Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме

Гилёва Татьяна Александровна

Авторы-составители: 

Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»

Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»

 

Программа предназначена для работы с детьми младшего подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_5_klass_tayny_ostrovov_vnutrennikh_sil.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально-психологического тренинга

для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы

«Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна,

педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»

Шихова Татьяна Юрьевна,

педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»

1. Пояснительная записка

Понятие адаптации возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека.

Одним из таких переходных этапов школьного обучения является начало обучения в 5-м классе. Адаптационные проблемы, возникающие в этом периоде, обусловлены совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

 • увеличение объема и разнообразие содержания образования;

 • увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

 • на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

 • завершение перехода к кабинетной системе обучения;

 • отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Между тем, современные требования, отраженные в Федеральных государственных стандартах начального общего образования, ориентируют на воспитание качеств личности, которые лежат в основе такого важного умения, как умение учиться: активность, любознательность, ответственность, организованность, инициативность, самостоятельность, доброжелательность и т.д.

Результатом адаптационного периода у пятиклассников является формирование так называемого «чувства взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами.

У воспитанников детского дома школьная дезадаптация в этот период усиливается механизмами депривации, что проявляется в повышении тревожности по отношению к самопредъявлению и самораскрытию, в агрессивности, ослаблении навыков саморегуляции, проявлении регрессивных признаков в поведении, усилении пассивно-иждивенческих тенденций и снижению уровня доверия к себе, своим возможностям и окружающему миру.

Один из видов помощи пятиклассникам, воспитывающимся в детском доме, заключается в стимуляции адаптационных механизмов личности через обращение к внутренним ресурсам ребенка (в том числе познанию своих способностей и возможностей) и создание мотивации их дальнейшего развития.

Поставленные задачи могут быть решены в ходе социально-психологического тренинга «Тайны островов внутренних сил».

Цель программы: 

Активизация внутренних резервов младших подростков, способствующих успешному освоению нового социального опыта в период адаптации в среднем звене школы.

Задачи:

  1. Формировать у младшего подростка представление о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
  2. Стимулировать мотивацию к саморазвитию.
  3. Способствовать развитию навыков самопознания.
  4. Тренировать навыки самоорганизации и самоконтроля при выполнении заданий, связанных с волевой регуляцией психических функций и поведения.
  5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия в группе в процессе ее развития.
  6. Учить выбирать и использовать оптимальные способы решения проблемных ситуаций, возникающих при выполнении заданий и упражнений.
  7. Развивать творческое мышление, учить видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
  8. Формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности посредством выбора способов восприятия, запоминания и мышления.
  9. Побуждать к использованию приобретенного опыта в учебной деятельности.
  10. Развивать чуткость по отношению к изменениям психического состояния, пониманию своих возможностей и ресурсов.

  1. Организация занятий

Программа разработана для занятий с учащимися 5-х классов, воспитывающихся в детском доме. Численный состав группы 6 – 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одной встречи – 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Срок реализации программы – 36 учебных часов.

3. Результаты реализации программы

Результатами участия в тренинге предполагается повышение уверенности при выполнении заданий школьного типа, повышение самостоятельности и активности в освоении учебного материала и решении проблемных ситуаций в учебной деятельности, повышение уровня саморегуляции и самоконтроля.

4. Содержание программы

Тематический план занятий

Название тем занятий

Количество часов

1. Вводное

2 часа

2. Знакомство с собственными возможностями

2 часа

3. Остров Маугли

4 часа

4. Остров Встреча

6 часов

5. Остров Стойкий солдатик

4 часа

6. Остров Зоркий глаз

4 часа

7. Остров Летучая мышь

4 часа

8. Остров Мудрецов

8 часов

9. Заключительное

2 часа

Итого

36 часов

Содержание занятий

Занятие 1. Вводное

Задачи. Актуализация личностных проблем и формулирование пожеланий. Формирование мотивации на занятия. Знакомство с правилами и нормами группы.

Материалы. Ватман с контурным изображением лодки, корпус лодки из цветной бумаги, разрезанный на кусочки по количеству участников, ручки, клей, лист ватмана для составления «договора».

Содержание.

  1. Приветствие. Знакомство.
  2. Вводное слово ведущего. Строительство лодки возможностей. Принятие правил группы. Составление договора.
  3. Прощание.

Занятие 2. Знакомство с собственными возможностями

Задачи. Актуализация собственных представлений о своих способностях, возможностях, «силах». Конкретизация личностно значимых целей. Формирование мотивации на совместное преодоление трудностей развития.

Материалы. Листы бумаги для пропусков на «островах внутренних сил», карточки с обозначением символов островов, ручки, сундук под пропуска.

