Конспект урока по литературе для 5 класса по произведению М.Зощенко "Не надо врать"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Вероника Александровна Горбатенко

В данном материале предоставлен урок литературы в 5 классе по программе Снежневской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoshchenko.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Оргмомент

Здравствуйте,ребята!

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Полюбуемся красками ранней весны, Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как раскрываются первые весенние цветы, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу? Вдохните глубоко этот сладкий  аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

-Вы знаете, весна-пора вдохновений. Для многих поэтов весна-это муза. Скажите, а о чем пишут стихи?

2.________________________________________________________________________

- А теперь послушаете стихотворение, которое приготовила Маша Уварова

Если вы гуляли в шапке,
а потом она пропала, –
не волнуйтесь, дома маме
можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
чтобы, глядя восхищённо,
затаив дыханье, мама
долго слушала враньё.
(Григорий Остер)

 - Вам понравилось стихотворение?

-О чем говорит автор?

-Какой совет дает автор?

-А это верный совет? Почему?

-Почему вам было смешно?

Сегодня мы с вами продолжим изучать мудрые советы М.М. Зощенко 1слайд

 -Посмотрите на эпиграф нашего урока. «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.    Михаил Зощенко                                                                    2 слайд

-Как вы думаете, о чем нам хотел сказать М.М.?

А кто помнит некоторые факты из его биографии? Расскажите, что вы запомнили?

Давайте вспомним, какие произведения вы уже узнали?

3.Изучение нового материала________________________________________

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Не надо врать».                                                                                                    3 слайд

-Какие цели мы должны перед собой поставить?                                 4 слайд

- М.Зощенко посвятил детям цикл комедийных рассказов «На примерах из личного опыта». Он исподволь, деликатно и весело подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Среди них бесспорные шедевры «Елка», «Не надо врать», «Галоши и мороженое».
Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты жизни.

3.______________________________________________________________

Послушайте произведение « Не надо врать»

-Понравилось ли вам произведение?

-Перечислите главных героев. Минька, сестра Леля, учитель.              5 слайд

Искать доказательства в тексте

1. В какую ситуацию попал наш герой Минька ? 

2.Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику 

(растерянный, боязливый, рассерженный…)

3.Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.

(умная, находчивая…)

4.А каким вы представляете учителя?

5.Подберите пословицы и поговорки  о лжи.

Какой вывод можем сделать на основе произведения и пословиц?

Вывод: все тайное становится явным.                         Слайд 6

5.____________________________________________________________

 Хотели ли вы побывать на месте главных героев произведения « Не надо врать»?

Я предлагаю вам стать реальными участниками тех событий, о которых идёт речь в рассказе «Не надо врать», почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения.

 Какую учебную задачу можем спланировать?                          7 слайд           

  • (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).
  • Работать будете в группах. Поэтому вспомните правила работы в группе. У каждой группы  будет  один из героев произведения, которого вам надо защитить или оправдать в сложившейся ситуации - мысленно ставите себя на место своего героя, выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию.

Оглашение правил.                                                                        8 слайд

- Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (без правил)

  • Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.

5. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

6.Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты. (работа в группе)

- Представьте себя на месте героя, которого вы защищаете и оправдываете в данной ситуации.

  • Начните свою защиту так: «Мы представили себя на месте учителя. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.».

1 группа – Минька

2 группа – Лёля

  1. группа – учитель

                   

7. Выводы и обобщения по прочитанному.

- Как вы думаете,для чего вы были в роли каждого из героев произведения?

  • Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Мы увидели не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.
  • Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко. Найдите в тексте.
  • Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?
  • Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.

- возвращение  к эпиграфу. «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.»    Михаил Зощенко                                                            слайд 9

Итог

- Понравилось ли вам произведение?

  • Какое важное умение вы приобрели сегодня через произведение?

Что было трудным? Почему это оказалось трудно выполнить?

Д.з                                                                                       слайд 10

-Были ли у вас такие ситуации в жизни?

-Напишите мини-сочинение, в котором вы поведаете о своем случае.

             Ложь

Поначалу в самых мелочах,

А дальше — больше, гладко, без заминки,

Как будто в ясных солнечных лучах

Бесчисленные плавают пылинки.

И если в глаз попало — трешь и  трешь

И пальцами, и даже кулаками,

Но кажется, что маленькую ложь

Не вынуть и обеими руками.

Крупицы лжи щекочут, колют, жгут,

Слеза всё пуще застилает око.

Ведь нам лгуны для этого и лгут,

Чтоб видеть не умели мы далеко.  

(ЛеонидМартынов«Ложь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...