Особенности строения простейших.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Дементьевская Татьяна Юрьевна

Урок изучения строения одноклеточных животных проводится с использованием метода эвристическая беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dementevskoy_t.yu_.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристическая беседа как метод активизации познавательной деятельности школьников

учитель биологии Дементьевская Т.Ю.

Большую роль в активизации учения школьников при обучении биологии в 6-7 классах играет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий, направленных на реализацию триединой функции обучения биологии: развитие интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого, закономерностей, действующих в органическом мире; понимание места и роли человека в природе.

Для достижения этой цели в процессе обучения биологии в данных классах важно обеспечивать как репродуктивную (т.е. по образцу, направленную на заучивание и воспроизведение знаний и умений), так и творческую познавательную деятельность учащихся, в основе которой лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, создание школьниками новых способов решения задач, поиска ответа на поставленную проблему. Как правило, на первых этапах обучения биологии преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. По мере овладения биологическими понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую познавательную деятельность.

Успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности учащихся зависят от используемых на уроках методов, методических приемов и средств обучении. При выборе методов и средств обучения следует учитывать различные факторы: содержание учебного материала, возрастные особенности учащихся, поставленные перед уроком задачи, оснащенность кабинета биологии учебным оборудованием, наличие раздаточного материала и др.

Для курса биологии 6-7 класса я использую проблемную (эвристическую) беседу. В процессе эвристической беседы формулируются вопросы, которые требуют от учащихся объяснения биологических явлений, установления взаимосвязи строения и функций, организма и среды обитания, формулирования выводов. Она планируется таким образом, чтобы каждый последующий вопрос вытекал из предыдущего.

Таким образом, сочетание репродуктивного изложения материала с проблемными методами при обучении биологии стимулирует интерес к предмету, активность школьников на уроке, приводит к повышению качества обучения.

Урок в 7 классе «Особенности организации одноклеточных, или простейших»

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших, их классификацией.

Оборудование: таблицы «Царства живой природы», «Амеба обыкновенная», «Строение животной клетки».

Изучение нового материала строится в виде эвристической беседы. Для этого метода используется система вопросов, отражающая с одной стороны субъектный опыт учащихся, с другой стороны, требующая поиска новых знаний.

1 этап урока – актуализация знаний учащихся об особенностях животных.

Фронтальный опрос:

  1. Чем отличаются животные от растений?
  2.  В чем сходство животных и растений? (в ответах обязательно должно прозвучать: клеточное строение, наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны; основные свойства живого: обмен веществ, включающий питание, дыхание, выделение, рост, размножение)
  3. Каково значение зоологических знаний?

Индивидуальные задания по карточкам.

 2 этап урока – эвристическая беседа, ей предшествует постановка проблемы. Важно, чтобы проблема урока стала проблемой ребенка. Поэтому она должна быть ему понятна и интересна. В этом возрасте, как правило, проблему помогает формулировать учитель.

Учитель: Всем хорошо известны животные, имеющие крупные размеры, живущие рядом с человеком. Это многоклеточные животные. А могут ли существовать одноклеточные животные?

Таким образом, предыдущие вопросы носили репродуктивный характер и опирались на уже изученный материал, в том числе 5-6 классов. Последний вопрос требует поиска новых знаний. Для ответа на проблему урока учащиеся вспоминают основные структуры клетки. Находят их на таблицах с изображениями животной клетки и простейших.

Учитель: Чем еще должен характеризоваться одноклеточный организм?

Учащиеся: Должен проявлять свойства живого. Называют их.

Учитель: Каким образом одна клетка осуществляет все свойства живых организмов, в частности животного?

Для ответа учащиеся называют функции клеточных структур: ядро отвечает за воспроизведение, клеточная мембрана – обмен веществ…. Далее в результате работы в парах с текстом и рисунками учебника узнают, что есть органоиды специального назначения. Уточнив свои ответы при обсуждении вопроса с товарищем, желающие дают ответы у доски.

Результатом этой работы является вывод, что клетка может быть самостоятельным организмом, а так как для этого организма характерны признаки животных, одноклеточные животные могут существовать.

3 этап урока – закрепление изученного.

Учитель: зарисуйте в тетрадь амебу как представителя простейших и обозначьте ее органоиды. Задайте вопросы о значении этих органоидов в жизни одноклеточного животного.

Учитель: одно из простейших живет в речной воде, а другое в морской. У кого интенсивнее будет работать сократительная вакуоль? Почему?

Я считаю, что результатом такого урока станет не только приобретение учащимися новых знаний, но и укрепление уверенности в своих способностях применять имеющиеся знания в новой обстановке, повышение собственной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.Задачи.Образовательные: – закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.Разви...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Лабораторная работа «Строение простейших»

цель данной лабораторной работы изучить строение простейших  (амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки) под микроскопом....

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ М.М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ»

В статье рассматривается синтаксический строй рассказа М.М. Зощенко "Не надо врать"....

Особенности строения Простейших в связи с жизнедеятельностью.

Методическая разработка  по биологии - сценарный план урока по теме "Особенности строения Простейших в связи с жизнедеятельностью" на основе целенаправленной работы с биологическими пон...