Содержание.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Силы нашего ума». Заполнение пропусков на «острова возможностей».
  3. Прощание.

Занятие 3. Остров Маугли

Задачи. Самодиагностика двигательных возможностей и ресурсов. Овладение навыками саморегуляции.

Материалы. Карточки с изображениями силуэта человека, цветные фломастеры, пропуска.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Если весело живешь, то делай так».
  2. Вступительное слово ведущего. Тестовые задания: «Пройди между стульями», «Борцы сумо», «Вышибалы», танцевальные движения». Визуализация «сил тела». Раскрашивание силуэтов человека «Распределение силы тела».
  3. Рефлексия. Заполнение пропусков. Прощание.

Занятие 4. Остров Маугли

Задачи. Тренировка координации движений. Овладение навыками саморегуляции. Развитие тактильно-кинестетического восприятия, образного мышления и воображения.

Материалы. Магнитофон, аудиозаписи с танцевальной и релаксационной музыкой, карточки с изображением силуэта человека, карандаши, фломастеры, бумага, кусочки паруса, клей, ключ.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Свободный танец».
  2. Вступительное слово ведущего. Беседа «Способы саморегуляции». Упражнение «Двигательное отреагирование чувств и эмоций, физического состояния». Игра «Во глубине веков».
  3. Рефлексия. Оформление кусочков паруса. Прощание.

Занятие 5. Остров Встреча

Задачи. Самодиагностика коммуникативных умений и способностей. Сплочение группы, создание атмосферы безопасности, взаимной поддержки. Совершенствование участниками своего группового поведения.

Материалы. Поле для игры «Болото», схема прохождения болота, силуэт сердца, вырезанный из большого листа ватмана, пропуска, ручки, фломастеры.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Планета и спутник».
  2. Вступительное слово ведущего. Игра «Отношения». Игра «Да ну тебя в болото!». Упражнение «Сердце класса».
  3. Рефлексия. Заполнение пропусков. Прощание.

Занятие 6. Остров Встреча

Задачи. Знакомство с различными социальными ролями. Формирование социальной самоидентификации. Формирование гибкости социальных позиций.

Материалы. Корона, плащ короля, пиктограммы с изображением радости и грусти.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Гомеостат».
  2. Вступительное слово ведущего. Игра «Король». Игра «Скептики и оптимисты».
  3. Рефлексия. Прощание.

Занятие 7. Остров Встреча

Задачи. Выработка правил общения в соответствии с принятыми социальными ролями. Отработка защитных механизмов в общении.

Материалы. Вырезанные контуры масок, ножницы, фломастеры, листы бумаги, ручки, кусочки паруса, ключ, клей.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Найди пару».
  2. Вступительное слово ведущего. Игра «Маски». Упражнение «Шуточные правила общения».
  3. Рефлексия. Оформление кусочков паруса. Прощание.

Занятие 8. Остров Стойкий солдатик

Задачи. Самодиагностика волевой регуляции. Развитие произвольности психических процессов. Тренировка умения поэтапно выполнять сложные инструкции.

Материалы. Бланки к корректурным пробам по количеству участников, бусы различной величины и формы, пуговицы, пазлы с «планом острова», пропуска, ручки.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Стоп».
  2. Вступительное слово ведущего. Беседа «Как проявляется моя сила воли». Тестовые задания: «Не рассмеяться»; «Перебери бусины»; «Корректурные пробы». Упражнение «Японская машинка». Упражнение «Найди части плана острова».
  3. Рефлексия. Заполнение пропусков. Прощание.

Занятие 9. Остров Стойкий солдатик

Задачи. Тренировка концентрации, переключения и распределения внимания. Развитие умения планировать, составлять алгоритм использования предмета на основе его функции.

Оборудование. Бумага, ручки, кусочки паруса, клей, ключ.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Дождик».
  2. Вступительное слово ведущего. Игра «Последний герой». Игра «Школа для аборигенов».
  3. Рефлексия. Оформление кусочков паруса. Прощание.

Занятие 10. Остров Зоркий глаз

Задачи. Самодиагностика зрительного внимания, целостности восприятия и наблюдательности. Развитие умения выделять целостный образ предмета и умение видеть детали. Развитие гибкости, оригинальности восприятия и мышления.

Материалы. Ладошки, вырезанные из цветной бумаги, карточки с перепутанными буквами к упражнению «Найди слово», картинки «Найди отличия», картинки из серии «Фон – фигура», пропуски, ручки.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Цветные ладошки».
  2. Вступительное слово ведущего. Тестовые упражнения: «Что изменилось», «Найди слово в цепочке букв», «Волшебные предметы». Упражнение «Необычное в обычном». Упражнение «Каракули».
  3. Рефлексия. Заполнение пропусков. Прощание.

