Главные вкладки

    «Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
    статья на тему

    Борохова Ирина Викторовна

    Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.                                                                                                                                              В материале отражены основные моменты специфики работы учителя-логопеда с каждой категорией обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osobennosti_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.doc114 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Приобская средняя общеобразовательная школа»

     

         

    «Формирование единых подходов

    к психолого-педагогическому (логопедическому)

     сопровождению детей

    с особенностями в развитии»

    (материал выступления на муниципальном августовском совещании педагогических работников системы образования Октябрьского района 2018 года)

    Борохова Ирина Викторовна

    учитель-логопед  МКОУ «Приобская СОШ»

    I квалификационная категория

    пгт Приобье

    2018г 

    ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  определяют   обеспечение  «равных   возможностей  получения  качественного начального общего  образования и индивидуального развития   обучающихся, нуждающихся в создании системы комплексной помощи и специальных условий для обучения и воспитания».  

    Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных организациях является неотъемлемой частью образовательного процесса. Это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

            Необходимо отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности педагога-психолога  или педагога, но и других специалистов — учителей-логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций.

          Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию определенных этапов работы.

     

    Единые подходы к логопедическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. 

    Увеличивающееся ежегодно количество воспитанников детских дошкольных образовательных организаций и обучающихся школ, имеющих речевые нарушения, заставляют говорить об учителе-логопеде, как о ключевой фигуре в коррекционно-развивающем обучении данной категории детей.

         Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность учителя-логопеда, направленную на преодоление  и своевременное предупреждение у обучающихся различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.

    Категории детей с ОВЗ:

    • дети с нарушениями слуха;
    • дети с нарушениями зрения;
    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • дети с задержкой психического развития;
    • дети с нарушением интеллекта;
    • дети с расстройствами аутистического спектра;
    • дети с тяжелыми нарушениями речи.

    Дети данной категории имеют самые разнообразные нарушения устной и письменной речи как первичного, так и вторичного характера. Это и нарушения звукопроизносительной стороны речи, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие связного высказывания, специфические нарушения процессов чтения и письма, стойкие трудности овладения орфографическим навыком, что влечет за собой невозможность   полноценного формирования и развития учебных и коммуникативных компетенций.

    Целью логопедического сопровождения обучающихся с особенностями в развитии и имеющими нарушения устной и письменной речи, испытывающими трудности в общении и обучении, является оказание им помощи в освоении адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку), развитие личности и формирование положительных личностных качеств.

    Основными задачами логопедической работы является:

    • своевременное выявление детей с особенностями в развитии имеющих   речевые нарушения;
    • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
    • коррекция нарушений в развитии устной, письменной речи обучающихся и сопутствующих (или ведущих)  неречевых нарушений;
    • оказание консультативной и методической помощи педагогам,  родителям (законным представителям) детей с особенностями в развитии  по вопросам речевого развития детей.

    Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание занятий  соответствует возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,  учитывает специфику ведущего и речевого нарушения и направлено на их максимальную коррекцию и компенсацию.  

    I. Этапы работы учителя – логопеда

    I этап – диагностический, включающий комплексную диагностику  - углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся.

    II этап - поисково-вариативный, включающий анализ  документации, рекомендаций ТПМПК по организации специальных условий образования, определение образовательных потребностей ребенка с ОВЗ,  разработку коррекционно-развивающей программы.

    III этап - практико-действенный, состоящий из коррекционно-развивающей работы с обучающимися, консультирования и просвещения педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

    IV этап – аналитический, включающий мониторинг результатов коррекционной работы и  анализ эффективности деятельности  специалиста.

    II.  Логопедическая  диагностика

    «Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта» (Р.И. Лалаева)

    Логопедическое обследование должно охватывать все стороны речи и отражать степень их сформированности.

    III.Формулирование логопедических заключений

    В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

    1. Психолого-педагогической классификации: ФНР, ФФНР, ОНР I, II, III, уровень, НВОНР (НОНР), ЛГНР.

    2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия, заикание (указать степень выраженности), тахилалия, брадилалия, полтерн.

    В первой части логопедического заключения пользуемся  психолого-педагогической классификацией и указываем основную форму речевой патологии. Во второй части пользуемся  клинико-педагогической классификацией и уточняем механизм речевой патологии.

    Примерные формулировки логопедических диагнозов:

    · Общее недоразвитие речи III уровень. Стертая дизартрия.

    · Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.

    · Общее недоразвитие II уровень. Заикание легкой степени выраженности.

    На основании соответствующих заключений узких специалистов (невролога, сурдолога, окулиста...) отражаем сопутствующую патологию.

    Примерные формулировки логопедических диагнозов:

    · Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.

    · Недостаточная сформированность средств языка (если есть). Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.

    Школьный возраст:Обязательно указываем все особенности письменной речи.

    Примерные формулировки логопедических заключений:

    · Общее недоразвитие речи III уровень. Трудности в овладении чтением и письмом;

    · Нерезко выраженное ОНР. Нарушения процессов формирования чтения и письма;

    . Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды (по Р.И. Лалаевой).

    IV. Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ 

    - Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)

    - Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

    - Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

    - Частый повтор упражнений с элементами новизны

    - Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

    - Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

    - Конкретность и доступность заданий

    - Умеренный темп работы

    - Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

    - Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой

    - Весь процесс коррекционной работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

    V. Ведение документации

    1. Положение о логопункте
    2. Приказ о зачислении детей на логопункт
    3. Список детей
    4. Речевые карты
    5. Коррекционные программы (групповые и индивидуальные)
    6. Журнал обследования речи детей
    7. Журнал учета посещаемости логопедических занятий
    8. План методической работы на год
    9. Рабочие тетради (для проверочных работ)
    10. Расписание занятий
    11. Паспорт кабинета
    12. Отчеты о проделанной работе (цифровой и текст)

    VI. Оборудование кабинета

    Логопедический кабинет должен быть оборудован в соответствии с перечнем, указанным в  Письме Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения".

