Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.

Цель программы:

Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a

тел./факс 252-04-56

                           

Принята                                                                                            «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                               Директор школы

Протокол № «___» от __________г.                                               ____________М. Г. Черных

                                                                                                           «___»________________ г.

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения

и адаптации к среднему звену школы

 учащихся 5х классов

Принято на заседании научно-методического отдела

ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.

Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

  1. Цель программы

  1. Целевая группа

  1. Задачи программы

  1. Количество и длительность занятий, этапы работы

  1. Целевая группа

  1. Прогнозируемые результаты работы

  1. Параметры результативности и диагностика

  1. Организационно- педагогические условия

2) Характеристика целесообразной методики построения курса.

3) Содержание программы

4)  Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

5) Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы

        Вторая ступень обучения начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

        Кроме того, необходимо учитывать, что  дети с тяжелой речевой патологией, обучающиеся в школе-интернате №2, имеют ряд специфических особенностей, как в познавательной сфере (неустойчивость внимания, своеобразие операций вербально-логического мышления и т. д.), так и в эмоционально-волевой сфере (повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, болезненное стеснение своего недостатка и т. д. тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия). Перечисленные факторы, а также особенности возраста – начало пубертатного периода делают психологическое сопровождение пятиклассников еще более актуальным.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.

  1. Цель программы:

Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.

  1. Целевая группа:

Учащиеся 5 класса с тяжелой речевой патологией.

  1. Задачи программы:

  1. развитие словесно-логического мышления и связной речи;
  2. развитие внимания;
  3. развитие памяти;
  4. формирование волевой регуляции познавательных психических процессов и поведения;
  5. коррекция самовосприятия и восприятия других людей;
  6. формирование навыков коммуникации;
  7. снижение уровня агрессии и тревожности;
  8. улучшение общего психического состояния детей.

  1. Количество и длительность занятий, этапы работы:

  1. этап: Психологическая диагностика учащихся (диагностика проводится в 2 этапа: 1 этап – сентябрь-октябрь, контрольное обследование – май).
  2. этап: Участие в родительском собрании 5 класса. Презентация для родителей: «Адаптация пятиклассников».
  3. этап: Проведение коррекционно-развивающих занятий (см. календарно-тематическое планирование).

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 23 занятия длительностью 1 ак. час.

  1. этап: Проведение индивидуальных занятий и консультаций с учащимися выявившими проблемы в познавательной или эмоционально-волевой сфере.
  2. этап: оценка эффективности проведенной работы путем сравнения  входной и заключительной диагностики.

  1. Целевая группа – учащиеся 5 класса с тяжелой речевой патологией

  1. Прогнозируемые результаты работы:

Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой регуляции познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков общения, формирование адекватной самооценки и оценки окружающих, улучшение психоэмоционального статуса учащихся.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном  возрастном этапе, в рамках возможностей и особенностей учащихся с тяжелой речевой патологией.

1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

 3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

  1. Параметры результативности и диагностика

В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка результатов входной и заключительной диагностики.

Использовали следующие методики:

- тест школьной тревожности Филлипса

- исследование внимания – таблицы Шульте

- мониторинг обученности учащихся

- мониторинг воспитанности учащихся

- психолого-педагогический мониторинг        

- анкеты обратной связи участников

  1. Организационно- педагогические условия

•        Временные и материальные ресурсы.

Группа формируется на основе результатов диагностики учащихся 5х классов, количество человек на занятии: 3-6.

•        Условия  проведения:

Занятия  проводятся в кабинете психолога - просторном, хорошо проветриваемом помещении, где созданы условия для занятий и релаксации.

  1. Характеристика целесообразной методики

построения курса.

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием  занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.

Используемые педагогические технологии.

Техники арттерапии, сказкотерапии,  релаксации, психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, ИКТ, бланковый и раздаточный материал из УМК психолога.

  1. Содержание программы

  1. Тема 1: Введение

Информирование: обозначение перспектив занятий, их цели о форме. Создание рабочей обстановки. Тест школьной тревожности Филлипса.

  1. Тема 2: Развитие и коррекция познавательной сферы.

Развитие анализа и синтеза. Творческое мышление. Развитие вербального мышления. Решение логических задач. Развитие произвольного внимания. Развитие мыслительных операций. Зрительная память и восприятие.

  1. Тема 3: Формирование мотивации к обучению.

Формирование мотивации достижения и учебной мотивации.

  1. Тема 4: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Мир эмоций. Способы разрешения конфликтов. Профилактика и коррекция агрессии. Формирование толерантного поведения. Профилактика и коррекция школьных страхов. Мимика – язык лица, жесты – язык тела. Профилактика и коррекция тревожности. Формирование адекватной самооценки.

4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Дата

Тема

Содержание занятия, методическое обеспечение

Количество часов

1

Октябрь

Вводное занятие

Введение

  1. Информирование: обозначение перспектив занятий, их цели о форме. Создание рабочей обстановки.
  2. Рисунок: «Автопортрет»

1

2

Октябрь

Развитие анализа и синтеза

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр.«Составление слов»
  2. Упр. «Найди общие признаки»
  3. Упр. «Выделение существенных признаков»
  4. (Истратова О.Н., Эксарусто Т.В. «справочник психолога средней школы» Ростов, «Феникс, 2006)

1

3

Октябрь

Творческое мышление

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Задания из рабочей тетради «Творческое мышление» (УМК психолога)
  2. Стр. 3 - 7
  3. Упр. «Вырази мысль другими словами» (Истратова О.Н., Эксарусто Т.В. «Справочник психолога средней школы» Ростов, «Феникс, 2006)
  4. Упр. «Лабиринт»
  5. Игра «Найди лишнее»

2

4

Ноябрь  

Мир эмоций

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Презентация «Мир эмоций»
  2. Почувствуй эмоцию на картине.

2

5

Ноябрь

Развитие вербального мышления

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр. «Парные аналогии»
  2. Упр. «Противоволожности»
  3. Ребусы, головоломки
  4. Упр. «Способы применения предмета» (Истратова О.Н., Эксарусто Т.В. «Справочник психолога средней школы» Ростов, «Феникс, 2006)

1

6

Ноябрь

Способы разрешения конфликтов

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Презентация «Конфликты в нашей жизни».
  2. Обсуждение жизненных ситуаций.

1

7

Декабрь

Решение логических задач

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр. «Три слова»
  2. Упр. «Лабиринт»
  3. Упр. Из тетради «Творческое мышление» стр. 8-9
  4. Логическая задача: «Шерлок Холмс» (УМК психолога)

2

8

Декабрь

Профилактика и коррекция агрессии

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Обсуждение понятия агрессивность.
  2. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?»
  3. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева.
  4. Упр. «Выпустим пар», медитация.

1

9

Декабрь

Формирование толерантного поведения

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Презентация «Человек среди людей».
  2. Анкета-размышление «Толерантен ли ты?»

1

10

Декабрь

Развитие произвольного внимания

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр. «Дешифровщик»
  2. Упр. «Заполнение фигур»
  3. Упр. «Найди слова»
  4. Задания из рабочей тетради «Творческое мышление» (УМК психолога) стр.10-11

1

11

Январь

Профилактика и коррекция школьных страхов

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Беседа: «Я и школа» - обсуждение пугающих, нервирующих ситуаций в школе.
  2. Рисунок: «Школьные кошмарики» (после обсуждения рисунок уничтожить – порвать, спустить в унитаз и т.п.)

1

12

Январь

Развитие мыслительных операций

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр. «Парные аналогии»
  2. Задания из рабочей тетради «Творческое мышление» (УМК психолога) стр. 12-15

1

13

Январь

Мимика – язык лица, жесты – язык тела

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Презентация «Средства выражения эмоций».
  2. Игра «Угадай эмоцию»
  3. Упр. «Объясни без слов»

1

14

Февраль

Произвольное внимание

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр. «Найди слова»
  2. Упр. «Найди фрагмент»
  3. Упр. «Заполнение фигур»
  4. Упр. «Дешифратор» (пословица) (распечатанные материалы из УМК психолога)

1

15

Февраль

Зрительная память и восприятие

Развитие и коррекция познавательной сферы

  1. Упр. «Найди буквы в матрице».
  2. Упр. «Прочитай пословицу»
  3. Упр. «Чего не хватает на картинке».

1

16

Февраль

Профилактика и коррекция тревожности

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Беседа с элементами тренинга «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?»
  2. Сказкотерапия: «Рыцарь и темнота» (УМК психолога)
  3. Упр. «Я становлюсь увереннее» (УМК психолога)

2

17

Март

Формирование адекватной самооценки

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

  1. Анкета-размышление «Мои достоинства и недостатки»
  2. Упр.«Объявление» (УМК психолога)
  3. Рисунок: «Мой герб»

1

18

Март

Формирование мотивации достижения и учебной мотивации

Формирование мотивации к обучению

  1. Беседа: «Ученик «может», ученик «должен».
  2. Упр. «Шаги достижения цели»
  3. Упр. «Дерево моих достижений»

1

19

Март

Итоговое занятие

Итоги

  1. Тест школьной тревожности Филлипса.
  2. Заполнение анкеты обратной связи (см. приложение).
  3. Упражнение «Коллективное объятие»
  4. Прощание.

1

  1. Список используемой литературы

 Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М.   «Совершенство», 1998

 Власенко И. Т. особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М. 1991

 Выготский Л. С. Собр. Соч. – М. 1982

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998

 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога \под ред.И. В. Дубровиной/ М. 1987

 Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». – Я. 1997

 Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»

 Овчарова  Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996

Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996

Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980

 Самоукина Н. «Практический психолог в школе». М. 1997

Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Я., 1996

 Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей», М. 1996

Сайты Internet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Психологическое сопровождение процесса адаптации к среднему звену учащихся 5-х классов.

Хочу поделиться опытом работы, который на протяжении 10 лет помогает успешно адаптировать учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю....

«Условия успешности пятиклассника в период адаптации к среднему звену школы»

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к ш...

Программа по адаптации в среднем звене школы.

Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а  также усвоение новых образцов поведения....

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...

Адаптация в среднем звене школы

На начало 1 четверти 2020-2021 учебного года – 21 чел.На конец 4 четверти  2020-2021 учебного года – 20 чел.Выбыл:  1 чел. (Пономарев Никита в МАОУ «СОШ №26»)Прибыл: ...

Рабочие программы по английскому языку за курс средней общей школы. (10-11 классы) "Rainbow English", авторы-Афанасьева О.В. и Михеева И.В.

Программа по английскому языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО.Программа по английскому языку является ориентиром для составления рабочих програм...