«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТРАДНОЙ ВЫДЕРЖКИ. Психолого-педагогическая составляющая»
статья на тему

Формирование эстрадной выдержки у учащихся  – одна из актуальных проблем педагогической деятельности в области музыкального искусства. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. На суд публики выносится результат многочасового напряженного труда как самого учащегося, так и педагога, подготовившего того или иного исполнителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsiya1.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»

Методический доклад

тема:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТРАДНОЙ ВЫДЕРЖКИ. Психолого-педагогическая составляющая»

Подготовил:  

                                                 Педагог дополнительного образования

        Меркулова Лариса Дмитриевна

Курск, 2015

Формирование эстрадной выдержки у учащихся  – одна из актуальных проблем педагогической деятельности в области музыкального искусства. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. На суд публики выносится результат многочасового напряженного труда как самого учащегося, так и педагога, подготовившего того или иного исполнителя.

Концертное исполнение является важнейшим этапом  юного артиста.Ведь именно публика является точным барометром того, в какой форме и творческом состоянии находится исполнитель в данное время.

 Степень волнения зависит во многом и от типа исполнителя, его нервной организации. Так, известно, что одни любят выступать в больших залах, с больших количеством слушателей, и поют в таких условиях лучше. Такие исполнители относятся к музыкантам экстравертного типа. Выступая, они испытывают, не волнение и панику, а скорее эмоциональный подъём, настрой на успех.

Бывают же исполнители другого склада: они чувствуют себя в больших залах дискомфортно, им они предпочитают небольшие залы с малым количеством слушателей – это интроверты.

Острота эстрадного волнения напрямую связана с возрастом исполнителя. Многие эксперименты показывают, что дети, по большей части, с удовольствием играют перед посторонними. В подростковом возрасте они начинают испытывать перед выступлением страх, чувство неуверенности.

Вопрос, как готовиться к публичному выступлению, естественно интересует многих педагогов и учащихся. Дать тут общий рецепт очень трудно. Даже невозможно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников. Преодоление эстрадного волнения является проблемой для любого исполнителя…

Некоторые исполнители утверждают, что сценическое волнение не составляет для них каких-либо проблем. Однако, по утверждению многих известных музыкантов, именно с такими исполнителями происходят всякого рода сценические недоразумения. Артист утверждает, «что совсем не волнуется. Храбро выходит на эстраду и уверенно начинает петь . Но дальше он начинает всё больше и больше волноваться. Ему не только не удаётся войти в эмоциональный строй музыки, но и техника начинает ему отказывать, и память начинает шалить. Налицо все признаки смятения чувств».

Сцена по-разному действует на исполнителей различного уровня (юных, молодых, зрелых).

Одной из рекомендаций по преодолению эстрадного волнения исполнителям является совет петь в разных помещениях.

Следует заметить, что тренинг новых условий исполнения, смена интерьера,  всё это только добавляет сценического опыта ученику и приносит лишь пользу.

В современном обществе существует немало теоретических работ по проблеме сценического волнения, но ни одна из них не может дать полной гарантии в её решении, но ослабить его вредные последствия вполне возможно.

Если углубляться в понятие «эстрадное волнение», то не стоит забывать и о так называемой психофизиологической природе стрессовых состояний. Подходя к реальному решению проблемы публичного волнения, следует учитывать, что волнения могут быть индивидуальны и субъективно оправданы. Было бы ошибочно утверждать, что эту проблему можно решить упрощёнными схемами или установками. Всё – сугубо индивидуально. Но не стоит легкомысленно относиться к опыту авторитетных музыкантов. Следует прислушиваться к их советам. Так как опыт каждого музыканта является бесценным знанием существующих поколений.

Одним из представителей науки, занимавшимся исследованиями в области сценических стрессов, является А.Готсдинер. Изучив некоторые положения общей психологии, он провел аналогию в область музыкальной деятельности и классифицировал исследуемые процессы в определённые системы. Так он разработал  и систематизировал теорию пяти фаз (стадий) волнения, которые испытывают музыканты-исполнители.

