Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене школы
методическая разработка (5 класс) на тему

Щеглова Ольга Владимировна

Значимость данной работы состоит в том, чтобы систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленную на успешную адаптацию к обучению в среднем звене.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

141300, г. Сергиев Посад, пр. Красной Армии, д. 203 в, тел. 8 (496) 547-18-87, факс 8 (496) 547-18-87

Дополнительная профессиональная образовательная  программа  

(повышения квалификации)

«Психолого-педагогические условия

формирования  у подростков ключевых компетентностей»

Практико-значимая работа

(итоговый контроль)

        по теме: «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене школы»        

Выполнил:

учитель математики МБОУ СОШ №8

Щеглова О.В.

Преподаватель:

кандидат психологических наук,

методист МБУ ДПО УМЦО

Филимонова О.Г.

Сергиев Посад

2016 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………    3

Исследование адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене

     1. Методическое обеспечение исследования……………………………......    5

     2. Анализ и интерпретация результатов………………………………………   6

     3. Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………..   7

     4. Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в

         период адаптации……………………………………………………………    8

Заключение………………………………………………………………………...   10

Список литературы………………………………………………………………..   11

Приложение……………………………………………………………………….    12

Введение

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребёнка, в ином случае  – может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Первая часть школьной жизни уже позади – ребёнок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он теперь – пятиклассник! Родители ждут новых успехов, взлётов успеваемости. Но этого не происходит. Более того, ребёнок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал без проблем, постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания.

А всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на "взрослый лад". Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы  – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Важно разобраться в том, что происходит с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь можно оказать ребятам.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, несмотря на большое число исследований, некоторые ключевые вопросы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению остаются в тени и требуют более полного изучения.

Цель данной работы – раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

В соответствии с обозначенной проблемой были поставлены следующие задачи:

– изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации;

– раскрыть сущность коррекционной работы, способствующей адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене;

– проанализировать результаты.

Для доказательства поставленной цели в качестве методов исследования были использованы:

– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

– эмпирические: количественный и качественный анализ («тест школьной тревожности» Филипса, диагностика коммуникативных способностей В.И. Андреева);

– статистические: методы обработки экспериментальных данных (анкетирование, тестирование, наблюдение).

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, чтобы систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптацию к обучению в среднем звене.

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы систематизировать данные, способствующие адаптации учащихся к обучению в среднем звене.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбора темы, формулируются проблема и цель работы.

В основной части представлено исследование психологических особенностей школьной адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

В заключении изложены основные выводы работы, определены перспективы дальнейшей работы по проблеме.

Исследование школьной адаптации пятиклассников

 к обучению в среднем звене 

  1. Методическое обеспечение исследования

Цель данной работы – раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

Был проведён анализ психолого-педагогической литературы, в ходе которого определено, что критериями готовности к переходу в среднее звено являются такие показатели как:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.

2. Сформированность у ребёнка таких новообразований как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению.

Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

Была проведена диагностика, с использованием методики «Тест школьной тревожности Филипса», которая направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у пятиклассников.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут  предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

При обработке подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

Уровень тревожности определяется так: анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

  1. Анализ и интерпретация результатов

Для эффективного психолого-педагогического сопровождения необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку исследования.

Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатора, позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обследуемом ребёнке.

Для оценки коммуникативных способностей использовались материалы сборника "Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей" под редакцией В.И. Андреева.

На каждого учащегося была заполнена таблица, в неё были занесены самооценка ученика, оценка класса, оценка учителя и выведен общий балл, позволяющий оценить уровень развития коммуникативных способностей.

Таким образом, менее всего развиты у детей умение овладевать опытом других и эффективного применения этого опыта, а так же они испытывают трудности при распределении обязанностей в группе и руководстве группой.

  1. Адаптационная программа для учащихся пятых классов

Развитие адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности, а так как референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новой ступени школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и сейчас".

Работа была организована по принципу тренинговой группы, так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы – в течение 5 дней по 1 часу.

Данный адаптационный период пятиклассников был посвящён знакомству учеников друг с другом, хотя ребята и закончили вместе начальную школу, все же в 5 классе появились новички. В ходе занятий ребята делились тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и т.д. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное – в каждом.

Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для пятиклассников  характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме творческой дискуссии –  поиска. На этом этапе целесообразно  было пригласить к участию несколько основных преподавателей-предметников, которые на равных с ребятами рассказывали о себе, своей жизни, своих увлечениях.

Самым лучшим открытием, по Эмерсону, является то, которое ребёнок делает сам. Поэтому ребятам предоставили возможность взаимодействовать в группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Среди общих правил появилось, например, такое: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга". Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил.

Ещё одной значимой содержательной частью было создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.

Заключение адаптационной недели пятиклассников было связано с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса. На этом этапе ребята создали автопортрет своего класса. Работа была организована таким образом, что каждый ученик внёс в общее представление своё индивидуальное видение, участвовал в нём. На этом же этапе распределились поручения в классе.

В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы.

  1. Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации

Приступая к анализу эффективности психолого-педагогического сопровождения пятиклассников,  надо помнить о том, что для более тщательного и взвешенного анализа результатов необходимо более тщательное наблюдение за данным классом.

Для формирования устойчивых учебных мотивов требуется более длительное время, с учётом всех факторов, влияющих на их развитие и формирование.

Со временем снижается уровень переживания социального стресса, улучшается эмоциональное состояние детей, связанное с изменившимися условиями обучения. Учащиеся адаптируются, изменяется эмоциональный фон, который не позволял развивать потребности в успехе. Изменяется состояние страха не соответствовать ожиданиям окружающих – происходит переориентация на значимость других в оценке своих результатов, по поводу оценок, даваемых окружающими.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями утрачивают свою значимость для определенного количества детей, общий эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе более  способствует успешности обучения.

Страх самовыражения так же сдаёт свои позиции, эмоциональное переживание ситуаций присутствует, но учащиеся уже не боятся самораскрытия и демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний снижается, становится меньше негативного отношения и переживаний в ситуации проверки знаний.

Общее эмоциональное состояние учащихся как показатель общей школьной тревожности, связанное с различными формами его включения в школьную жизнь становится менее выраженным. Физиологической сопротивляемости стрессу способствуют особенности психофизиологической организации учебного процесса, грамотно составленное расписание и учёт индивидуальных особенностей преподавателями в процессе обучения.

Коррекционное воздействие положительно влияет на развитие коммуникативных навыков. Работа, направленная на снижение школьной тревожности и развитие коммуникативной и мотивационной сфер способствует адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

Заключение 

Новые условия обучения требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения младших подростков. И чем быстрее он включится в разнообразные ситуации нового окружения, переосмыслит для себя действительность, переживёт для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у них ещё до перехода в среднее звено.

Для того чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

– разработка психологом школы варианта программы для работы с классом;

– осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

– создание классными руководителями программы адаптационного периода с учётом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;

– проведение родительских собраний для связи с обучением ребёнка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

– итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

– проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода.

Все задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в средней школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками и снижает уровень школьной тревожности.

Список использованной литературы 

  1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Азарова Т. Дорога в пятый класс // Школьный психолог, 2000. – май (№ 19).
  3. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? Занятие для учителей// Школьный психолог, 2003. – август (№ 10).
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
  5. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. /Под ред.

     Занкова А.В., М.В. Зверевой – М.: Педагогика, 1973.

  1. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей/науч. ред. В.И. Андреев – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.
  2. Хмельницкая О.  Откуда берется школьная тревожность?// Школьный    

психолог, 2005. – октябрь (№ 32).

Приложение

Тест школьной тревожности Филипса

Цель исследования:  изучение уровня тревожности, связанной со школой         у пятиклассников.

Тест состоит из 58 вопросов, которые  предлагаются в письменном виде.

Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На месте для ответов вверху запишите ваше  имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ « +», если вы согласны с ним, или « – « если не согласны.

                   

                                  Текст опросника:

  1.   Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2.   Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько  

  ты знаешь материал?

  1.   Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  2.   Сниться ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь  

  урок?

  1.   Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  2.   Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового  

  материала, пока ты не поймёшь, что он говорил?      

  1.   Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  2.   Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что,

  боишься сделать глупую ошибку?

  1.   Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  2.   Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные

  игры?

  1.   Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  2.   Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  3.   Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как

  правило, не выбирают?

14.  Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15.   Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не

        хочет делать то, что делаешь ты?

16.   Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17.   Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.   Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.   Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку

        при ответе?

20.   Похож ли ты на своих одноклассников?

21.   Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

22.   Когда ты работаешь в классе, уверен ты в том, что всё хорошо запомнишь?

23.   Сниться ли тебе иногда, что ты в классе и не можешь ответить на вопрос  

        учителя?

24.   Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25.   Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы,

        будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26.   Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя

        спрашивают?

27.   Боишься ли ты временами вступать в спор?

28.   Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начало сильно биться, когда учитель

        говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.    Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей,  

        что ты хочешь выслуживаться?

30.   Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым

        ребята относятся с особым вниманием?

31.   Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят, что-то, что тебя задевает?

32.   Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не

        справляются с учёбой?

33.   Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя

        внимание?

34.   Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.   Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36.   Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих

        одноклассников?

37.   Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38.   Надеяшься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39.   Считаешь ли ты, что одеваться в школу, также хорошо, как одноклассники?

40.   Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время

        другие?

41.   Обладают ли способные ученики какими-то особыми правилами, которых нет у

        других ребят в классе?

42.   Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше?

43.   Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.   Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?

45.   Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46.   Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих некоторых делах больше, чем другие

        ребята?

47.   Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что

        вот - вот расплачешься?

48.   Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с

        беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49.   Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл

        вещи, которые хорошо знал раньше?

50.   Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51.   Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что

         собирается дать классу задание?

52.   Пугает ли тебя проверка твоих знакомых в школе?

53.   Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты

        страх, что не справишься с ним?

54.   Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могли сделать то, что не

        мог сделать ты?

55.   Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники

        понимают его лучше, чем ты?

56.   Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу

        проверочную работу?

57.   Когд а ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это

        плохо?

58.   Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске

        перед всем классом?

             Обработка и интерпретация результатов:

            При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявление тревожности.

            При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности;          

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....