Занятие 11. Остров Зоркий глаз

Задачи. Развитие целостного восприятия, зрительной памяти. Тренировка наблюдательности и зрительного внимания. Развитие умения понимать схематические изображения, переводя их в реальные образы.

Материалы. Карточки со словами «стой», «беги», «приседай», «прыгай», таблицы к упражнению «Веселые человечки», кусочки цветной бумаги, лист ватмана, клей, картинки с изображением предметов и их символических обозначений, ключ, кусочки паруса, ручки.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Прочти инструкцию и выполни движения».
  2. Вступительное слово ведущего. Упражнение «Запомни предметы». Упражнение «Веселые человечки». Упражнение «Коллаж». Упражнение «Искатели».
  3. Рефлексия. Оформление кусочков паруса. Прощание.

Занятие 12. Остров Летучая мышь

Задачи. Самодиагностика умения слушать и слышать. Развитие слухового внимания, самоконтроля, умения ориентироваться на листе бумаги с учетом заданной инструкции.

Материалы. Текст со смысловыми ошибками, образцы нарисованных фигур, листы бумаги, ручки, пропуска.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Глухой телефон».
  2. Вступительное слово ведущего. Тестовые задания: «Смена ритма», «Произнеси слово с разной интонацией». Упражнение «Услышь ошибку и хлопни в ладоши». Упражнение «Перепутанные слоги». Игра «Нарисуй фигуры по инструкции».
  3. Рефлексия. Заполнение пропусков. Прощание.

Занятие 13. Остров Летучая мышь

Задачи. Развитие эдейтического мышления. Знакомство с различными способами запоминания с использованием разнообразных средств восприятия.

Материалы. Магнитофон, запись инструментальной музыки, бумага, карандаши, бланки к упражнению «Запоминание слов через образы», повязки, шумики с разным звучанием, кусочки паруса, клей, ключ.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Найди пару по звуку».
  2. Вступительное слово ведущего. Упражнение «Корабль среди скал».
  3. Упражнение «Какого цвета звук». Упражнение «Запоминание слов через образы». Слушание и рисование музыки.
  4. Рефлексия. Оформление кусочков паруса. Прощание.

Занятие 14. Остров Мудрецов

Задачи. Самодиагностика мыслительных операций, умения находить обобщающее слово, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения устанавливать логические взаимосвязи на основе анализа и синтеза.

Материалы. Атрибуты к играм «Кто я?», «Найди важное слово», карточки с буквами «К», «О», «М», «Р», «Т», пропуски, ручки.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Живые буквы».
  2. Вступительное слово ведущего. Тестовые задания: «Логические задачи», «Найди важное слово». Игра «Кто Я?»
  3. Рефлексия. Заполнение пропусков. Прощание.

Занятие 15. Остров Мудрецов

Задачи. Развитие вербального и невербального интеллекта, развитие внутреннего плана действий. Тренировка способов систематизации и упорядочивания знаний. Ориентировка по схеме.

Материалы. Таблица «Лабиринт», таблица «Какой фигуры не хватает», кроссворд на листе ватмана, карточки для игры «Цепочка понятий», три шкатулки, кусочки паруса, клей, ключ.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Цепочка».
  2. Вступительное слово ведущего. Упражнение «Отыщи путь к домикам по схеме». Игра «Цепочка понятий». Кроссворд «Отгадай слово по частям». Упражнение «Три шкатулки».
  3. Рефлексия. Прощание.

Занятие 16. Остров Мудрецов

Задачи.. Знакомство со стратегиями системного мышления. Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование представлений о способах своего мышления на основе создания образа.

Материалы. Листы бумаги, карточки со словами к игре «Цепочка понятий», цветные карандаши, фломастеры.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Путаница».
  2. Вступительное слово ведущего. Игра «Цепочка понятий». Упражнение-визуализация «Библиотека» (системное мышление). Рисование «Как устроено мое мышление».
  3. Рефлексия. Прощание.

Занятие 17. Остров Мудрецов

Задачи. Развитие критического мышления и прогнозирования. Формирование умения строить логические умозаключения. Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Материалы. Карточки с анаграммами, карточки к упражнению «Построение умозаключений», картонные шляпы 6 цветов.

Содержание.

  1. Приветствие. Разминка «Найди и собери слово».
  2. Вступительное слово ведущего. Упражнение «Анаграмма». Упражнение «Построение умозаключений». Игра «Шесть шляп».
  3. Рефлексия. Оформление кусочков паруса. Прощание.

