Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для профильного уровня преподавания биологии. Презентация содержит  29 слайдов с фотографиями, текстом, вопросами для обсуждения и схемами задач по генетике пола. Для закрепления темы имеется приложение в виде задач разных уровней сложности на сцепленное с полом наследование.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Учитель биологии Данилова Дарья Сергеевна

Слайд 2

1.АА(серый) х аа (белый ) 2.Аа(серый) х Аа (серый) F 1: Аа (серый) F 1: АА; 2Аа; аа Вопросы : 1. Какой цвет доминантный, почему вы так считаете? 2. Какая схема отображает 1 закон Менделя? 3.Из приведенных схем выберите запись, отображающую второй закон Менделя, и дайте его формулировку.

Слайд 3

Сегодня на уроке мы должны: ответить на вопрос, от чего зависит рождение мужских и женских особей? познакомиться с типами определения пола; закрепить навыки решения генетических задач.

Слайд 4

Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного. Пол – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов, т. е. признаков, по которым женская особь отличается от мужской.

Слайд 6

Виды хромосом

Слайд 7

Хромосомная теория пола К.Корренса (1907) Пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотворения: Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы - гомогаметный Пол, имеющий разные половые хромосомы - гетерогаметный

Слайд 9

Набор хромосом человека Женщины – 2 х 22 пары + XX, Мужчины – 2 x 22 пары + XY,

Слайд 10

Половые хромосомы

Слайд 11

Хромосомный набор человека Женщина XX Мужчина XY

Слайд 12

Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом - принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Закон Т. Моргана: Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и принадлежат к одной группе сцепления. Число групп сцепления у организмов равно числу пар хромосом: дрозофила – 6 пар, кукуруза – 10 пар, томат – 12 пар, человек 23 пары. Томас Хант Морган — американский биолог, один из основоположников генетики, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорке (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1933) «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Слайд 13

Существует 5 типов хромосомного определения пола:

Слайд 14

1 тип Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ, ХУ

Слайд 15

2 тип Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ

Слайд 16

3 тип (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) Х X Х0

Слайд 17

4 тип Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 Х X

Слайд 18

5 тип Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). Гаплоидно-диплоидный тип 2 n n

Слайд 19

Интересные факты У крокодилов не обнаружены половые хромосомы . Пол зародыша, развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: при высоких температурах развивается больше самок , а в том случае, если прохладно, - больше самцов . Вывод: Пол может определяться в процессе онтогенеза, после оплодотворения и зависит и от факторов внешней среды.

Слайд 20

Нарушение определения пола у человека (вероятность – 2 случая на 1 тыс.новорожденных ). В таких случаях у потомства наблюдается: - непропорциональный рост конечностей; - бесплодие; - умственная отсталость и другие аномалии . Примерами таких нарушений являются: - синдром Клайнафельтера (частота 0,15%); синдром Шерешевского – Тернера (частота 0,03%) синдром Дауна (частота 0,16%)

Слайд 21

Причины аномалий: Воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к. после 35 лет у человека цитоплазма половых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе.

Слайд 22

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах Например , Х-хромосома человека содержит около 150 генов, отвечающих за развитие различных признаков, например: - ген , отвечающий за свертывание крови; - ген , отвечающий за форму и размер зубов; - ген , отвечающий за синтез ряда ферментов; - ген , обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому). Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.

Слайд 23

У человека известны признаки, сцепленные с полом, например, очень тяжелое наследственное заболевание гемофилия , при котором кровь теряет способность свертываться. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном , расположенным в Х-хромосоме . ??? Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется?

Слайд 24

Ген, вызывающий дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвет), также сцеплен с Х-хромосомой .

Слайд 25

1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? 3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? Решите задачи

Слайд 26

Почему не бывает трёхцветных котов? На вопрос на такой кто ответить нам готов?

Слайд 27

Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая — геном Х b . Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Слайд 28

Обратить внимание на тему урока, задачи урока, ваши записи в тетрадях. Вспомните, как вы работали на уроке. Какие ощущения были у вас на уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? С какими ощущениями вы пойдёте домой?

Слайд 29

Домашнее задание Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”: генеалогический; близнецовый; цитогенетический; биохимический; иммуногенетический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...

Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Презентация является дополнением к уроку...

Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование

В тест  по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...

"Генетика пола. Сцепленное с полом наследование".

Учебная презентация "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование" разработана к уроку биологии в 9 классе по аналогичной теме по учебнику Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский, Е.А.Кр...

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...

Урок биологии в 9 классе по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"

Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков,  сцепленных с полом....

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля

В данной презентации рассматривается закон Кулона, выводится его математическая запись, так же напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей...