Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"
учебно-методический материал по теме

Садовникова Татьяна Станиславовна

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksterimenta_dlya_ems.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Собинского района СОШ №4 г.Собинка

МОУ Собинского района СОШ №1 г.Собинка

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений.

Собинка, 2010


Программа создана авторским коллективом:

Бусурина В.В.- директор МОУ СОШ № 4;

Садовникова  Т.С.- директор МОУ СОШ № 1

Бурдина Н.Ю. – зам. директора по УВР МОУ СОШ №4.

Программа является документом, структурирующим реализацию практико-ориентированного исследования. При разработке программы авторский коллектив руководствовался Законом РФ «Об образовании» (п.4 ст.50), Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312)., письмом Минобрнауки от 4.03.2010 №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения», приложением к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 №14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставами школ.


Актуальность темы

Актуальность создания сетевого взаимодействия муниципальных ОУ для организации профильного обучения определена рядом причин.

Эффективная организация профильного обучения на ступени полного общего образования требует особого ресурсного обеспечения. Для организации качественного обучения старшеклассников в условиях малого города целесообразным становится использование обучающимися материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов нескольких образовательных учреждений – партнёров по сетевому взаимодействию.

Максимальное удовлетворение образовательного запроса старшеклассников также требует организации сетевого взаимодействия. В городском образовательном пространстве предпрофильная подготовка школьников ведется на базе всех общеобразовательных учреждений, но до сих пор функционировала одна модель профильного обучения (однопрофильная школа). Выбор профиля старшеклассником происходил за счёт выбора ОУ. На базе МОУ СОШ №1 и №4 в течение ряда лет открывается по одному 10 классу. В 2010-11 уч.году предполагалось открыть класс информационно-технологического профиля (МОУ СОШ №4) и общеобразовательный класс (МОУ СОШ №1). Результаты анкетирования выпускников 9-х классов (2010г), подавших заявления о желании обучаться в старших классах, показали, что хотели бы изучать на профильном уровне:

химию – 10 чел .

биологию – 7 чел.

информатику -7 чел.

историю- 6 чел.

обществознание -6 чел.

физику - 5 чел.

английский язык  -5 чел.

математику – 20 чел.

Рамки учебного плана одного ОУ не позволяют обеспечить реализацию образовательного запроса старшеклассников.

Для того чтобы удовлетворить образовательные запросы старшеклассников  и обеспечить доступность к имеющимся образовательным ресурсам муниципальной системы образования, а также возможность выбора образовательных программ, профиля обучения, возникает потребность в создании муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профильному обучению.

        Ведение экспериментальной работы по данной теме мы также рассматриваем как фактор создания инновационной среды в ОУ, способствующей формированию необходимых компетенций старшеклассников для повышения уровня их мобильности, специализации, готовности к личностному самоопределению, а также как условие развития творческого потенциала педагогических работников.

        Возможность начала данного эксперимента предопределена опытом ОУ, накопленным в ходе работы над ЕМТ «Дифференцированный подход в обучении на основе диагностики обученности и обучаемости» (МОУ СОШ №4 , 2007-2010 г.г.), «ИКТ в образовательном процессе» (МОУ СОШ №1,2008-2010 г.г.), практикой организации профильного обучения по информационно-технологическому профилю, социальным партнёрством с ВГГУ (организация профильного обучения).


Степень изученности проблемы

в отечественной теории и практике управления ОУ.

        В отечественной педагогической литературе в последнее время уделяется достаточно большое внимание вопросам профильного обучения по таким аспектам как: методологические вопросы разработки основ профильного обучения (И.Л. Бим, М.Б. Дьякова, Е.Л. Дзятковская, П.С. Лернер, В.А. Орлов, Н.Ф. Родичев, А.В. Хуторской и др.); общие подходы к построению отдельных профилей (Л. Боголюбова, Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецов, Б.А. Ланина, М.Б. Туровский, С.Б. Туровская и др.), дидактическое и методическое обеспечение преподавания профильных дисциплин (С.Г. Броневищук, Т.А. Козлова, Т.А. Матвеева, В. А. Пименова и др.), методические рекомендации по реализации профильного обучения в школе (О.Г. Андриянова, Г.М. Кулешова, В.Л. Лебедева, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова).

Теоретические и практические вопросы управления системой профильного обучения в школе разработаны Т.П. Афанасьевой, В.И Ерошиным, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, Т.И. Пуденко, И.Д. Чечель и др. Они позволяют практикам с учетом специфики образовательного учреждения и муниципалитета формировать собственные модели профильного обучения.

К настоящему времени накоплен определенный опыт исследования и вопросов управления муниципальными системами образования. Это исследования: организационных аспектов развития на примере крупного региона, города, округа в работах М.В. Артюхова, В.Н. Беспалова, Л.Л. Портянской, П.И. Третьякова и др.; экономических и правовых аспектов модернизации муниципальных образовательных комплексов в трудах Г.А. Балыхина, А.Б. Вифлеемского, В.И. Ерошина, Р.Ф. Шайхелисламова и др.; вопросов эффективности управления в работах М.В. Артюхова, С.А. Гильманова, В.И. Загвязинского, Н.Д. Малахова, В.Л. Назарова, Т.И. Пуденко, П.И. Третьякова, Г.Н. Серикова, Р.Х. Шакурова и др,; проблем государственно-общественного управления в работах А.И. Адамского, В.И. Бочкарева, М.Н. Гулько, А.И. Кузнецова, В.А. Никитина, А.А. Пинского и др.; вопросов деятельности муниципальной методической службы по поддержке функционирования и развития образовательных учреждений в работах Т.П. Афанасьевой, Д.А. Иванова, Н.В. Немовой и др.

Есть немало работ, посвященных и вопросам качества образования (B.C. Лазарев, М.М. Поташник и др.). Теоретические вопросы управления качеством профильного обучения в муниципальных образовательных системах на сегодня исследованы недостаточно, но среди известных нам можно назвать работы П. И. Третьякова, в которых рассматривается подход к управлению качеством образования на основе управления по результатам через реализацию функций целеполагания, контроля, коррекции и регулирования деятельности общеобразовательных учреждений.

В течение нескольких последних лет в рамках федеральных целевых программ было реализовано несколько системных проектов, направленных на формирование новых системных подходов и разработку форм и основ сетевого взаимодействия образовательных учреждений, среди них можно отметить следующие:

•  «Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся» (ФЦПРО, 2005),

•  «Апробация нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения на третьей ступени общего образования» (ФЦПРО, 2006),

•  «Оценка эффективности различных моделей введения предпрофильной подготовки и профильного обучения» (ФЦПРО, 2006).

Понятийный аппарат, связанный с темой нашего эксперимента, активно обсуждается в работах по педагогическому менеджменту.

Образовательную сеть определяют как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. (А.В. Гаврилин. О.В.Шалыгина)

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать предметные и ориентационные курсы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие можно трактовать как антипод отношений, выстроенных по иерархическому принципу. В сетях главенствуют горизонтальные связи и принципы саморегуляции.

Сети по профильной подготовке старшеклассников определяются как распределённые. Они характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Таким образом, каждый узел сети несёт в себе вполне определённый функционал и содержание

Согласно рекомендациям по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (Письмо Минобразования России от 20 апреля 2004 года N 14-51-102/13) профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать "ресурсным центром" для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".

Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов . В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

Оба варианта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений могут иметь различные структурные и функциональные построения. Их выбор определяется главным образом теми, кто выступает в качестве его субъектов (инициаторов): обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием. Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

  • расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся;
  • сохранение и (или) расширение контингента учащихся;
  • обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;
  • внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;
  • привлечение внебюджетных средств.

Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации - совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов учащихся.

В образовательной практике реализуется несколько основных моделей (технологических подходов) организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений:

1. Образовательная сеть на основе «ресурсного центра»

1.1. В роли ресурсного центра - базовая профильная школа (Опыт Бавленской СОШ Кольчугинского района Владимирской области, Больше-КузьминскойСОШ и  БольшевистскойСОШ)

1.2. В роли ресурсного центра - учреждение дополнительного образования (взаимодействие КЦЦТ со школами Московского района)

1.3. В роли ресурсного центра – профлицей (Учебно-технологическое объединение, включающее ПЛ № 16, школу №3 г. Шумихи и Карачельскую среднюю школу Шумихинского района Курганской области) .