Занятие 18. Заключительное

Задачи. Обобщение опыта участников, полученного в ходе тренинга, активизация эмоциональных переживаний, связанных с открытием собственных резервов. Осознавание полученного опыта, как основы для дальнейшего личностного роста.

Материалы. Пропуски, ватман с изображением «лодки возможностей» с оформленным парусом, работы участников, выполненные в ходе тренинга, фотоколлаж тренинга, бумага, ручки, приборы для чаепития.

Содержание.

  1. Приветствие.
  2. Рассматривание выполненных работ, фотоколлажа, «лодки возможностей». Беседа «Мои впечатления от путешествия». Рефлексия полученного опыта. Письмо «Чему научился на тренинге и чему хочу научиться в будущем».
  3. Чаепитие. Пожелания. Сюрпризы. Прощание.

Методические рекомендации

Тренинг составлен в форме игрового путешествия «по островам внутренних сил». Для организации занятий требуется помещение, где есть возможность свободно двигаться, разместить столы для выполнения продуктивных видов деятельности, как в индивидуальной, так и в групповой форме. Часть упражнений и обсуждение проводятся в круге, поэтому необходимо место, где можно расставить удобные стулья или кресла. На занятиях используются наглядные и рабочие материалы, которые желательно расположить на стендах с обеспечением к ним свободного доступа. Поддержанию интереса на тренинге способствует применение технических, изобразительных средств, плакатов, наглядных пособий (лабиринты, кроссворды), атрибутов для игр и упражнений.

На первых двух занятиях основное внимание уделяется введению ребят в игровую ситуацию и формированию мотивации и целей каждого участника и группы в целом.

В предварительной беседе проводится обсуждение о том, что такое способности, зачем они нужны человеку, как они помогают справляться со школьными трудностями. Подросткам предлагается отправиться в путешествие на поиски волшебных сил – своих истинных способностей и ключей к их раскрытию. Для решения этих задач ведущий организует коллективное творческое дело: «создание лодки своих возможностей».

Лодка конструируется из кусочков бумаги, на которых каждый участник записывает индивидуальную цель. Выполнение предложенного задания способствует обозначению затруднений, возникающих в процессе обучения в школе. В связи с этим особое внимание обращается на актуализацию опыта каждого участника через направленные вопросы: Какими вы хотели стать? Что для вас важнее: хорошие оценки, умение договориться с собой или договориться с другими? Ощущение, что «я могу справиться»? Хорошее настроение? Внимание фиксируется не на том, «какой я сейчас», а на выборе желания, которое определит направленность роста. Все свои желания ребята записывают на «волшебных досках», из которых составляется лодка. Лодка наполнена целями и желаниями, но она беспомощна в открытом море. Лучше всего помогут паруса. Ведущий мотивирует подростков на постепенное создание паруса из кусочков открытий, сделанных в ходе путешествия. Таким образом, парус составляется, как мозаика, на протяжении всего цикла занятий. И в конце «путешествия» «лодка возможностей плывет уверенно и легко», символизируя целенаправленность движения и веру в свои силы для преодоления школьных трудностей.

Продолжая развивать сюжет, ведущий создает условия, в которых ребята выполняют самодиагностику. Для этого заранее составляются описания «сил» (способностей): силы тела, силы общения, силы воли, силы слуха, силы видения, силы мышления. Ребята соотносят их с собой и выбирают те, которыми они хорошо владеют и те, которые недостаточно развиты. Результаты этой работы записывают на отдельные карточки, которые в дальнейшем послужат «пропусками» на соответствующие острова.

На данном этапе происходит принятие групповых правил. Подвести ребят к их обсуждению помогает дальнейшее развитие игрового сюжета, в котором команда, отправляющаяся в плавание, подписывает договор, регулирующий взаимоотношения в путешествии. Правила могут предлагаться как самим ведущим, так и участниками группы. Каждый пункт договора обсуждается с точки зрения обеспечения психологической безопасности, равноправия отношений, достижения личных и групповых целей.

Правила могут быть следующими:

  • Все путешественники – друзья и помогают друг другу.
  • В группе все обязаны относиться с уважением друг к другу.
  • Говорить по очереди и внимательно слушать друг друга.
  • Каждый имеет право сказать группе, что он думает и чувствует.
  • Каждый имеет право сказать «Стоп», если то, что происходит в группе, ему не нравится.
  • Никогда не выкидывай за борт друзей.

