конспект урока по литературе (8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Л.Н.Толстой "После бала".doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по творчеству Л.Н.Толстого «После бала»

 (Контраст  как основа композиции  рассказа)

Цель урока:

  1. расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого 
  2. познакомить с его взглядами на ближайшую историю 
  3. рассмотреть сюжет и композицию рассказа 
  4. дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ 

Оборудование:

  1. Л.Н.Толстой в Ясной поляне, фото  1904г 
  2. И.Е.Репин "Толстой в белой блузе" 
  3. текст рассказа "После бала" 

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни...Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".  

Читая дневники Л.Н.Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идёт о рассказе "После бала".Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

 Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

2. Чтение и комментирование рассказа.

3.Аналитическая работа.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Какова роль вступления?

Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.

- В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика.

- Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?(Сцены бала и экзекуции)

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

- А зачем писателю понадобилась первая часть?

- Как называется такой приём? (Антитеза - противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты- сцена бала и экзекуция.)

4. Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата:

Бал у губернского предводителя

Экзекуция

-зала у предводителя

-описание улицы

-хозяева бала

-солдаты

-Варенька

-наказываемый

-полковник

-полковник

-Иван Васильевич

-Иван Васильевич

5. Беседа о главных героях:

 На какие выводы  о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

 

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе  и нигде не служить?

6. Вывод.

-В чём вы видите критическую силу рассказа?

-В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала" ?

Значение рассказа  "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы:

"Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь". (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

 

7. Тест по творчеству

8.Домашняя работа:

Написать сочинение на одну из тем:

1.Полковник на балу и после бала.

2.Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...


 

Комментарии

урок по литературе 8 класс