1.4. Два ресурсных центра (Профильное обучение и профессиональная подготовка учащихся на принципах социального партнерства МОУ Воршинской средней общеобразовательной школы Собинского района Владимирской области, ПЛ №15г.Владимир и  ЗАО «Невский».)

1.5. Полиресурсный центр (сеть профильного обучения муниципальной системы образования города Дубны Московской области)

2. Ассоциация учебных заведений

2.1. Территориальный школьный округ (микрорайон города) (ТШО Далматовского района Курганской области, включающий 3 СОШ)

2.2. Территориальный школьный округ (сельский район) (образовательные округа в Томской области)

2.3. Организация сетевых (профильных) групп, сетевая кооперация (взаимодействие близлежащих общеобразовательных учреждений без выделения лидера - ресурсного центра; распределенный профиль) (Тимирязевская СОШ, Федуринская СОШ и Ковригинская СОШ Городецкого района Нижегородской области)

2.4. Сетевой учебный план  (сетевой учебный план элективных курсов в малых городах — Северске, Стрежевом, Колпашево).

        Практическое значение для нашего эксперимента имеют результаты эксперимента по применению индивидуальных учебных планов на базе МОУ СОШ № 2  г.Лакинска.

В условиях муниципального образовательного пространства недостаточно разработанными остаются следующие аспекты организации профильного обучения

  •  нормативно-правовая база, регулирующая отношения и степень ответственности участников сетевого взаимодействия и социального партнёрства за результаты обучения школьников;
  • механизм изменения профиля при соответствующем желании обучающегося.

Объект исследования: процесс организации и функционирования профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных ОУ

Предмет исследования: нормативно-правовое и технологическое обеспечение профильного обучения на основе сетевого взаимодействия

Гипотеза экспериментальной работы

        Организация профильного обучения в образовательном пространстве г.Собинка на основе сетевого взаимодействия городских ОУ, открывающих 10 классы (МОУ СОШ №1 и №4) будет эффективной, т.е сможет максимально удовлетворить образовательный запрос старшеклассников, обеспечит стабильную и положительную динамику результатов обучения по профильным предметам, будет стимулировать осознанный профессиональный и личностный выбор , если будет

- создана нормативно-правовая база, чётко регулирующая отношения и степень ответственности участников сетевого взаимодействия за результаты обучения школьников;

-реализована технология индивидуальных учебных планов и технология функционирования профильных групп,

-обеспечено эффективное сочетание программ базового и профильного уровня, дополнительного образования,

-разработан механизм изменения образовательного маршрута при желании обучающегося сменить профиль обучения,

-увеличены доля и значимость самообразования в образовательном процессе, а также доля продуктивных методов обучения по сравнению с репродуктивными, в процессе изучения профильных предметов активно будут применяться средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения ; т.е. будет создаваться новая информационно-образовательная среда обучения ориентированная на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.

-организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, стимулирующее личностное и профессиональное самоопределение,

-обеспечена система открытого контроля результатов обучения.

Важным условием считаем соблюдение педагогами при осуществлении педагогической деятельности в рамках эксперимента следующих принципов:

  • принцип адекватности и перспективности – учет реальных возможностей и потребностей учащихся, перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов детей;
  • принцип инвариантности и вариативности – обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащегося и вариативности в соответствии с выбором учащихся;
  • принцип интеграции и дифференциации – использование интеграции и дифференциации в выборе целей, содержания, форм, методов обучения на уровне класса и профильных групп при освоении программ общего и  дополнительного образования;
  • принцип мотивации и стимулирования – необходимость, с одной стороны, учета мотивов, ценностных ориентаций, направленности деятельности детей, с другой – использование педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.

