Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности
статья на тему

Ермакова Елена Юрьевна

Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на педагогических чтениях23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Детский экологический центр «Косатка»

Ермакова Е.Ю., методист, педагог

 дополнительного образования

Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности (из практики МАУДОД ДЭЦ «Косатка»)

Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. В конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития.

Деятельность муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска «Детский экологический центр «Косатка» включает вовлечение обучающихся в природоохранный процесс, формирование экологически ориентированного сознания, норм здорового образа жизни. Организация природоохранной деятельности учреждения показана на примере акции «Погоня за пластиком».

В ходе проведения природоохранной акции «Погоня за пластиком» решались задачи: коммуникативные - сплочение подростков для выполнения социально - значимых задач; развивающие - развитие логического и абстрактного мышления через призму экологических компонентов, навыков проектной деятельности; социальные - формирование у старшеклассников осознания своей роли в природоохранной деятельности; просветительские - информирование и вовлечение общественности в природоохранную деятельность.

К участию в акции были привлечены дети и подростки, участники трудовых отрядов старшеклассников (497 чел.). Формы деятельности, применяемые в ходе акции: анкетирование (вводное, промежуточное, итоговое), соц. опрос населения, поиск методической литературы, обработка и издание рекомендаций для педагогов, оформление и раздача информационных буклетов, плакатов, информационных стендов, проведение встреч, информационных часов, мероприятий, акций. Методы, используемые в ходе природоохранной деятельности: теоретические, эмпирические, самостоятельной работы, проектной деятельности.

В ходе осуществления акции «Погоня за пластиком» практическая природоохранная деятельность обучающихся наполняется личностным смыслом, повседневное поведение обучающихся в решении общественно-значимых вопросов регулируется природоохранными ценностями.

По итогам деятельности у каждого участника формируются следующие представления о взаимодействии природы и человека, о линии поведения, соответствующей законам природы и общества, нормах здорового образа жизни, об элементарных мерах охраны окружающей среды, о различных видах загрязнений и их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.

Конечный результат природоохранной деятельности: организация и проведение ежегодной акции «Погоня за пластиком» по уборке территории питомника им. А.М. Лукашова и микрорайонов Железнодорожного района г. Хабаровска, мероприятия «Мусорный фестиваль», выставки творческих работ из пластика и ТБО, презентации социальных плакатов, разработка рекомендаций для педагогов по включению детей и подростков в природоохранную деятельность, систематизация литературного и иллюстрированного материала по природоохранной деятельности, рекомендации для родителей.

«Приращения» в ходе участия в природоохранной акции: новая информация, новые практические приемы: составление реклам (антиреклам), слоганов социальной направленности, социальных плакатов, навык проведения природоохранных акций, социологических исследований.

У детей и подростков развиваются навыки самостоятельной работы с источниками информации, самостоятельного принятия решений, коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией, навыки мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализа и рефлексии.

Реализация акции «Погоня за пластиком» начиналась с планирования с указанием сроков и ответственных. Акция требует от обучающихся исследовательской, поисковой, творческой работы. Учащиеся, разрабатывая проект, проходили все стадии работы над ним: сбор материала, его обработку, выстраивание проекта, согласование, экспертизу и реализацию. Эта работа выявляет не только положительные качества подростка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. После оформления проекта была выполнена его защита и презентация. Другими словами, проведена оценка деятельности учащихся, что, несомненно, способствует их рефлексии.

В ходе проведения акции «Погоня за пластиком» были выделены следующие функциональные компоненты системы социализации личности подростка: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный, компонент самоуправления. Когнитивный компонент системы реализуется в процессе целенаправленного овладения подростком социального опыта. Подростки приобретают знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой деятельности. Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений между подростками, педагогами, жителями микрорайона, города Хабаровска. Деятельностный компонент способствует включению подростков в социально значимую деятельность по уборке территории питомника им А. М. Лукашова. Коррекционный компонент связан с коррекцией хода процесса социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, регуляцией этой связи. Компонент самоуправления влияет на социализацию личности подростка, поскольку происходящие в ней изменения носят упорядоченный характер, а упорядоченность компонентов системы обеспечивается механизмами управления. Все указанные функциональные компоненты системы социализации личности тесно взаимосвязаны.

