Основы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения
статья по психологии по теме

Зайцева Елена Михайловна

 

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_psikhologo-11111111111111111111.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Основы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

в условиях школьного обучения

(выступление)

Цель: Организация психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения

Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование».

В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база в области инклюзивного образования:

 - Конституция Российской Федерации

 - «Конвенция о правах ребенка»

 - «Конвенция ООН о правах инвалидов»

 - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

 - Закон РФ «Об образовании»

 - Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г

 - Декларации прав ребенка

 - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

 - Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

 - Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

 - Программа «Доступная среда для инвалидов»,

 - Концепция непрерывного образования.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия.

 Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность.

 Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.

 Кто входит в группу сопровождения? Учитель-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог, врач-педиатр, тьютор, координатор, социальный педагог.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:

 - Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

 - Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

 - Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

 В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.

 - Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

 То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

 Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.

Существуют три модели интегрированного обучения.

 - Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.

 - Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.

 - Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

      Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:

 1. Психодиагностика.

 2. Психологическая реабилитация.

 3. Психологическое консультирование.

 4. Развивающая и психокоррекционная работа.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

 - своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

 - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

 - определить оптимальный педагогический маршрут;

 - осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);

 - спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

 - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - консультировать родителей ребенка.

 Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивного образования.

 На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:

 - все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

 - родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

 - специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;

 Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Список литературы

 1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей в предпрофильном и профильном обучении

Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и ...

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого- педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка....

Статья "Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с соматическими заболеваниями в общеобразовательном учреждении."

,В настоящее время неуклонно растет количество детей с особенностями в развитии, в это список входят дети с ослабленным здоровьем. В данной статье описываются теоретические основы сопровождения данных...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...