Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”
учебно-методический материал по психологии (5 класс) по теме

Орлова Екатерина Васильевна

 

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья;  создание оптимальных условий  для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения.
  2. Оказывать помощь участникам педагогического процесса  в решении актуальных задач развития,  обучения, социализации  талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды.
  3. Осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка.
  4. Участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методическая программа268 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

     г. Юбилейный Московской обл.      

     ул. Школьный проезд, дом  2                                                                       тел. (495)515-45-30              

    Рассмотрено

    на заседании ШМО

    Руководитель ШМО     _________________/_________________/

    Протокол №___ «__»_______20_г.

     

    Согласовано

    Заместитель директора по УВР

    _________________/А. А. Сумкина/

    «___»___________20__г.

    Утверждаю

    Директор МБОУ СОШ № 1

    ___________________/____________/

    Приказ № _______ от_________

         

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

    “Психолого-педагогическое сопровождение  талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

    для 5-9 классов

     основной школы

    Автор:

    педагог-психолог Орлова Е.В.

    2013 год


    Содержание

    Вводное слово        

    Психолого-педагогическое сопровождение  талантливых и одаренных детей        

    План  психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов  в период адаптации  при переходе на основную ступень обучения        

    Психолого-педагогическая поддержка 5 классов в связи с внедрением ФГОС        

    Программа курса психолого-педагогического сопровождения способствующая самореализации и раскрытию потенциала одаренности для учащихся 5-7 классов        

    Программа курса психолого-педагогического сопровождения способствующая самореализации и профориентации для учащихся 8-9х классов        

    Список литературы        


    Вводное слово

    Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных  ресурсов человека.  

     Исследователи детской одаренности  (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий при которых возможно  развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных  и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности. 

    Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся выделяется рядом исследователей в качестве необходимого условия развития потенциальных способностей одаренных школьников (М.Н. Акимова, А.И. Доровской, Л.И. Ларионова, А.Н. Матюшкин, Н.В. Семенова , Н.Ю. Синягина , Е.Г. Чирковская и др.).

    Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения одаренных детей достаточно полно отражены в работах современных ученых (А.В. Леонтович, Е.И. Щелбанова, В.С. Юркевич и др.) Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия психологического сопровождения одаренных детей.

    В словаре В. Даля слово «сопровождение»  имеет следующие значения: «сопутствовать», « идти вместе», «следовать»[1]

    Э.Ф. Зеер отмечает, что  психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка [2]. Сопровождение – это способ включения индивида в процесс взаимодействия с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия.

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. В условиях школы оно является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его высокого качества.

     Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром,  окружающими людьми и с самим собой.

    Исследователи  и др. определяют следующие  задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:

    • предупреждение возникновения проблем развития ребенка

    • помощь одаренному учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута

    • развитие психолого-педагогической компетентности  учащихся, родителей, педагогов

     • психологическое обеспечение образовательных программ.

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при  объединении  усилий  специалистов  разного  профиля.  На необходимость работы с данным контингентом учащихся широкого круга специалистов указывают М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева, М. М. Безруких, М.Р. Битянова, М. И. Буянов, Н. П. Вайзман, А.И. Доровской, В.Т. Козлова, В.Б. Новичкова., Н.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева и др.

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:

          • диагностического

          • консультационного

           • развивающего

            • коррекционного.

    Отдельно выделяют также такое важное направление деятельности  как педагогическое просвещение и образование,  направленное на формирование педагогической культуры, развитие компетентности  учащихся, педагогов, родителей.

    Рассмотрим каждое из направлений более подробно. 

    Диагностическое направление  направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам  осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами,  психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

    Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы:

    • комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка
    • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам
    • оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.

            Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.  Диагностику  одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

           Консультационное направление  призвано,  не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также  способность к проектированию собственного жизненного пути.

               Развивающее  и коррекционное направление работы.   Основной смысл  развивающей  работы с одаренными детьми – это  раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели  всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:

    • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
    • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • снижение уровня  тревожности;
    • формирование адекватной самооценки;
    • обучение методам релаксации и визуализации.

         Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

            При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило,  за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.