Первая фаза наступает в том момент, когда исполнитель узнаёт дату своего выступления. Волнение возникает периодически и нарушает некое «душевное равновесие». По мере приближения даты концертного выступления, чувство тревоги приобретает навязчивый характер.

Вторая фаза – время, непосредственно предшествующее конкурсу.концерту. Очень часто в этот период волнение приобретает болезненно-нервные очертания. У каждого музыканта этот период выражается по-разному: кто-то более раздражителен; кто-то наоборот испытывает упадок сил, апатию; кто-то мечтает о быстром исполнении, а некоторые вообще сомневаются в успешности выступления.

Третья фаза–выход на сцену. В этот период внутренние переживания приобретают более острые очертания. Одни идут как на каторгу, другие в полуобморочном состоянии доходят до своего места страды, третьи идут «работать».

Четвёртая фаза – это, непосредственно, начало выступления. Волнение здесь достигает своей кульминационной точки. В этот период разного рода «сюрпризы» подстерегают не только молодых исполнителей, но и опытных певцов. Именно в этот момент появляются разные отклонения, (технические погрешности, неточность фразировки и многое другое).

Очень важным в этот момент является умение сконцентрировать свои внутренние резервы.Волнение первых минут постепенно проходит, музыкант постепенно входит в «форму» – кто-то раньше, кто-то позже.

Пятая стадия – выступление позади, нарастающее чувство тревоги «как я выступил». Ожидание откликов по поводу выступления. Каждый исполнитель реагирует на них с предельной эмоциональной остротой.

Схема, разработанная Готсдинером, наводит на мысль, что вряд ли кто-то станет меньше или больше волноваться. Но в этой связи сам Готсдинер писал: «Изучение предконцертного состояния очень важно для психолога и педагога в диагностических целях, так как в нём довольно отчётливо проявляются симптомы волнения, свойственные данному исполнителю». [1]

Цыпин Г.М. же считает, что теория Готсдинера создавалась не напрасно. Во-первых, любой науке (в данном случае психологии исполнительства) при всех обстоятельствах нужны достоверные знания. Характеристики предконцертных (и других) состояний  исполнителя, которые были выделены Готсдинером, можно считать достоверными и точными. Эти знания вполне могут пригодиться в той или иной ситуации. Педагогам дополнительного образования с учётом знаний этой системы будет гораздо легче настраивать ученика к предстоящим выступлениям, а затем, проанализировав, составить дальнейшие психолого-музыкальные действия для достижения желаемого результата.

В своих научных трудах А.Л. Готсдинер выдвигает теорию трёх основных этапов волнения: волнение-подъём, волнение-паника, волнение-апатия. К этому надо добавить, что между основными этапами могут возникнуть и промежуточные состояния (об этом было сказано ранее).

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что исследуя различные этапы концертного волнения на примере учащихся-певцов, стоит учитывать возрастные и психологические составляющие, которые помогут решить данную проблему с наименьшими потерями.

«Эстрадная выдержка и самообладание укрепляются эстрадной тренировкой»[2]. Эти слова Л. Баренбойма непосредственно относятся к проблеме эстрадного самочувствия. Из опыта известных музыкантов следует вывод, что очень важным в эстрадном исполнительстве является реакция на «погрешности», без которых не обходится ни одно концертное или конкурсное выступление.  

Л. Баренбойм (педагог, методист) основываясь на своём богатом опыте наблюдений за концертными выступлениями учащихся, выделил типовые, наиболее встречающиеся, недочеты, влияющие на успешность исполнения: а) провалы в памяти; б) непроизвольные ускорения и замедления (нарушения темпоритма); в) утрату ощущения музыкальной формы, рыхлость исполнения; г) технические огрехи (скомканные пассажи, неверные ноты, и другие…). Исходя из этого, задача каждого педагога, на ранней стадии работы над произведением, обозначить наиболее уязвимые стороны будущего исполнения.

