Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы
рабочая программа по психологии (5 класс)
Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации детей, создание сплоченного классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_5_klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
Тогучинского района «Сурковская средняя школа»
Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы
Педагог – психолог: Н.В. Балаганская
Пояснительная записка
Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных предметов, новые учителя и.п. этими причинами, в первую очередь, обусловлена относительно высокая тревожность пятиклассников, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме этого приближается «трудный» возраст, когда дети становятся подростками. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5-х классов.
Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации детей, создание сплоченного классного коллектива.
Цель курса: формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в 5 классе.
Задачи:
- Способствовать снижению тревожности учащихся;
- Научить пользоваться поддержкой окружающих, и, в свою очередь, оказывать помощь другим;
- Развивать умение видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. – 2-е издание, стер. – М.: Генезис, 2007.
Программа состоит из 10 занятий, 2 из которых (в начале и в конце курса) - диагностические. Учебный план школы достаточно насыщен, поэтому частота встреч планируется индивидуально с каждым классным руководителем.
Программа выстроена на основании возрастных особенностей, интересах, присущих учащимся.
Структура занятий состоит из следующих частей:
- Разминка, которая включает в себя специальные «разогревающие» упражнения;
- Основная часть, направленная на формирование нового опыта;
- Заключительная часть, включает обработку личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта с помощью какого – либо рефлексивного упражнения.
Объективно проверить эффективность проведенной с учащимися работы достаточно сложно. Успешность реализации программы сможет подтвердить только дальнейшая жизнь учащегося. Проводимые занятия могут далеко не сразу привести к реальным изменениям, а на состоянии поведения или обучения отдельных учеников не сказаться вообще.
Однако определенная проверка необходима, поэтому, помимо тренинговых занятий, на первом и последнем занятии проводится диагностика.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Цель | Содержание | Коли- чест- во часов | Дата прове-дения |
1 | Давайте познакомимся | Создание доброжелательной обстановки в классе, изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой |
| 1 | По индивидуальной договоренности с классным руководителем (I, II четверти) |
2 | Здравствуй, пятый класс! | Способствовать формированию групповой сплоченности |
| 1 | |
3 | Находим друзей | Формирование качеств важных для дружбы, повышение самооценки |
| 1 | |
4 | Узнай своих друзей и свою школу | Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях |
| 1 | |
5 | Что поможет мне учиться? | Способствовать формированию учебных навыков |
| 1 | |
6 | Легко ли быть учеником? | Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности |
| 1 | |
7 | Чего я боюсь? | Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления |
| 1 | |
8 | Трудно ли быть настоящим учителем? | Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки |
| 1 | |
9 | Конфликт или взаимодействие | Развивать навыки общения и разрешения конфликтов |
| 1 | |
10 | Ставим цели | Подвести итоги работы |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...
Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Значимость данной работы состоит в том, чтобы систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленную на успешную адаптацию к...
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»
Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.
Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....
Родительское собрание "Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене"
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не т...
- Мне нравится (1)