Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Фролова Светлана Сергеевна

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснование снижения успеваемости детей в начале года, изменения поведения детей. Определяются психологические новообразования, которые несет переход к взрослости, к подростковому периоду. Даются рекомендации родителям для успешной адаптации детей, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_s_roditelyami_5-kov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания в 5-х классах:

«Возрастные особенности пятиклассника

и его адаптация к обучению в среднем звене»

Кризисный этап в школьной жизни — это переход из начальной школы в среднюю, влекущий за собой большую физиологическую и психологическую наг рузку. Наблюдается снижение успеваемости, вызванное общей перегрузкой учащихся:

  1. большим объемом теоретической информации, предлагаемой к усвоению (затруднены сравнение, анализ, выделение главных, существенных признаков); возрастанием недельной нагрузки (дни, уроки);
  2. переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями-предметниками. Расставание с первым любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его бу дет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько.

Встреча с новыми лицами, появление новых требова ний, возрастание ответственности окажут ся для ребенка также большой неожидан ностью → может наблюдаться снижение самооценки, уверенности в себе.

Педагоги относятся к пятикласс нику не как к малышу, а как к сформиро ванному школьнику, и должно пройти не которое время, прежде чем сам ребенок осознает это (к 6-му классу).

Итог

Все это влияет на самочувствие, на отдельные особеннос ти поведения подростков, вызванные од новременным проявлением и утомляемос ти, и повышенной возбудимости, и раздра жительности.

Задача родителей на данном этапе — познакомиться с учителями, кото рые преподают в классе, попытать ся вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста (у их ребенка).

КАКИЕ ПЛЮСЫ НЕСЕТ В СЕБЕ ПЕРЕХОД ИЗ НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 В V КЛАСС?

Прежде всего, дети узнают свои силь ные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко пере страивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

Общение

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в соци альном плане (роли, место в коллективе).

От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, чтобы занять в новом социальном сообществе устраивающее его статусное положение (чтобы уважали и ценили, не был ребенок одиночкой):

- самостоятельное разрешение конфликтов; иметь свое мнение, но учитывать и мнение других людей; умение поддерживать отношения; общаться с девочками и с мальчиками и др.

Дети осваивают окружаю щую действительность за порогом класса и школы, а потому задача учителей и родите лей — помочь в этом сложном деле: больше узнать о друзьях ребенка, познакомиться с ними, интересоваться увлечениями и ценностями подростков.

Возросшая степень само стоятельности. С одной стороны, это хоро шо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие подростки пробуют наркотики,  курение, у них по являются сомнительные знакомства. Имен но в этот период необходимо спланировать время подростка, чтобы он не тратил его бесцельно. Классному руководителю вмес те с родителями надо обговорить, какие кружки, студии, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из его друзей мог бы составить ему компанию.

Если у ребенка возникли проблемы с успе ваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, то необходимо дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом, в чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями-однокласс никами. Сильная зацикленность на учеб ных проблемах, провоцирование сканда лов, связанных с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подрост ка и лишь ухудшают взаимоотношения между учителем и учеником, родителями и ребенком.

Обязательно надо тщательно контроли ровать ребенка, особенно первые три меся ца обучения в V классе: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Иногда дети, собираясь в школу, кладут в портфель совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изме нением. Заметив несоответствие, не спеши те исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам, тем самым развивается его внимание и воспитывается самостоя тельность.

(«Выучил?» - «выучил», проверьте. 36 стрессовых ситуаций в неделю (оценки обеспечивают эмоциональный комфорт в школе, перед сверстниками). Проверяйте выученность правил, не пропустил ли д/з по 1 предмету, учебные предметы и наличие вещей в портфеле).

 В отношении с учителем подростку  предстоит занять самостоя тельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего (устанавливать контакты, не бояться подойти и спросить и т.д.).

Переходное состояние перед подростковым кризисом характеризуется особой эмоциональностью. С одной стороны, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно с этим они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

ВЫВОДЫ

- Развивайте навыки общения,

- учите нормам поведения и от ношения с людьми,

- формируйте адекватную само оценку («Ты не лучше других и не хуже других», правильное оценивание своих возможностей, способностей),

- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,

- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,

- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).

Всё это будет способствовать успешной адаптации  учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

Учителя нашей школы делают все возможное для развития умственных способностей, для эмоционального, личностного развития ребенка, но ваша помощь в воспитании и обучении детей будет бесценна!

Тревожность (у 33% повышенная тревожность)

  1. страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  2. страх ситуации проверки знаний
  3. страх самовыражения

У подростка сильная потребность в одобрении.

Рекомендации родителям:

- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности

- проявление интереса к школе, классу, прожитому дню, неформальное общение после прошедшего дня

- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы

- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других родственников, сверстников

- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения

- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости»), но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.

Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Далее нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.

  1. Не дерись без причины.
  2. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
  3. Играй честно, не подводи товарищей.
  4. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  5. Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
  6. Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
  7. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  9. Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!

Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Памятка для родителей

Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, далее обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.

  1. Не дерись без причины.
  2. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
  3. Играй честно, не подводи товарищей.
  4. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  5. Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
  6. Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
  7. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  9. Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!

Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!




Памятка для родителей

Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, далее обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.

  1. Не дерись без причины.
  2. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
  3. Играй честно, не подводи товарищей.
  4. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  5. Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
  6. Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
  7. Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  9. Старайся быть аккуратным.

10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!

Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Рекомендации по успешной адаптации 5-ка к среднему звену

- Развивайте навыки общения,

- учите нормам поведения и от ношения с людьми,

- формируйте адекватную само оценку («Ты не лучше других и не хуже других», прав. оценивание своих возможностей, способностей),

- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,

- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,

- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).

    Всё это будет способствовать успешной адаптации  учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

Рекомендации по снижению тревожности (у подростка сильна потребность в одобрении).

ОСНОВНЫЕ СТРАХИ

  1. страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  2. страх ситуации проверки знаний
  3. страх самовыражения

Рекомендации родителям:

- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности

- проявление интереса к школе, классу, неформальное общение после прошедшего дня

- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы

- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии др. родственников, сверстников

- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения

- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости») но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.



Рекомендации по успешной адаптации 5-ка к среднему звену

- Развивайте навыки общения,

- учите нормам поведения и от ношения с людьми,

- формируйте адекватную само оценку («Ты не лучше других и не хуже других», прав. оценивание своих возможностей, способностей),

- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,

- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,

- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).

Всё это будет способствовать успешной адаптации  учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.

Рекомендации по снижению тревожность (у подростка сильна потребность в одобрении).

ОСНОВНЫЕ СТРАХИ

  1. страх не соответствовать ожиданиям окружающих
  2. страх ситуации проверки знаний
  3. страх самовыражения

Рекомендации родителям:

- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности

- проявление интереса к школе, классу, неформальное общение после прошедшего дня

- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы

- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии др. родственников, сверстников

- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения

- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости») но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.