Цель экспериментальной работы – организовать и обеспечить функционирование модели профильного обучения «сетевые профильные группы» на основе сетевого взаимодействие муниципальных ОУ

Задачи:

1.Создание и апробация нормативно-правого и технологического обеспечения модели «сетевые профильные группы»

  1. Разработка технологии психологического сопровождения деятельности сетевых профильных групп, направленной на преодоление психологической неготовности родителей и учащихся к обучению (выбору элективных курсов) на базе двух образовательных учреждений - сетевых партнёров,
  2. Ведение мониторинга эффективности функционирования модели.

Содержание эксперимента

        Данный эксперимент предполагает систему отношений между участниками, построенную в виде открытого общественного объединения без образования юридического лица, в состав которого входят организации и учреждения-участники и созданные ими органы координации и управления. Все учреждения-участники сохраняют статус самостоятельных юридических лиц, действуют на основе имеющихся лицензий и свидетельств об аккредитации, двусторонних и многосторонних договоров.

МОУ СОШ №1 и МОУ СОШ №4 г.Собинка вступают в сетевое взаимодействие по модели кооперация. Кооперация - это сотрудничество нескольких партнеров ради решения общей задачи, которой в данном случае явилось многопрофильное обучение. Отношения строятся на договорной основе, при этом каждая школа обеспечивает преподавание в полном объеме базовых предметов и часть профильного обучения. Такая кооперация позволяет школам увеличивать совокупные ресурсы, причем каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим совокупности общеобразовательных учреждений. Взаимодействие школ носит комплексный характер и проявляется в процессе обучения в виде организации сетевых групп (групп, состоящих из школьников, обучающихся в разных школах) на базе образовательных учреждений сети; в задействовании материально-технических ресурсов (помещения, оборудование, УМК образовательных и других учреждений); в использовании кадровых ресурсов.

Психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников осуществляет психолог МОУ СОШ №4.

На основе договора социальным партнёром участников эксперимента является ВГУ (информационно-технологический факультет) и МСХА имени К.А. Тимирязева( кафедра генетики и  биотехнологии).

В МОУ СОШ №4 открыт 10 класс информационно-технологического профиля (реализуются программы профильного уровня по математике и информатике). В МОУ СОШ №1 – общеобразовательный класс. За счёт вариативной части учебных планов сетевых партнёров появляется возможность проведения для сетевых групп элективных предметов на профильном уровне: история и обществознание на базе МОУ СОШ №1, биология, химия, информатика на базе МОУ СОШ № 4.

Для сетевых групп предлагается выбор элективных курсов по английскому языку и физике.

Планирование образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) включает в себя изучение образовательного запроса старшеклассников, составление индивидуальных учебных планов, включающих от 33 до 37 часов; составление учебного плана общеобразовательных учреждений на основе ИУП; формирование сетевых профильных групп; составление расписания учителей и сетевых групп. Профильные и элективные предметы обязательны для учащихся, входящих в состав соответствующего профиля. Они изучаются на базе школы, организующей данный профиль.

За учащимися профильной группы сохраняется право свободного перехода в другой класс (группу) образовательного учреждения. Изменение профильной направленности обучения допускается  в период обучения  в 10 классе при условии успешного прохождения текущей  и промежуточной аттестации по учебным  предметам  и  курсам, входящим в учебный план вновь выбранного профиля. Для обеспечения возможности изменения индивидуального учебного плана (смены профиля) создаётся проблемная группа учителей. Содержанием работы группы будет разработка и апробация пакета методических рекомендаций и дидактических пособий для самостоятельного освоения учеником содержания уже пройденного профильной группой.

В целях эффективной организации профильного обучения, согласования и утверждения общих концептуальных подходов, определения стратегии реализации предпрофильной подготовки создается сетевой совет по предпрофильной подготовке и профильному обучению на старшей ступени общего образования. Совет является консультационно-совещательным органом и осуществляет деятельность на основе Положения. Ключевой компетенцией совета является координация входящих в сеть образовательных учреждений, что необходимо для ее надежного функционирования и предупреждения сбоев в учебном процессе.