           Педагогическое  просвещение и образование. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого- педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют  преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии  и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.

          Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам.  К работе с одаренными детьми педагоги  должны быть особым образом подготовлены. В.С. Юркевич отмечает, что педагог, выбирает работу с одаренными детьми зачастую потому, что определенные характеристики одаренности  в той         или иной мере характеризуют и его самого (яркие познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т.д.). В силу этих причин педагог нередко оказывается на грани работы «на износ»[6]. Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий важных для работы в данном направлении: организация специальных клубов, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного  и доступного отдыха.     

            В настоящее время  в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ.

           В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности одаренного ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно - потребностных характеристик.    

           Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и  выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

              Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы  образования, который способствует развитию детской одаренности , а значит у педагогов и родителей есть хороший шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.


    Психолого-педагогическое сопровождение  талантливых и одаренных детей

    Психолого-педагогическое сопровождение  талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.

    Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется также существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях талантливого и одаренного ребенка с окружающими людьми. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.

    Создание педагогом-психологом оптимальных условий по развитию коммуникативныых действий обеспечат талантливым и одаренным школьникам социальную компетентность и  успешную  интеграцию в группу сверстников, позволят им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья;  создание оптимальных условий  для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

    Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    1. Определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения.
    2. Оказывать помощь участникам педагогического процесса  в решении актуальных задач развития,  обучения, социализации  талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды.
    3. Осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка.
    4. Участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

    Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на 4-х уровнях:

    1. Индивидуальный —  индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия)
    2. Групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных  школьников (групповые консультации, тренинги)
    3. Уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками
    4. Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры)

    Психолого-педагогическое сопровождение будет строиться на следующих принципах:

    Направления  психолого-педагогического сопровождения.

     Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:

    1. Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление  талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития,  обучения, социализации.
    2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.
    3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации,  педагогов,  родителей. Содействие в повышении квалификации педагогов, работающих  с талантливыми детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта.
    4. Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
    5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
    6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школы.
    7. Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).

    Работу с родительской общественностью школа рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

    Таким образом,  психолого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

    Предлагаемая  модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей может быть представлена в  виде следующей схемы:

       В соответствии с этой моделью работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:

     непосредственно с ребенком;

     путем организация квалифицированной помощи педагогам;

     путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

      В работе с  одарённым ребёнком психологической службой решаются следующие аспекты:

    • Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).
    • Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов  (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы  претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
    • Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).

    Образовательная среда школы  будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

    • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
    • психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической  поддержки обучающихся;
    • психолого-педагогическое сопровождение учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса;
    • комфортности   окружающей среды.

    План  психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов  в период адаптации  при переходе на основную ступень обучения

    Цель:  оказание психолого-педагогической поддержки и помощи  учащимся 5-х классов, педагогам, родителям в период адаптации  детей к новым условиям обучения.

    Задачи:

    1. Изучить прохождение  периода  социально- психологической адаптации учащимися  5-х классов. Определить:

    - отношение пятиклассников к новым учебным предметам и новым учителям;

    - уровень психологического  благополучия в классе и  эмоционального состояния в целом;

    - уровень усвоения  знаний и умений, соотнести их с возможностями и способностями ребёнка;

    - причины, вызывающие трудности в адаптации  к новым условиям обучения

    2. Ознакомить учащихся:

    - с системой самоорганизации для успешного  выполнения домашних заданий;

    - с новыми правилами и нормами поведения  на новом этапе школьной жизни;

    3. Ознакомить  педагогов – предметников, родителей с особенностями и  возможностями этого возраста

    4. Определить группы  учащихся, испытывающих трудности  в адаптации к новым условиям обучения   (недостаточный уровень  развития  познавательных процессов, непроизвольность эмоционально- волевой сферы).

    5. Проводить коррекционно-развивающие занятия, способствующие   психологической адаптации  обучающихся  5-х классов.

    Направления работы:

    • Диагностика прохождения социально-психологической адаптации  пятиклассников.
    • Консультирование родителей  и педагогов  о важности  и необходимости  проведения периода адаптации  для  пятиклассников.
    • Просвещение родителей и педагогов о психологических новообразованиях, особенностях и возможностях  данного возраста.
    • Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации к новым условиям обучения.

