Конспект урока по литературе на тему: "Михаил Михайлович Зощенко “Не надо врать”"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Газизова Анастасия Ильясовна

Конспект к уроку открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihail_mihaylovich_zoshchenko_ne_nado_vrat.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   урока по литературе

Предмет: литература Класс 6 «А»

Ф.И.О. учителя русского языка: Газизова Анастасия Ильясовна

Программа, по которой работает учитель «Литература 6 класс» М.А. Снежневская, О.М. Хренова под ред. Г. И. Беленького

Тема урока: Михаил Михайлович Зощенко “Не надо врать”

Цель: Охарактеризовать особенности реализации темы лжи в произведении М.М. Зощенко "Не надо врать" 

Задачи:

Обучающие:

  1. Актуализировать лингвистические представления школьников о понятиях «обман», «правда»
  2. Сформировать представление о личности писателя.
  3. Выявить актуальность изучения произведения современными школьниками.
  4. Реализовать межпредметные связи через анализ произведений живописи, литературы, устного народного творчества, режиссерского и сценарного искусства на общую тему.
  5. Определить основную проблематику произведения.

Воспитательные:

  1. Активизировать  интерес учащихся к чтению.
  2. Формировать уважительное отношение школьников к окружающим через анализ сюжетной основы произведения.
  3. Выявить и формировать нравственные убеждения  школьников.
  4. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.
  2. Развивать навыки озвученного выразительного чтения.
  3. Формировать умения самостоятельно находить и анализировать информацию.
  4. Обогащать активный словарный запас учащихся через использование новой терминологии.

Оборудование: Слайд-проектор, ноутбук.

Литература: учебник «Литература 6 класс» М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент:

Приветствие. Педагогическое требование. Установка на оформление тетради к уроку.

2. Подготовка к восприятию произведения:

Сообщающее слово. Реализация межпредметных связей. Репродуктивная и эвристическая беседы.

3. Анализ художественного текста: репродуктивная и эвристическая беседы

4.Итог урока:

Итоговое обобщающее слово. Заключительное слово.

2 минуты

22 минуты

21 минута

2 минуты

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Примечание.

Организационный этап

Говорение. Жанр речи: слово учителя, приветственное слово, педагогическое требование.

- Здравствуйте, ребята. Мы рады вас всех видеть. Садитесь. Настраивайтесь на работу, урок начался. Сегодня урок литературы мы проведем коллективно: Мария Александровна, Дарья Викторовна и Ксения Александровна. Мы с вами знакомы уже неделю и рады провести у вас наш первый урок.

Проверьте наличие учебников на парте. Они понадобятся вам для работы. Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему урока: М.М. Зощенко. Рассказ «Не надо врать»

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Письмо.

Образец записи в тетрадях:

Десятое апреля

Классная работа

М.М. Зощенко.

Рассказ «Не надо врать»

Подготовка к восприятию художественного текста

Говорение. Жанр речи: вводное слово учителя

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать об очень интересном человеке - Михаиле Михайловиче Зощенко, известном русском писателе, прославившемся своими юмористическими рассказами. С одним из них мы познакомимся сегодня на занятии, но вначале поговорим о нем самом. Зощенко был удивительным человеком. И не только потому, что он писал свои рассказы для того, чтобы помочь людям как можно быстрее избавиться от плохих привычек, открыто иронизируя над ними в своих произведениях. Но, в первую очередь, потому, что он абсолютно искренне, всей душой страдал, когда видел, как сквозь хорошее в людях проступают грубость и жестокость, равнодушие к несчастьям других людей. Все эти особенности стали основой его творчества. «Как же он пришел в литературу?», - спросите вы. В этом нам поможет разобраться его биография.

Говорение. Жанр речи: сообщающее слово учителя

   М.М. Зощенко родился в Полтаве в 1895 г. Детство его прошло в Петербурге. Отец был известным художником, а мать – писательницей. Как вы могли отметить, сама среда, в которой рос М.М., была очень творческой. Может быть, именно поэтому Зощенко не сразу смог найти профессию по душе: он работал и сапожником, и плотником, и помощником бухгалтера. Однако, отчаявшись найти что-то подходящее и  радующее его, он вспомнил, что в детстве очень любил литературу. Именно тогда он и начал писать рассказы о людях, которые встречались ему на жизненном пути. И у него это получилось! И как получилось! Читая его рассказы, окружающие узнавали в них себя  и смеялись, с трудом, но все-таки постепенно расставаясь с теми недостатками, которые обличал Зощенко. Вот об этом обличении и смехе над недостатками человека мы сегодня и поговорим.

Говорение. Жанр речи: эвристическая беседа

Вопросы для обсуждения

1. Но вначале давайте подумаем, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать писатель, создающий юмористические произведения?

2. Знакомы ли вы с писателями, использующими юмор в своих произведениях?

Говорение. Жанр речи: обобщающее слово

- Итак, ребята. Вы правильно отметили, что писатель-юморист должен обладать многими качествами, в первую очередь, чувством юмора, ироничностью, иногда и самоиронией, гибкостью ума, творческим мышлением и т.д. В русской литературе известно много имен, которые обращались к юмору в своих произведениях. Это и Николай Васильевич Гоголь, и Антон Павлович Чехов, и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Со многими из них вы уже знакомы, со многими познакомитесь позже. Но сегодня мы говорим о Михаиле Зощенко и его юмористических рассказах.

Говорение. Эвристическая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, какую способность человека можно назвать юмором?

2. Какими, на ваш взгляд, качествами (положительными ли отрицательными) обладает юмор по отношению к человеку, на которого он направлен?

Педагогическое требование

Запишите, пожалуйста, определение юмора в тетрадь.

Жанр речи: сообщающее слово

- Итак, юмором мы будем называть способность человека подмечать в каких-либо явлениях комические стороны.

Нередко с понятием юмора связывают понятие иронии, то есть легкой насмешки над каким-либо явлением. Однако эта насмешка нередко не отличается той добротой, которая «сквозит» в юморе. Именно поэтому с помощью иронии писатели нередко хвалят те свойства, которые они на самом деле отрицают.

Говорение. Жанр речи: ведущее слово

- А сейчас я передаю слово своей коллеге Дарье Викторовне.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Говорение. Устные фронтальные ответы учащихся

1. Писатель, создающий юмористические рассказы, в первую очередь, должен обладать чувством юмора, легкой иронией, позитивным взглядом на жизнь, а также оригинальностью и гибкостью ума, творческими способностями и умениями.  

2. К таким писателям относится Антон Павлович Чехов, Евгений Носов, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Васильевич Гоголь и др.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное

Ответы учащихся

Образец записи в тетрадях

Ю́мор — интеллектуальная способность человека подмечать в явлениях их комические стороны. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на кого он направлен.

Ирония – легкая насмешка, похвала тем свойствам, которые отрицаются.

Слайды с фотографией писателя и  годы жизни (1895—1958)

На слайде: определения юмора и иронии.

Говорение. Жанр речи: ведущее слово учителя

- Перед тем как перейти к анализу произведения «Не надо врать», давайте посмотрим видеофрагмент из Ералаша и попытаемся выяснить, как сюжет видеофрагмента связан с сюжетом художественного текста.

Организация просмотра видеосюжета

Говорение. Жанр речи: ведущее слово, эвристическая беседа

Итак, поговорим о том, что мы увидели.

- Как вы думаете, что общего у этого видеофрагмента с рассказом «Не надо врать».

- Как вы понимаете значение слова обман?  Подберите к нему синонимы.

- Кто является героями этих произведений? Есть ли между ними что-то общее?

-С какой целью они обманывают? Кто, на ваш взгляд, делает это бескорыстно и на пользу окружающим?

Говорение. Жанр речи: обобщающее слово

- Итак, ребята, вы верно отметили, что темами обоих произведений является обман. Однако в основе обмана могут лежать разные намерения. Как вы правильно отметили, в видеофрагменте бабушка обманывает для благих намерений, с заботой о внуке, а Минька - только для того, чтобы избежать наказания, то есть из корыстных побуждений.

Слушание (детальное, нерефлексивное, некритическое, информативно-эмпатическое).

Просмотр видеосюжета

Говорение. Устные ответы учащихся:

Эти произведения связаны общей темой – темой обмана, а также юмористическим ее представлением. Как видеосюжет, так и рассказ созданы с использованием юмора в обрисовке персонажей.

В основе этого слова лежит определенное, зачастую намеренное искажение действительности.  Синонимами являются слова ложь, вранье и т.д.

Героем видеосюжета является взрослый человек – бабушка, а героем рассказа – мальчик Минька. Их связывает то, что каждый из них говорит неправду.

Однако бабушка это делает из благих намерений, пытаясь накормить внука, а мальчик Минька тщательно скрывает свой проступок, чтобы избежать наказания.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Слайд с темой урока

Видеофрагмент

Анализ художественного текста

Говорение. Жанр речи: ведущее, вводное слово учителя

Как мы убедились, к теме обмана люди обращаются довольно часто и во все времена. Об этом свидетельствует не только современный видеосюжет, но и рассказ самого Зощенко. К теме обмана обращались и наши предки. Ярким доказательством тому являются пословицы о правде и лжи. Для того чтобы выявить актуальность и значение этой темы в произведении, давайте посмотрим, какие пословицы об обмане существуют.

Педагогическое требование

Обратите внимание на слайд.

Языковой материал

Как ни хитри, а правды не перехитришь

“Ложь - что мелкая монета: с ней долго не проживёшь”

“В ногах правды нет”

“Резва ложь, да от правды не уйдёшь”

Говорение: эвристическая беседа

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Какая из них, на ваш взгляд, больше подходит к сюжету произведения?

-С каким конкретно эпизодом они перекликаются?

Говорение. Жанр речи: обобщающее слово

- Поразмышляв над содержанием пословиц, отметим, что народных выражений на тему обмана очень много. Однако их содержание в зависимости от смысла и основной идеи могло быть разным. При этом неправда, обман, ложь зачастую рисуется в негативном плане. Как мы выяснили,  некоторые из этих пословиц связаны с сюжетом нашего текста (например “ложь, что мелкая монета: с ней долго не проживешь”), ярко демонстрируя то, что ложь всегда откроется.

Говорение. Жанр речи: ведущее слово

Дальнейший разговор о теме лжи и ее реализации в других видах искусства с вами поговорит Ксения Александровна.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое).

Чтение: неозвученное, выразительное

Устные ответы учащихся

-Как бы мы ни обманывали, ни говорили неправду, правда всегда, рано или поздно, узнается.

-Практически все пословицы подходят к сюжету произведения.

-Пословицы о недолгой «жизни» лжи связаны с эпизодом раскаяния главного героя в сделанном, когда он решается рассказать всем правду.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное

 

 

Слайды с пословицам

Говорение. Жанр речи: вводное слово

- Как мы с вами выяснили, к теме лжи и изворотливости обращались не только известные писатели, но и режиссеры, сценаристы, создатели устной народной культуры. Однако к ней обращались и художники. Один из них - Федор Павлович Решетников, известный советский живописец. Он  с юных лет увлекался рисованием. Одной из самых обсуждаемых его картин является картина «Опять двойка!».

Педагогическое требование

 Обратите внимание на слайд. Здесь представлена ее репродукция.

Сообщающее слово

Мысль о создании этой картины родилась у художника еще в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Решетников живо представил себе, как встретят мальчишку с «двойкой» дома, и решил написать об этом картину.

Говорение: ведущее слово, эвристическая беседа

- Итак, вы рассмотрели репродукцию картины.

Давайте подумаем, что объединяет героев этих произведений?

-  Как настроение мальчика удалось передать художнику? - А как оно описано в тексте у Зощенко?

Педагогическое требование 

- Найдите фрагменты этого описания в тексте. Прочитайте этот фрагмент вслух.

Говорение: эвристическая беседа

1. Использует ли Зощенко юмор для создания образа главного героя в рассказе и в данном фрагменте в том числе?

2. Какие средства выразительности (средства создания комического) об этом свидетельствуют?

3. В каких конкретно ситуациях в тексте присутствует юмористическое описание Миньки?

4. Как вы думаете, с какой целью Зощенко использовал юмор для описания своего героя?

Обобщающее слово учителя

Итак, мы доказали, что Зощенко использовал юмор в данном рассказе, главным образом, для того чтобы продемонстрировать комичность поведения маленького героя, когда он начинает обманывать. К средствам создания такого комического эффекта можно отнести как имя героя, так и описание его поступков. Автор делает это, в первую очередь, с целью нравственного воспитания своих читателей, для того чтобы показать, что обманывать – это нехорошо, а нередко и смешно.

Ведущее слово учителя

А теперь, выяснив особенности юмористического создания образа Миньки, поговорим о его нравственном взрослении. Ведь именно затем, чтобы показать муки совести главного героя, Зощенко и создает свой рассказ.  

Эвристическая беседа

- Вспомните, как отнесся мальчик к тому, что он получил двойку?

-Что он решает сделать, чтобы скрыть это?

-Изменилось ли с течением времени его отношение к своему поступку? Почему?

- Раскаивается ли Минька в этом? Что об этом свидетельствует?

Педагогическое требование 

- Найдите в тексте примеры, доказывающие его раскаяние? Прочитайте фрагменты вслух.

Вопросы для обсуждения:

- Какой же урок вынес Минька из этой истории? 

- Чему учит этот рассказ?

Жанр речи: Обобщающее слово учителя

Итак, подведем итог тому, что мы с вами выяснили. Во—первых, мы поговорили об образе Миньки и сделали вывод  о том, что главный герой произведения не смог до конца утаивать свой проступок, что может свидетельствовать только о совестливости мальчика, которая мучила его на протяжении значительного времени. Он не смог долго скрывать ото всех правду, несмотря на то, что вначале решил никому ничего не говорить. Его раскаяние - доказательство нравственности мальчика.  Во-вторых, мы выяснили, что Зощенко очень по-доброму, по-отечески высмеивает поступок мальчика, заставляя задуматься своих несовершеннолетних читателей о том, что врать нехорошо. С этой целью он использует не только описание комических ситуаций, но и особую лексику, создающую комический эффект, в том числе имена собственные. Все это является так называемыми средствами создания комического в тексте.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Рассматривание репродукции картины

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Устные ответы учащихся

Героев этих произведений искусства объединяет общая ситуация (получение плохой отметки) и, соответственно, общее эмоциональное настроение. На картине оно передано средствами красок, цвета и света, а в художественном тексте главным орудием писателя явилось слово.

Озвученное выразительное чтение фрагмента с. 170

Устные ответы учащихся

1. Зощенко использует юмор для описания героя.

2. К средствам его создания можно отнести и имя главного персонажа – Минька, и ситуации, в которые он попадает, вызывая смех окружающих, его поступки, в том числе заклеивание отметки в дневнике, и слова самого автора, оценивающего поведение  Миньки (если найдете в тексте, назвать). В прочитанном фрагменте такие слова (встречаются или не встречаются). 

3. Юмор можно увидеть в эпизоде, где Минька, не выучивший стихотворение, повторяет то, что ему шепнули одноклассники. Вместо: «Крест над облаками как свеча горит», он произносит: «Треск под сапогами как свеча болит». После этих слов весь класс смеется.

Юмористичны и слова Лёли, когда она подумала, что папа дарит подарки не за пятерки, а за единицы: «Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не

выучила урока».

4. Зощенко использует юмор намеренно, для того, чтобы через положительную, на первый взгляд, окраску, показать неправильное поведение детей.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, неоценочное).

Устные ответы учащихся

Говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага.

Рассказывает сестре о случившемся, сестра дает ему совет заклеить страницы.

Минька раскаивается. Об этом говорит, что он признается отцу о содеянном.

Озвученное выразительное чтение фрагментов с.171

Устные ответы учащихся

Этот рассказ учит тому, что всегда нужно говорить правду, чтобы не попасть в смешную ситуацию. Также читатели должны усвоить, что за свои поступки нужно отвечать.

Минька понял, что нельзя обманывать, так как правда все равно узнается.

Рассказ учит говорить правду и как можно раньше, а лучше сразу. Ведь, как говорится, “лучше горькая правда, чем сладкая ложь.”

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Слайд с фотографией и датой жизни художника.

На слайде картина Ф.П. Решетникова “Опять двойка!”

Итог урока

Говорение. Жанр речи: ведущее слово учителя

А теперь запишите домашнее задание. Дома вам необходимо будет прочитать рассказ М.М. Зощенко «Бедный Федя».

Жанр речи: обобщающее слово учителя
Итак, еще раз обобщим все, что было изучено нами на уроке. Сегодня мы с вами поговорили о писателе 20 в. М.М. Зощенко, который прославился своими юмористическими рассказами. Анализ рассказа «Не надо врать» позволил нам не только слегка поиронизировать над главным героем произведения, но и увидеть глубокую нравственную основу текста. Она заключена уже и в названии рассказа. Я думаю, каждый из вас согласится, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. А ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего уважаем в обществе.

Говорение. Жанр речи: заключительное  слово учителя

- Ребята, спасибо за работу, урок окончен.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

 

Образец записи в дневниках:

Прочитать рассказ М.М. Зощенко «Бедный Федя»

Слушание (глобальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»

Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;  привить лю...

Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению М.Зощенко "Не надо врать"

В данном материале предоставлен урок литературы в 5 классе по программе Снежневской...

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ М.М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ»

В статье рассматривается синтаксический строй рассказа М.М. Зощенко "Не надо врать"....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цель: Формирование знаний учащихся о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»....