« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Бобрышева Елена Алексеенва

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных  растений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bobrysheva_urok.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

« Цветок, его  значение  и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Учитель биологии- Бобрышева Е.А.,

Цель урока:

Образовательная:  сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений,  соцветиях и разнообразии плодов.

Развивающая:  продолжить развитие умений работать с текстом учебника, извлекать нужную информацию, логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.


Воспитательная: способствовать бережному и безопасному  отношению к здоровью, формировать  личную  ответственность и осознанное отношение к собственной практической деятельности, способствовать экологическому воспитанию учащихся,


Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: цветок, околоцветник, тычинка, пестик, соцветия, чашелистик, венчик, плод, витамины

Оборудование:   мультимедийный проектор, экран, школьная доска, разборные муляжи : «цветок вишни», «цветок картофеля», набор открыток «Лекарственные растения»,  коллекция натуральных плодов, коллекция  витаминных лекарственных сборов.

План- сетка

№ п/п

Этапы урока

Время, мин

Основные вопросы содержания

Методы обучения

Средства обучения

1

Организационный

 момент

1-2 мин

Приветствие, проверка отсутствующих, организация учебной работы

словесный, беседа

Классный журнал

2

Проверка домашнего задания

7 мин

  1. Выполнение тестов (6 учащихся)
  2. Повторение ранее изученных тем.

Письменная работа,

словесный, диспут

Индивидуальные карточки

3

Постановка целей и задач урока

1-2 минуты

Сообщение цели и задач  урока

словесный

Доска

3

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний, умений и навыков

3 мин.

Сообщение,  актуализации темы урока

словесный

План конспект

4

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

22 мин.

1.Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений. Цветок – это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.

2. Соцветия простые и сложные.

3. Разнообразие плодов. Плоды сухие и сочные. Односемянные и многосемянные.

4. Использование цветов и плодов покрытосеменных растений  как лекарственных, безопасное применение и оказание первой помощи при отравлениях.


Словесный, наглядный и  иллюстративный





План -конспект, учебник, доп. литература.

Коллекция семян, набор плодов.



Иллюстрации, презентация


6


Домашнее задание


3 мин.

Учебник: с.44-46. Творческое задание:  – подготовить легенду о цветах. Не забывайте о цветах Белгородской области

словесный

Доска, дневник ученика, ручка, тетрадь

7

Закрепление нового материала, рефлексия.

5-6 мин.

Фронтальный опрос.

Игра «букет».

словесный

учебник

8

Подведение итогов

1-2 мин.

Выводы, оценочная деятельность

словесный

Классный журнал

9

Определение перспектив

1 мин.

Рассказ учителя о следующей теме. Задание учителя в индивидуальном порядке: найти информацию по новой теме в виде доклада

словесный

Учебник, дневник

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня на уроке отсутствует?

Ученики приветствуют учителя, присаживаются и называют отсутствующих

.

Проверка домашнего задания

1.Для  6 учащихся  подготовлены тесты по предыдущей теме.(Строение и значение побега, почка, стебель).

2. Фронтальный опрос (лист, строение и функции, простые и сложные).


Некоторые учащиеся работают на месте с тестами

Ученики отвечают  у доски на поставленные  вопросы

Постановка темы и целей урока

Откройте тетради и учебники и запишите сегодняшнюю тему урока:

«Цветок, его  значение  и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»  , я кратко оповещу о цели урока, что мы изучим на уроке.

Цель урока:  мы с вами изучим строение цветка, типы соцветий, плоды, их разнообразие и значение; познакомимся с растениями, цветы и плоды которых  применяют в лекарственных целях.

        

Ученики открывают тетради и записывают новую тему.


(Слайд1,2)

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний умений и навыков

Эта тема актуальна в изучении  курса биологии. Вы узнаете какую роль выполняют цветки    и плоды для растений. Так как вы   живете  в сельской местности, и часто бываете на природе, познакомитесь с растениями, цветы и плоды которых можно использовать как лекарственные.  Очень важно будет узнать на уроке  о растениях,  цветы и плоды которых содержат ядовитые вещества, а также изучим правила оказания первой помощи при отравлении этими растениями.


Ученики внимательно слушаю актуализацию темы


 

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков














































Физкультминутка.