    Средства:    

    Методика  Л. А.  Ясюковой «Отношение к учению».

    Методика  С. А. Казанцевой «Отношение к предметам».

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

    Анкета «Мотивы учебной деятельности».

    Анкета «Оценка эмоционального самочувствия в школе».

    Анкета «Контрольный лист оценки проблем пятиклассника».

    Анкета «Изучение индивидуальной реакции на школьную нагрузку».

    Методика  Дж. Морено «Изучение межличностных отношений в классе».

    Проективные методики: «Моя семья», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

    Ожидаемый результат:

    Ученик, успешно адаптированный  к новым условиям  обучения в пятом  класс.

    Календарно-тематическое  планирование

    психолого-педагогического сопровождения  пятиклассников

    в период адаптации при переходе на основную ступень обучения

    Виды работ

    Ответственный

    Сроки

    Изучение прохождения периода адаптации  к новым условиям  обучения:  наблюдение за поведением   пятиклассников на уроке и перемене

    педагог-психолог

    сентябрь-ноябрь

    Диагностика эмоционального состояния  и психологического благополучия  учащихся

    педагог- психолог

    сентябрь-октябрь

    Диагностика отношения к новым учебным  предметам и новым учителям

    педагог-психолог

    октябрь-декабрь

    Определение трудностей адаптации, составление индивидуального маршрута  развития ученика

    педагог-психолог, учителя

    октябрь-ноябрь

    Диагностика  статуса школьника в классном коллективе (социометрия)

    педагог-психолог

    октябрь

    Консультирование родителей по вопросам адаптации  пятиклассников к средней школе (по запросу администрации)

    педагог-психолог

    сентябрь-декабрь

    Проведение родительских собраний

    «Особенности  адаптационного периода» (по запросу администрации)

    педагог-психолог

    октябрь-ноябрь

    Проведение родительских собраний

    «Особенности подросткового возраста» (по запросу администрации)

    педагог-психолог

    октябрь-ноябрь

    Проведение семинара  для учителей

    «Психологические особенности пятиклассников»

    педагог-психолог

    октябрь-декабрь

    Проведение коррекционно-развивающих занятий  с детьми, испытывающими  трудности в период адаптации  к средней  школе

    педагог-психолог

    октябрь-май

    Подведение итогов  адаптации  пятиклассников к обучению  в средней школе

    педагог-психолог

    ноябрь-декабрь


    Психолого-педагогическая поддержка 5 классов в связи с внедрением ФГОС

    Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:

    • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
    • формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
    • вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.

    В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которые проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

    • появление “неуспешности” в учебе
    • снижение мотивации к учению
    • возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»
    • нарушение поведения у детей и подростков.

    Цель программы психолого-педагогического сопровождения:

    • обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
    • обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.

    Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:

    • реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки учащихся, включающая комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования
    • реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся
    • оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС
    • составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»
    • повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педагогов
    • профилактика возникновения проблем развития учащихся.

    Объектом сопровождения выступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

    Субъектом сопровождения являются ученики 5-х классов школы.

    Основные направления деятельности:

    1. Организационно-методическое направление

    Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-ых классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деятельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.

    1. Работа с учениками

    Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.

    В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники.

    1. Работа с родителями

    Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; ранее выявление дезадаптированный семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

    В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники.

    План реализации психолого-педагогической поддержки 5 классов, обучающихся по  ФГОС основной школы

    Название работы

    Срок проведения

    Ожидаемый результат

    1

    Организационная и методическая подготовка

    Составление годового плана работы

    Сентябрь

    Годовой план работы по профилактике дезадаптации учащихся 5 класса (свободная форма)

    2

    Диагностика учащихся

    • Диагностика адаптивных процессов: Экспресс анкета на тревожность
    • Анкета «Отношение к предметам»
    • Анкета «Черты идеального учителя»
    • Анкета «Чувства в школе»
    • Анкета «Мотивация к обучению»