Важным условием эффективной работы сети является сотрудничество педагогических кадров, поскольку вопросы, касающиеся организации работы, обсуждаются на совместных педагогических советах, согласуется и уточняется тематическое планирование, рассматриваются методические вопросы, формы и методы работы с учащимися в условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Осуществляется взаимообмен библиотечного фонда, лабораторного и учебного оборудования, педагогического опыта учителей. Это содействует росту комфортности учебной деятельности ученика и учителя, удовлетворенности участников образовательного процесса результатами и условиями труда и позитивными изменениями в системе общего образования района, повышению доступности и качества образования.

Для информирования родителей и учащихся о возможностях, которые предоставляет кооперация школ, соответствующие данные вносятся в образовательную карту Собинского района, создаются буклеты, проводятся информационные мероприятия.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Нормативно-правовое обеспечение: положение о профильном классе; положение о порядке комплектования профильного класса; договор о совместной деятельности школ; должностные обязанности педагогических и руководящих кадров, участвующих в организации профильного обучения.
  2. Программно – методическое обеспечение представляет собой комплекс программ полного образования на базовом и профильном уровне, дополнительного образования, стимулирующих самоопределение учащихся старшей школы; психологического сопровождения образовательного процесса в старшей школе, профессиональной подготовки.
  3. Кадровое обеспечение предполагает создание творческих групп учителей.

4.        Материально-техническое обеспечение предполагает выделение под цели профильного обучения учебных площадей, оборудования в соответствии с основными профилями, а также совместное использование имущества школ, необходимого для организации профильного обучения в рамках совместной деятельности.

5        Научно-методическое обеспечение предполагает просвещение педагогических коллективов школ по организации психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального развития школьников, освоение технологий индивидуализации образовательного процесса, освоение коллективных форм взаимодействия на основе социально-педагогического партнерства между специалистами разного профиля.

ФУНКЦИИ 

педагогических и руководящих кадров, участвующих в организации профильного обучения на основе сетевого взаимодействия и социального партнёрства.

Директора ОУ – создают нормативно-правовое обеспечение эксперимента, обеспечивают распределение учебной нагрузки между педагогами школ, работающими в старших классах

Заместители  директора по учебно-воспитательной работе: 

- создают организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников; комплектует сетевые группы, решает вопросы организации образовательного процесса, курирует работу творческих групп педагогов, созданных в рамках эксперимента

-корректируют индивидуальные учебные планы и индивидуальное учебное расписание в соответствии с базисным учебным планом школы и школьным расписанием.

Психолог - осуществляет диагностическую помощь ученикам в области личностно-допрофессиональной компетентности.

Классный руководитель – отвечает за осуществление профильного обучения и профессиональной ориентации учащихся в своем классе;

- организует индивидуальные и групповые консультации для учеников и их родителей при выборе и продвижении по индивидуальной образовательной траектории; по вопросам устранения возникающих учебных трудностей;

- изучает потребности учеников и их родителей в дополнительном образовании, соотнося спрос и реальные предложения;

- один раз в полугодие заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика

Учителя-предметники:

-корректируют программно-методическое обеспечение реализуемых элективных предметов и элективных курсов,

-вносят предложения о возможных элективных курсах при создании учебного плана,

- обеспечивают продвижение ученика по индивидуальной образовательной траектории, осуществляя мониторинг развития каждого ученика;

- курируют проектную и исследовательскую деятельность учащихся;
- регулируют нагрузку для самостоятельной работы учеников.

Организация экспериментальной работы

        Программа рассчитана на 3 года (период с 2010 по 2013 г.).

Экспериментальными считаются 10 классы МОУ СОШ № 4 и

МОУ СОШ № 1, открытые в 2010-2011 и в 2011-12 уч.году.

1 этап : Сроки Январь-август 2010г.

 Подготовительный (информационно – методический).

Формирование участников сетевого взаимодействия.

Содержание деятельности

Ответственные

Выявление степени разработанности данной проблемы в теории и практике управления профильным обучением.

Бурдина Н.Ю.

Ксенофонтова О.Н.

Проблемно-ориентированный анализ условий муниципального образовательного пространства, влияющих на эффективность профильного обучения.

Бусурина В.В.