Конечно, нельзя утверждать, что решение определённых исполнительских задач на этапе работы над произведением, может гарантировать абсолютный успех во время концертного исполнения, так как от всякого рода «сюрпризов» на эстраде не застрахованы даже опытные музыканты, не говоря уже о молодых. Поэтому, первостепенной задачей педагога при подготовке ученика к эстрадному выступлению является не решение каких-либо вокальных задач, а умение психологически подготовить учащегося к возможным «сюрпризам». Внушить: что бы ни произошло – не паниковать, уверенно продолжать игру, сделать невозможное.

При успешно выполненных задачах во время выступления ученика стоит похвалить. Ведь, высказанная в нужный момент похвала от человека (педагога) может изменить внутреннее самочувствие исполнителя после выступления, как в лучшую сторону, так и наоборот. Похвала исполнителю необходима «для компенсации, для возмещения той неимоверной, доводящей до опустошения, до полного изнеможения, затраты нервов и сил».

Широко известные музыканты утверждают, что сказанное мнение кем-то другим об их выступлении, несоразмеримо важнее того, что скажет «внутренний голос». Несомненно, этот факт является одним из составляющих психологического процесса, влияющего на сценическое волнение.

Следует согласиться с тем, что из собственного опыта, а так же из опыта других коллег музыкантов. Г.Нейгауз - знаменитый педагог и музыкант-исполнитель пришёл к выводу, что музыкант готов к встрече с эстрадой, тогда, когда выученное им произведение исполняется публично, а затем откладывается на некоторое время. Далее этот «сценарий» повторяется несколько раз, а в перерывах между выступлениями ведется детальная работа над материалом. Произведение как бы дозревает в сознании музыканта. Применительно к работе в учреждениях дополнительного образования, это метод не всегда действителен, так как ученик должен накапливать репертуар. Многократное публичное исполнение одного и того же произведения может тормозить дальнейшее развитие учащегося. Нейгауз говорил, что единственный способ помочь учащимся, – стараться как можно чаще выпускать их на сцену, используя как можно больше различных форм концертных исполнений (закрытые академические концерты, классные концерты, прослушивания и т.д.). На таких выступлениях конечно возможно неоднократное исполнение какого-то одного произведения. От такой формы исполнительской практики будет не меньше пользы, как и от исполнения новой программы.

Безусловно, важной составляющей в синдроме сценического волнения является чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Оно, как показывают специальные наблюдения, возрастает с годами и по мере продвижения исполнителя вверх. Несомненно, когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато потерями на эстраде. Многие педагоги (они же известные исполнители) считают, что отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерно гипертрофированных формах. Считается, что если человек не волнуется перед выходом на сцену – он не артист. Известные музыканты иногда специально стараются вызвать волнение. Их убеждение состоит в том, что только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве.

В своё время Нейгауз считал, что его эстрадное самочувствие почти всегда зависело от «образа жизни» в прямом смысле этого слова. Он утверждал «…для меня, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела… отсутствие важной предпосылкой удачного концерта является предварительный отдых, бодрое чувства утомления, от которого я иногда так страдаю в Москве, где я завален педагогической работой»[3].

Если говорить о предконцертной подготовке ученика, то педагог, конечно, должен всецело изучить своего подопечного не только со стороны его музыкальных способностей, но и с психологической точки зрения, а так же знать уровень его бытовой жизни. В работе над успешным концертным исполнением  не может быть мелочей.

Одной из возникающих проблем исполнителя во время концертного выступления является нахождение баланса между увлечённым пением и осмысления своих исполнительских действий. Особенно это важно в работе с учащимися.

Найти баланс между одной и другой стороной очень непросто. Для этого требуется не только опыт, талант, мастерство, но и невероятное самообладание. Иногда, выходя на сцену, ребенка охватывает страх забыть текст или не спеть какой-то технический эпизод. Что бы ни произошло,  не концентрироваться на этих эпизодах, элементах, фрагментах, если не вторгаться мыслью в певческие процессы, а осуществлять их автоматически, то в большинстве случаев исполнение от этого только выигрывает. С этим мнением соглашаются многие музыканты практики.

Проблемой сценического волнения занимаются и музыканты-исполнители, и педагоги, и  психологи. Как правило, эту проблему волнения они рассматривают через призму своей профессии. В этом направлении долгие годы работал Михаил Бочкарев. Его труды были посвящены психологическим аспектам формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичным выступлениям. Своё внимание автор сосредоточил на мотивационных аспектах, положительно воздействующих на исполнители.

Были выделены три группы мотивов: «1–мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; 2–мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; 3– мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профессионального самосовершенствования и др.)[4]». В своей теории мотиваций, Бочкарев подчёркивал, «что положительное отношение музыканта к исполняемому произведению, увлечённость им способствует формированию творческого эстрадного самочувствия»[5].

По мнению Бочкарёва, на заключительной стадии работы над музыкальным произведением (в преддверии выхода на сцену), подчеркивается большая роль психологических операций, в которых музыкант представляет себя в условиях концертного выступления, где он в воображаемой ситуации «видит» и «ощущает» своё исполнение. Создавая такие ситуации, музыкант имеет возможность предвидеть тот или иной исход своего выступления.

Важную роль в своих исследованиях Л.Л. Бочкарев отдает «психологической тональности» конкурсных выступлений музыкантов-исполнителей. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» автор подчёркивает, что соревнования вообще для большинства людей представляют собой сложную стрессовую ситуацию, при которой происходит повышение требований к нервно-психологическому состоянию человека. А так как человек – это «индивид» со своей нервной организацией, а конкурс – это стрессовый фактор, влияющий на нервно-психическое состояние отдельно взятого музыканта, то последствия могут быть абсолютно разными: у кого-то подавляется творческий тонус, ухудшается исполнительский результат; у кого-то наоборот, улучшается концертное исполнение. Исходя из выше сказанного, следует вывод, что нельзя запрограммировать абсолютно безукоризненного исполнения. Тем более сделать это с учащимися. Возможно, только подвести своего воспитанника к определённой проблеме и направить его к наиболее подходящему варианту решения той или иной стрессовой ситуации, возникшей во время концертного выступления.

Продолжая рассуждения о психологических особенностях эстрадного состояния, мы приходим к выводу, что появление первых ощутимых признаков предконцертного волнения должно вызывать не тревогу, а скорее состояние приподнятого расположения духа.

Российский музыкант-исследователь В.Ю.Григорьев в своей книге «Исполнитель и эстрада» доказывает, что если музыкант понимает значимость своей деятельности (профессия - исполнитель), то артистическое волнение просто необходимо для успешного выступления. Так же как и Бочкарев, Григорьев считает необходимым репетиции «концертов». Моделируя разные концертные ситуации (домашние выступления, классные, на различных сценах), музыкант должен представлять своё психологическое состояние и в соответствии с этим вести подготовительную работу. По мнению автора, улучшение концертного самочувствия зависит не только от умело организованных репетиций, но и от надёжно сделанной работы над произведением.

Исследуя педагогические труды известных музыкантов-педагогов, мы пришли к выводу, что в музыкальной практике встречается так называемая «псевдоподготовленность». Педагог, переоценивая достоинства своего воспитанника и недооценивая реальные недочеты и недостатки, решает выпустить на сцену ученика. В результате, под прессом сценического волнения достоинства блекнут, а недостатки проявляются в большей степени и выходят на первый план. Выступление воспитанника приобретает черты «неудачного», что впоследствии может сказаться на дальнейшей успешности концертной деятельности. Как следствие вина неудачи полностью лежит на педагоге. Говорить о «психологическом эстрадном волнении» как о концертной неподготовленности  в этой ситуации не приходится.

