технология модульного обучения, обобщение опыта
статья по биологии (8 класс) по теме

Калягаев Сергей Александрович

Кратко изложена теоретическая информация о технологии модульного обучения. Подходит для использования в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_k_konkursu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Условия возникновения опыта

         В 1993 году после окончания Самарского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева я пришел работать в школу учителем биологии.

В школе представлена вся шкала развития – от детей с высоким уровнем развития способностей до детей со  средним и низким умственным развитием. В связи с этим возникла необходимость реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. А школа должна создавать условия для формирования такой личности.

Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий была выбрана модульная технология (Юцявичене П.А., Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н.);

2. Теоретическое обоснование опыта

Основы технологии модульного обучения были разработаны  П.А.Юцявичене. Сущность модульного обучения заключается в том, что составляется модульная программа обучения, соотнесенная со структурой деятельности учащихся и состоящая из отдельных элементов, называемых «модулями» или «модульными блоками». Модуль, представляет собой законченную часть работы - действия учащегося с четко обозначенным началом и концом, в то же время модуль является структурным элементом программы обучения.

При необходимости для каждого учащегося составляется индивидуальная программа обучения на основе базовой модульной программы с учетом стартовой подготовки.

Взаимодействие педагога и учащегося происходит на паритетной основе. Оно опосредовано изучением учащимися материала «учебных элементов» или «обучающих моделей». Таким образом, модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность, осуществить мотивационное управление учением, так как, интегрируя все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, данная технология обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями.

Модульная технология в своей основе предусматривает индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся и является одной из наиболее приемлемых, так как в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий она наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом и государственными программами.

Применение данной технологии позволяет осуществить смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.

3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в творческой реализации (в процессе преподавания биологии) следующих задач:

  • активизация мышления;
  • повышение мотивации к изучению предмета;
  • повышение уровня коммуникативных способностей;
  • повышение результативности обучения.

4. Трудоемкость опыта

Трудности, возникающие при освоении технологии модульного обучения:

- большое количество времени, требующегося для составления модульных программ и отдельных модулей;

- расходы на тиражирование модулей;

- высокий уровень педагогической и психологической компетентности при разработке модульных программ;

- знание особенностей разных классных коллективов.

5. Технология модульного обучения

Основная идея модульного обучения состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Значит, модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий. Главное – разработать модульную программу.

Ученик работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, справочником, и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе.

Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом “Проверь себя” и т.д.) После изучения всей темы проводится выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.

Модульное обучение вводится постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить учащегося говорить. Модульное обучение несомненно имеет ряд преимуществ:

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

2. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.

3. Изменяется роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.

Ошибка состоит в том, что в модуль включается очень большой объем содержательной деятельности. Все ученики отвечают, что им не хватает времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а во-вторых, учителя сами не дают темпа работы своих учащихся.

Итак, обобщив всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что и модульная технология  может с успехом применяться в старшей школе. Она позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению, а это как раз те навыки, которые необходимы детям, ориентированным на дальнейшее получение образования в ВУЗе или техникуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

Технология модульного обучения при обобщении материала по теме «Деепричастие»

Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно та...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...

Блочно-модульное обучение: из опыта работы. Урок математики. 11 класс. Иррациональные уравнения

Одним из основных целей математического образования является формирование у учащихся умения решать задачи, развитие логики и интуиции.Учебное время, отводимое на изучение математики, можно условно раз...