На I этапе реализации природоохранной акции «Погоня за пластиком» проведено погружение в проблему. У подростков инициируется интерес к теме деятельности, формулируется проблема, определяются цели и задачи, способы решения проблемы. Обучающиеся собрали обширный материал о видах ТБО, способах переработки и применения ТБО, о деятельности ученого А.М.Лукашова на территории г. Хабаровска. Проведен соц. опрос "Готовы ли Вы помочь очистить улицы города от мусора?" (323 чел.).

II этап - организация деятельности.  Обучающиеся делятся на группы, в каждой группе выбирается ответственный, координирующий деятельность членов группы и осуществляющий взаимодействие с педагогом, определяются задачи и планируется работа. Деятельность каждой группы осуществляется параллельно и одновременно.

Первая группа осуществляла информационно-просветительскую деятельность, проводила сбор информации об истории упаковочных материалов, видах твердых бытовых отходов, видах их утилизации, готовила доклады по темам: «Типы пластика, применяемые в упаковочных материалах», «Виды вторичной переработки ТБО», оформляла презентации и выступления на темы «Пластик: вред или польза?» и др., проводила информационные часы. Вторая группа обучающихся осуществляла социологическую деятельность. разрабатывала анкету «Место природоохранной деятельности в жизни современного подростка», проводила социологическое исследование, обрабатывала результаты исследования. Для социологического опроса была использована «Комплексная экологическая анкета для учащихся» по С. С. Кашлеву. Всего опрошено 497 человек. Третья группа обучающихся осуществляла деятельность социальной направленности: разрабатывались варианты социальной рекламы, пропагандирующей природоохранную деятельность (плакаты, речёвки, песни), социальные плакаты, флайеры. Готовились и проводились акции «Погоня за пластиком», «Экодесант», оформлялись отчеты. Четвертая группа обучающихся осуществляла деятельность культурно-массовой направленности: разрабатывала конкурс «Погоня за пластиком» по сбору ТБО и макулатуры среди отрядов, мероприятия «ЗОЖ-квест», «Формула здоровья», «Мусорный фестиваль», конкурс социального плаката, выставку изделий из ТБО. Пятая группа обучающихся осуществляла творческую деятельность: проводила фотосъемки, оформляла фотогазеты, освещала деятельность в СМИ, на новостной страничке сайта Центра «Косатка».

III этап - осуществление деятельности. Этап самостоятельной работы подростков. На данном этапе закрепленные за определенной группой педагоги наблюдают, советуют, косвенно руководят деятельностью. Подростки осуществляют поисково-исследовательскую деятельность, работу по типу творческой мастерской (рисуют, оформляют, сочиняют, фотографируют, разучивают), проводят запланированные мероприятия, собирают пластик.

IV этап - презентация результатов деятельности. Этап завершения деятельности, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов - продукта деятельности каждой группы.

По результатам проведения акции проект «Погоня за пластиком» стал дипломантом краевого конкурса «ЭкоЛидер-2015». Следовательно, для социализации детей и подростков является актуальным вовлечение обучающихся в природоохранный процесс.

Список используемой литературы:

1. Организация проектной деятельности в школе: система работы / автор-сост. С. Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с.

2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...

Возможности сельской школы по организации природоохранной деятельности

Некоторые оригинальные формы работы по экологическому образованию в условиях сельской школы...

Социализация детей и подростков в деятельности подростковых клубов по месту жительства.

Работа подростковых клубов по месту жительства призвана помочь детям  адаптироваться и найти свое место в жизни. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общ...

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

Педсовет на тему "Воспитание и социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)

Педсовет на тему "Воспитание и  социализация детей и подростков во внеурочной деятельности" (презентация)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Методическая разработка посвящена вопросам диагностического сопровождения процессов организации и развития ученического самоуправления в образовательном учреждении, а также его эффективности как средс...

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...