Методическая разработка проведения Урока письма: "Письма,опалённые войной"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Светлана Александровна Серебренникова

      Цели:

  • возродить российские традиции эпистолярного жанра
  • ознакомить с этикетными правилами написания письма
  • развивать навыки правильного написания письма - делового,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           официального, личного

Задачи:

  • приобретение навыков правильного написания личного письма
  • ознакомление  учащихся с текстом фронтовых писем
  • обогащение словарного запаса, активация речи учащихся, развитие устной и письменной речи
  • умение использовать текстовые и цветовые ассоциации как приём интерпретации для создания собственного текста
  • использовать приём интеграции как объединение в целое пространства школьных предметов: литература, история, краеведение, география, живопись, музыка

 

Методы проведения: рассказ учителя, выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися, сообщение учащихся, диалог учитель-ученик, прослушивание песни на стихи Лебедева-Кумача «Священная война»(музыка Александрова) в исполнении учащихся, «проба пера»( творческая работа учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Цели:

  • возродить российские традиции эпистолярного жанра
  • ознакомить с этикетными правилами написания письма
  • развивать навыки правильного написания письма - делового,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           официального, личного

Задачи:

  • приобретение навыков правильного написания личного письма
  • ознакомление  учащихся с текстом фронтовых писем
  • обогащение словарного запаса, активация речи учащихся, развитие устной и письменной речи
  • умение использовать текстовые и цветовые ассоциации как приём интерпретации для создания собственного текста
  • использовать приём интеграции как объединение в целое пространства школьных предметов: литература, история, краеведение, география, живопись, музыка

Методы проведения: рассказ учителя, выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися, сообщение учащихся, диалог учитель-ученик, прослушивание песни на стихи Лебедева-Кумача «Священная война»(музыка Александрова) в исполнении учащихся, «проба пера»( творческая работа учащихся).

Материал и оборудование  :  толковый словарь С.И. Ожегова, фронтовые письма, фотографии героев, письма в стихах, ноутбук, тетради, доска, фломастеры, художественная и документальная литература.

Ход урока

 1.Эмоциональный настрой учащихся. Звучит песня «Священная война» в исполнении учащихся 7-9 класс.

C:\Users\СВЕТА\Desktop\Проект 9 мая\конкурс чтецов 32\CIMG6029.JPG

2. 22 июня 1941 год, 4 утра. Звучит голос Левитана о начале войны.

3. Слово учителю: в памяти нашего народа есть такие свершения и даты, которые неподвластны времени. Одной из таких дат является 9 мая - День Победы. Но нелегко дался этот День. Для нашей страны 1941-1945 были «сороковые - роковые». Четыре года на просторах России катился вал войны - разрушались города и сёла, гибли люди. Четыре года кровь и пот. По данным на 1995 год ( из истории Отечества в документах А.Г. Колоскова) война унесла 27 миллионов жизней.

  Отважно воевали наши земляки города, сёл, деревень области. Погибло 57.934 человека. А те, кто вернулся домой, вызывают восхищение, глубокое уважение и признательность за их подвиг. К сожалению, каждый год ветеранов становится всё меньше и меньше.

4.Наизусть читается стихотворение Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны».

5. Назовите ключевые слова, прозвучавшие в этом стихотворении.

6.Возьмите в руки фломастеры и в тетради запишите слово война в цветовой гамме, какого цвета война, объясните.

7. Какие ассоциации у Вас возникают при употреблении слова война, запишите в цветовой гамме.(война: кровь, горе, боль, солдат, смерть и т.д.)

8. Итак, слово война какое?  (мрачное, страшное, грязное и т.п.)