1.( Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений. Цветок – это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.)

 Вы изучили органы цветковых растений: корень, стебель, побег.   Сегодня  мы будем говорить о цветах.  Нам предстоит не только любоваться красотой цветов, но и изучить их строение. Подумайте, у всех ли растений они образуются. (Дети отвечают). Цветки образуются только у цветковых растений.  Цветки бывают самой разнообразной формы и окраски, привлекают внимание человека. Уже многие тысячелетия цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Цветок – самая заметная, часто красивая, важная часть покрытосеменных растений. Цветки могут быть крупные и мелкие, ярко окрашенные и зеленые, пахучие и без запаха, одиночные или собранные в соцветия»

Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения и их объединяет наиважнейшая в жизни растений функция – образование плодов и семян для размножения организма.. Так что же такое цветок?

  Цветок –это орган семенного размножения цветковых растений. 

(Определение записываем в тетрадь)

 Изучать строение частей цветка мы будем вместе с вами. «Строение цветка». Будьте внимательны я  задаю вопросы, вы отвечаете.  Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках. 

Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется цветоложем. . Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка.).

Главные части цветка – пестик и тычинки. . Пестик находится на самой верхушке цветоложа (один или несколько), чуть ниже его размещаются тычинки.  Еще ниже на цветоложе располагаются лепестки, их совокупность образует венчик.  Под ними находятся чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка создают вместе околоцветник. Это самая яркая часть цветка. Околоцветник может быть простой и двойной Как выдумаете, какую роль он выполняет?

  Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.

Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.(картофель, красавка и т.д.)

Околоцветник, в котором нельзя выделить или чашечку,  или венчик, называют простым(тюльпан,  ландыш). (определения записываем в тетрадь). 

Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки(ива) .

 (определения записываем в тетрадь). 


Рассмотрим главные части цветка: пестик и тычинки.  Пестик, например, вишни, состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца. У тюльпана в пестике нет столбика. У него рыльце сидит непосредственно на верхушке завязи . Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик приподнимает рыльце, располагает его иногда высоко над околоцветником.  Самая нижняя, вздутая часть пестика – это завязь. Она содержит в себе семязачатки. В завязи вишни развивается один семязачаток, а у тюльпана их много. Поэтому у вишни из цветка развивается односемянный плод, а у тюльпана – многосемянный[1].


А сейчас мы проведём упражнение  на снятие мышечного напряжения.

1.Сядьте на корточки.

2.Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы.

3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.

4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите  руки в стороны.

5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо[5].

(Садителсь)


Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена. Тычинки у вишни и тюльпана состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца. В цветке вишни имеется много тычинок, у тюльпана их только шесть. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода, поэтому их называют половыми или генеративными органами.  Пестик – это женская часть цветка, расположенная в его центральной части, а тычинки – мужская часть. Смотрим  учебник на с.44. Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.  Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня, черемуха, ландыш, яблоня, тюльпан, капуста)). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки,  он называется однополым (огурец, тополь , облепиха, ольха.

Мы познакомились со строением цветка, скажите, пожалуйста, какое значение имеет цветок в природе?  В жизни человека? Для чего они нужны? Посмотрите вокруг, сколько цветов нас окружает? Почему мы так восхищаемся ими?  

В тексте учебника  (с.45).найдите: какие цветки называют однодомными, какие двудомными)[3]


Вывод: значение цветка: привлечение насекомых  опылителей, образование плодов и семян.

2. Соцветия простые и сложные.

Соцветия – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия бывают простыми и сложными. В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.

3.Разнообразие плодов. Плоды сухие и сочные. Односемянные и многосемянные.

Давайте, выясним, что такое плод? Плод – важнейший орган размножения цветковых растений. Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника. Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, столько образуется семян. Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но, нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки, например у шиповника околоплодник образован из цветоложе Для чего у плода образуется околоплодник?

Вывод: защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды; играют большую роль в распространении (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т.д.);

Существует несколько классификаций плодов: сухие плоды : односемянные (семянка, зерновка), многосемянные(боб, стручок, коробочка); сочные плоды: односемянные(костянка,), односемянные (ягода, яблоко, померанц)[2].

