Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Раскаткина Вера Юрьевна

Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. -М.: Дрофа, 2010). Также использованы программы для общеобразовательных учреждений, лицеев и гимназий. Биология. 6-11 классы – М., Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание примерной программы с дополнениями , не превышающими требований к уровню подготовки учащихся и рекомендована Министерством образования РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_prog_8.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ударная СОШ»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

РАССМОТРЕНА

Заместитель директора школы по УР МБОУ «Ударная СОШ»

_____________  


«____»____________2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Ударная СОШ»

_____________   Глинова Г.Ш.


Приказ № ___ от «___»____2013 г.

                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

для 8 класса

(составитель Раскаткина Вера Юрьевна)

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. -М.: Дрофа, 2010). Также использованы программы для общеобразовательных учреждений, лицеев и гимназий. Биология. 6-11 классы – М., Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание примерной программы с дополнениями , не превышающими требований к уровню подготовки учащихся и рекомендована Министерством образования РФ.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В 8 классе получают знания о человеке как биосоциальном существе, его становления в процессе антропогенеза и формировании социальной среды; определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации; понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряет волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение курса «Человек и его здоровье» позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Они должны знать, что человек – часть природы.

Включение сведений по психологии позволяет рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цели, задачи курса:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • фундаментальные понятия биологии;
  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
  • значение внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
  • основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
  • правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;
  • систематическое положение человека и его происхождение;
  • основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;
  • признаки сходства и отличия человека и животных.

Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • Выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов человека;
  • Сравнивать: Человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • Определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
  • Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек,  нарушения осанки, зрения, слуха;
  • Оказания первой медицинской помощи при отравлении, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, травмах, кровотечениях, спасения утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 216 с.
  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2013.  

Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 8 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения,  обозначенных выше образовательных подходов, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практические работы.

Количество практических работ (13) соответствует примерной программе и обеспечено материально-техническими возможностями кабинета биологии, за исключением практической работы «Измерение массы и роста своего организма» (не обеспечена весами и ростомером). Практическая работа, предложенная в примерной программе как «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» разделена на 2 самостоятельные практические работы: ««Воздействие желудочного сока на белки» и «Воздействие слюны на крахмал», т.к. такое распределение в большей степени подходит к разбивке раздела на темы.

В примерную программу Н.И.Сонина внесены некоторые изменения, которые позволяют более полно раскрыть материал курса. Раздел «Транспорт веществ в организме» дополнен темой «Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение», раздел «Дыхательная система» - «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», раздел «Опорно-двигательный аппарат» - «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей», «Значение физических упражнений для формирования ОДА» и проч. Такое распределение учебного материала позволяет учащимся более глубоко осознать связь между строением и функционированием органов и их систем и влиянием на них образа жизни и других факторов внешней среды. В конце учебного курса подводятся итоги изучения этого материала на уроке «Человек и его здоровье». По сравнению с авторской программой в рабочей увеличено количество часов, отводимых на изучение темы «Координация и регуляция» (с 9 до 13), т.к., как показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим разделом для понимания целостности организма. Увеличено количество часов для изучения раздела «Покровы тела» (с 2 до 3)  с целью увеличения количества времени отводимого на проведение практических работ.

Содержание программы

Место человека  в системе органического мира (2 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека  (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека  (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека  (5 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения тканей.

Координация и регуляция (13 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение изменения размера зрачка.
  2. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

                             

Опора и движение (8  часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение внешнего строения костей.
  2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Внутренняя среда организма  (4 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения крови

Транспорт веществ  (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
  2. Измерение кровяного давления
  3. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.

Дыхание  (4 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

 

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение частоты дыхания.

Пищеварение  (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

  1. Воздействие слюны на крахмал
  2. Определение норм рационального питания.                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Обмен веществ и энергии  (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение  (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела  (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

Размножение и развитие  (3  часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность  (7 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Лабораторные и практические работы.

  1. Характеристика моих познавательных процессов

Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Человек как биологический вид

2

2

Происхождение человека

3

3

Краткая история развития знаний о человеке

1

4

Общий обзор организма человека

5

1

1

5

Координация и регуляция

13

2

1

6

Опора и движение

8

2

1

7

Внутренняя среда организма

4

1

8

Транспорт веществ

5

2

1

9

Дыхание

4

1

10

Пищеварение

6

2

1

11

Обмен веществ и энергии

2

12

Выделение

2

13

Покровы тела

3

1

14

Размножение и развитие

3

1

15

Высшая нервная деятельность

7

1

Итого:

68

13

6


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

Причина несоот.