    Сентябрь – октябрь

    • Изучить более глубоко личностную, познавательную сферы учеников
    • Дать рекомендации учителям и родителям по развитию детей в связи с внедрением ФГОС
    • Изучить анализ для ведения коррекционной работы по данным направлениям

    • Диагностика психически-познавательных процессов (память, внимание, мышление и тд.)
    • Диагностика личностной сферы (Тест коммуникативных и организаторских способностей)

    Октябрь-ноябрь

    • Изучить более глубоко личностную, познавательную сферы учеников
    • Выявить ресурсные качества учащихся, на основе которых можно строить индивидуальный оптимальный путь процесса адаптации на средней ступени обучения (5 класс)

    • Диагностика творческого воображения (Тест Гилфорда)
    • Диагностика дивергентного мышления и уровня развития креативности
    • Диагностика толерантности
    • Диагностика атмосферы коллектива в классе

    Ноябрь-декабрь

    • Изучение творческих способностей учащихся с целью их возможного дальнейшего развития и становления на более высоком уровне
    • Изучить уровень толерантности  и провести классный час по данной теме для просвещения пятиклассников
    • Изучить уровень удовлетворенности учеников коллективом и этап развития коллектива.

    3

    Диагностика родителей пятиклассников

    • Изучение уровня самостоятельности ребенка;
    • Изучение уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы

    Апрель -май

    Изучить уровень осведомленности родителями ФГОС и удовлетворенности введением ФГОС

    4

    Повторная диагностика учащихся

    • Уровень адаптации
    • Психические процессы
    • Уровень творческого развития
    • Атмосфера в коллективе

    Март-Апрель

    Выявить динамику изменений, эффективность примененных методов

    6.

    Коррекционно-развивающая и просветительская работа

    • Разработка программ, психокоррекционных мероприятий, средств и способов воздействия на учащихся
    • Просвещение родителей по теме «Особенности подросткового возраста» (выступление на родительских собраниях)
    • Просвещение родителей по теме «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?» (выступление на родительских собраниях)
    • В течение года
    • По запросам родителей, педагогов, учащихся
    • Разработанные программы по коррекционной работе с учащимися в рамках проекта работы с одаренными детьми
    • Методические рекомендации по улучшению адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы
    • Знание особенностей психологического развития учащихся подросткового возраста (психологическое просвещение родителей)
    • Информирование родителей о механизмах правильной и успешной адаптации к обучению в 5 классе
    • Помочь родителям лучше понять психологические особенности ребенка, выработать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания

    7.

    Консультативное направление

    • Консультирование учащихся (самовоспитание и саморазвитие, взаимоотношения с педагогами, соучениками и родителями, проблемы в обучении, профессиональном определении и т.д.)
    • Консультирование педагогов
    • Консультирование родителей
    • В течение года
    • По запросу педагогов, родителей, учащихся
    • Оказание психологической помощи в трудной ситуации
    • Помощь в выборе наиболее оптимальных  условий воспитания и обучения, а также создание должного психологического климата в классе, в педагогическом коллективе и т.д.
    • Помочь родителям лучше понять психологические особенности ребенка, выработать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания


    Программа курса психолого-педагогического сопровождения способствующая самореализации и раскрытию потенциала одаренности для учащихся 5-7 классов

      

     Общая стратегия программы представляет собой плавный переход от цели развивающей отдельные психические функции как основы академической успешности к цели рефлексивной, направленной на помощь в решении психологических проблем социализации и личностного развития.

    Известно, что переход в среднюю школу из начальной вызывает у части учащихся адаптационные затруднения, связанные в первую очередь с недостаточно развитой организованностью в новых учебных условиях, когда требования к произвольности (самостоятельности, организованности и адекватной самооценке, умению выделять главное и второстепенное) существенно возрастают. Другой психологической проблемой пятиклассников является стресс, вызванный усилением требований к ребенку на формирующееся представление ребенка о себе. Известно, что длительная неуспешность вызывает защитное смещение ценностей ребенка с учебы на области, где он получает позитивное подкрепление своему образу "Я". С наступлением младшего подросткового возраста ведущее значение у учащихся начинает приобретать межличностное общение. Формирование образа "Я" продолжается теперь уже не под влиянием оценок старших, а оценок сверстников. Поэтому тренировка навыков общения становится все более актуальной.

