Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков на ступени школьного обучения
опыты и эксперименты на тему

Верютина Ирина Борисовна

Хочу поделиться программой психологического сопровождения детей и подростков на ступени школьного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Семинар для педагогов – психологов и социальных педагогов

Тема:   Психологическое сопровождение в рамках социализации детей и подростков

Цель: Транслирование психолого – педагогического опыта в рамках социализации детей и подростков

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...  

Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

Целью работы школьной психологической службы в рамках социализации детей – является развитие умения у юношей и девушек во взрослой жизни осознанно выбирать социальные группы, исходя из своих умений, способностей, индивидуальных особенностей.     

Основные направления деятельности психологической службы: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой.

Процесс социализации - это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Социализация предполагает два аспекта – сам процесс и результат. Результат – это и есть социализированность, т.е. успешность молодого человека  в процессе вхождения во взрослый мир.

Процесс социализации – это адаптация, т.е. принятие правил, ценностей, эталонов, установок наиболее значимых для социального окружения подростка.

Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации, мы независимо от нашего желания, общаемся друг с другом. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Общение выступает как деятельность, сфера, где человек может реализовать себя. Для социализации общение играет одну из важных ролей – это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни.

   В нашей школе психологическое сопровождение начинается с «Малышкиной школы». Исследуя ребёнка, беседуя с родителями,  мы стараемся узнать не только о развитии малыша, но и о семье, в которой он растёт и развивается. Потому как именно семья является первоначальным институтом воспитания.

В процессе диагностических исследований, наблюдений, бесед с классными руководителями происходит выборка детей «группы риска», т.е. детей дезадаптированных к школьному обучению, имеющих высокий уровень школьной тревожности и низкую самооценку. С этими детьми проводится работа по программе «Большое морское путешествие».

Так же работает группа детей, по коррекции импульсивности и развитию произвольного поведения.

В рамках  ФГОС для детей начальной школы, имеющих низкий уровень развития познавательных способностей, работает кружок «Знайка»; для деток имеющих низкий уровень развития коммуникативных способностей работает кружок «Капелька».

В начальной школе мы стараемся уделить особое внимание развитию учебной мотивации, произвольного поведения, коммуникативных и познавательных способностей.

При переходе в среднее звено, с учащимися 5-х классов проводится психодиагностическое исследования с целью определения уровня адаптации к обучению в среднем звене. Учащиеся, с очень высоким уровнем школьной тревожности, низкой самооценкой, испытывающих проблемы в отношении с учителями проходят тренинговые занятия по программе «Адаптация пятиклассников к школьному обучению».

Среди обучающихся 6 – 8 классов для позитивного общения и взаимодействия друг с другом, для формирования здорового образа жизни  мы используем набор профилактических тренинговых занятий по программе «За здоровый образ жизни» по темам:

- курение, как угроза; профилактика алкоголизма, развитие толерантности и коммуникативных способностей; Я и мои социальные роли; формирование  навыков позитивной самооценки ижизненных целей.

В рамках сопровождения психологическая служба проводит занятия с учащимися 8 - 9 классов по программе «Психология и выбор профессии», оказывает помощь в выборе занятий по интересам, профиля обучения или учебного заведения начального и  среднего профессионального образования.

Для учащихся старшего звена, т.е. 9, 11 классов, проводятся профилактические занятия по программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА». В процессе занятий участникам предложены мини-лекции о том,  как нужно готовиться к экзаменам, как вести себя во время экзамена, как справиться со стрессом. Каждая мини-лекция   отрабатывается  на практике с помощью ролевых игр, телесно-ориентированных методик.  Ребята знакомятся с приёмами волевой мобилизации и самообладания. Обучаются способам избавления от негативных эмоций и снятия эмоционального напряжения.

Так же  на основании наблюдений и проведённых психодиагностических исследований, с подростками, имеющими очень высокий уровень тревожности, низкую сопротивляемость к стрессу, проводятся более углублённые занятия по программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА».

В рамках программы по социализации детей и подростков  психологической службой регулярно проводится тестирование в разных параллелях школы с целью выявления детей группы риска, к которым  мы относим:

- неуспевающих;

- имеющих трудности взаимодействия с окружающими (агрессивное поведение, повышенная тревожность, склонность к суицидальному поведению)

- подростки с девиантным поведением

Выявленных детей мы отслеживаем на протяжении всего времени обучения.

