СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
методическая разработка

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к школе или к поступлению в вуз, обучение работе на компьютере и иным актуальным навыкам и умениям и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, остро стоящие перед родителями, и поэтому родители согласны их оплачивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galich_o.g.-dopolnitelnoe_obrazovanie_xxi_veka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.Г.Галич,
автор: методист дополнительного образования

 МБУДО “Юность” г. Белгород

СОЗДАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических систем, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Юность» является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей. В учреждении 12 структурных подразделений – подростковых клубов по месту жительства, в которых обучающиеся и воспитанники занимаются различными видами творческой деятельности  художественной и социально-гуманитарной направленности. В подростковых клубах по месту жительства помимо образовательных программ реализуются проекты, социально значимые акции, проводится воспитательная работа с детьми, свободно посещающими клубы.

Определяя стратегию развития нашего учреждения, мы исходим из понимания современного образовательного учреждения как важнейшего общественного института воспитания, социализации подрастающего поколения. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Главная задача системы дополнительного образования может быть сформулирована предельно лаконично: научить детей быть гражданами нашей страны. Именно система дополнительного образования детей обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы предложить воспитанникам такой тип образовательного процесса, который поможет им сформировать ключевой набор компетентностей современного российского гражданина.

При этом,  анализ  внешней  среды характеризуется общими для учреждений дополнительного образования проблемами, в их числе:

  • Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития альтернативных привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 15-летней давности, имеют широкие возможности выбора развлечений и других форм времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;
  • Традиционная форма получения дополнительного образования, при которой ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать. Многие педагоги дополнительного образования сталкиваются с не только с проблемой сохранности контингента обучающихся, как было еще вчера, но и с набором в учебные группы в системе ПО «Навигатор».  По всей видимости, причину нужно искать не только в области качества предлагаемых программ дополнительного образования и переходе в систему персонифицированного обучения (сегодня большая часть родителей не готовы платить даже опосредовано  за дополнительное образование), но и в наличии более глубокой проблемы: современных детей перестаёт устраивать такая форма обучения, как регулярные обязательные занятия. Становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов обучения, включая дистанционные формы.
  • У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к школе или к поступлению в вуз, обучение работе на компьютере и иным актуальным навыкам и умениям и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, остро стоящие перед родителями, и поэтому родители согласны их оплачивать.

В этих условиях особое значение приобретает деятельность подростковых клубов по месту жительства детей как открытых социально-педагогических площадок, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками.

Актуальность сетевого взаимодействия  продиктована  противоречием между необходимостью формирования социальной грамотности детей (гражданской, социально-экономической, общекультурной); развития социальной и гражданской активности; социальной устойчивости; индивидуальных качеств личности и отсутствием эффективных форм социально–педагогической деятельности, направленной на создание организационно–педагогических условий для успешной социализации детей. Это подтверждается диагностикой,  проведенной среди воспитанников клубов  по месту жительства.

На начальном диагностическом  этапе разработки модели  культурно-досуговой деятельностью по месту жительства  было охвачено около 700 детей и подростков,  посещающих клубы по месту жительства в возрасте: 9-12 лет (64%),12-16 лет (36%).

Социальный состав воспитанников был представлен различными категориями, в том числе: дети из малообеспеченных семей - 29%; дети – сироты – 0,3%  подростки девиантного поведения ( 69 человек)  - 1,5 %.

Динамика основных показателей социализации подростков за предшествующие 3 года носила отрицательный характер:

 -  сформированность социального опыта наблюдалась всего у 20% детей и подростков;

 - среди изучаемого контингента преобладало число подростков, имеющих жизненные позиции на осмысленном – 32,6%, исполнительском –21,5% уровне, меньшее количество подростков находилось на присвоенном – 10,3%, творческом – 9,4% уровне;

- наблюдалась низкая динамика высокого уровня усвоения элементарных норм общежития среди воспитанников подростковых клубов по месту жительства не только младшего возраста (с 32,5% в 2018 году до 32,7% в 2020 году), но и среди подростков старшего возраста (с 41 % в 2018 году до 38,3% в 2020 году, т.е. уменьшение на 3,8%;

- уровень воспитанности в течение трех лет вырос всего на 5%, что можно оценить как невысокий результат в связи с крайней неоднородностью состава воспитанников;

- устойчивостью к влияниям асоциальной среды обладало только 19% контингента;

- проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки наблюдалось только у 34% детей и подростков  

- готовностью к творческой самореализации обладали только 12% детей и подростков;

- удовлетворенность родительской общественности работой клубов по месту жительства составляла 47%;

- активность  детей в социально – значимых мероприятиях составляла всего 25% от общего количества, участвующие в мониторинге, подростки в большинстве своем, принимали участие в социально значимой деятельности эпизодически, выступали в роли пассивного исполнителя или участника.

Педагогический коллектив поставил перед собой задачу разработать механизм, позволяющий в рамках воспитательной работы учреждения, используя проектные технологии, основанные на социальном партнерстве,  повысить ее эффективность.  И, с этой целью, использован  воспитательный потенциал клубов по месту жительства.

Поэтому встала задача разработки более эффективного механизма воспитательной  работы с привлечением социальных партнеров, которая позволила бы улучшить эти показатели, таким как модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами.

Цель  модели сетевого взаимодействия:  создание оптимальных  организационно – педагогических  условий для успешной социализации детей и подростков по месту жительства посредством организации проектной деятельности на основе сетевого взаимодействия с социальными партнерами.

Задачи по реализации цели:

- разработать и реализовать в клубах  по месту жительства  социальные проекты на основе договоров с социальными партнерами.

- обеспечить:

-  формирование банка данных о социальных партнерах и  оценка их ресурсов;

- формирование портфеля социально – значимых  проектов;

- разработка дорожной карты совместных мероприятий с социальными партнерами;

- организация методического сопровождения сетевого взаимодействия (разработка положений, рекомендаций и др);

- проведение мониторинга  показателей эффективности реализации модели сетевого взаимодействия.

Так, проект по теме «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков на основе системно-деятельностного подхода через создание музея воинской славы на базе подросткового клуба по месту жительства» формировался в подростковом клубе по месту жительства имени воина-интернационалиста Вадима Чеченева. Социальными партнерами клуба являются: Городской Союз ветеранов Афганистана,  Молодежный совет территорий №27, МБУДО ДЮСШ №4, МОУ СОШ №36, БМОО ВПАК "Крылья Белгородчины",  Управление молодежной политики,  Детская библиотека №15, Областный наркологический диспансер.

С социальными партнерами заключены договоры и составлены совместные планы работы, согласно которым проводятся  мероприятия различных направленностей  (здоровьесберегающие, спортивные, познавательные и т.д.).

В процессе клубной деятельности осуществляется полезная занятость детей и подростков во внеурочное время, самореализация в различных видах деятельности по интересам, возможность применения полученных навыков в реальной жизни, повышение самостоятельности, конструктивное взаимодействие детей и взрослых. Привлечение воспитанников клуба к созданию экспозиций музея позволяет молодому поколению практически физически прикоснуться к ушедшей эпохе, ощутить чувство гордости и патриотизма за своих земляков, осуществлявшими интернациональный долг уже в мирное время. Для оформления части экспозиции, посвященной нашим землякам, воевавшим в Афганистане, воспитанники клуба приняли участие в поиске и сборе материалов из личных архивов воинов-интернационалистов, по которым посетители музея могут увидеть эпизоды из их жизни во время военных действий в Афганистане. В результате удалось приобрести и разместить в музее уникальные фото из личных архивов воинов-интернационалистов, демонстрирующие эпизоды из армейской жизни (фото перед вылетом на боевое задание на вертолете Ми-24П, фото со снарядом для 122-мм гаубицы Д-30, фото с минно-розыскной собакой, фото с трофеями после успешно проведенной операции).

В свое время служба в Афганистане породила огромный пласт творчества участников военных действий. Знакомство воспитанников клуба с картинами, книгами о погибших воинах-интернационалистах, наших земляках позволила им посмотреть на войну в Афганистане глазами её участников, узнать о трагических и мужественных военных буднях. При создании экспозиции «Армия сегодня», посвященной всем ныне служащим солдатам и офицерам, воспитанники клуба знакомятся с военной службой, которая во все времена была делом чести, школой мужества и самоотверженности, узнают о профессии военного.

Еще один социально значимый проект «Сделаем вместе – сделаем лучше!» осуществляется в подростковом клубе по месту жительства «Радуга» и направлен на создание условий для возникновения у представителей разных поколений толерантного отношения по отношению друг к другу посредством организации системы коллективно-творческих мероприятий по преобразованию территории микрорайона, прилегающей к подростковому клубу по месту жительства «Радуга», стремлению участвовать в ее исследовании и благоустройстве, научить видеть себя причастными к экологическому благополучию окружающей среды.

Молодежь и пожилые люди несмотря на то, что проживают в одном городе, в одном микрорайоне, разобщены в социуме и более того, находятся в некоторой конфронтации по отношению друг к другу. Обе социальные группы (молодежь и пожилые люди) испытывают трудности в процессе коммуникации друг с другом, что не позволяет им по отдельности эффективно решать некоторые проблемы своих возрастных групп.

Суть и миссия предлагаемого социального проекта – попытка сокращения разрыва социокультурных связей между молодым и старшим поколением жителей, отдельно взятого микрорайона г. Белгорода, через организацию их социального партнерства в совместных действиях, при решении проблемы благоустройства среды проживания.

Создание условий для возникновения у представителей разных поколений, толерантного отношения по отношению друг к другу, позволит сократить социокультурный разрыв между ними. Совместная социально значимая деятельность поможет налаживанию позитивных контактов молодежи с пожилыми людьми, позволит увидеть достоинство каждого участника партнерства, снизит негативное напряжение и создаст условия для дальнейшего их сотрудничества при решении социальных проблем. Социальное партнерство – мост между поколениями, способный сократить существующий социокультурный разрыв и способствующий совместному решению социальных проблем.

В результате реализации проектной деятельности на базе подростковых клубов по месту жительства при повторной диагностике выявлено:

  • произошло увеличение более чем на 50% высокого уровня усвоения социального опыта и снижение на 40% низкого уровня;
  • жизненные приоритеты подростков на начальном этапе - финансовое и имущественное благополучие, затем здоровье и работа. В конце реализации опыта системы акценты были изменены в сторону социальных контактов, наличия друзей, любви и заботе о природе, духовно–нравственных ценностей.
  • все опрошенные подростки (88,4%) на заключительном этапе имели образцы «хорошего человека», на которые они хотели бы быть похожими (взрослые, друзья-сверстники, литературные герои, герои кинофильмов).
  • за последние три года ни один воспитанник учреждения не совершил правонарушение, не был замечен в употреблении наркотиков и токсических веществ.

Мониторинг уровня воспитанности за 3 года показывает, что уровень воспитанности возрос на 37%, это можно оценить как достаточно высокий результат, учитывая крайнюю неоднородность состава воспитанников подростковых клубов по месту жительства.

На 60 % за 3 года (всего 135)  увеличилось количество победителей и призеров конкурсных мероприятий, в которых принимали участие дети и подростки из клубов по месту жительства.

За период реализации проекта охват детей массовыми мероприятиями увеличился на 32%.

Кроме этого получены следующие  социальные эффекты  

- заложены основы:

- гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- становления гуманистических и  демократических ценностных ориентации;

-         формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Практическая значимость работы по созданию модели сетевого взаимодействия состоит в создании в учреждении дополнительного образования «Юность» собственного управленческого механизма  сетевого взаимодействия с социальными партнерами, способствующего  развитию гражданско – патриотического и духовно – нравственного самосознания  и повышению уровня их национальной гражданской идентичности. Опыт может быть использован в разработке программ деятельности подростковых клубов по месту жительства по развитию  социализации детей и подростков. Практика показывает, что реализация развивающей досуговой деятельности по месту жительства заметно снижает возникновение таких негативных явлений, как конфликтность, агрессивность, внутриличностные конфликты, в основе которых лежит неуспех в тех или иных сферах жизнедеятельности, значимых для ребенка, потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя, отсутствие или потеря перспектив развития. В процессе дальнейшей реализации сетевой модели учреждение «Юность» предполагает расширение круга  социальных партнеров, активно участвующих в решении задач сетевого взаимодействия. В связи с этим перечень проектов будет дополняться проектами, отражающими потребности и новые возможности повышения качества дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия и партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы//Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. С. Севастьянова, ред.-сост. А. В. Бутова, А. И. Дубских. – Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. – С. 239 – 243.   

2. Свободин В. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013)

3. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12- летнего обучения. Методическое пособие, Астана .2013.

4. Статьи Резановой С.А., Габидуллиной Л.Л.,Сырцовой Е.А., Копыловой Л.Ю., Дышлюк И.С. на сайтах «Фестиваль педагогических идей», Гуманитарный колледж – Технологии, news/1september.ru., art/а/edu.donpac.ru

5. Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ (ФГОС), Издательство « Учитель», 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...

Проект "Система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района"

В проекте решается проблема создания единой системы исследовательской деятельности в районе на основе сетевого взаимодействия....

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

«Развитие творческих способностей учащихся посредством организации проектной деятельности в 6-7 классах"

В современной жизни человека география имеет исключительное значение. В тоже время, постоянно возрастающий объем различной информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что заме...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Описание проектной деятельности педагогов по сетевому взаимодействию

Методический материал проектной деятельности по сетевому взаимодействию и партнёрскому сотрудничеству. Проект в проекте "Мастерская профессионала"....