Создание проблемной группы авторов программы, проведение совещаний, деловых встреч, вынесение соответствующей проблематики на педагогический совет

Бусурина В.В.

Садовникова Т.С.

Создание и согласование программы эксперимента

Авторский коллектив

Информирование учеников их родителей (законных представителей) о перспективах сетевого взаимодействия

Классные руководители 9 классов

Выяснение образовательного запроса старшеклассников

•  какие профили будут востребованы учащимися разных школ;

•   какие элективные курсы будут востребованы учащимися;

•  каковы цели учащихся и насколько они готовы перейти в другие образовательные учреждения;

Ксенофонтова О.Н.

Кошеварова Е.Г.

Изучение мотивационной и волевой сферы старшеклассников

Психолог

2 этап. Сроки сентябрь-октябрь 2010 г.

 Организационный.

2.1 Создание пакета нормативно-правого обеспечения профильного обучения на основе сетевого взаимодействия и социального партнёрства

Перечень документов

Ответственные

договора

- разработка необходимых Положений

Бусурина В.В, Садовникова  Т.С.

Сетевой совет

-изменения в локальных актах,

-дополнения к должностным обязанностям,

Набор нормативно-правовых и организационных документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям:

возможность проведения обучения сетевых групп;

основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов;

основания для зачета образовательных услуг, оказанных различными учреждениями;

возможность внесения корректировок в ходе оказания образовательных услуг - по кадровому обеспечению, тематике, срокам проведения и т.д.

2.2. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

Составление индивидуальных учебных планов, включающих от 33 до 37 часов; составление учебного плана общеобразовательных учреждений на основе ИУП

Формирование пакета образовательных услуг по нескольким следующим основаниям:

1) услуги, предметно направленные и связанные с изучением профильных учебных предметов на базе другого образовательного учреждения) (элективные предметы);

2) услуги, связанные с реализацией предметных элективных курсов профильного обучения. Следует иметь в виду, что это могут быть курсы как предметно, так и не предметно направленные. Примеры второго рода – организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся, с доведением до практического результата или организация социальных практик;

3) не предметно организованные услуги, направленные на развитие ученика ( психологические консультации).

Необходимо определение реального объема учебных и образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учетом их постепенного выстраивания. Это один из ключевых моментов последующей организации работ. Слишком малый объем может оказаться не привлекательным, слишком большой – не обеспеченным.

2.3.Формирование группы учеников с утвержденными и согласованными, между участниками сетевого взаимодействия, индивидуальными учебными планами.

2.4. Подготовка сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг.

Составление сетевого графика должно проводиться группой педагогов, реализующих данный пакет образовательных услуг. В дальнейшем, они согласовывают все организационные документы с участниками сетевого взаимодействия - юридическими лицами, которые, в свою очередь, приняв сетевой график и расписание, обеспечивают их выполнение: участие школьников, предоставление необходимой материально-технической базы и пр.

Главным требованием при планировании и проведении сетевых работ является своевременная обработка промежуточных результатов, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.

3 этап  Сроки: ноябрь 2010 г. –май 2013 г.

 Функционирование.

Осуществление работы профильных групп

Направления работы

Основные мероприятия

сроки

ответственные

Управление сетевым взаимодействием

Заседания сетевого совета

Вовлечение социальных партнёров в ход работы профильных групп

Родительские собрания по проблемам организации деятельности сетевых групп

2 раза в год

октябрь

Директора

Классные руководители

Контроль качества

-организации преподавания

-результатов

-контроль текущей документации (программного обеспечения, тем.планов, журналов),

-контроль посещаемости и выполнения ИУП

В течение года

Заместители директоров по УВР

-текущая и итоговая аттестация

Методическая работа

Деловые встречи педагогов –предметников по проблеме координации программного обеспечения базового и профильного уровня

Заседания проблемной группы «механизм смены профиля учащимся»

Обмен опытом  по использованию ИКТ, развитию самостоятельности учащихся при профильном обучении, проблемам работы с профильными группами» и т.д.

Методическая неделя «технологическое обеспечение преподавания в сетевых профильных группах»

Сентябрь

Февраль 2012 г.

Май 2012 г.

