Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Методическая разработка урока

развития речи в 6 классе

по номинации « Письмо о моей семье»

                                    Выполнила учитель русского                    

                                    языка и литературы

                                    МОУ «Средняя школа №1»

                                    г. Осташкова

                                    Шишкова Ю.Н.

     

                   2008

                   Цели урока:

 

  1. Познакомить учащихся с историей развития почтовой связи.
  2. Возродить традиции эпистолярного жанра.
  3. Привить навыки правильного написания письма, оформления конверта.
  4. Развить речь и мышление учащихся путём рассуждения на заданную тему.
  5. Нравственное воспитание школьников.

 

                        Оборудование урока:

  1. Образец заполнения конверта
  2. Выставка «из истории почтовой связи»
  3. Коллекции марок, конвертов, открыток
  4. Фотоматериалы из семейных альбомов учащихся    

                               

Оформление доски :

«Чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать удачные выражения…, но, чтобы научиться писать,- надо писать, писать письма…»

( Д. С. Лихачёв)  

 Оргмомент

 Постановка целей урока.

 Вступительное слово учителя:

-Дорогие ребята, сегодня мы поговорим с вами о почте. Узнаем, когда появилась и как развивалась почтовая связь. Вспомним, как следует правильно оформлять конверт.

  А ещё вы, наверно, слышали, что 2008 год объявлен годом семьи. И это не случайно, ведь семья, я думаю, вы со мной согласитесь, самое дорогое, самое главное в жизни для каждого человека.

  Но сначала давайте подумаем:

- Когда мы пишем письма?

- Что даёт нам письменное общение?

- В чём состоит преимущество письма перед телефонным разговором и другими видами современной связи?

  Конечно, интересно было бы узнать, как шло развитие почтовой связи.  

 

  Схематично историю развития почты можно представить так:

ПОЧТОВЫЕ – ГОНЦЫ – ЯМЩИКИ -  ПЕРВАЯ - ПЕРВАЯ РУКОПИСНАЯ
ГОЛУБИ                                               В  РОССИИ                     ГАЗЕТА «КУРАНТЫ»

                                                              РЕГУЛЯРНАЯ

                                                             ПОЧТА

 Сообщения подготовленных учеников:

Люди узнали, что голуби безошибочно находят свои гнёзда независимо от того, как долго их держали вдали от дома. Поэтому их стали использовать для передачи сообщения, привязывая к лапке голубя записочку. Так, например, информировали о приближении неприятеля. Одна пара почтовых голубей ценилась очень высоко и стоила более тысячи золотых монет. Известен интересный случай:

«Халиф Северной Африки захотел вишни, тогда его визирь собрал около 600 голубей, к лапке каждого привязал по шёлковому мешочку с вишней и таким образом попотчевал своего господина. Можно сказать, что так была отправлена первая бандероль»

   Воеводы и приказные люди посылали деловые письма со специальными гонцами.

   История регулярного почтового сообщения ведёт своё начало с так называемой «ямской службы» эпохи Ивана Грозного. Тогда почтовые сообщения, а это были, как правило, «государевы послания», доставлялись ямщиками.

    Первая в России регулярная почта была создана при Алексее Михайловиче Романове в 1665 году, прежде всего для связи с иностранными государствами. Отсюда её название – «немецкая» или «заморская». Первая рукописная газета называлась «Куранты».

  -Ребята, что нужно, чтобы отправить простое письмо? Очень немногое: конверт, марка и почтовый ящик. Оказывается, все они имеют свою историю.

  Сообщения подготовленных ребят:

Почтовый ящик  появился впервые в 19 веке. Интересно, что в то время и адресат и отправитель пользовались одним почтовым ящиком. ( Письма перевозились вместе с почтовым ящиком.)

   В 17 веке, например, в Австралии почтовый ящик висел не на стене, а на ремне у почтальона. И только в 18 веке привычный для нас почтовый ящик появился в европейских столицах.

     

  - Ребята, как вы считаете, для чего нужен конверт?

     Он охраняет тайну письма. Первым бумажным конвертом было само письмо. Его складывали в старину, как аптекарский пакетик для порошков. Снаружи писался адрес, а внутри – текст. Скреплялся конверт сургучной печатью, затем стали использовать клей. Наши привычные конверты были изобретены в Англии в начале 20 века.

   -Для чего нужен штемпель?

Штемпель стали ставить ещё в 17 веке. Представлял он из себя маленький кружочек диаметром 13мм, разделённый чертой. В одной половинке двумя буквами записывали название месяца, во второй – день отправления письма.

   -Ну, а марка была изобретена в Англии и выглядела, как небольшой прямоугольник с изображением Королевы и надписью «Почта».

     В России первая марка появилась в 1857 году. На ней был изображён герб Российской империи, и стоила она 10 копеек.

(Экспозиция почтовых марок России из коллекций учителя и учащихся.)

   

- Теперь, ребята, после того, как мы много узнали из истории почты, давайте правильно научимся оформлять конверт.

( Пробуем вместе правильно подписать конверты)

От   кого   Казакова Кирилла

           6 «Б» класс, СОШ №1

 

Откуда  ул. Рудинская, д.8, кв.6

         г. Осташков,

         Тверской области, 172730

                                               Кому  Жюри конкурса

                                                          «Лучший урок письма»

                                                Куда  Ананьевский переулок,

                                                            4/2, стр.1,

                                                             г. Москва, 107045

- А теперь давайте выделим несколько важных правил эпистолярного этикета.

  1. Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее – не позднее, чем через 5-7 дней после получения.
  2. Письмо начинается, как правило, с обращения: «Здравствуй…» «Добрый день…»

  «Уважаемые…» «Дорогой…» «Милый…»

  1. Близкому человеку можно писать в тех                    

выражениях, в которых ты привык с ним

говорить. Человеку малознакомому пиши

сдержанно.

    4.Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов

        или выражениями: «Счастливо!» «Всего

        доброго» и т. п.

    5. Если случайно забыл написать о чём-то,

        можешь добавить это уже после подписи,

        поставив две латинские буквы P.S., что

        означает post scriptum – «после написанного».

  1.  Никогда не употребляй шаблонных, безвкус-

 ных выражений: «Лети с приветом – вернись

 с ответом», «Жду ответа, как соловей лета».

 Если хочешь пошутить – шути сам, если    хочешь что-то сказать – скажи своё, а не    чужое, пустое и вычурное.

  1. Никогда не читай чужих писем! Если к тебе

случайно попало чужое письмо, отправь его, не вскрывая, обратно по указанному адресу. (Если адрес не указан, отнеси на почту.)

  1. Если просишь кого-нибудь передать своё  

письмо, не запечатывай конверт, это не принято! Этим ты покажешь, что доверяешь человеку, с которым отправляешь письмо.

   

- Можно заглянуть в международный эпистолярный этикет.

  ( Сообщения заранее подготовленных учащихся)

  1. В Корее, как и в американских странах, сначала пишется имя, потом фамилия.
  2. Во Франции не принято обращаться к собеседнику по имени. Обычно употребляются слова «месье» и «мадам».
  3. В Перу принято посылать по поводу различных важных событий не только открытки и письма, но и сувениры.

- А ещё, ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье, ведь не случайно наш 2008 год официально объявлен годом семьи. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

   Давайте познакомимся с вашими семьями, но сделаем это необычным способом. Вы сейчас сами создадите семейный альбом. Перед каждым из вас лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, маркеры.

    Разделите, пожалуйста, лист на четыре части.    Вот так, молодцы!

     Подпишите первую часть листа – « Это я».

     Вторую часть – « Это моя семья».

     Третью часть листа – « Домашние питомцы».

     Четвёртая часть – « Любимые занятия семьи».

- Я думаю, что вы уже догадались, что в первой части вы рисуете себя. Во второй – всю вашу семью, не забывайте, что у вас есть и бабушки с дедушками, в третьей части рисуете ваших домашних животных, а в четвёртой – то, чем вы любите заниматься: если читать, то книгу, гулять – парк, ездить на рыбалку – удочки и так далее.

     ( Звучит музыка, ребята рисуют.)

- Настало время рассказать о своей семье.

     ( Ребята рассказывают про свои семьи.)

- Молодцы, спасибо за ваши интересные рассказы, как много нового мы узнали друг о друге!

- А теперь мы сделаем общий семейный портрет. Давайте повесим ваши рисунки вот на этот стенд. Красиво получилось. Но это ещё не всё. Помните, я вас просила принести фотографии. Давайте их поместим рядом с вашими рисунками.

  ( Ребята вешают рисунки и фотографии.)

- Здорово! Теперь ваши папы и мамы, сестрички и братишки будут рядом с нами даже в школе.

   

- Напоследок давайте немного разомнёмся! Выбираем две команды, в каждой – папа, мама. Бабушка, дедушка и два ребёнка.

     Конкурс «Весёлая семейка»

  1. Первый ребёнок одевает второго ребёнка с завязанными глазами (у каждого одинаковый набор вещей: шапка, варежки, куртка, шарф)
  2. Второй ребёнок пеленает куклу и бежит с ней вокруг стула.
  3. Мама чистит одну картофелину.
  4. Папа забивает гвоздь в деревянный брусок.
  5. Бабушка вставляет нитку в иголку и пришивает пуговицу.
  6. Дедушка бежит за газетой.

( Все этапы эстафеты выполняются последовательно)

- Молодцы! Ребята,  как вы думаете, наш класс можно назвать семьёй?

( Ребята говорят, что можно и что мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)

- Очень правильно вы сказали. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и , как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.

Подведение итогов по уроку.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Мы узнали много интересного из истории развития почты, правильно научились оформлять конверт. Мы познакомились с правилами эпистолярного этикета, поговорили о наших семьях и даже поиграли. Попробуйте дома написать письмо о своей семье, расскажите о себе и самых дорогих вам людях, например, своему другу, с которым вы давно не виделись, или вашему сверстнику, который живёт в другой стране. А помогут вам собрать материал такие вопросы:

 1.Откуда родом твои предки?

 2.Кем были они по профессии? Людей какой             профессии было больше всего у вас в роду?

    3.Существует ли в вашей семейной истории

    какие-нибудь факты, о которых рассказывают        

    каждому члену семьи?

    4.Есть ли у вас какие-то особые семейные

    праздники, торжества?

    5.Если бы ты мог совершить путешествие

    во времени, к кому из своих предков и в

    какую эпоху ты бы отправился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.СидоренкоКраснодарский крайг. Усть – Лабинскул. Энгельса, 71.   IXВсеро...

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методическая разработка проведения Урока письма: "Письма,опалённые войной"

Цели:возродить российские традиции эпистолярного жанраознакомить с этикетными правилами написания письмаразвивать навыки правильного написания письма - делового,...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

Методическая разработка проведения Урока письма.

Методическая разработка проведения Урока письма.            Работу выполнила: Серебрякова Татьяна Васильевна,...

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Урок чувашского языка. Конкурсная работа....

Методическая разработка проведения урока написания письма.

Проведение урока написания письма в 6 классе коррекционной школы 8 вида....