В самом начале мы уже касались вопроса о типах нервной системы человека. Нельзя говорить о «волнении» не учитывая этой стороны вопроса. Тип нервной системы – фактор немаловажный в концертной деятельности. У людей высокотревожных и интровертивных, по мнению психологов, синдром волнения выглядит иначе, нежели у людей низкотревожных и экстравертивных. Волнение присуще и тем и другим, но себялюбцы и нарциссоманы волнуются сильнее, мучительнее, острее. В психологии существует такое понятие как «Я-Концепция», где по определению психологов в подсознании творческого человека происходит понимание первостепенности значения того, что важно для него в жизни и творчестве.

В музыкальной практике существует мнение, что «эстрадобоязнь» – это болезнь, которая практически не поддаётся лечению. Человеку либо дано выступать на эстраде, либо нет. С таким мнением можно не согласиться. Если бы многие блистательные всемироноизвестные представители исполнительского искусства решили бы покинуть сцену по причине волнения перед публичным выступлением, то мир никогда не узнал бы таких имён как Фёдор Шаляпин, Артуро Тосканини…

Существуют «правила», выполнение которых нередко приводит к успешной концертной деятельности. Следуя этим правилам, можно если не полностью избавиться от концертного волнения, то хотя бы от его стихийно-разрушительной силы.

Одно из таких правил – основательность и тщательность предварительной подготовки. Для каждого представителя творческой деятельности это правило подразумевает своё действие: для музыканта это «стопроцентнаясделанность» программы, для актёра – полное вживание в образ, для оратора – абсолютное владение текстом.[6]

Н.А.Римский-Корсаков говорил, что сценическое волнение музыканта прямо пропорционально его подготовленности к выступлению. В данном случае он имел ввиду не только профессионально техническую сторону подготовки, но и её «психотерапевтическую». Когда музыкант осознает, что в ходе своей домашней подготовки он сделал «всё», то возникает  определённое душевное облегчение, которое дает сценическую уверенность. Проще говоря, если совесть исполнителя чиста, то уверенность в благополучном исходе выступления возрастает.

Второе правило– «обыгранность», «проверка на качество», «обкатка» концертной программы. Об этом уже не раз говорилось выше. Стоит лишь добавить, что публичное исполнение одной программы несколько раз только добавляет уверенности музыканту. Выступление уже не является стрессовой ситуацией. Привычка, по мнению выдающихся исполнителей, является едва ли не самым надёжным антистрессом»

Третьим правилом успешности выступления принято считать «аутотренинг». Ранее уже упоминалось о том, что нервная система каждого человека различна. В такой ситуации просто не обойтись без внутренней работы над собой, необходимо найти «аргументы» и «доводы», которые способны приглушить волнения, страхи и сомнения. Это правило не менее важно, чем два предыдущие. Зрелый музыкант должен постоянно работать над своим внутренним самочувствием. С юными исполнителями  работу должны проводить непосредственно педагоги и родители.

Используемая литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Мастер, 2006.– 702с.

2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. – М., 1974. – 134с.

3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 4-е изд. – М.: Музыка,1982. – 300с.

4. Баренбойм Л.А..Путь к мезицированию.– М.: Классика –XXI, 2004.– 164с.

5. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. – М.: Музыка, 2010. – 128с.


[1]Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. С. 134.

[2]Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика Ч. 1. 1937. С. 173.

[3] Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958. С. 252.

[4] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика – XXI, 2008.– С.268.

[5] Там же.

[6] Цыпин г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. – м.: Музыка. 2010. – с. 125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

«Психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий»

В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор отмечает актуальность проблемы воспитания и развития социально-трудовой компетентности старшеклассников.  Анализирует психолого - педагогические условия  формирования  социал...

Психолого-педагогические условия формирования межкультурной компетентности в школе

Статья, посвященная проблемам формирования межкультурной компетентности в школе....

«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»

Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...