Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО. 5-9 классы
методическая разработка (9 класс) на тему

Шевченко-Глухова Наталья Александровна

Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих  мест в общей системе  учебно-воспитательной работы в школе  психолого – педагогической поддержки.

         Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты  исследований отечественных специалистов и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном  отношении и быть полезным обществу.  Поэтому основная задача нашей школы  - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, подготовка их к участию в производственном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchenko-gluhova_n.a._ideya_.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская школа-интернат психолого-педагогической поддержки

Номинация «Методическая разработка»

по направлению социализация детей и подростков

Тема: Социализация детей и подростков с нарушением интеллекта через систему занятий по СБО.

ФИО автора: Шевченко-Глухова Наталья Александровна

2016г.

 «Через активную организацию жизни в школе - ученик придет к умению войти в жизнь»

                                                            Л.С.Выготский

        Решая задачи социализации детей с нарушением интеллекта, предмет социально – бытовой ориентировки, занимает одно из ведущих  мест в общей системе  учебно-воспитательной работы в школе  психолого – педагогической поддержки.

        Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты  исследований отечественных специалистов и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном  отношении и быть полезным обществу.  Поэтому основная задача нашей школы  - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, подготовка их к участию в производственном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

        МОКУ Падунская школа – интернат психолого – педагогической поддержки готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
        Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школы. «Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы». На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому  социализация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения».
        В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ  становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
        Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения.

        Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, достижению такой цели способствует введение в учебно –воспитательный план предмета социально – бытовой ориентировки (СБО).

        За относительно небольшой срок существования предмета социально-бытовой ориентировки его необходимость стала очевидной. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.
        Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Специальные коррекционные занятия по СБО формируют у учеников знания и умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.
        Системный подход к социально-бытовой ориентации учеников  общеобразовательной школы психолого – педагогической поддержки  требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе.
        Таким предметом, на котором решаются социальные задачи, является 
СБО – социально-бытовая ориентировка. 

        Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
        Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

        В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

        - каждому ученику специального (коррекционного) учреждения независимо от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
        -  реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
        - систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
        - организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
        - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

        Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
        Под дидактическими принципами понимаются основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.
        Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.
   

        Принцип связи обучения с жизнью, как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой ориентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания.

        Обучение в специальной (коррекционной) школе  имеет решающее значение для умственно отсталых детей, а главное – для их реабилитации в обществе. Наибольшего эффекта в их развитии можно достичь в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции. Его суть – в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. К сожалению, этот процесс протекает достаточно медленно и неравномерно, что вызывает определенные трудности в работе учителя.
        Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоятельно, ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.
        Привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип 
наглядности. Сущность этого принципа – в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями. Необходимо помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся, наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.
        Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе по предмету СБО осуществляется по этапам:

        - обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;
        - обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
        - использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

        Придерживаясь этих этапов, я добиваюсь осознанного усвоения детьми учебного материала.

        Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Однако умственно отсталых детей характеризует именно снижение познавательной активности. Поэтому ее необходимо активизировать, т.е. соответствующим образом организовывать действия школьников, направленные на осознание ими учебного материала. Как и в общеобразовательной школе, с этой целью можно использовать проблемный подход.  Я  ставлю перед учениками учебную проблему, а они самостоятельно или совместно с учителем находят пути решения, делают выводы, сравнения, обобщения. В специальной (коррекционной) школе этот подход может способствовать активизации школьников только при условии, когда учитель постепенно подводит их к новому учебному материалу, вовлекая в процесс рассуждения и поощряя их собственные высказывания. В случаях неверных высказываний необходимо доброжелательно и внимательно относиться к ученикам, терпеливо объясняя, в чем их ошибки. Следовательно, для развития активной мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся обязательным является сочетание разумной требовательности с поощрениями за самые малейшие успехи.
        Принцип 
индивидуального подхода – один из важнейших в социально – бытовой ориентировке. Его сущность состоит в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход указывает на необходимость всестороннего изучения учащихся и разработки соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
        Преодолеть социальные последствия дефекта умственно отсталого ребенка, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности. Процесс этот осуществим только в специальном (коррекционном) учреждении – школе психолого – педагогической поддержки, которая является специальной профессиональной школой, осуществляющей обязательное бесплатное обучение детей школьного возраста, страдающих умственной отсталостью.
        Отечественные дефектологи исходят из признания социальной сущности аномального ребенка. В связи с этим цели и задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы психолого – педагогической поддержки, имеют социальную направленность. Школа готовит своих учеников к практической работе на производстве и в сельском хозяйстве, корригируя при этом недостатки их психофизического развития.
        Содержание обучения имеет решающее значение прежде всего для осуществления социальной адаптации умственно отсталых детей. Под 
содержанием обучения понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирует соответствующее общественным нормам поведение, готовит их к труду.
        Содержание обучения по СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе психолого – педагогической поддержки,