Основная часть тренинга начинается с третьей встречи и включает в себя темы: «Остров Маугли», «Остров Встреча», «Остров Стойкий солдатик», «Остров Летучая мышь», «Остров Зоркий глаз», «Остров Мудрецов». Работа по каждой теме продолжается на двух или более занятиях. При введении в тему обозначается основная проблема, намечаются пути и способы ее разрешения. Задача ведущего показать разнообразие выборов при решении поставленных проблем, а так же создать условия для их практического опробования. В занятия включаются упражнения на исследование своих возможностей. На последующих встречах ребята знакомятся с новыми способами решения задач, посредством моделирования, экспериментирования, ролевых игр, коллективного творческого дела, создаются условия для расширения видения участниками группы своих возможностей, их применения в нестандартных ситуациях.

На «Острове Маугли» происходит раскрытие двигательных способностей подростков и овладение навыками саморегуляции движений. Занятия по данной теме направлены на тренировку координации движений, развитие тактильно-кинестетического восприятия, образного мышления и воображения. Сначала ребята учатся прислушиваться к своим импульсам через упражнения на поочередное расслабление и напряжение разных групп мышц. Результаты своих исследований они не только описывают словами, но и отражают графически, обозначая на силуэте человека с помощью цвета и штриховки. Далее определяются области тренировки силы: ловкость (игра «Вышибалы»), мышечная сила (упражнение «Борцы сумо»), пространственная координация (упражнение «Пройди между стульями»), чувство ритма (танцевальные движения под музыку). Ведущий знакомит ребят с возможностями регуляции своей двигательной активности в ситуациях, требующих ограничения движений: изменение позы, сжимание и разжимание ладоней, самомассаж, визуализация основных видов движений через образы животных (змеи, обезьяны, оленя, гепарда).

Занятия, посвященные развитию коммуникативных способностей, объединены темой «Остров Встреча». Здесь решаются такие задачи, как расширение спектра социальных ролей, формирование гибкости социальных позиций, отработка защитных механизмов в общении. Вхождение в тему происходит через исследование детьми способности к установлению контакта (игра «Отношения» [17; 38]). Включаются игры, направленные на понимание вербальных и невербальных средств коммуникации («Гомеостат», «Найди пару»), на нахождение эффективных способов общения при выполнении единых групповых задач (игра «Да ну тебя в болото!», автор М.Битянова). Анализ способов ролевого взаимодействия, изучение эффективности защитных механизмов, развитие толерантного отношения к ролевой позиции другого человека (учителя, одноклассника) осуществляется в играх «Король» [13; 40], «Маски» [11; 131], «Скептики-оптимисты» [11; 39], «Шуточные правила общения». В связи с тем, что эта тема особенно болезненно проживается детьми-сиротами, то усилия ведущего группы должны быть направлены на построение взаимоотношений, основанных на доверии, открытости и поддержке. Важно создать условия, в которых ребята учатся проявлять добрые чувства по отношению друг к другу. Данная цель в частности реализуется в игре «Сердце класса» [16; 140].

Развитию способности произвольной регуляции уделяется внимание на протяжении всего тренинга. Тема «Остров Стойкого солдатика» позволяет более целенаправленно решать задачи тренировки концентрации, переключения и распределения внимания, развития функций планирования, самоконтроля и умения действовать в соответствии с инструкцией. Здесь водятся такие понятия, как целенаправленность, настойчивость, умение сосредотачиваться. Тренировка функций внимания происходит в играх-упражнениях «Дождик», «Японская машинка», «Стоп!». Но основные усилия направлены на развитие умения подростков ставить цели и выбирать оптимальные способы их достижения. Для этого организуется поисковая деятельность с применением поэтапного выполнения сложных инструкций (упражнение «Найди части плана острова»). Далее создается игровая ситуация, в процессе которой участники группы самостоятельно учатся планировать один день жизни на острове с четким распределением времени (игра «Последний герой»). В игре «Школа для аборигенов» ребята упражняются в составлении алгоритма использования предмета (воздушный шарик, шариковая ручка) на основе его функций.

Задачи развития наблюдательности и зрительного восприятия решаются на занятиях «Остров Зоркий глаз». Используются игры и упражнения: «Цветные ладошки», «Что изменилось на картинке», «Найди слово в цепочке букв», «Зашумленные изображения», «Искатели», «Составление общего коллажа». Тренировка зрительной памяти и расширение способов зрительного запоминания происходит в играх «Веселые человечки» и «Запомни предмет». Подросткам предлагается по-особому посмотреть на знакомые предметы, отстраняясь от их привычного образа, тем самым развивая гибкость, оригинальность восприятия и мышления (упражнения «Необычное в обычном», «Каракули»).

Занятия «Остров Летучая мышь» посвящены развитию слухового внимания, расширению способов слухового запоминания, развитию эйдетического мышления. На начальном этапе ребятам предлагаются упражнения на тренировку слухового восприятия: «Смена ритма», «Произнеси слово с разной интонацией», «Услышь ошибку и хлопни в ладоши», «Перепутанные слоги», «Корабль среди скал» [14; 104], «Нарисуй фигуры по инструкции». В дальнейшем предлагаются игры и упражнения на формирование индивидуального стиля запоминания: «Какого цвета звук?», «Запоминание слов через образы (с использованием аудиальной, визуальной и кинестетической модальностей)».

Тема «Остров Мудрецов» наиболее объемная по количеству часов. Ее можно условно разделить на три части, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Упражнения первой части направлены на формирование умения подростков устанавливать логические взаимосвязи на основе анализа и синтеза (игры и упражнения «Анаграммы», «Кто я?», «Какой фигуры не хватает», «Отгадай слово по частям», «Ориентировка по схеме», «Живые буквы», «Логические задачи», «Цепочка понятий», «Умозаключения» [2; 89]). Знакомство со стратегиями системного мышления и тренировка способов систематизации и упорядочивания знаний происходят на втором этапе. Сначала участникам группы предлагается представить и нарисовать образ своего мышления («Как устроено мое мышление?»). Проводится анализ рисунков с выделением особенностей мышления каждого участника группы. Далее ведущий рассказывает о системном мышлении, выделяя понятия «классификация», «построение системы по учебным предметам». Для лучшего усвоения материала используется образ «библиотеки», где для каждой группы знаний есть определенная «полка», на которой «хранятся» понятия, образы, относящиеся к теме. Визуализация своей «библиотеки знаний» позволяет ребятам в символической форме создать индивидуальную систему знаний по учебным предметам, что в дальнейшем может послужить основой для «формирования» новых разделов. Еще одной важной задачей, связанной с мышлением, является умение видеть одно и то же явление с разных сторон и моделировать в связи с этим разные ситуации и способы поведения. В связи с этим в данный тематический блок была включена игра «Шесть шляп» [1; 222]. Получив информацию о назначении каждой из шляп, ребята в игровой форме разбирают проблемные ситуации, связанные со школьным обучением, тем самым тренируются в различных способах мышления (эмоциональное, критическое, оптимистическое, творческое, продуктивное, статистическое). Важно обратить внимание участников группы на то, в какой шляпе им более привычно, в какой дискомфортно, использование какой из шести шляп удивило и открыло новые возможности анализа ситуации. Делается вывод о разнообразии вариантов решения проблемы в каждом конкретном случае с использованием различных способов критического мышления и социального прогнозирования.

На последнем занятии организуется завершение групповой работы. Участники вспоминают свои личные цели, определяют, насколько они достигли этих целей, анализируют, что помешало их достижению. При воспоминании о «маршруте следования лодки возможностей», ведущий побуждает ребят к обозначению ими наиболее важных пунктов «путешествия», связанных с личными достижениями, конфликтами. На основе анализа создается целостная картина путешествия, что способствует осознаванию полученного опыта. Ощущение непрерывности линии времени создается посредством вопросов, направленных на построение перспективы развития (например: Что вы хотите добавить к своим целям в настоящий момент?).

По окончанию группы организуется совместное чаепитие с сюрпризами, с пожеланиями друг другу. Это помогает закреплению эмоционально позитивного опыта от общения в теплой и доверительной обстановке.

Список литературы

  1. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Г.И. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Г. Зинкевич-Евстигнеева, Г.И. Грабенко. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400с.
  2. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст] / О.А. Казанский. – М.: Роспедагенство, 1995. – 128с.
  3. Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе [Текст] / Е.Г. Коблик. – М.: Генезис, 2003. – 122с.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.:Речь, 2003. – 256с.
  5. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет [Текст] / О.А. Матвеева – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
  6. Матюгин, И.Ю., Аскоченская, Т.Ю. Как развивать память и внимание вашего ребенка [Текст] / И.Ю. Матюгин, Т.Ю. Аскоченская – М.: Издательство Эйдос, 1994. – 114с.
  7. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
  8. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – Москва: Педагогика, 1990, - 264 с.
  9. Рязанова, Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? [Текст]: пособие для педагогов и психологов / Д.В. Рязанова – М.: Генезис, 2003. – 138 с.
  10. Сомова, Н.Л. В пятый класс – в первый раз [Текст]: пособие для родителей, специальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий / Н.Л. Сомова. – СПб.: КАРО, 2001. – 368с.
  11. Тренинг развития жизненных целей: Я сам строю свою жизнь [Текст] /  ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644. Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS%20project/. – Дата обращения: 10.06.2013.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие; Т.1 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие; Т.2 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.
  15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие; Т.3 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие; Т.4 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. – 160с.
  17. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / К. Фопель - М.: Генезис, 2001. – 240с.


Приложение

Примерные конспекты занятий

Занятие 9

Остров Стойкого солдатика (продолжение)

Задачи.  Тренировка концентрации, переключения и распределения внимания. Развитие умения планировать, составлять алгоритм использования предмета на основе его функции.

Материалы. Бумага, ручки, кусочки паруса, клей.

Содержание.

1. Приветствие. Ребята встают в круг, вместе поднимают руки вверх со словами «Вперед навстречу приключениям!»

2. Вступительное слово ведущего. Сегодня мы продолжаем путешествие по острову Стойкого солдатика. Давайте вспомним, что вы в прошлый раз узнали о своей целенаправленности, умении сосредотачиваться, настойчивости (ответы участников группы). Сегодня остров встречает нас непогодой: идет дождь. Давайте прислушаемся к звукам дождя и повторим его ритм.

3. Упражнение «Дождик». Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение. Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам, трет ладошкой о ладошку, на втором круге — щелкает пальцами, на третьем — хлопает ладонями по коленям, на четвертом — неритмично хлопает в ладоши, на пятом — стучит по коленям, на 6-м — хлопает в ладоши, на 7-м — щелкает пальцами, на 8-м — шуршит ладошками. Дождик заканчивается и затихает.

4. Игра «Последний герой». Ведущий: Ребята, вы помните, что мы высадились на острове, который оказался необитаемым. Нам необходимо организовать здесь свою жизнь. В телеигре «Последний герой» люди, оказавшиеся, как и мы на необитаемом острове организовали свой быт, распределив обязанности, спланировав свой день так, чтобы времени хватило и на строительство жилья, и на разведение огня, и на приготовление еды, и на отдых. Давайте и мы спланируем свою жизнь в течение одного дня на этом острове. Работа происходит в подгруппах. Подростки на листах бумаги совместно составляют подробный план дня с распределением обязанностей и с четким указанием времени. Ведущий помогает ребятам приблизительно сориентироваться в реальном распределении времени.

Анализ игры проводится по следующим вопросам: Хочется ли вам прожить день на острове именно так, как вы его запланировали? С какими трудностями вы встретились при составлении плана? Сможете ли вы, следуя этому плану, достичь тех целей, которые поставили? Как умение планировать свой день поможет вам в вашей школьной жизни?

5. Игра «Школа для аборигенов». Ведущий: К нашему острову причалила пирога с аборигенами. Здесь принято дарить подарки. Мы можем подарить им два предмета. Аборигены никогда не видели этих предметов, поэтому нужно составить подробную инструкцию по их применению. Инструкция должна быть понятной и прежде чем ее услышат аборигены, вы прочитаете ее друг другу. Поймете вы, значит, поймут и аборигены. Каждая подгруппа получит карточку с названием предмета, который он будет представлять. Ведущий организовывает работу подгрупп так, чтобы они могли выполнять задание, не мешая друг другу. По завершению работы представители групп зачитывают инструкцию, другая подгруппа пытается четко выполнить инструкцию с воображаемым предметом.

Анализ игры проводится по следующим вопросам: Как проявлялась сила Стойкого солдатика в этом упражнении? Где может пригодиться умение подробно составлять описание предмета, его действия? С какими трудностями вы встретились, что помогло преодолеть эти трудности?

6. Подведение итогов занятия. Ведущий: Пришло время прощаться с островом Стойкого солдатика. Что вы узнали о себе на этом острове? Какие способности вы возьмете с собой с острова? Напишите об этом на кусочках паруса.

7. Ритуал прощания. Ребята встают в круг, кладут руку на руку, сооружая «пирамиду» из рук, говорят слова: « Мы дружные, смелые, ловкие, умелые», подбрасывают руки вверх.

Занятие 12

Остров Зоркий глаз

Задачи. Развитие умения выделять целостный образ предмета и умение видеть детали. Развитие гибкости, оригинальности восприятия и мышления.

Материалы. Ладошки разного цвета, вырезанные из картона; карточки со словами: «стой», «беги», «приседай», «прыгай» и цепочками букв: ОГРУОМРАЕШЦКА, ТОБПЕРОЁЛЗАЬ, ЯБГЛРОУШКАО, БФЛУКОЕКТС, картинки «Найди отличия», картинка из серии «Фон-фигура», бумага, карандаши, пропуски на остров.

Содержание.

1. Приветствие. Ребята встают в круг, вместе поднимают руки вверх со словами «Вперед навстречу приключениям!»

