ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ М.М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ»
статья по русскому языку

Некрасова Наталья Николаевна

В статье рассматривается синтаксический строй рассказа М.М. Зощенко "Не надо врать". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некрасова Н.Н.

учитель русского языка и литературы

 МКОУ СОШ №2 с. Бешпагир

Грачевского района

Ставропольского края


ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ

        ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

        В РАССКАЗЕ  М.М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования учитель должен формировать у школьников различные компетенции. Главной целью компетентностного подхода является всестороннее развитие личности ученика. Реализуя ФГОС, учитель начальных классов должен сформировать у школьников следующие компетенции: лингвистическую, языковую и коммуникативную.

Коммуникативная компетенция (иногда употребляют термин «речевая» компетенция) развивает умения говорения, слушания и понимания, а также чтения и письма как основных видов речевой деятельности.

Формируя лингвистическую компетенцию, педагог помогает ученикам расширять логическое мышление, поднимать самооценку, тренировать память.

Языковая компетенция вырабатывает умение употреблять слова в соответствии с нормами литературного языка.

В формировании языковой компетенции большую роль играет изучение синтаксиса, потому что именно этот раздел языкознания учит составлять словосочетания и предложения, делает речь грамотной и выразительной.

 Н.С. Валгина определяет синтаксис как раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними
[1, С. 4].

Изучать синтаксис младшие школьники начинают уже в первом классе – узнают, как правильно строить словосочетания и предложения, как классифицировать предложения по цели высказывания, интонации, как выделять главные члены предложения, видеть однородные члены, правильно расставлять знаки препинания. Учителю крайне важно так организовать работу своих учеников, чтобы в дальнейшем у них не возникало проблем с освоением этого раздела.  

В языкознании есть несколько классификаций предложений, однако при разности научных подходов предложения традиционно делят по характеру основной синтаксической связи (выделяют предложения простые и сложные).

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Я учился очень давно. Тут раздался хохот среди учеников [2, С. 4].

Сложное предложение состоит из двух или более предикативных частей, имеющих свои грамматические составы и объединенных по смыслу. Например: Я не слышал1, что сказал учитель2. Но от робости я не посмел сказать учителю1, что не знаю этих стихов2 [1, С. 77]

Части союзного предложения могут быть объединены:

1) союзами и союзными словами,

2) с помощью интонации и соотношения видовременных форм сказуемых.

Исходя из этого, все сложные предложения можно разделить на две больших группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения (БСП).

Союзы могут быть сочинительными и подчинительными, и, в зависимости от того, какой союз употреблен в предложении, синтаксические конструкции можно разделить на две группы: сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП).

Предметом исследования в данной статье являются простые и сложные предложения, используемые в произведениях для начальной школы. Выясним, какие из них употребляются чаще всего, и попробуем объяснить причину подобного выбора.

Для реализации поставленной цели проанализируем синтаксический строй рассказа М.М. Зощенко «Не надо врать», который изучается в третьем классе (УМК «Перспектива», авторы программы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий (ФГОС нового поколения)).

В данном произведении использовано 88 предложений, которые можно разделить следующим образом:

  • Сложные – 53;
  • Простые – 35.

Полученные результаты представим в виде диаграммы:

Разделим сложные предложения в зависимости от видов синтаксической связи:

  • ССП – 2;
  • БСП – 2;
  • СПП – 27;
  • Предложения с разными видами связи – 5.

Также в тексте есть 16 предложений с чужой речью (диалог).

Как мы видим, в тексте значительно преобладают сложные предложения с подчинительной связью. Выбор сложноподчиненных предложений определен замыслом писателя: в этих предложениях говорится о душевных переживаниях ребенка, и с их помощью автор раскрывает внутренний мир мальчика (И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.). Простые предложения были бы неуместны в данном случае. 25 из 27 сложноподчиненных предложений двучленные. Такой выбор синтаксических средств обусловлен следующим: у детей младшего школьного возраста еще недостаточно развито образное мышление, и им сложно воспринимать длинные синтаксические структуры.

Трехчленных предложений в тексте 4 (3 – с разными видами связи, 1 – СПП), самые длинные – четырехчленные. В рассказе их всего 2: одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и одно сложное предложение с разными видами связи (Это до того плохо1, что я сомневаюсь2, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам3, которые будут через две недели4. И я заплакал1, потому что это была моя первая единица2, и я ещё не знал3, что за это бывает4.) [2, С. 15].

Но даже эти предложения просты для понимания, в них нет осложняющих конструкций, которые бы могли вызвать у младших школьников затруднения при чтении. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными имеет последовательное подчинение, при котором каждая последующая часть раскрывает или поясняет содержание предыдущей. Сложное предложение с разными видами связи также не представляет трудностей для понимания: действия одного действующего лица (я (Минька)) распространяются постпозитивными придаточными.

Предложения с чужой речью оформлены в виде диалога, использование которого обусловлено тем, что такой способ репрезентации чужой речи более удобен для восприятия в этом возрасте, нежели предложения с прямой речью.

Художественное литературное произведение способно влиять на маленького читателя, его чувства, сознание, волю. Проживая ту или иную ситуацию, ребёнок, становясь свидетелем или участником событий, получает важный нравственный урок. Поэтому крайне важно, чтобы синтаксические единицы, использованные в тексте, были предельно конкретны и просты для понимания.

Данный рассказ дает младшим школьникам хороший нравственный урок: показывает, что ложь – это плохо, обращает внимание на то, что все тайное рано или поздно станет явным. Автор, используя сложные предложения, раскрывает внутренний мир мальчика, обращает внимание юного читателя на переживания и душевные терзания ребенка.

В результате исследования особенностей употребления предложений с разным характером синтаксической связи в произведении М.М. Зощенко «Не надо врать» мы пришли к выводу, что сложные предложения в тексте превалируют, но они, преимущественно, двучленные, а, следовательно, просты для восприятия.

Список литературы:

  1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 416 с.
  2. Зощенко М.М. Не надо врать. – М.: Оникс, 2014. – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Употребление союзов в простых и сложных предложениях".

Урок-путешествие по теме "Союз" с использованием презентации....

Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении».

Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа....

Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"

Представляю  разработку  урока по  русскому языку  в  7 классе  по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...

Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению М.Зощенко "Не надо врать"

В данном материале предоставлен урок литературы в 5 классе по программе Снежневской...

Методическая разработка. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Употребление союзов в простых и сложных предложениях"

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление союзов в простых и сложных предложениях" для 7-го класса.Цели урока: Достижение обучающимися предметных и метапредметных рез...