определяется учебным планом и программой, между которыми существует неразрывная связь.
        Учебный план разрабатывается на основе базисного плана общего образования умственно отсталых детей. Он является составной частью проекта государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья – это документ, определяющий основные направления и содержание образования, воспитания и развития детей указанной категории, а также оптимальных условий, необходимых для осуществления их воспитания, обучения и коррекции имеющихся недостатков развития. Базисный план включает помимо образовательных предметов и коррекционные занятия, к которым и относятся уроки СБО. На их проведение отводится 1 час учебного времени в неделю в 5 классе и по 2 часа в 6–9 классах, что обеспечивается учебной программой.
        Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.

        Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 до 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8 – 9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.
        Рассмотрим лишь некоторые дидактические методы, используемые на уроках социально-бытовой ориентировки.
        На уроках по СБО в специальной (коррекционной) школе психолого – педагогической поддержки, широко применяется метод 
объяснения. Учитель объясняет отдельные понятия, правила поведения, приемы работы с определенными инструментами, электроприборами, правила их применения, содержание некоторых слов, терминов и т.п. В связи с имеющимися отклонениями в речевом развитии, ограниченностью словарного запаса, проблемами в использовании многосложных слов и распространенных предложений умственно отсталые школьники часто не понимают специальных терминов, сложных инструкций. В силу недостатков познавательной деятельности они плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, под одно понятие могут подвести прямо противоположное, не используют усвоенные знания при изучении нового материала.
        Объяснение проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении:

        -  объяснение должно быть небольшим по объему и непродолжительным;

        -  материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен умственно отсталым детям;

        -  объяснение может сопровождаться демонстрацией наглядности, показом способов и приемов работы, практическими действиями учеников;

        - во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.

        Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
        
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы;  рассказ-заключение, обобщающий материал.
        Рассказ должен быть небольшим по объему, излагаемые факты должны быть достоверны и научно проверены. Количество новых сведений в рассказе должно быть строго ограничено, новые слова и термины разбираются предварительно. Содержание раскрывается конкретно и по плану.
        Обязательно проявление эмоционального и заинтересованного отношения учителя к сообщаемому. Возможны использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов.
        Рассказ может проводиться в начале урока и занимать небольшую его часть или в конце, как обобщение. Можно разбить рассказ на логически завершенные части, каждая из которых продолжается выполнением практической работы учениками. В последнем случае в конце урока необходимо провести беседу, подводящую к обобщению знаний.
        