Но школа не является основным институтом социализации. Известно, что семья не менее значима в развитии ребёнка. Поэтому осуществляется психологическое сопровождение семей учащихся, состоящих как на внутри школьном контроле, так и в комиссии по делам несовершеннолетних.  В течение всего периода обучения детей проводятся  индивидуальные консультации родителей, педагогов и классных руководителей по эффективному общению детей и подростков, их воспитанию. Проводятся родительские собрания по актуальным темам для каждого возрастного периода.

Так же постоянно идёт  индивидуальная работа с учениками по запросам классных руководителей, администрации школы, родителей, а также по инициативе самих детей. И если два социальных института - школа и семья- работают совместно, успех положительной социализации молодого человека гарантирован.

Программа психологического сопровождения обучающихся

в рамках социализации детей и подростков

Класс

Инструментарий

Способы воздействия 

дошкольники

Тест Нежновой, тест К.Йерасика

Определение готовности ребёнка к школьному обучению, индивидуальная консультация с родителями

родители

«Определяем темперамент ребёнка», «Индивидуальная карта ребёнка»

1 класс

«Определение учебной мотивации» (Н.Г.Лускановой); «Определение эмоционального состояния» (Цветовой тест Люшера); «Корректурная проба», м-ка Ковалёвой

Беседа с классным руководителем по результатам диагностического исследования; корекционно-развивающие занятия по программам «Большое морское путешествие», «Программа коррекции импульсивности и развитие произвольного поведения»; комплекс  развивающих занятий: «Знайка», «Капелька»

2 – 3 класс

Комплекс развивающих занятий «Знайка» - развитие познавательных способностей,

 «Капелька» - развитие УУД

4 класс

Социометрия, «Я и мой класс», «Оценка уровня школьной мотивации», «Узор», ГИТ

Определение готовности учащихся к переходу в среднее звено

5 класс

Тест школьной тревожности Филлипса, КОС, определение учебной мотивации (Гинсбург), «Три линии»

Определение адаптации учащихся к обучению в среднем звене, беседа с классным руководителем об итогах исследования

6 – 8 класс

«Определение уровня воспитанности», «Определение уровня личностного роста», экспресс-диагностика характерологических особенностей подростков (Айзенк), «Определение типа темперамента», социометрия, «Оценка социально-психологической адаптации», «Методика изучения устойчивости к стрессу»; тест агрессии (Басса-Дарки).

Профилактические занятия по программе «За здоровый образ жизни»:

  • «Курение, как угроза»;
  •  «Профилактика алкоголизма»;
  • «Развитие толерантности»
  • «Развитие коммуникативных способностей»;
  • «Я и мои социальные роли» и т.д.

8  класс

- «Карта интересов»(модиф.Филимоновой); - Определение склонностей»

- Шкала потребностей в достижении (Ю.Орлов);

- Тип мышления

- склонность к агрессии

Формирование «Карты способностей», родительское собрание по результатам исследования

9 класс

По программе «Психология и выбор профессии»; «Определение уровня личностного роста»; «Изучение устойчивости к стрессу», тест школьной тревожности Филлипса; «Определение уровня воспитанности»

Профессиональное самоопределение обучающихся; определение жизнестойкости учащихся; определение психологической подготовленности к сдаче ГИА

10 класс

Социометрия, «Определение уровня личностного роста»; «Изучение устойчивости к стрессу», тест школьной тревожности Филлипса; «Определение уровня воспитанности»

Определение жизнестойкости учащихся

11 класс

«Определение уровня личностного роста»; «Изучение устойчивости к стрессу», тест школьной тревожности Филлипса; «Определение уровня воспитанности»; «Шкала самооценки» (Спилберг – Ханин)

Определение психологической подготовленности к сдаче ЕГЭ; коррекционно-развивающая программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ».

Дети «группы риска»

Индивидуальные диагностические исследования

по запросу родителей, педагогов, администрации

Беседы, консультации с родителями, педагогами, администрацией по результатам исследования; определение дальнейшего маршрута психологического сопровождения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Основы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивно...

Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности

Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"...

Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО. 5-9 классы

Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих  мест в общей системе  учебно-воспитательной работы в школе  ...

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Методическая разработка посвящена вопросам диагностического сопровождения процессов организации и развития ученического самоуправления в образовательном учреждении, а также его эффективности как средс...