9. Дать определение эпистолярной литературе (издание письма частного характера), в толковом словаре С.И. Ожегова выяснили, что письмо трактуется как жанр литературы. Письмо- маленькое художественное произведение, созданное человеком. (показ слайда)

Слайд 1

Слайд 2

  Как Вы думаете, что помогало солдату воевать и выжить на войне? Конечно, вера в то, что его дома ждут, верят в победу и любят. Война - великое испытание человека, всех его душевных качеств, стойкости характера. В минуты затишья солдаты мечтали, пели, читали, строили планы на будущее. Об этом говорят фронтовые треугольники. У Всеволода Багрицкого есть такие строчки:

                                  Кончился бой. Теперь отдохнуть,

           Ответить на письма…

И снова в путь.

  В 1941 году К. Симонов написал письмо в стихах, посвящённое любимой женщине, находившейся на Урале, в тылу. В феврале 1942 года письмо было опубликовано в газете и получило огромную популярность. Его заучивали, переписывали, читали. Чтение наизусть  учащимся стихотворения Симонова «Жди меня». Название стихотворения «Жди меня» послужило названием одноимённой популярной передачи. Люди пишут в программу «Жди меня», разыскивая своих близких, друзей, однополчан.

  В каждом доме, в каждой семье ждали дорогой сердцу солдатский треугольник. Фронтовые письма - это самые достоверные, эмоциональные и многочисленные документы о войне. Фронтовые письма вызывали бурю чувств наиширочайшего спектра – от безумной радости до глубокого горя. Поводом же был приход почтальона. Его ждали с трепетом и надеждой, а потом целовали как посланника радости или проклинали как вестника горя. Почти все почтальоны военной поры вспоминают тяжёлую эмоциональную атмосферу, в которой тогда приходилось работать, особенно в те дни, когда в сумке лежали похоронки.

  Я Вас просила узнать: есть ли у родственников в вашей семье солдатские письма-треугольники. Предоставим слово учащимся, выполнившим это задание.

10. Чтение выдержек из фронтовых писем и рассказ об их авторах.( Например из писем Якова Петровича Печерицы): июнь 1943 год , 4 месяца находится на Ленинградском фронте. Он пишет : «Нужно вспомнить свои навыки,  чтобы бить лучше коварного врага. Враг будет разбит. Да, я и забыл хвастнуть перед вами, что получил правительственную награду, медаль « За оборону Ленинграда», 8 июня». Последнее письмо 12 декабря. « Я жив и здоров пока, сейчас здесь зима, не очень холодная, нет сильных ветров и морозов. Ну, как ваша жизнь? Счастлива ли Валя, что далеко от варварских снарядов, которые убивают невинных  детей? Ну, за муки народа отомстим же. Живите помаленьку, будьте живы - здоровы все-все, целую вас горячо».

  Обратите внимание на оформление письма: поразмышляйте, почему треугольник? Чтение наизусть учащимися стихотворения Б.Лихарёва «Почтовая муза».

Практической частью нашего урока будет служить творческое задание: напиши письмо ветерану.

Практическая часть урока «Письма, опалённые войной».

C:\Users\СВЕТА\Desktop\CIMG5847.JPGC:\Users\СВЕТА\Desktop\CIMG5845.JPG

K:\Проект 9 мая\Институт учителя проект 9 мая\рукотворная книга памяти\Письма ветеранамjpg.jpg

Выдержки из писем ветеранам.

11. Заключительное слово учителя: поблагодарить учеников за урок,  подвести итог, объявить и прокомментировать оценки.

Литература:

1. Конференция «Нам жить и помнить, Томск 2006. Составители сборника: Исаенко В.Л.,  Луговская А.М., Моисеев Г.А.

2. Наш город родной. Исторические и памятные места Томска. Новосибирск. Западно - Сибирское книжное издательство 1982 год.

3.Рассказы о Томской почте. Издательство Томского университета. Томск 2003. Яковлев Я.А. , Рассамахин Ю.К.

4.  Стихи о Великой Отечественной войне.

5. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Москва 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.СидоренкоКраснодарский крайг. Усть – Лабинскул. Энгельса, 71.   IXВсеро...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"

Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...