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.
        Беседы могут быть вводными, текущими, заключительными.
        Для сообщения новых знаний на уроках СБО беседа может использоваться только в том случае, если у школьников уже есть некоторые сведения по изучаемому материалу. Метод беседы имеет существенное значение в процессе обучения и в коррекционном процессе умственно отсталых детей. В верно построенной беседе ученики не только получают или закрепляют знания. Беседа учит их анализировать, сравнивать, делать обобщения, формировать диалогическую речь и логически ее строить. Этот метод способствует пробуждению у умственно отсталых детей интереса и активности, умения задавать вопросы, быть активными в общении со сверстниками и взрослыми.
        Для построения беседы я выбираю небольшой по объему материал, делю его на несколько логических частей, к каждой части подбираю вопросы. Вопросы должны быть четкими, короткими, доступными по содержанию, учитывать знания и опыт школьников.  Недопустимо использование сдвоенных вопросов, рассеивающих внимание и затрудняющих понимание учениками их смысла.
        Беседа будет успешной не только при правильной постановке вопросов. Важно и своевременное исправление неудачных ответов учеников. Необходимо объяснять отвечающему причину неправильного ответа, создать условия для самостоятельного осознания ошибки.

        Лучшему усвоению темы служит использование наглядности.

Уроки СБО в специальной (коррекционной) школе  психолого – педагогической поддержки, предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщение новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности. Если условные обозначения, используемые в схематической и символической наглядности, понятны и доступны школьникам, то такая наглядность активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служит систематизации приобретаемых знаний.

Пользуясь наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:

        -  подбирать только такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;
        -  заранее определять место и вид наглядности, используемой на уроке, а также вид работы с этой наглядностью;
        -  строго ограничивать количество наглядности на уроке, так как с каждым из подобранных видов наглядности должна быть проведена соответствующая работа;
        - всю подобранную наглядность необходимо демонстрировать последовательно;
        -  необходимо подбирать доступные средства наглядности, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными ее видами;
        -  демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем ученикам. Объемные предметы рассматриваются со всех сторон.

        На уроках СБО учащиеся  пользуются как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, расписание движения транспорта, инструкции и рецепты. Простая демонстрация документа не дает желаемых результатов, так как учащимся сложно выделить необходимые сведения из предлагаемого объекта. В помощь школьникам при анализе каждого нового документа нужно составить вопросы, отвечая на которые дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в подобного рода объектах. Например, беседуя с учащимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер, создать макет!), учитель последовательно задает ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? В каком направлении следует поезд? Какого числа отправление? В какое время? и т.п.
         Особое внимание на уроках СБО следует уделять использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения 
практических работ учащихся.
        Программа предлагает минимальный перечень практических работ.

Вот один из списков практических работ по СБО, проводимых в 5-9 классах, несколько отличающийся от предложенного программой.

        Личная гигиена.

            Выполнение утреннего и вечернего туалета (чистка зубов, ушей, мытье рук, лица, шеи, ушей, ног, расчесывание волос, подмывание на ночь).
            Стрижка ногтей, мытье тела и волос под руководством взрослых.
           Выбор сезонной одежды.
           Установка настольной лампы на рабочем столе.
            Промывание и протирание глаз, пользование безопасными пипетками.
            Подбор шампуня и мыла для мытья кожи и волос с учетом типа кожи и волос.
           Проверка зрения у окулиста.

        Одежда и обувь.

           Сушка и чистка верхней одежды и обуви.
            Пришивание пуговиц, петель, подшив распоровшихся швов, штопка, наложение заплат.
            Стирка и глажение изделий из тканей вручную и с помощью стиральной машины, выведение пятен.
           Определение собственных размеров.

        Питание.

           Нарезка хлеба и овощей.
           Приготовление бутербродов, салата, первых блюд.
           Приготовление каши, омлета, картошки, заварка чая.
           Составление меню на день, неделю.
    Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов.
           Сервировка стола.
            Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.
           Мытье посуды с применением химических средств.
           Использование кухонных электроприборов.

        Семья.

            Беседы с родителями о родственниках и об отношениях в семье.
           Составление родословного дерева.
           Запись сведений о себе и о членах семьи.
           Проведение игр с младшими школьниками.
            Оказание помощи в одевании на прогулку первоклассников.
           Упражнение в купании, пеленании, одевании куклы.
           Упражнения в планировании бюджета семьи.
           Распределение обязанностей в семье.

        Культура поведения.

          Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.
            Применение навыков культурного поведения в сюжетно-ролевых играх.

        Жилище.

            Заполнение почтовых адресов, посылок, ценных бандеролей и т.д.
           Организация рабочего места школьника.
            Уборка помещений, мытье зеркал, чистка мягкой мебели, ковров, утепление окон.
           Мытье полов, кафельных стен, чистка раковин.
            Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

        Транспорт.

           Составление маршрута от дома до школы.
            Изготовление знаков дорожного движения из цветной бумаги.

        Торговля.

           Определение сроков годности продуктов.
            Приобретение продукта, проверка чека и сдачи (игра).
   

        Средства связи.

           Составление текстов писем, телеграмм.
            Заполнение бланков на отправку бандеролей и посылок.
           Упаковка бандеролей и посылок.
            Расчет стоимости разговора за одну минуту, 3, 5, 10 минут.
           Знакомство с кодом и тарифом.

        Медицинская помощь.

           Наложение повязки на руку, ногу, голову.
           Измерение температуры.
            Чтение и запись инструкций, показаний и применение лекарств.
           Заваривание травяных лекарственных настоев.

        Учреждения, организации, предприятия.

         Иметь записи адресов и местонахождения всех изученных объектов.
           Запись в кружок школы.

        Экономика домашнего хозяйства

           Подсчет бюджета семьи.
           Составление доверенностей на получение зарплат, пенсий и т.д.
           Снятие показаний счетчика.
           Заполнение квитанций всех видов.
           Соблюдение правил экономии в семье.
           Знание порядка помещения сбережений в сберегательный банк.

        Профориентация и трудоустройство.

           Заполнение анкет.
           Составление заявок на материалы и инструменты.
           Написание расписок и заявлений.
           Написание автобиографии.
 
        Итак, почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: 
ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Ориентировка в задании дает четкое представление о будущей работе и условиях ее выполнения.
            Планирование работы помогает учащимся выполнять операции в определенной последовательности. Самоконтроль поддерживает связь между выполняемыми действиями и тем образом объекта деятельности, который был представлен на этапе ознакомления. Постоянно осуществляя самоконтроль в процессе выполнения задания, ученик сравнивает свою работу с тем, что должно получиться, а по завершении сопоставляет свой результат работы с образцом.
            Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников. Каждая практическая работа начинается с ориентировки в задании, в первую очередь, требуя ознакомления с объектом работы. На занятиях СБО ориентировочный этап сложен тем, что объекты предстоящей работы весьма различны по своим характеристикам и степени завершенности. В одних случаях ученикам демонстрируется образец уже выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы. Например, ученики при изучении темы «Стирка белья» рассматривают приготовленное для стирки белье, анализируют его состояние, устанавливают объем и особенности работы. Также возможно применение варианта, когда учащимся предлагается изучить условия труда и решить, какую работу можно выполнить. Например, предлагают сварить кисель, но показывают не готовое блюдо, а набор продуктов (ягоды, сахар, крахмал) и кухонный инвентарь (кастрюля, столовая ложка, стакан, ситечко для процеживания). Имеющаяся установка для приготовления конкретного блюда, анализ условий труда помогают учащимся определить цель работы – приготовить ягодный кисель.
            Очень часто возникает необходимость готовить пищу, пользуясь 
рецептами. Рецепт, как правило, состоит из двух частей: 1) продукты, посуда и приспособления; 2) последовательность приготовления блюда.  Для меня очень важно научить  школьников  пользоваться рецептами. На этапе ознакомления с объектом следует обращать их внимание на первую часть рецепта, помогать на основе анализа текста представить будущую работу.
            
Анализ условий труда – необходимый момент на этапе ориентировки в задании, так как он помогает учащимся определить условия и способы работы. Например, при изучении темы «Уход за мягкой мебелью» я предлагаю два варианта условий труда.  При наличии тряпок и ракетки для выбивания пыли будет одна последовательность и способы работы, при наличии пылесоса – другие.
                
Практические работы, выполняемые учащимися на уроках СБО, весьма разнообразны. Поэтому и содержание ознакомления с ними неодинаково. Например, рассматривая пришитую вешалку, учащиеся указывают назначение работы, части изделия, материал, цвет, пространственные характеристики, способы соединения деталей.
            При анализе доверенности отмечаются такие реквизиты, как: название документа; кто доверяет и кому доверяет; данные документа, подтверждающие личность получателя; текст доверенности; наличие подписи, даты и такой особенности, как подпись должностного лица, удостоверяющего подпись доверителя, и печать.

        Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. 

   

        На уроках СБО учащимся приходится пользоваться как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, расписание движения транспорта, инструкции и рецепты. Простая демонстрация документа не дает желаемых результатов, так как учащимся сложно выделить необходимые сведения из предлагаемого объекта. В помощь школьникам при анализе каждого нового документа я составляю вопросы, отвечая на которые дети смогут под моим руководством  научиться ориентироваться в подобного рода объектах. Например, беседуя с учащимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов я демонстрирую  билет (увеличиваю его размер и создаю макет!),  затем последовательно задаю  ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? В каком направлении следует поезд? Какого числа отправление? В какое время? и т.п.

         Предмет «Социально-бытовая ориентировка»,  помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

        Важно не просто  «дать урок»  по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,

На своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками письма, математики, обществознания, факультативов ОБЖ.

        Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел «Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и столы для работы,  электрическая печь,  вытяжные шкафы, холодильник, электрочайник,   необходимый набор кухонной и столовой посуды. Еще в начале учебного года они  живо интересуются, какие блюда  будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.

        На уроках мы  учимся чистить и нарезать овощи, готовим  бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду.  Конечно, есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение в коррекционной школе и уроки СБО- являются единственным источником получения знаний и умений.

В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.

        Поэтому важно научить выпускников школы планировать бюджет семьи разумно.   Начиная с 5 класса, при  изучении темы «Питание»  постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы  проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его  стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде.

        В конце учебного года провожу фронтальные занятия по теме «Экономика домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций частично – поисковые, проблемные методы, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

        Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я ставлю перед ними задачу: рассчитать бюджет семьи на месяц, и мы вместе рассматриваем возможные варианты экономии, обсуждаем, какие крупные покупки может позволить себе данная семья.

        Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является «лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до мотива «сделать правильно с наименьшими затратами».

        Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь.

        Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы.

        Во время учебной экскурсии  знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.

        В рамках профориентации проводятся экскурсии в «Топкинский технический техникум», посещение центра службы занятости населения, где грамотные специалисты разъясняют правила постановки  на учёт, перечень  документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон.

        Изучая тему «Профориентация и трудоустройство»,   организую экскурсии на предприятия посёлка, где специалист отдела кадров даёт грамотную консультацию будущим выпускникам.

        Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю почему важно оплачивать вовремя коммунальные услуги, электроэнергию, но экскурсия в райэлектросеть расширяет запас знаний.

        Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность  у учителя, что его выпускники используют полученные знания  в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

        Я уверенна, что уроки социально-бытовой ориентировки помогают  детям  с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни,  открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.

        Конечной целью своей работы, считаю, достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь творчески подходить к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей и использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма, т.к. верю, в возможности каждого ребёнка и делаю установку на положительный результат обучения.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В. В. Воронковой. - М. 1994.
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: академия, 2000.
  3. Социально- бытовая ориентировка  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида/Под ред. А. М. Щербаковой. - М. 2003.
  4. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида/ Пособие для учителя. - М. 2006.
  5. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида/ Под ред. В. В. Гладкой. - М. "Издательство НЦ ЭНАС". 2006.
  6. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. - М.,2000.
  7. Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Социализация и интеграция учащихся с нарушениями интеллекта в общество

Профессиональная и социальная адаптация учащихся- выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в условиях профессионального училища помогает им стать полноправными гражданами н...

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ....