Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению М.Зощенко "Не надо врать"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В данном материале предоставлен урок литературы в 5 классе по программе Снежневской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoshchenko.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Оргмомент
Здравствуйте,ребята!
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Полюбуемся красками ранней весны, Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как раскрываются первые весенние цветы, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу? Вдохните глубоко этот сладкий аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
-Вы знаете, весна-пора вдохновений. Для многих поэтов весна-это муза. Скажите, а о чем пишут стихи?
2.________________________________________________________________________
- А теперь послушаете стихотворение, которое приготовила Маша Уварова
Если вы гуляли в шапке,
а потом она пропала, –
не волнуйтесь, дома маме
можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
чтобы, глядя восхищённо,
затаив дыханье, мама
долго слушала враньё.
(Григорий Остер)
- Вам понравилось стихотворение?
-О чем говорит автор?
-Какой совет дает автор?
-А это верный совет? Почему?
-Почему вам было смешно?
Сегодня мы с вами продолжим изучать мудрые советы М.М. Зощенко 1слайд
-Посмотрите на эпиграф нашего урока. «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. Михаил Зощенко 2 слайд
-Как вы думаете, о чем нам хотел сказать М.М.?
А кто помнит некоторые факты из его биографии? Расскажите, что вы запомнили?
Давайте вспомним, какие произведения вы уже узнали?
3.Изучение нового материала________________________________________
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Не надо врать». 3 слайд
-Какие цели мы должны перед собой поставить? 4 слайд
- М.Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыта». Он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Среди них бесспорные шедевры «Елка», «Не надо врать», «Галоши и мороженое».
Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты жизни.
3.______________________________________________________________
Послушайте произведение « Не надо врать»
-Понравилось ли вам произведение?
-Перечислите главных героев. Минька, сестра Леля, учитель. 5 слайд
Искать доказательства в тексте
1. В какую ситуацию попал наш герой Минька ?
2.Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику
(растерянный, боязливый, рассерженный…)
3.Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.
(умная, находчивая…)
4.А каким вы представляете учителя?
5.Подберите пословицы и поговорки о лжи.
Какой вывод можем сделать на основе произведения и пословиц?
Вывод: все тайное становится явным. Слайд 6
5.____________________________________________________________
Хотели ли вы побывать на месте главных героев произведения « Не надо врать»?
Я предлагаю вам стать реальными участниками тех событий, о которых идёт речь в рассказе «Не надо врать», почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения.
Какую учебную задачу можем спланировать? 7 слайд
- (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).
- Работать будете в группах. Поэтому вспомните правила работы в группе. У каждой группы будет один из героев произведения, которого вам надо защитить или оправдать в сложившейся ситуации - мысленно ставите себя на место своего героя, выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию.
Оглашение правил. 8 слайд
- Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (без правил)
- Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.
5. Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
6.Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты. (работа в группе)
- Представьте себя на месте героя, которого вы защищаете и оправдываете в данной ситуации.
- Начните свою защиту так: «Мы представили себя на месте учителя. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.».
1 группа – Минька
2 группа – Лёля
- группа – учитель
7. Выводы и обобщения по прочитанному.
- Как вы думаете,для чего вы были в роли каждого из героев произведения?
- Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Мы увидели не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.
- Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко. Найдите в тексте.
- Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?
- Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.
- возвращение к эпиграфу. «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.» Михаил Зощенко слайд 9
Итог
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое важное умение вы приобрели сегодня через произведение?
Что было трудным? Почему это оказалось трудно выполнить?
Д.з слайд 10
-Были ли у вас такие ситуации в жизни?
-Напишите мини-сочинение, в котором вы поведаете о своем случае.
Ложь
Поначалу в самых мелочах,
А дальше — больше, гладко, без заминки,
Как будто в ясных солнечных лучах
Бесчисленные плавают пылинки.
И если в глаз попало — трешь и трешь
И пальцами, и даже кулаками,
Но кажется, что маленькую ложь
Не вынуть и обеими руками.
Крупицы лжи щекочут, колют, жгут,
Слеза всё пуще застилает око.
Ведь нам лгуны для этого и лгут,
Чтоб видеть не умели мы далеко.
(ЛеонидМартынов«Ложь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...
Конспект урока по литературе на тему: "Михаил Михайлович Зощенко “Не надо врать”"
Конспект к уроку открытия новых знаний...