Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Беляева Маргарита Владимировна

Цели урока:

1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.

2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.

3. Вести работу по возрождению  интереса к ценностям родного языка, любви к творчеству и культуре общения.

4. Помочь осознать роль писем в жизни человека

Задачи:

  • продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

·         повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Форма проведения: урок-исследование с использованием компьютерной презентации.  

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_provedeniya_uroka_pisma.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведения урока письма.

8 класс.

ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока: 

1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.

2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.

3. Вести работу по возрождению  интереса к ценностям родного языка, любви к творчеству и культуре общения.

4. Помочь осознать роль писем в жизни человека

Задачи:

  • продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
  • повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Форма проведения: урок-исследование с использованием компьютерной презентации.  

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение. 

Ход занятия

        Эпиграф урока:

:                                                   Прошу тебя, пиши мне письма!

                            В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва

  1. Организационный момент.

Учитель:

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем угадать, о чём сегодня пойдет разговор на уроке. (Ребятам демонстрируются камень, деревянная дощечка, глиняная пластина, пальмовый лист, папирус, пергамент, бумага).

- Что общего между этими, казалось бы, очень разными предметами?

(Ребята высказывают свои предположения).

- Послушайте загадку.

                        Без крыльев, а летит,

                        Без языка, а говорит.

 ( Письмо).

На каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листах, папирусе, на вощёных дощечках, пергаменте и начиная с XV века - на бумаге писались и пишутся письма.

     

  1. Вступительное слово учителя.

- Говорить сегодня на уроке мы будем о письмах. Ребята, наш урок называется «Эти удивительные письма», и сегодня нам предстоит выяснить, умеете ли вы писать письма. Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Кузовлёвой.

- У меня к вам первый вопрос: «Можно ли современному человеку обойтись без писем?» (Обсуждение представленных ответов).

Выводы:

- Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма из нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком–то важном событии, чем написать письмо об этом. И все-таки… Кто не любит получать письма? Ребята, так может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах? В письмах своим близким, друзьям, любимым... Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством – писать письма.  

III. Лексико-орфографическая работа. Слайд 3.  

Прежде чем перейти к теме нашего занятия, давайте проведем лексико-орфографическую работу. Объясните лексические значения следующих слов: Эпистолярный жанр, эпистола, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение. (Сообщение подготовленных учащихся).

Запись в тетрадь слов – синонимов.

Эпистола (греч.) – письмо, послание

Письмо  

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения       чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения.

IV. Словарный диктант.

- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные  слова записываем в тетради.

1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

2) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

3) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

4) Цифровое условное обозначение населённого пункта.

5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

Ученики записывают слова, подчёркивают изученные орфограммы.

- Ребята, мы совсем забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.

Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради).

V. Работа по теме. Слово учителя. Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу - как составной элемент многих повестей. В дальнейшем, в литературе XVIII-XIX веков, это становится самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора. Эпистолярное произведение - это литературный жанр, выполненный в форме письма. Через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды,  мысли.

Итак, письмо - жанр письменной формы разговорной речи. Сегодня мы остановимся на 3-х видах писем.

Письмо, его характеристика  (запись в тетрадь)

  • адресат-официальное лицо
  • адресант-официальное лицо
  • информация-личная, эмоциональная

Коммуникативная задача - сообщить, поздравить, извиниться, поблагодарить.

- Ребята, а сейчас давайте послушаем несколько писем и разберёмся, к какому виду относится каждое из писем.

1.   26 января 1837 г. А.С.Пушкин послал приемному отцу Дантеса-барону Геккерену оскорбительное письмо (по содержанию и форме это  личное официальное), которое послужило непосредственно поводом к дуэли.

  «Господин Барон, я принужден сознаться, что  ваша собственная роль была не особенно приличной. Вы, представитель коронованной  главы, -вы отечески служили сводником вашему сыну. По-видимому, всем  его поведением (довольно, впрочем, неловким) руководили вы… Подобно  старой развратнице, вы подстерегали мою жену во всех углах, чтобы говорить ей о любви  вашего… так называемого сына…»

Признаки  личных официальных писем: (запись в тетрадь)

  • точность и лаконичность передачи необходимой информации;
  • однозначное толкование каждого положения;
  • корректность, сдержанность тона

Цель письма - разрешить проблему или обсудить её открыто, конкретно обозначая при этом свою позицию.

2."Здравствуй, мама!" Я уже второй день в Артеке! Здесь всё красивое: и море, и горы, и дома, и цветы. И ребята из разных стран. Я уже плавал, играл в футбол. Ещё познакомился с кубинским мальчиком. Его зовут Хосе. Он по-русски говорит плохо, но я его понимаю. Мой голубь доехал хорошо. Он  всем понравился. Сегодня он полетит домой и принесёт тебе это письмо. До свидания. Витя".

