«Совершенствование технологической культуры посредством организации проектной деятельности школьников».
материал по технологии на тему

Кулушева (Молдашева) Алия Жардемгалиевна

Теория и методика обучения технологии и предпринимательства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование технологической культуры посредством организации проектной деятельности школьников».

 

     Фундаментальные документы, в которых указано, что проектная деятельность рассматривается как обязательный элемент учебно-воспитательного процесса по любому предмету.

                 Проектная деятельность в отечественной системе образования рассматривается сегодня как обязательный элемент учебно-воспитательного процесса по любому предмету, что нашло отражение в таких документах как                                                               - «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;                                                                                                                             -Федеральных Государственных Образовательных Стандартах;                                                            - Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.

Определение понятию «проект» с точки зрения дидактики.

             Метод проектов рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. Полат). Проект  трактуют как самостоятельную, творческую, завершенную работу учащихся, выполненную под руководством учителя (Е. Полат). Проект (от лат. Projectusброшенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации

Современные виды проектов.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе  доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  1. практико-ориентированный (прикладной) проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  2. исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  3. информационный (поисковый )проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  4. творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.
  5. инновационный проект (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения) — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
  6. ролевой (игровой)проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
  7. социально значимый (социальный) проект-для развития личностных характеристик подростка. Результаты социально значимой проектной деятельности учащихся: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям,  освоение социальных норм, правила поведения и новых социальных ролей; развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личного выбора,

Роль индивидуального и группового проекта в развитии школьника.

        Важное значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

        С учетом особенностей подросткового возраста, задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». В этих условиях особое значение приобретает групповая и коллективная форма обучения, способствующая развитию навыков сотрудничества, умения работать в группе. Именно в группе подросток, направляемый учителем, отрабатывает, столь необходимые сегодня, навыки коммуникации, удовлетворяет потребность в общении, как ведущем типе деятельности, учится выстраивать кооперативное и конкурирующее взаимодействие.

Подросток должен осознать, что качество работы всей команды/группы складывается из успеха или неуспеха каждого ее члена, умений распределить обязанности, вносить максимально возможный вклад в общее дело, приходить на помощь друг другу, брать ответственность и доводить дело до конца.  

Групповая работа строится на общении, в результате которого учащиеся осваивают новые социальные роли: аналитика, проектировщика, генератора идей, критика

Особенность социально значимых проектов, их направленность.

        Особенность социально значимых проектов заключается в четком осознании проектантами потребностей социума или отдельных ее представителей, умении осуществить выбор возможных путей решения проблемы в конкретных условиях и преобразующая деятельность во благо общества.

Социально значимые проекты направлены на разрешение социальной проблемы посредством социального проектирования и, как следствие, позитивное изменение социальной действительности. Понятие «социальное проектирование» пришло в педагогику из социологии и подразумевает специфическую созидательную деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов.

   Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся.

      В процессе проектной деятельности задача педагога – не столько воздействовать на подростка, формируя и развивая его, желая добиться определенных результатов, сколько создавать условия для самопознания, саморазвития и самореализации личности учащегося, вовлекая его в выполнение социально значимых проектов. Необходимой составляющей является субъект-субъектное взаимодействие взрослых и подростка, создание среды для активного развития субъектности последнего. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.  Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
   
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

«Развитие творческих способностей учащихся посредством организации проектной деятельности в 6-7 классах"

В современной жизни человека география имеет исключительное значение. В тоже время, постоянно возрастающий объем различной информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что заме...

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в разл...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...