2. Вступительное слово ведущего. Мы прибыли на остров «Соколиный глаз». Это остров силы видения. Что дает эта сила? В чем она заключается? (наблюдательность, умение видеть главное, умение видеть «по-разному») Как эта сила проявляется у вас? (дети читают пропуск) Мы с вами уже давно в море и часто во время длительного путешествия, как и на уроке, внимание притупляется и много информации теряется. Как и когда это происходит у вас на уроке? Для того чтобы быть внимательным, наблюдательным, мы будем тренировать силу видения.

3. Игра «Цветные ладошки». Ведущий: Вы будете двигаться по залу. По цветовому сигналу: красная ладошка – вы будете прыгать, желтая ладошка – бегать, зеленая ладошка – приседать, синяя ладошка – ходить с высоким подниманием колен.

Усложнение: Сигналами становятся слова, написанные на листах: беги, стой, приседай, прыгай.

Анализ проводится по следующим вопросам: Какие сигналы вам было легче замечать? Все ли сигналы были вами замечены? Удавалось выполнять движение сразу после сигнала?

4. Упражнение «Что изменилось?». Ведущий: Наблюдательность важное качество, которое можно и нужно тренировать везде, в разных ситуациях – на уроке, на улице, во время просмотра фильмов, телепередач. Например, кто заметил, в шапке какого цвета был Дядя Федор в мультфильме «Каникулы в Простоквашино»? Потренируем наблюдательность в игре «Что изменилось?». Ведущий предлагает рассмотреть картинку в течение 6-10 секунд, а потом показывает другую картинку с отличиями с вопросом: «Что изменилось?»

Анализ проводится по следующим вопросам: Что было сложного в выполнении задания? Хватило ли вам времени для запоминания? Что запомнилось в первую очередь?

5. Упражнение «Найди слово». Ведущий: При наблюдении важен интерес и особое внимание к деталям, так как их наиболее трудно увидеть, но вместе с тем они очень важны. Они составляют уникальность предмета, явления, человека. Потренируем наше умение видеть детали. Предлагаю вам найти слово в цепочке букв.

  1. Убери цветок и найди название овоща.

ОГРУОМРАЕШЦКА

  1. Найди деревья.

ТОБПЕРОЁЛЗАЬ

  1. Найди два фрукта.

ЯБГЛРОУШКАО

  1. Узнай в охапке цветов один единственный.

БФЛУКОЕКТС

6. Упражнение «Волшебные предметы». Ведущий: Отличается ли видение обычного человека от видения художника, творческого человека? Чем? Творческие люди умеют видеть в самых обычных предметах необычное, они не бояться включать свое воображение (демонстрирует картинок из серии «Фон-фигура»). Предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет расширить ваши возможности в умении видеть необычное в привычных предметах. Например, вот висит зеркало. Что в нем необычного? (удивительно свойство отражения). Посмотрите вокруг, какие еще необычные предметы вы увидите?

Анализ проводится по следующим вопросам: Что вам помогло переключиться от обычного видения предметов и увидеть их необычность? Где пригодится это умение? (в написании сочинений, когда необходимо представить свой взгляд на знакомые вещи, события, по-особенному увидеть их).

7. Упражнение «Каракули». Ведущий: В этом упражнении важно в обычном переплетении линий увидеть предмет, выделить его из общего фона. Потренируем умение увидеть главное среди множества деталей. Ребята на листах бумаги в течение минуты рисуют произвольные переплетающиеся линии. Затем в этих линиях ищут и обводят фломастером узнаваемые предметы.

Анализ проводится по следующим вопросам: Где вам может пригодиться умение выделять главное? В чем испытываете сложность в выполнении этого задания?

8. Подведение итогов. Ведущий: Подошло к концу первое занятие на острове Зоркий глаз. Давайте вспомним, какими событиями было наполнена эта встреча. Где вы были сильнее: в умении видеть детали или в умении видеть главное? Трудно ли вам переключаться с одного на другое? Как умение переключаться с деталей на главное при наблюдении предмета, явления и наоборот поможет вам в учебе?

9. Прощание. Ребята встают в круг, кладут руку на руку, сооружая «пирамиду» из рук, говорят слова: «Мы дружные, смелые, ловкие, умелые», подбрасывают руки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

«Условия успешности пятиклассника в период адаптации к среднему звену школы»

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к ш...

Программа по адаптации в среднем звене школы.

Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а  также усвоение новых образцов поведения....

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...

Адаптация в среднем звене школы

На начало 1 четверти 2020-2021 учебного года – 21 чел.На конец 4 четверти  2020-2021 учебного года – 20 чел.Выбыл:  1 чел. (Пономарев Никита в МАОУ «СОШ №26»)Прибыл: ...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...