Итак, это пример письма личного неофициального. Здесь, как правило, должно быть: (запись в тетрадь)

  • приветствие и (или) обращение-название того, кому предназначено письмо
  • вступление-извинение, вопросы,  отражающие интерес к жизни адресата.
  • основная часть- изложение информации, интересующей адресата.
  • Заключение-выражение любви, уважения.

3. Официально-деловое письмо давнего врага А.С.Пушкина, начальника III охранного отделения  собственной  его величества канцелярии, то есть высшей политической полиции, Александра Христофоровича Бенкендорфа (1783-1844), который по поручению государя Николая I организовал надзор над Пушкиным.

          «В начале сего года умер от полученной на поединке раны знаменитый наш стихотворец Пушкин. Пушкин соединил в себе два единых существа: он был великий поэт и великий либерал, ненавистник всякой власти. Осыпанный благодеяниями государя, он, однако же, до самого конца жизни не изменился в своих правилах… Сообразно сим двум свойствам Пушкина, образовался круг его приверженцев. Он состоял из литераторов и из всех либералов нашего общества. И те и другие приняли … участие в смерти Пушкина. <…..>

… высшее наблюдение признало своею обязанностью мерами негласными устранить все почести, что и было сделано».

(А.Х.Бенкендорф-государю Николаю I)

В официально-деловом письме можно выделить следующую структуру:

•        Обращение (уважение, с указанием должности, звания и т.д)

•        Основная часть-деловое сообщение

•        Концовка-подведение итогов

•        Подпись

•        Обозначение времени и места

Цель письма-информировать, ставить в известность.

Итак, мы с вами разобрали 3 формы письма: личное  официальное, личное -неофициальное и официально-деловое. В каждом из них определили  цели, композицию, структуру.

VI. Обобщение изученного.

- Ребята, а сейчас вы должны будете определить, к какому виду писем относятся предложенные письма. Где возможно, определите, из какого произведения взято письмо, кто и кому его написал.

  1. Письмо к Гриневу от Маши Мироновой (А.Пушкин «Капитанская дочка»).

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю  к вам, зная, что вы  всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь дошло до вас! … Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь…»

  1. Письмо Городничему от Андрея Ивановича Чмыхова (Н.Гоголь «Ревизор»).

 «Любезный друг, кум и благодетель! Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки, то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито…»

3. Письмо Горького сыну.

"Здравствуй, сын! Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после  себя на Капри нечто хорошее – цветы.

        Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,- легка и  приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, И ЭТО ЧУВСТВО сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…"

                                                                                Твой отец.

4.Дорогая редакция!

Я живу в деревне Ивановка. У меня очень много друзей. Однажды летом мы отправились купаться на пруд. Соседские мальчишки начали спорить, кто из них лучше плавает. Но, к сожалению, спор мирно разрешить не удалось – Вася с Мишей подрались. Когда мы приближались к дому, у Мишки синел фингал под глазом. Его мама стала выяснять, что случилось? Мальчишки стали придумывать разные небылицы, наговаривая друг на друга. А Мишке в это время стало совсем плохо – закружилась голова. Мама Миши ещё настойчивей требовала рассказать всю правду, и я не выдержал – я же знал, как было на самом деле! Я рассказал правду! А мальчишки сказали, что я – предатель, и они со мной больше не будут дружить. Как мне поступить? Посоветуйте, пожалуйста!

                                                       Ваня Иванов, деревня Ивановка  

VII. Ответьте на вопросы:

- Главный элемент эпистолярного жанра? (Обращение тому человеку, кому адресовано послание).

- А какие обращения рекомендует современный этикет? (Уважаемый, многоуважаемый, дорогой, любимый, милая и т.д.).

-Место жительство, надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. (Адрес).

-Текст, посылаемый для сообщения чего- либо, кому – либо. (Письмо).

- Учреждение для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег. (Почта).

- Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. (Марка).

- Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма. (Конверт).

VIII. Итог урока. Рефлексия.

–Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)

- Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?

 - Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к  нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться.

        Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

        Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены.

Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь

IX.Домашнее задание.

-Используя алгоритм, напишите письмо личное неофициальное (1 ряд), личное официальное (2 ряд), официально-деловое (3ряд).

Алгоритм написания письма (раздается каждому учащемуся)

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  5. Подпись. Дата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.СидоренкоКраснодарский крайг. Усть – Лабинскул. Энгельса, 71.   IXВсеро...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Методическая разработка проведения Урока письма: "Письма,опалённые войной"

Цели:возродить российские традиции эпистолярного жанраознакомить с этикетными правилами написания письмаразвивать навыки правильного написания письма - делового,...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

Методическая разработка проведения Урока письма.

Методическая разработка проведения Урока письма.            Работу выполнила: Серебрякова Татьяна Васильевна,...

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Урок чувашского языка. Конкурсная работа....