Октябрь 2012 г.

Учителя- предметники

Заместители директоров по УВР

Психологическое сопровождение

Изучение особенностей личностного и профессионального самоопределения участников сетевых профильных групп.

Индивидуальное консультирование

Посещение учебных занятий психологом и собеседования с педагогами.

Консультирование родителей.

Психологические занятия по подготовке к ЕГЭ и профориентации

Ноябрь

 2011 г.

В течение года

Апрель- май

Заместители директоров по УВР

Деятельность классных руководителей

Координация планов воспитательной работы, проведение совместных воспитательных мероприятий

Помощь учащимся в использовании библиотечных фондов ОУ

Сентябрь

Классные руководители

4 этап Сроки  май- июнь 2013 г.

Анализ результатов эксперимента.

4.1. Критерии оценки эффективности организации профильного обучения на основе сетевого взаимодействия

критерии[1]

показатели

Методы оценки

Ответственные

Сроки

полнота предоставляемых образовательных услуг
профильного обучения;

Соответствие образовательному запросу не менее чем на

80 %

анкетирование

Заместители директоров по УВР

Октябрь 2010

доступность,

доступность, с точки зрения территориального расположения образовательных учреждений;

наблюдение

Заместители директоров по УВР

гибкость, связанная со способностью
реагировать и перестраиваться по ситуации;

Наличие механизма изменения выбранного ИУП

анкетирование

Заместители директоров по УВР

надежность, обеспечиваемая с помощью запасных вариантов сетевого взаимодействия;

Качество выполнения договоров о сетевом взаимодействии  и социальном партнёрстве

Анализ договоров и локальных актов

Бусурина В.В.

Садовникова Т.С.

В течение эксперимента

вариативность услуг
образовательных учреждений;

Наличие образовательных услуг по

различным направлениям

Анализ ИУП

Заместители директоров по УВР

эффективность формы сетевого взаимодействия
учреждений образования и др.

Оценка работы сетевых групп со стороны учеников, учителей, родителей (удовлетворённость формой)

анкетирование

Классные руководители, Ксенофонтова О.Н.

Гуреева Л.М.

Апрель 2011, апрель

2012 г

4.2. Анализ действенности пакета нормативно-правового обеспечения.

4.3. Анализ технологического обеспечения обучения

-доля продуктивных технологий обучения, в т.ч.

- насыщенность преподавания средствами ИКТ,

-характер и доля самостоятельной деятельности учащихся,

-пути вовлечения в исследовательскую деятельность и т.д.

4.4. Разработанность и результаты апробации механизма изменения профиля (ИУП)

4.5. Характер социализации выпускников, соответствие профилю обучения

Ожидаемые результаты эксперимента

Реализация модели профильных сетевых групп  даст на наш взгляд следующие позитивные результаты:

  1. обеспечение образовательного запроса старшеклассников
  2.  повышение результативности учебного процесса, в т.ч. усиление познавательной и  нравственно-волевой  мотивации учащихся к обучению, развитие общеучебных умений и навыков учащихся , опыта самостоятельной деятельности, качественная сдача ЕГЭ по профильным предметам ;
  3. получение пакета нормативно-правовой документации для организации и управления работой сетевых профильных групп,
  4. внедрение в практику двух ОУ технологии индивидуальных учебных планов, возможность применения полученного опыта в условиях меняющегося социального заказа на образовательные услуги;
  5. получение пакета учебно-методической документации для организации учебного процесса сетевых групп разного профиля;
  6. создание инновационной среды в ОУ, способствующей повышению  профессиональной компетентности педагогов, руководителей; стимулирующей индивидуальное развитие и самоопределения старшеклассников;
  7. отработка механизмов сотрудничества с социальными  партнерами;

Как возможные негативные последствия мы выделяем возрастание интенсивности труда педагогов, что предполагается компенсировать при оплате труда.


[1] Перечень Томазова А. Н.. Управление качеством профильного обучения в муниципальной системе, построенной на основе сетевого взаимодействия учреждений разного типа : диссертация ... кандидата педагогических наук : Москва, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образо...

Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы  общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными уч...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально ...