Наташа, до свидания,

Мама Лена, до свидания,

И Сережа, до свидания,

Мама Лиза, до свидания…

Называются имена всех присутствующих.

При словах «до свидания» педагог, дети и родители машут рукой на прощание.

В конце песни звенит колокольчик.

Педагог:

Занятие закончено.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  Мы рассмотрим начальный этап работы по развитию понимания неговорящим ребенком обращенной речи. Наша основная задача– накопление пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуем перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др. Детям раннего возраста можно предлагать более легкие (детские)варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др. С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. Как разговаривать с ребенком? Взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Из быстрой речи ребенок, в лучшем случае, поймет только два-три знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие. Как формируется словарь ребенка? Прежде всего - в общении. То, что ребенку сказали, то, чему его научили - то у него и есть. Если с малышом до трех лет практически не разговаривают, то и словарного запаса практически нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...

Программа коррекционной работы с детьми "группы риска" (психолого-педагогической поддержки) "Мы вместе"

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, здорового образа жизни, профилактику проблем поведения и социализиции детей "группы риска"....

Психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска»

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

Совершенствование системы ранней психолого - педагогической помощи детям - инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдае...

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ

Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...