    Особенности  логопедического  сопровождения  обучающихся  с нарушениями слуха

    1. Логопедическое обследование слабослышащих детей несущественно отличается от обследования детей с нормальным слухом. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. Обследование должно быть направлено на более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений в целях постановки дифференцированного диагноза (для отграничения тугоухости от сенсорной алалии).

    Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными (например, одновременное усиление громкости голоса и сокращение расстояния до уха ребенка).

     2. Логопедическая коррекция нарушений речи, не связанных с состоянием слуховой функции детей, ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится  к обеспечению индивидуального подхода и выбору соответствующих приемов работы, позволяющих обеспечить полноценное  восприятие материала:

    -   громкое и отчетливое произнесение, в особенности безударной части слова;

    - одновременное предъявление написанного слова и привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего и т. п.  

    Особенности  логопедического  сопровождения  обучающихся  с нарушениями зрения

    Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками и учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом первичных и вторичных дефектов, с опорой на сохранные анализаторы для  формирования всесторонних представлений об окружающем через различные формы вербальной и невербальной деятельности.

    В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами учителя-логопеда, учителя (воспитателя), тифлопедагога.    Из-за специфики и сложности работы со слепыми детьми логопедические занятия значительное время проводятся индивидуально.  

    При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений.  

    Направления коррекционной работы традиционны:

    развитие артикуляции, формирование речедвигательных образов;  совершенствование фонетической стороны речи; развитие слухового внимания; развитие фонематического анализа и синтеза; обогащение словаря, лексико-грамматического строя речи; формирование связного высказывания.

    Специфика:  совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.  

    Особенности  логопедического  сопровождения  обучающихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

    Логопедические занятия с обучающимися с НОДА направлены не только на исправление нарушений устной и письменной речи, но и решают ряд коррекционных задач ортопедического характера:

    - формирование навыка правильной осанки;

    -  разнообразие режима двигательной активности;

    - релаксация, т. е. обучение детей снимать напряжение с мышц шеи, плечевого пояса, спины, рук, ног;

    - выработка мотивации к укреплению и сохранению здоровья при помощи ортопедических минуток;

    -  развитие ручной, мелкой моторики,  наращивания силы пальцев;

    - выработка правильной и сильной воздушной струи, улучшение голосоподачи  и  пр.[1. с. 1-3. ]

    Особенности  логопедического  сопровождения  обучающихся  с  ЗПР

    Основными условиями организации эффективной логопедической помощи обучающимся с ЗПР являются следующие:

    - Взаимосвязь коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).  

    - Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитии речи, ритмике, музыке.  

    - Системный подход к формированию речи.

    - Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышение интереса к занятиям.

    - Включение  игровых элементов в занятия для повышения эмоциональной и умственной активности детей.

    - Максимальное использование различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).

    - Учет особенностей межанализаторных связей и особенностей психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

    Особенности логопедического сопровождения обучающихся с  интеллектуальными нарушениями

    - Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

    - Коррекция речевой системы в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

    - Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения),  использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

    - Дифференцированный подход - построение коррекционной работы с учётом развития возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, активизации «зоны ближайшего развития».

    -Развитие тонких движений рук,  оречевление действий.

    - Дозирование заданий и речевого материала - любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

    - Частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

    Особенности  логопедического  сопровождения  обучающихся  с  РАС

    Основные задачи логопедической работы:

    - дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

    - установление эмоционального контакта с ребенком;

    - активизация речевой деятельности:

    - формирование и развитие различных видов устной речи, спонтанной речи в быту и в игре;

    - развитие речи в обучающей ситуации;

    -обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

    -развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;

    -коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);

    -развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися: умение вступать в диалогическое взаимодействие с окружающими, используя различные средства коммуникации (вербальные и невербальные), умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника, умение обратиться к взрослому с просьбой, умение использовать в коммуникативных целях не только устную, но и письменную речь.

    Коррекционная работа реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, где осуществляется коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, нарушений сенсорно-перцептивной сферы, формирование коммуникативных навыков, коррекция познавательных процессов; формирование в сознании обучающихся пространственно-временной организации; коррекция нарушений устной и письменной речи.

    Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

    Особенности  логопедического  сопровождения  обучающихся  с  ТНР

    соответствуют особым образовательным потребностям данной категории детей:

    • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
    • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
    • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования;
    • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
    • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
    • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции, специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, включения в работу большинства сохранных анализаторов при различных по формах речевой патологии;
    • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
    • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

    Таким образом, эффективное психолого-педагогическое (логопедическое)  сопровождение   обучающихся с особенностями в развитии является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

    Литература:

    1. Бондарева Л. Ю. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/54/ 
    2. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. С-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена, 1996;
    3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.Б. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004;
    4. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук.- М.: Просвещение, 2012.
    5. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
    6. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального основного образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598.
    7. Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г №1599.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития

    В статье описаны технологии индивидуального сопровождения детей с ОВЗ....

    Единые формы психолого-педагогических исследований классного и школьного коллектива.

    Предлагаемые  единые формы  помогут проанализировать отношение  к  здоровью,    наиболее главные черты  характера  личности, коллектива, мотивацию,  м...

    Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания

    Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1.     Психодиагностика.2.     Психологичес...

    Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления

       В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления  средств развития мышления учащихся. В системе обучени...

    «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТРАДНОЙ ВЫДЕРЖКИ. Психолого-педагогическая составляющая»

    Формирование эстрадной выдержки у учащихся  – одна из актуальных проблем педагогической деятельности в области музыкального искусства. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполн...

    Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

    Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...