«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»
план-конспект урока на тему

Новикова Альбина Артуровна

Урок чувашского языка. Конкурсная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_yazyka.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

                                                                        Материалы урока автором переведены на русский язык.        Развитие речи,  4 класс, чувашский язык.

Тема: Учиться писать письма.

Цели:  Возродить традиции эпистолярного жанра в виде письма.

Задачи:

1. Образовательная:

-Продолжать знакомить учащихся с историей возникновения почтовой службы.

-Познакомить со стратегией создания письменного текста, строение личного письма; уметь создавать письменный текст в форме личного письма.

2. Развивающая:

-Обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитательная:

-Формирование умения сотрудничать, показать детям значение переписки.

Активизация словаря : письмо, конверт, почта, почтовая служба, почтальон, почтовый ящик, марка, индекс, адрес, адресант, адресат, эпистолярный  жанр

Материал  : УМК «Перспектива» : 1.Учебник Чувашский язык 4 класс.    учебное пособие для 4 класса, Виноградов Ю.М.,Кульева А.Р;  - Чебоксары : Чувашское книжное изд-во,2014.-206с.    

  2. Дидактический материал по чувашскому языку для 2-4 классов; Артемьева Т.В. Печников О.М. Чебоксары : Чувашское книжное изд-во,1996.-182 с.

Карточки-памятки  Схема письма.

Ход.

 1.Мотивация к учебной деятельности.  Цель: включение в учебную деятельность .

Приветствие учащихся: Звонко прозвенел звонок –начинается урок.

2.Актуализация знаний . Цель: Уточнение имеющихся представлений о письме.  

Постановка проблемного вопроса  и определение темы  урока.

Вступительная беседа о почтовой связи.

   Учитель:  - Ребята, отгадайте загадки:

1.-Сбоку — марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое  очень, быстрое, как птица,

Если захочешь — за море умчится.  Учитель: - Верно, ребята, это письмо.

Учитель: Что такое письмо? Подготовленные ученики рассказывают о почте. Учащиеся записывают отгадки, объясняют известные орфограммы.

Ученик 1. -Письмо́ в значении сообщение — текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами. 

Учитель: 

2.-На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы 
Полетят во все концы
.

Учитель: Верно, ребята, это почтовый ящик.

Учитель: Когда появился первый почтовый ящик?

Ученик 2.- А знаете ли вы, что некоторые исследователи называют точную дату, когда появился первый почтовый ящик – 1500 год. Правда, его функции тогда выполнял простой башмак. В 1500 году Бартоломео Диас (тот самый, который открыл для европейцев Мыс Доброй Надежды) со своей экспедицией попал в жуткий шторм у берегов Южной Африки. От всей экспедиции уцелел всего один корабль. Члены экспедиции решили записать все, что с ними произошло. Рукопись решили оставить на берегу в надежде, что кто-то сможет обнаружить ее. Письмо засунули в башмак и подвесили на дерево. 

Учитель: Как появились почтовые услуги?

 Ученик 3. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты. Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта. (Википедия).

4. Учитель:

-Кто приносит нам газеты 
И от бабушки приветы?
 (Почтальон) –Кто в нашем селе заведует Отделением Почты России?

Учитель: -Кто из вас когда-нибудь получал письмо? Как они выглядят? (бумага в конверте).

Учитель: - Что нужно, чтобы листок стал письмом? (Ответы ...) Да, ребята, необходим конверт. 

Ученик 4. А знаете ли вы, что Конве́рт (нем. Kuvert[1], фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Впервые конверт был создан Бревером - английским торговцем бумагой из Брайтона, данное изобретение появилось в 1820 году. 

Учитель: - Что есть обязательно  на  всех  почтовых конвертах? ( марки и адреса, индекс) 

Учитель: - Что такое марка? (Лексическая работа над словом.)

Ученик 5. МАРКА – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют. Первая почтовая марка в России достоинством 10 копеек была выпущена 10 декабря 1857 года.

Учитель: Объясните значение слова адрес? (Лексическая работа над словом.)

Ученик 6. АДРЕС – надпись на письме, указывающая место назначения и получателя.

Учитель: Ещё на конверте обязательно должен быть индекс. Индекс -это  цифровое числовое обозначение населенного пункта .

Проблемное задание. Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыслить.

 Целеполагание: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.(Учиться писать письма ).

Учитель: Да, ребята мы сегодня на уроке будем учиться писать письма. Написание письма принято считать  эпистолярным жанром. (зачитать из словаря.)

 Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. 

3.Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка «Письмо».