1

Раздел 1. Человек как биологический вид

2

Место человека в системе органического мира

1

  1. 2

Особенности человека

1

Раздел 2. Происхождение человека

3

Происхождение человека и этапы его становления

1

Происхождение человека и этапы его становления

1

  1. 5

Расы человека

1

Раздел 3. Краткая история развития знаний о человеке.

1

Краткая история развития знаний о человеке.

Науки, изучающие организм человека.

1


Раздел 4. Общий обзор организма человека

5

1

1

Клеточное строение организма

1

Клеточное строение организма

1

  1. 8

Ткани

1

1

  1. 10

Органы. Системы органов. Организм

1

  1. 11

Обобщающий урок по темам: «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека»

1

1

Раздел 5. Координация и регуляция

13

2

1

Эндокринный аппарат, его особенности

1

  1. 12

Нервно-гуморальная регуляция

1

  1. 13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

  1. 14

Рефлекс

1

1

  1. 15

Спинной мозг

1

  1. 16

Строение и функции головного мозга

1

  1. 17

Полушария большого мозга

1

  1. 18

Функции полушарий большого мозга

1

  1. 20

Анализаторы их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

1


Анализаторы слуха и равновесия

1

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

  1. 24

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов

1

Обобщающий урок по темам: «Анализаторы», «Нервная система»

1

1

Тема 6. Опора и движение

8

2

1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет

1

  1. 26

Строение и свойства костей

1

1

  1. 27

Типы соединения костей

1

  1. 28

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах  костей

1

  1. 29

Мышцы, их строение  и функции

1

  1. 30

Работа мышц

1

1

  1. 31

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

Обобщающий урок по теме: «Опора и движение»

1

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

1

  1. 32

Внутренняя среда организма и ее значение

1

  1. 33

Строение и функции крови. ФЭК

1

1

  1. 34

Иммунитет.

1

  1. 35

Группы крови. Переливание. Донорство. Резус-фактор

1

Тема 8. Транспорт веществ

5

1

1

  1. 36

Органы кровообращения

1

  1. 37

Работа сердца

1

1

  1. 38

Движение крови и лимфы по сосудам

1

  1. 39

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1

1

Обобщающий урок по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»

1

1

Тема 9. Дыхание

4

1

  1. 40

Дыхательная система

1

  1. 41

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

1

  1. 42

Дыхательные движения и их регуляция

1

1

  1. 43

Заболевания органов дыхания и их предупреждение

1

Тема 10. Пищеварение

6

2

1

  1. 45

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

1

  1. 46

Пищеварение в ротовой полости

1

1

  1. 47

Пищеварение в желудке

1

  1. 48

Пищеварение в кишечнике. Всасывание

1

  1. 49

Рациональное питание. Заболевание пищеварительной системы

1

1

Обобщающий урок по темам: «Дыхание», «Пищеварение»

1

1

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

  1. 50

Обмен веществ и энергии

1

  1. 51

Витамины.

1

Тема 12.  Выделение

2

  1. 53

Выделение. Строение и работа почек

1

  1. 5

Заболевания почек, их предупреждение

1

Тема 13. Покровы тела

3

1

  1. 55

Строение и функции кожи

1

  1. 56

Роль кожи в терморегуляции организма

1

  1. 57

Гигиена покровов тела. Первая помощь при травмах покровов тела

1

1

Тема 14. Размножение и развитие

3

1

  1. 58

Половая система человека

1

  1. 59

Размножение и развитие человека

1

Обобщающий урок по темам: «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие».

1

1

Тема 15. Высшая нервная деятельность

7

1

  1. 60

Поведение человека. Рефлекс

1

  1. 61

Торможение, его виды и значение

1

  1. 62

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

  1. 63

Особенности высшей нервной деятельности человека

1

  1. 64

Индивидуальные особенности личности

1

1

Обобщение.

1

Резерв

1

Требования к уровню подготовка выпускников

В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
  • строение и функции основных тканей и систем органов;
  • функциональные системы организма;
  • значение гомеостаза внутренней среды организма;
  • об обмене веществ, его значении и видах;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
  • строение и функции анализаторов;
  • механизмы ВНД;
  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
  • особенности индивидуального развития человека;
  • правила личной гигиены;
  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
  • о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию;
  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
  • измерять кровяное давление и частоту пульса;
  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)
  2. Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, -  97 с.
  3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.
  4. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.
  5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
  6. Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)
  7. Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.
  8. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.
  9. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.: Вако, 2005. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
  10. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
  11. Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с. - (Наука сегодня)
  12. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с. - (Наука для всех)
  13. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...