4. (Использование цветов и плодов покрытосеменных растений  как лекарственных.)

 А теперь мы поговорим с вами о  применении  цветов и плодов растений как лекарственном сырье. Кто из вас не пил ароматный чай из цветов липы?

В народной медицине используют цветы каштана, одуванчика ,розовые лепестки. Но не все цветы полезны. Есть растения, цветы которых содержат ядовитые вещества: амброзия полынолистная, вьюнок полевой, живокость). А теперь назовите, какие плоды используют как лекарственные?

Ребята. Среди плодов тоже встречаются ядовитые. Это представители семейства крестоцветных: дурман, белена, паслен черный и паслен сладко-горький (особенно недозрелые плоды),картофель. Кто из нас не любовался майским ландышем. Его плоды очень ядовиты. Гуляя по лесу вы должны об этом помнить.  

Какие меры необходимо принять, если произошло отравление?

 





(Слайд 3)



Ученики внимательно слушают учителя.








Ученики смотрят на макет цветка, внимательно слушают учителя и формулируют  свои определения








Учащиеся  внимательно слушают учителя , смотрят на муляж цветка и отвечают на вопрос учителя..






Ученики внимательно слушают, просматривают  муляж цветка Обсуждают иллюстрации.






Ученики внимательно слушают, и отвечают на вопрос.





Ученики выполняют упражнение для снятия мышечного тонуса.


(Звучит мелодия детской песни)












Ученики садятся за парты.





Учащиеся слушают и работают с учебником.      





(слайд 4,5,)



Учащиеся работают с текстом учебника и отвечают на вопрос учителя.






Учащиеся работают с учебником,  рис.нас. 45..      




Слайд (6,7).












Учащиеся смотрят презентацию.





(Слайд 8)

Один учащийся сообщает о целебных свойствах липовых цветов.      


    Учащиеся отвечают и зачитывают сообщения.

  (Слайд 9).

Учащиеся отвечают на вопрос.        

Домашнее задание

Прочитать по учебнику «Биология. Живой организм. » текст на с. 45-46, ответить на вопросы на с 49; . Творческое задание:  – подготовить легенду о цветах. Не забывайте о цветах Белгородской области

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Закрепление нового материала,



рефлексия.

Ребята, закрепим новый материал и ответим на следующие вопросы.

1.Какое строение имеет цветок? Что такое соцветие?. Что такое плод? Плоды каких растений применяют как лекарственное сырье? Назовите растения, плоды которых ядовиты и опасны для человека?

2) Ребята, вот и заканчивается наш урок. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по – разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас. Опишите свое настроение, какое оно  у вас после урока?   Вы раскрылись как эта роза, или еще не раскрылись как этот бутон? Выберите и покажите, что соответствует вашему настроению.

Несколько учеников по желанию отвечают на заданные вопросы

Подведение итогов

     Подводя итог всему вышесказанному, хочется, чтобы стало всем понятно насколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Хочется сказать спасибо всем тем, кто принял активное участие на уроке. Работа каждого замечена и будет оценена по достоинству. Может быть этот урок изменил ваше мнение о биологии, заинтересовал вас. А сейчас посмотрите видеофильм  и послушай песню в исполнении Ю.Антонова «Не врите цветы», я думаю после этой песни у всех будет хорошее настроение и желание заботится о нашей природе[5]

Ученики внимательно слушают



(Слайд 10), видеофильм.

Определение перспектив

На следующем уроке мы изучим тему «Строение семян. Однодольные, двудольные растения.2

Ученики внимательно слушают, поднимают руки.

Литература:

1. Кузнецова В.И. Уроки биологии .6.7 класс. М.: просвещение, 1991.

2.Медведева В.К. Ботаника. М.:Медицина, 1980

3. Сонин .Н.И.  Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2008.  

4. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М.: Просвещение . 1985.

5.Интернет-ресурсы:

 youtube.com    Не рвите цветы  Ю Антонов

minusmaker.ruДетская -белая ромашка

festival.1september.ru-физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»

Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....

Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

презентация к уроку биологии "Плоды. Значение и разнообразие плодов".

Презентация содержит информацию о разнообразии плодов....

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия....

Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "

Конспект урока и презентация  используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...