(Дети имитируют движения)

Лист бумаги я возьму

И письмо писать начну.

Аккуратненько сверну,

В конвертик положу.

Адрес друга напишу,

И на почту отнесу.

Жди письма, мой лучший друг,

И ответ дать не забудь.

4. Новый материал .

Цель: Уточнить имеющиеся представления детей и развивать навыки написания письма.

Учитель: Проблемный вопрос: Как правильно составить письмо?

Ученик 7. Письмо – это текст, имеет 3 части: начало, основная часть, концовка. 

Работа по учебнику. Ответ на поисковый вопрос .

 Учитель:  Прочитайте упражнение 83 на  стр. 48. Проанализируйте, можно  ли текст назвать письмом?

«1947год. Карелия.

Здравствуй, мама! Хочу тебе сообщить, что в расположением я добрался хорошо. В лесничестве меня приветливо  встретили .Здесь работы много. Польза от моего приезда сразу стала заметной. Мама, я тебе высылаю немного денег. Купи себе теплый платок или ткань на платье.

За теплые проводы, большое всем спасибо.

Сами как живете? Хочется обо всем узнать. Напиши обо всех.

Всем желаю крепкого здоровья. Соседям передай привет от меня.

Твой сын Андриян.»

Учитель: Ответьте на вопросы:

1.Кто написал письмо (адресант)? (Сын Андриян).

2.Кто получатель письма (адресат)? ( Мама Андрияна).

3.Какие слова входят в основную часть письма? (сообщение о себе)

Учитель :На стр.48 , найдите и прочитайте правило.

Письмо состоит из таких основных частей:

  1. Обращение по имени к адресату, 2)Сообщение о получении или неполучении, о существовании или не существовании переписки, 3)Новости адресанта. 4)Вопросы к адресату. 5)Слова благодарности. 6)Просьба об ответе на письмо, 6)Слова –приветы, 7)Пожелание здоровья, прощание. 7)Подпись, 8)Дата и место написания письма.

Вывод: Давайте обобщим все вышесказанное.

 Итак,  1 часть – это приветствие и (или) обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2 часть – это вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3 часть - основная – изложение информации, интересующей адресата.

4 часть - заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощения и т.д.

Заканчивается письмо подписью и датой.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Сейчас мы с вами выполним практическую работу   по упражнению 103, стр.117 (Сборник упражнений).

Учитель: Прочитайте  начало письма. (Дети читают).

Здравствуй, любимый брат!

Мы получили и прочитали твоё письмо. За него очень образовались.

Мы живём хорошо. Я каждый день хожу в школу. В этом году я учусь уже в четвертом классе…

Задание: Продолжите письмо. В нем расскажите о вашей учёбе. Вам в помощь памятка Схема письма.(учитель раздаёт памятки на парты).

Схема письма

1. Обращение

Дорогие мама и папа! 
Уважаемый учитель!

2. Вступление. Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила ваше письмо.
Очень захотелось вам написать

3. Основное содержание письма.

 Вопросы к адресату.

Расскажу о нашей жизни.

Как здоровье? Какие новости? Как живете?

4. Заключение. Просьбы. Приветы.

Прошу вас……
Передайте привет……До свидания! До скорой встречи!
 Целую. Скучаю. Ваш…,….февраль 2016 г.

Учитель: - Помните, письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. (дети выполняют работу)

-Кто хочет зачитать свои письма? (по желанию)
- Из каких частей состоит письмо?( ответы детей)

-Зачем мы пишем письма?(ответы детей)

Итог урока.

Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке. (Учащиеся заканчивают предложения.) 

Оценивание работы учащихся на уроке. 

- Я вас благодарю за работу, вы очень хорошо работали, старались. Особенно

- Ребята, давайте вместе поставим отметки за работу.

Домашнее задание: упр. 84, стр.48 написать письмо о школьной жизни  в газету «Ровестник», не забудьте отметить, что вы пишете в газету впервые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.СидоренкоКраснодарский крайг. Усть – Лабинскул. Энгельса, 71.   IXВсеро...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методическая разработка проведения Урока письма: "Письма,опалённые войной"

Цели:возродить российские традиции эпистолярного жанраознакомить с этикетными правилами написания письмаразвивать навыки правильного написания письма - делового,...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

Методическая разработка проведения Урока письма.

Методическая разработка проведения Урока письма.            Работу выполнила: Серебрякова Татьяна Васильевна,...

Методическая разработка проведения урока написания письма.

Проведение урока написания письма в 6 классе коррекционной школы 8 вида....