Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Громова Тамара Викторовна

Конспект урока и презентация  используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Используются разнообразные приёмы работы( Мобилизующее начало урока, целеполагание , работа в группе,  см .деятельность , лабораторная работа, рефлексия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии

6 класс

 "Цветок, его  значение и  строение . Соцветия."

шш

Учитель биологии

Громова Тамара Викторовна

Тема урока : «Цветок, его строение и значение. Соцветия ."

Цель урока: 

Создать условия для учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии . Совершенствовать умения работать с   текстом учебника, натуральными объектами, дидактическим материалом, делать выводы; формировать научное мировоззрение на основе знаний связи строения и выполняемой функции;

Задачи:

1.Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик; Понимать функции соцветия.

2.Развивающие: развивать умения анализировать, разделять объект на части, делать выводы 

3.Воспитательные: Формировать у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:  модели цветков,  типографическая тетрадь , учебник Сонина Н.И., гербарии .

Ход урока

1.Организационный  момент.

На прошлом уроке мы  познакомились с органами цветкового растения. Сегодня наш урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы.

Цветы нам дарят настроенье,        
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!

( Марк Львовский)

Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы.

Ребята, что вы знаете  о цветах? 

Значение

1.Зеленые растения создают органические вещества из неорганических.

2.Цветок –видоизмененный побег , служащий для семенного размножения

3.Лекарственное значение

4.Эстетическое значение

5. Корм животным.

6. Растительный покров оказывает большое влияние на формирование климата .

7.Почвообразовательные процессы и  повышение плодородия почв

(дети читают стихи о цветах)

Сегодня  мы отправимся в путешествие по вершинам знаний по теме:

«Цветок, его строение и значение. Соцветия».(Запись в тетрадь)

Давайте сформулируем цель урока :

 Каждый из вас получает маршрутную карту, в которой вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока

-Но прежде чем отправиться в путешествие, я хочу знать ваше настроение.

   - Рефлексия.

Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.

2.Повторение домашнего задания :

а)Биологический диктант:

1. Побегом называют стебель с расположенными на нём ….

2.На верхушке побега обычно имеется

3.Почки бывают вегетативными и  

б)фронтальный опрос:

- Что такое почка ?

- Внешнее строение листа?

- Внутреннее строение листа?

-Какие листья называют простыми ? примеры

- Какие листья называют сложными ? примеры

в)Работа с понятиями по динамической сигнальной системе

3. Изучение нового материала.

- Мы прослушали стихи о цветах. О цветах можно говорить бесконечно, их красота восхищает .  Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы .

А что же ещё? Чтобы ответить на этот вопрос давайте добывать знания о цветке.

1) работа с учебником 

(маршрутный лист :прочитать, рассмотреть в учебнике рисунки  на стр. 44-45) и ответить на вопросы:

-Назовите части цветка, покажите на муляже (цветоножка, чашелист., лепестки…)

-Какая часть цветка окрашена в разные цвета? (лепестки)

-Какие части цветка главные? (тычинки и пестики)

-Что образуется в утолщенной части тычинок? (созревает пыльца)

-Что образуется из нижней части пестика? (образуется плод с семенами )

 

Дополнение учителя,  с  использованием модели цветка.(запись в тетрадь)

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.

Цветок:

1.Стеблевая часть (Цветоножка, цветоложе)

2.Листовая часть (чашечка, венчик, тычинки, пестики)

Цветок:

1.Околоцветник (простой –венчик ;двойной (венчик, чашечка)

2. Главные части  

пестик: рыльце, на которое должна попадать пыльца ,    столбика, выполняющего опорные  функции и завязи, содержащей семязачатки,  где развиваются семена.

тычинка: пыльник и тычиночная  нить

3.Формула цветка : 

     О – околоцветник простой

           Ч – чашелистики

           Л – лепестки                          

           Т – тычинка                      

           П – пестик

           ( ) – сросшиеся части цветка

           ∞ - количество частей цветка больше 12

            ♀  - женский (пестичный) цветок

            ♂  - мужской (тычиночный) цветок

            ↑   - неправильный цветок

            *  -  правильный цветок

4) Тест (маршрутный лист)

1.Венчик и тычинки - главные части цветка.

2.Чашечка состоит из лепестков

3. Чашечка состоит из лепестков

4. Чашечка состоит из лепестков

5. У тюльпана околоцветник простой

5) Сказка. в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

5) Обратимся к учебнику , стр 45 и ответим на вопрос , что такое

Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.(запись понятия  в словарь)

Соцветия бывают простые и сложные.

У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).

У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.

Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя рисунки в учебнике .

6)Валеологическая минутка

7)Работа в группах: 

Выполнение  лабораторной  работы  в типографической тетради

(с использованием муляжей цветов и гербариев).

Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях .Научиться  составлять  форму цветка. Уметь определять виды соцветий

При работе в группе не забываем : быть вежливыми , тактичными , внимательными друг к другу .

8) Охрана растений.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы ... 

- Люди, собирающие букеты из дикорастущих растений, наносят природе большой вред, т. к. растения  не образуют плоды и семена, а значит и не оставляют потомства.

- При сборе растения часто вырываются из почвы с корнями от чего они могут погибнуть.

- Массовые посещения лесов и лугов приводят к вытаптыванию и  уплотнению почвы, в результате чего затрудняется рост растений..

Меры по охране растений.

1.Создание законов об охране растительного мира.

2.Изучение охраняемых и исчезающих видов растений и занесение их в Красную книгу.

3.Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков .

4.Создание центров разведения исчезающих растений.

5.Соблюдение правил поведения в лесу.


9)Творческая работа
: Нарисовать цветок и на этом рисунке сочинить стихотворение, лозунг или призыв по охране растений

11) Домашнее задание.

Изучить стр.44-45, написать сообщение о растениях Красной книги Алтайского  края.

12). Итог урока, выставление оценок.

– Ребята! Мы возвращаемся из путешествия. Подведем итог

- Что мы сегодня на уроке повторили? Достигли ли мы цель урока ?

- Посмотрите в свои маршрутные листы.  Оцените свою работу на уроке.(самооценка)

- А теперь я оценю вашу работу. (выставление оценок)

- Молодцы, ребята, я вижу,  вы успешно вернулись из путешествия. А с каким настроением вы вернулись? Отметьте свое настроение на рисунках в маршрутном листе.

   - Ребята, кому путешествие понравилось?

    И я вместе с вами закончила путешествие. И мое настроение:

Спасибо за урок!      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методическая разработка конспекта урока в 6 классе

Предлагаемая разработка, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентирована, прежде всего, на учителей, работающих с УМК «Новый курс английского языка для российских школ: 2-й год обучен...

Методическая разработка, конспект урока в 6 классе «Шотландия»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока английского языка по теме «Шотландия» (6 класс). Урок входит в цикл уроков, посвященных Шотландии, и является заключительным при изучении темы. ...

Методическая разработка - конспект урока по информатике по теме "Хранение данных"

Урок применим в 11 классе* при изучении темы "Хранение данных".Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.Цель урока: познакомить школьников со структурой рел...

Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........

Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........

Методическая разработка - Конспект урока английского языка по теме: «My happy family» Учебник: ‘Spotlight 3’

Тема урока: «Моя счастливая семья».Цель: закрепить знания учащихся по теме «Семья», навыки употребления форм глагола “tobe” (am, is, are)в насто...