Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Васильева Марина Юрьевна

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr_11_kl.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Зам. директора по УВР

Директор ГБОУ средней школы № 314

Председатель МО

        

        

___________

«        »                        г

«        »                        г

Протокол №        

от «        »                        г

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №314

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 на 2013-2014 учебный год

по биологии в 11а классе

Составитель программы:

учитель биологии

Васильева М. Ю.

_______________________

Санкт-Петербург

2013г.


Пояснительная записка

Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по биологии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, а также программы общеобразовательных учреждений по биологии. Авторы программы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы». Составитель  Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.-92с.

Количество часов: по программе за год — 34 часа

        по учебному плану —  34 часа ( 1 час в неделю)

Практическая часть: за год

контрольных работ –

лабораторных работ -  3

проекты-   .

(экскурсии, сочинения, изложения и др.))

Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:

1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Биология. Общая биология» 10-11 классы,  М. – Дрофа, 2011г.

Дополнительная литература:

  1. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии 10-11 классы, М., ВАКО, 2011 г.- 224 с.
  2. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.С. Резникова Единый государственный экзамен 2012 Биология М., Интеллект – Центр, 2012. – 320 с.
  3. А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов Биология в схемах и таблицах М., Эксмо, 2012. – 352 с.
  4. И.Н. Фасевич и др. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков:семинары, конференции, формирование ключевых компетенций – Волгоград: Учитель, 2009.-223с

Интернет - ресурсы:

(свой сайт и др. )

Учебник для 11 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год под номером 2022, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)

Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих основных целей:

  • формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.

Задач

  • развитие творческого мышления у школьников путём использования на уроках идей проблемного обучения биологии;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.


Межпредметные связи : химия, физика, обж, икт.

Практическая направленность курса определяется систематическим развитием логического мышления,  доказательств научных теорий,  построение  и анализ графиков.

Применяемые технологии связаны в основном с групповыми методами работы при изучении и закреплении нового материала и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях.

Проверка усвоения материала проверочных самостоятельных работ (после закрепления изученного), устных ответов, тестов, зачетов и  контрольных работ.

Настоящая учебная программа учитывает психологические особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс ( особенности данного класса: учащиеся имеют средний базовый уровень подготовки по предмету, некоторые интересуются предметом , но   в основном обладают низкой учебной мотивацией)

Особенности изучения материала

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школена базовом уровне составляют ведущие идеи- отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Антропогенез», «Вид», «Основы экологии», «Эволющия биосферы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего ( полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Содержание обучения

  1. Основы учения об эволюции (12 часов)
  2. Антропогенез (4 часа)
  3. Основы экологии ( 12 часов)
  4. Эволюция биосферы и человек ( 5 часов)

Лабораторных, практических работ – 3

Количество учебных часов – 34

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения учащиеся должны

Знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому признаку;
  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.  

Использовать приобретенные ЗУН для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.


Поурочно-тематическое планирование

№ урока

Содержание материала

Коли-чество часов

Учебный материал

Вид контроля

Примерные сроки изучения материала

для урочной деятельности учащегося

для внеурочной деятельности учащегося

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1 Эволюционное учение

13

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

1

Учебник:§52, презентация

§ 52, таблица

устный опрос

2

Вид и его критерии

1

Учебник:§ 53, презентация

Учебник:§53, характеристика критериев

Индивидуальная работа

3

Популяция. Генетический состав

1

Учебник:§ 54,55

Учебник:§54, 55 определения

Устный опрос

4

Изменение генофонда популяции

1

Учебник:§ 56

Лаб. Раб. «Описание особей вида»

Учебник:§56

Устный опрос

5

Борьба за существование и ее формы

1

Учебник:§ 57, презентация

Учебник:§ 57, примеры разных видов борьбы

тест

6

Естественный отбор и его формы

1

Учебник:§58, презентация

Лаб. Раб. «Выявление приспособлений организмов»

Учебник:§58, примеры приспособленности

Устный опрос

7

Изолирующие механизмы

1

Учебник:§59

Учебник:§59

тест

8

Видообразование

1

Учебник:§60

Учебник:§60

Устный опрос

9

Макроэволюция, ее доказательства

1

Учебник:§61

Учебник:§ 61

тест

10

Система растений и животных отображение эволюции

1

Учебник:§62

Учебник:§62

Устный опрос

11

Главные направления эволюции

1

Учебник:§63

Лаб. Раб. «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций»

Учебник:§63

Творческая работа

12

Обобщение «Эволюционное учение»

1

Учебник:§ 52-63


Систематические категории

Контрольная работа

Тема 2 Антропогенез

4

13

Положение человека в системе животного мира

1

Учебник:§69

Учебник:§69

Устный опрос

14

Основные стадии антропогенеза

1

Учебник:§ 70

Учебник:§70

Самостоятельная работа

15

Движущие силы антропогенеза

1

Учебник:§71

Учебник:§71

Устный опрос

16

Расы и их происхождение

1

Учебник:§72,73, таблица, презентация

Учебник:§72,73

тест

Тема 3 Основы экологии

12

17

Экология как наука

1

Учебник:§74, схема

Учебник:§74

Устный опрос

18

Среда обитания и ее факторы

1

Учебник:§75, схема, презентация

Учебник:§75, характеристика среды

Устный опрос

19

Экологические ниши

1

Учебник:§76,

Учебник:§76

тест

20

Типы экологических взаимодействий

1

Учебник:§77,78

таблица

Учебник:§77,78

Устный опрос

21

Экологическая характеристика популяции

1

Учебник:§79,80

Учебник:§79,80

Устный опрос

22

Экологические сообщества

1

Учебник:§81

презентация

Учебник:§81

тест

23

Структура сообщества

1

Учебник:§82

Таблица, презентация

Учебник:§82

Устный опрос

24

Взаимосвязь организмов в сообществе

1

Учебник:§83

презентация

Учебник:§83

Устный опрос

25

Пищевые цепи. Экологические пирамиды

1

Учебник:§84,85

Составление цепей питания

Учебник:§84,85

Творческая работа

26

Экологическая сукцессия

1

Учебник:§86

Учебник:§86

Устный опрос

27

Влияние загрязнений на организмы

1

Учебник:§87

Учебник:§87

Устный опрос

28

Основы рационального природопользования

1

Учебник:§88

Учебник:§88

Контрольная работа

Тема 4 Эволюция биосферы

5

29

Гипотезы о происхождении жизни

1

Учебник:§89, 90. Таблица, презентация

Учебник:§ 89, 90

Устный опрос

30

Основные этапы развития жизни на Земле

1

Учебник:§91, таблица

Учебник:§ 91, таблица

Самостоятельная работа

31

Эволюция биосферы

1

Учебник:§92, схема

Учебник:§92

Устный опрос

32

Антропогенное воздействие на биосферу

1

Учебник:§93

Учебник:§93, составление презентаций

Устный опрос

33

Обобщение «Биосфера»

1

Учебник:§ 89-93

Учебник:§ 89-93

гипотезы

тест

34

Повторение и обобщение

1

Составление терминологического словаря

Основные термины и понятия

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...