Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) на тему:
    Родительское собрание"Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"

    Ильенко Екатерина Владимировна

    Родительское собрание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx21.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема родительского собрания:

     "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации

    к  школьному обучению в среднем звене"

        Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

    Задачи:

    1. Ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации.

    2. Проанализировать состояние учащейся.

    3. Выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся.

    4. Выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

    5. Привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

    Ход  собрания.

    Слово классного руководителя:

              Уважаемые родители, вот уже более двух месяцев ваши дети – пятиклассники. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднее звено – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

    Но этот этап сложен не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

    Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.

    Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика

    Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень  серьезным испытанием для школьника.

    В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.

    Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.

    У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость...

     В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

    Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

                Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

    Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

    В связи с этим ребенок впервые учится  учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности. 

    Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации

    Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  с  ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.

     Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.

    Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

    Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

          Начинается период бурного роста, повышается утомляемость. 

    У ребенка начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады самочувствия. Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

    Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

    • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
    • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
    • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
    • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников. 

    Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? 

            Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

    Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития  характерны  для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.

    Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.

    Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.

    Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства

    В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

    Подростковый возраст – это трудный возраст.  Для  психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные  конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.

    Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:

    • нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
    • отсутствие мотивации к обучению;
    •  несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).

    Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.  

    Рекомендации для родителей:

    - необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

    - наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;

    - предупреждение близорукости, искривления позвоночника,

    - обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

    - забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;

    - активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

    - воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

    - первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

    - обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

    - обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

    - недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

    - исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физич и психические наказания;

    - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

    - предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

    - поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

    - развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

    Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

    Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

    Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

    Родительское собрание "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"

    Цель родительского собрания: ознакомление  родителей с психологическими особенностями периода адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене.Задачи:  1.Проанализировать психологи...

    Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

    Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

    Родительское собрание "Комфортно ли ребенку в семье"

    Важно проводить родительские собрания в классе....