Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания
статья по теме

Демочко Елена Степановна

Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:

1.     Психодиагностика.

2.     Психологическая помощь в трудных ситуациях.

3.     Психологическое консультирование.

4.     Психологическое просвещение.

5.     Развивающая и психокоррекционная работа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gruppa_kratkovremen.pr_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая помощь детям,

с тяжелыми множественными

нарушениями в развитии,

группы кратковременного пребывания

Подготовила:

Педагог-психолог

КОУ «Шербакульская школа-интернат»

Демочко Е.С.

Омск 2014

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я, педагог-психолог КОУ «Шербакульская специальная (корреционная) общеобразовательной школа-интернат» представляю тему психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, группы кратковременного пребывания.

Группу кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения «Шербакульская школа-интернат» компенсирующего вида посещают дети с нарушением интеллекта, дети с нарушением речи, дети-аутисты и дети с ТМНР, в возрасте от 6 до 7 лет.

В группе создаются специальные условия для обеспечения чувства защищенности, создается атмосфера психологического комфорта, формируются навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, корректируются и предупреждаются вторичные отклонения в развитии малыша.

К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическая помощь в трудных ситуациях.
  3. Психологическое консультирование.
  4. Психологическое просвещение.
  5. Развивающая и психокоррекционная работа.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим  особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

- определение оптимального педагогического маршрута;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);

- планирование коррекционных мероприятий, разработку программы коррекционной работы;

- оценку динамики развития и эффективность коррекционной работы;

- консультирование родителей ребенка.

Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:

1.развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);

2. зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);

3.  восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов);

4.  пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве);

5.  тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Используемые методические приемы должны быть по возможности краткими и удобными для ребенка.

В процессе диагностики необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. Для этого требуются соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки или логический куб, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, необходимые игрушки, иллюстративный материал, альбом, карандаши и др., которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Обследование проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.

Программа коррекционной работы. Методы и материалы.

После проведенной диагностики разрабатывается программа коррекционно-педагогической работы с ребенком. Содержание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития.

В нашей работе взята за основу программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой, а также некоторые методические рекомендации из программы «Развитие сенсорной сферы детей» авторы Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.

Коррекционные занятия  проводятся ежедневно, продолжительность 15-25 минут. Их направленность проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.).

Коррекционные занятия проводятся как по индивидуальному, так и по групповому принципу.

Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

1. принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь речевых и интеллектуальных предпосылок овладения умениями, навыками и знаниями;

2. индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;

3. интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;

4преемственность в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.

При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.

Пробелы в развитии и подготовке детей с ТМНР компенсируются за счет проигрывания той или иной части задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствует педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка.

Немаловажным фактором является определение структуры занятия, она предусматривает чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений и др.

Методы и материалы, используемые в работе психолога.

1.функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.

2.игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;

3.оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;

4разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов.

5.иллюстративный и образно-символический материал: наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);

6.материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки.

Дети этой категории характеризуются, в первую очередь, выраженной импульсивностью. Характерны немотивированные перепады настроения от эйфории к дисфории и наоборот. Дети, как правило, быстро пресыщаемы. Темп деятельности, как правило, грубо неравномерен, чаще импульсивно убыстрен. Нецеленаправленный характер деятельности и даже высокий темп не сказываются на продуктивности и результативности деятельности. В общении со сверстниками дети чаще могут быть агрессивны и вспыльчивы. Игра носит деструктивный характер.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

1.учет специфики овладения детьми с ТМНР сенсорными эталонами;

2.оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

3.формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

4.разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

5.преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Созданные психолого-педагогические условия коррекционной работы привели к следующим результатам:

  1. Дети осваивают невербальные способы общения (в работе используется пособие «Я – говорю!», упражнение с пиктограммами авторы Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинов, Л.В.Лопатина).
  2. Дети различают основные цвета, форму предметов.
  3. Появляется звукоподражающая речь.
  4. Развивается мелкая моторика.
  5. Снижается гиперактивность.
  6. Дети участвуют в совместных мероприятиях.
  7. Дети обучаются, по рекомендации ПМПк, в подготовительном классе «Шербакульской школы-интернат» по адаптированной основной общеобразовательной программе вариант Д.

Список литературы:

  1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
  2. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.
  4. Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста  6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...

Образовательная программа стажировочного курса "Группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей в учреждении дополнительного образования детей"

Представлена образовательная программа, по которой работало МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в статусе базового учреждения Федеральной стажировочной площадки АОУ ДПО "ИРОиПК&q...

Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания

Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....

Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания.

Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания. (Курсовая работа. Курсы повышения квалификации 2008 год)...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"

Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года  месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...