     Исходя из вышесказанного, предлагается факультативная программа занятий по психолого-педагогическому сопровождению для учащихся 5-7 классов, которая является основой для программы по психологии и профориентации для учащихся 8-9 классов. 

    Данная программа включает в себя три ступени, соответственно классу, включает в себя элементы развивающих игр и тестирования, направленного как на самопознание, так и на эмоционально-личностное развитие. Программа рассчитана на проведение уроков психологии 1 час в неделю, всего по 34 часа за каждый учебный год, итого - 102 часа.

    Программа предусматривает также проведение диагностических срезов, которые помогут получить обратную связь об ее эффективности.

      

    5 класс: Основная цель - развитие произвольности, а также снятие адаптационного стресса. 

    1. Вводное занятие. Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым? Нарисовать свой портрет взрослым. Какими качествами обладаешь ты взрослый? Какие качества являются их противоположностью? Вычленить их. Шкала Дембо: изобразить шкалы качеств и оценить по ним самого себя. Анализ. - 2 часа.
    2. Нарисовать свой самый счастливый день в жизни. Рассказать об этом. -1 час
    3. Нарисовать себя, одержавшего самую важную победу. Рассказать об этом. - 1 час.
    4. Что нам помогает и что нам мешает хорошо учиться. Нарисовать лучшего и худшего ученика, охарактеризовать их. Изобразить шкалу лучшего-худшего ученика, поместить себя на ней, нарисовать себя. Вычленить характерные признаки лучшего-худшего ученика (интерес к учебе, внимание, аккуратность, ответственность и т.д.), изобразить их в виде шкал самооценки Дембо, оценить себя. - 2 часа.
    5. Сравнить качества себя взрослого и лучшего ученика. Что общего? Какие отличия? - 1 час.
    6. Мое настроение. Какое бывает настроение? Что мешает и что помогает успешно справиться с трудностями? Нарисовать свое актуальное настроение. Нарисовать себя в самом лучшем настроении. "Азбука настроения". - 1 час.
    7. Я люблю и я не люблю. Пишем ранговый список. Рисуем то, что любим и то, что не любим..- 1 час.
    8. "Хочу" и "надо". Весы. Перечисляем все, что надо , и все, что хочется. . Сказка про Главное и Второстепенное. Сочинить свою сказку, с рисунками. -1-2 часа
    9. Умею ли я учиться? Тест, обсуждение. Игра: кто быстрее наведет порядок на своем столе.- 1 час.
    10. Умею ли я отдыхать? - 1 час.
    11. Развитие внимания. "Огород" - корректурная проба. Детей просят помочь бабушке и вырвать "сорняки" - букву "к", а морковку - окучить (обвести в кружок букву "М").- 1 час. Куда полетела бабочка? - 1 час.
    12. Тренировка внимания. "Кодирование": Сказка: корабль захватили пираты, необходимо зашифровать записку, чтобы ее передали спасателям. Отыскать (спасти) спрятавшихся от пиратов животных, раскрасить. -1 час. "Шифровка" - отыскать спрятанные слова, подчеркнуть. 10 геометрических фигур на доске. Их надо запомнить в течение 30 секунд и перерисовать к себе на листок - 5 минут, раскрасить красным цветом фигуры, имеющие углы, и синим - их не имеющие. - 1 час.
    13. Тренировка внимания. Умею ли я слушать? "Паровозик заданий". Найти 10 ошибок в предложениях, исправить. "Почта" - нарисовать под диктовку простые формы. Написать как можно больше слов, которые начинаются с гласной буквы. - 1 час.
    14. Тренировка внимания. "Перепутанные линии" - 5 минут. Отыскать дорожку. Рисуем двумя руками - симметричные фигуры. Написать как можно больше слов, которые начинаются на букву "К" - 2 минуты, затем по команде - на букву "Р" - еще 2 минуты. Отыщи ошибку в тексте - 1 час.
    15. Память. Как лучше запоминать. Осмысленное запоминание и зубрежка. Запоминаем 10 слов и запоминаем с помощью пиктограмм. Мнемозина - богиня памяти. - 1 час.
    16. Память. Перечислить все предметы, которые имеются у тебя в портфеле - игра-соревнование. Слуховая, зрительная, моторная память. Тест. "Волшебные дощечки" Запоминаем последовательность чисел, сочиняя историю про них 1-2 часа.
    17. Мышление. Учимся выделять главные слова в тексте. Учимся составлять опорные образы. Иероглифы. Придумываем кроссворды - 2 часа.
    18. Гибкость мышления. Написать как можно больше слов, которые начинаются на букву "к", затем - на букву "р". Кто победитель? Анализ и синтез: классификация и обобщение понятий. Учимся находить сходство в непохожем. Опорные образы. Развитие метафоричности мышления - 3 часа.
    19. Развитие воображения. Придумываем инопланетянина. "Небывальщина". Сочиняем историю - 1 час.
    20. Дорога, которая ведет... Буриме Развитие совместной деятельности и фантазии. - 1 час.
    21. Произвольность. Цепочка признаков, повторяем по кругу ("Дом, который построил Джек"). Кто не смог повторить и добавить свое признак - выбывает из игры - 1 час.
    22. Произвольность: "да" и "нет" не говорить... "Игра в записочки": общаться только письменно! - 1 час.
    23. Учимся планировать свое время. Составляем режим дня. Насколько удается ему следовать? Ведем дневник оценок. - 1 час.
    24. Эмоциональное развитие. Говорим комплименты. " Энергетическая тропа" и "эмоциональная карта территории". "Зеркало". "Паровозик" - тренировка навыков лидерства - 1 час.
    25. Воображение и эмоциональное развитие. Навыки эмпатии. Игра " Превращения". Поговорить от имени любого предмета, задать ему вопросы (работа в парах). "Азбука настроения".Играем в актеров. Изобразить настроение, чтобы остальные догадались - 1 час.
    26. Театр: сочиняем историю (сказку), рисуем, потом по очереди разыгрываем все истории - часы по количеству участников (психодрама) (до 10).
    27. Диагностический срез - 1 час. 

       ______________________________________

       Итого - 34 часа (7часов - резервные).

      

       6 класс: 

    1. Навыки рефлексии. Что нового я узнал за время летних каникул? Тест межличностой адаптации "Солнышко". Анализ результатов - 1 час
    2. Навыки рефлексии. Пишем самому себе письмо в будущее. Каким я стал через год? Что для меня главное, что второстепенное? Каких успехов я добился? - 1 час.
    3. Навыки рефлексии. Взрослый и ребенок. Какие преимущества и недостатки есть в каждой из позиций? Где на шкале "взрослости" нахожусь я сейчас? "Крутой" - какими качествами обладает? Кто является его противоположностью?- 1 час.
    4. Навыки адекватной самооценки. Что я умею делать лучше других? У каждого человека есть, чему поучиться. Выбрать человека, который не нравится. Чему можно у него поучиться? Что в нем хорошего? Кто найдет больше всех положительных качеств у того, кто ему не нравится (персонаж фильма)? - 2 часа.
    5. Навыки общения. Тест " Насколько я умею общаться?" - 1 час.
    6. Учимся говорить комплименты. Навыки эмпатии. Мне нравится... Мне бы хотелось, чтобы ты... "Зеркало". Рисуем свое настроение. Угадываем - 1 час..
    7. Умею ли я сказать "нет"? Тренировка способности не поддаваться чужому влиянию. Игра. -1 час.
    8. Кто я? На кого я хочу быть похожим? Кумиры. Написать 10 признаков себя, затем - угадываем, кто это. - 1 час.
    9. Воля. Тренировка организованности. Какого человека мы называем волевым? Для чего нужна воля? Я хочу, поэтому я должен...Цель ближняя и дальняя. Планируем достижение ближней цели. Умение выполнять скучное задание.- 2 часа.
    10. Тренировка мышления. Типы мышления. Диагностика типов мышления. - 3 часа
    11. Память.Тренировка памяти. Типы памяти. Тестирование. Приемы запоминания. - 2 часа.
    12. Внимание. Зависимость внимания от работоспособности и организованности. Тестирование. 1-2 часа.
    13. Психодрама. Роль. Социальные ожидания. Ролевые санкции. Играем роли-перевертыши (роли, которые являются противоположными для ребенка) Приоигрываем истории. - 16 часов.
    14. Диагностический срез. - 1 час.

       __________________________________

          Итого - 34 часа (+ 15 часов из 5 класса) 

      

       7 класс 

    1. Читаем свое письмо из прошлого. Насколько представление о себе соответствует реальности? Расставить оценки.- 1 час.
    2. Жизненный путь. Его эмоциональная координата. - 1 час
    3. Три внутренних голоса человека: родителя, ребенка и взрослого. Воля. - 1 час.
    4. Общение. Типы общения. Всегда ли мы правильно понимаем другого? Оценка и самооценка. - 2 часа
    5. Конфликт. Конструктивный и деструктивный конфликт. Я-высказывание и ты-высказывание. Навыки бесконфликтного поведения - поведенческий тренинг - 6 часов
    6. Границы моего "Я". Тренинг личностного развития - 2 час.
    7. Моя компания. Статус личности к компании. Групповые нормы (нормы моей компании). Конформность. Лидер. Каждый может стать лидером. - 6 часов.
    8. Профориентационная игра "Необитаемый остров" - сессия, всего - 8 часов.
    9. "Мое будущее зависит от меня" - тренинг с использованием рисования - 4 часа.
    10. Просмотр фильма "Назад в будущее". Сочинение "Мое будущее зависит от меня". - 2 часа.
    11. Диагностический срез - 1 час.

       _____________________________ 

       Итого - 34 часа 

      

    Возможны изменения по ходу выполнения программы.


    Программа курса психолого-педагогического сопровождения способствующая самореализации и профориентации для учащихся 8-9х классов

    Пояснительная записка

    Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков. Задачей программы является также "наведение мостов" между традиционным теоретическим школьным образованием и "живой жизнью", т.е. конкретными проблемами подростков, рассматриваемыми в режиме "реального времени" при общении с педагогом-психологом индивидуально или на тренинговых занятиях.

    Общеизвестно, что 8-9 класс является сензитивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Традиционная педагогика игнорирует этот факт и пытается удержать учебные интересы подростков при помощи репрессивных мер. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы "трудного" возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в "заповедный мир" подростков, реальную возможность влиять на формирование личности тинэйджера.

     Однако на тренинговые занятия к психологу ходят только желающие, а большинство в силу тех или иных причин в одиночку маются в дебрях своего "смутного" возраста, остро нуждаясь в доверительном общении со взрослым.

    В то же время каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра И именно от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он творческим, преуспевающим работником или безработным с массой материальных и психологических проблем. Известно, что "ноги" психологических проблем взрослого растут из детства.

    Занятия рассчитанные на 34 часа, т.е. 1 час в неделю. На каждом уроке планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация. На каждом уроке учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях, которая может быть скорректирована педагогом-психологом в случае необходимости. Занятия в классно-урочной форме по основам психологии и профориентации можно рассматривать также как подготовку к психологическому тренингу, проводимому в рамках кружка.

    Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта.

    Программа базируется на учебном пособии Г.Резапкиной "Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков" М, 2000. , а также дополнена блоком социально-психологических сведений и некоторыми тестами, разработанными и апробированными автором в Московском областном центре профессиональной ориентации молодежи (МОЦПОиПП) в 1990-2000 годах.

      

      

    1. Введение. Что значит - быть взрослым? Преимущества и недостатки в позиции взрослого, ребенка и подростка. Три главные сферы жизненных интересов взрослого: работа, семья, личное время. Для чего нужно работать? Для чего нужно личное время? Знакомясь с другим человеком, мы, как правило, интересуемся, кто он по профессии.
    2. Как правильно выбрать профессию? "Могу", "хочу" и "надо" - соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Анкета выбора профессии. Мотивы выбора профессии. Тест МИМ (определение "пирамиды" мотивов выбора профессии, по Маслоу). Потребность в самореализации - одна из высших потребностей человека.
    3. Что я знаю о своих возможностях. Способности = биологические задатки + труд. У каждого человека есть способности или задатки. Понятие способностей общих и специальных. Уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность. "Окно Джогари". Опыт рефлексии: тест "Кто Я?" (в 10 позициях).
    4. Темперамент. Отличия людей по темпераменту. Тест Айзенка. Сильные и слабые стороны основных типов темперамента.
    5. Что такое характер. Сила воли. "Хочу" и "Должен". Позиция взрослого: "Я хочу, поэтому я должен". Зависимость воли от развития интеллекта и культуры (духовности) человека. Как развивать волю. Демонстрационный эксперимент: определение способности к монотонной работе.
    6. Мышление. Пиктографический тест. Типы мышления. Образное (целостное), практическое и логическое (операционное) мышление. Тест интеллектуального потенциала (ТИП). Как развивать мышление.
    7. Память. Тест "Какая у вас память?". Логическая, образная, слуховая, тактильная и двигательная память. Тест на определение типа памяти (логическая, зрительная, слуховая, кинестетическая). Запоминание, сохранение, воспроизведение - главные процессы памяти. Тест "Умеете ли вы работать быстро и внимательно". Как тренировать память. "Воронка Эббингауза".
    8. Внимание и внимательность. Концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания. Тест "Устойчивость внимания". Как тренировать внимание. Практическое занятие: "Муха".
    9. Что такое личность. Личность как интегральная система отношений человека к внешнему миру и самому себе. Проективный тест Махони. Склонности и интересы в выборе профессии. "Карта интересов".
    10. Что такое эмоции? Эмоциональное состояние. Положительные и отрицательные эмоции. Что такое стресс? Как управлять своими эмоциями. Приемы улучшения настроения. Тест эмоций "ЭСОП". Дневник достижений. Опросник Басса-Дарки (определение способа эмоционального реагирования).
    11. Умеешь ли ты общаться? Способности к общению. Качества, помогающие и мешающие общению. Практическое занятие "Оцени свое умение общаться" (по Прутченкову). Тест коммуникативных и организаторских качеств (КОС). Тест "Солнышко" (социальной адаптированности).
    12. Конфликт. Деструктивный и конструктивный конфликт. Типы поведения в конфликтной ситуации. Тест Томаса. Способы предотвращения и разрешения конфликта. "Я-высказывание" и "Ты-высказывание". Практическое занятие: переведи "Ты-высказывание" в "Я-высказывание". Знание социальных норм группы как способ избежать конфликта.
    13. Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова (Холланда). Формула профессии Пряжникова. Исчезновение старых профессий и появление новых. Многофункциональность и интеллектуальность - главное свойство современных профессий. Ошибки в выборе профессий. Преимущества и недостатки каждой профессии. Практическое занятие: знакомство с профессиограммами. Профессиональная пригодность. Опросник профессиональной готовности (ОПГ), Дифференциально-диагностический опросник Климова (ДДО) (или тест Холланда).
    14. Что требует профессия от меня? Понятие рынка профессий: практическое занятие: определение требований к соискателю (по газете "Работа для ВАС"). Знакомство с "Центром занятости". Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Профессионализм = знания + опыт; ответственность= воля + доброта. Общительность= умение сопереживать + умение слушать.
    15. Профессионально важные качества. Деловая игра: создай объявление о приеме на работу в твою фирму сотрудника. Определение профессионально важных качеств (ПВК). Разработка должностных обязанностей сотрудника твоей фирмы.
    16. Навыки самопрезентации. Что такое самопрезентация? Что такое резюме Как правильно составить резюме? (ролевая игра). Интервью при приеме на работу. Как пройти интервью (ролевая игра).
    17. Личный профессиональный план. Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние условия достижения целей. Внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.

       _____________________________ 

       Итого - 34 часа 


    Список литературы

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка .Т.IY. – М: «Русский язык». 1980.-С.272.
    2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Уч.пособие.-2-е изд.-М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК».2003.
    3. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики/ Под ред. В.Б. Новичкова. М., 2002.
    4. Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми//Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции.- Н.Новгород: НГЦ,2001.-С.86-89.
    5. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001.
    6. Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми.//Одаренные дети –достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.) –М.: ООО»АЛВИАН», С.115-117.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

    Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

    Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

    Основы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения

    Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивно...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

    Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

    Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения

    Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...