Урок биологии в 9 классе по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Старокожева Алла Ивановна

Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков,  сцепленных с полом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока114.28 КБ
Файл Карта урока16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Генетика пола.  Сцепленное  с полом наследование"

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков,  сцепленных с полом.

Задачи:

образовательные:

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • систематизация теоретических знаний по теме “Взаимодействие неаллельных генов”;
  • изучение  хромосомного механизма определения пола;
  • знакомство с  особенностями  наследования признаков, сцепленных с полом;
  • рассматривание  некоторые патологических признаков заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах;

развивающие:

  • продолжение формирования умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
  • выработка умений самостоятельного решения генетических задач;
  • способствование пониманию необходимости знания родословной  своей семьи;
  • продолжение развития  умений анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;

воспитательные:

  • повышать восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
  • продолжить формирование коммуникативной компетенции.

 Вид учебного занятия: урок.

 Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Урок-исследование.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент (1 мин)

Имя нашего урока «Урок - исследование»

2. Актуализация знаний.   Фронтальная беседа  (5 минут) 

Вопросы:

  1. Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости?
  2. Кто является основоположником науки генетики?
  3. Какой метод в своей работе использовал Грегор Мендель?
  4. Какое скрещивание вы назовете моногибридным?
  5. Какое скрещивание вы назовете дигибридным?
  6. Какие гены называются аллельными?
  7. Какие организмы называются гомозиготными?
  8. Какие организмы называются гетерозиготными?
  9. Какие признаки называются доминантными?
  10. Какие признаки называются рецессивными?
  11. Записать на доске обозначение доминантной гомозиготы.
  12. Записать на доске обозначение рецессивной гомозиготы.
  13.  Записать на доске обозначение гетерозиготы.
  14. Записать обозначение женского  организма.
  15. Записать обозначение мужского организма.
  16. Какие гаметы дает доминантная гомозигота.
  17. Какие гаметы дает рецессивная гомозигота.
  18. Какие гаметы дает гетерозигота.
  19. Какое потомство образуется при соблюдении первого закона Менделя – закона единообразия гибридов первого поколения?
  20. В каком соотношении происходит расщепление в потомстве при соблюдении второго закона Менделя?

3. Проверка домашнего задания. Графический  диктант «Определи верность суждения» (5 минут)

Вариант 1

Вариант 2

  1. Основоположником генетики является Томас Морган.
  2. Гены, отвечающие за развитие одного признака называются аллельными.
  3. Организм с генотипом Аа является гомозиготным.
  4. Преобладающие признаки называются рецессивными.
  5. При соблюдении первого закона Менделя в потомстве происходит расщепление в соотношении 3:1.

1. Основоположником генетики является Грегор Мендель.

2. Признаки, которые подавляются, называются рецессивными.

3. Рецессивная гомозигота обозначается АА.

4. При соблюдении второго закона Менделя происходит расщепление в потомстве в соотношении 3:1.

5. Гены, отвечающие за развитие разных признаков, называются аллельными.

Взаимопроверка, выставление оценок ребятами.

Вариант 1

Вариант 2

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

Критерии выставления оценки

Нет ошибок – пять

1 ошибка – четыре

2 ошибки – три

Более трех ошибок - два

4.  Постановка  проблемы. Глядя на изображение кариотипа человека, найдите отличия в хромосомах мужчины и женщины. (1 минута)

 http://images.myshared.ru/5/434132/slide_13.jpg

Кариотипы мужчины и женщины отличаются половыми хромосомами, у женщин две

х-хромосомы, у мужчин одна х-хромосома, одна у-хромосома.

5. Формулирование  учащимися цели урока. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?   (1 минута) Ответ: генетику пола.  Запишите тему урока в карту урока.

Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые хромосомы. Впишите эти названия в карту урока.

 В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто.

6. Определение учащимися гомогаметного и гетерогаметного пола. (1 минута)

46=44 аутосомы и 2 половые хромосомы, у женщин хх, у мужчин ху.

7.Составление учащимися различных типов определения пола: работа в карте урока(3 минуты)

Составление  типов определения пола самостоятельно, примеры из учебника с.116

Женский пол

Мужской пол

Примеры организмов

Х_х

Х_у

Млекопитающие, черви, ракообразные, земноводные, рыбы

Х_у

Х_х

Птицы, рептилии

Х_о

Х_х

Пчелы, кузнечики

Х_х

Х_о

моль

 

  1. Постановка проблемы.  Почему некоторыми болезнями страдают только мужчины? (2 минуты)  Например, гипертрихоз – повышенная волосатость ушных проходов, дальтонизм –  цветовая слепота у 8 % мужчин и 0,5 % женщин, гемофилия – нарушение свертывания крови.

 Учащиеся выдвигая гипотезы, приходят к правильному ответу: признак сцеплен с половыми хромосомами.

9.Эксперимент на определение дальтонизма. (2 минуты)  Все ли ребята видят цифры?

Дальтонизм – неспособность различать красный и зеленый цвет или их оттенки. Решение задач на дальтонизм.

 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4b33af2ba515742a5fd540ec96bc67ec&n=33&h=215&w=287

12.Творческое задание(2 минуты)  

Во  Второй мировой войне дальтоников не брали в летчики на службу в ВВС США, но в 1941 году все поменялось: им стали отдавать предпочтение. От чего эти перемены?

Ответ: оказывается, дальтоники лучше видят замаскированные объекты, лучше различают оттенки цвета хаки.

13. Решение задач на наследование дальтонизма

ХDХD - норма
ХDХd - норма, носитель
ХdХd - дальтонизм
ХDY - норма
ХdY - дальтонизм

Первая задача: в брак вступили девушка, нормально различающая цвета и юноша дальтоник. Гены нормального цветового зрения (Д) и дальтонизма располагаются в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей и детей. Могут ли в этой семье родиться дети - дальтоники? (первую задачу оформляет на доске учитель) (4 минуты)  

Вторая задача решается в группах: В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи. (5 минут)  

Решение:       P      ХДХd   x  XDY

                     G  ХД  ,  Хd               XD   Y

                     F1  ХД XD      ХД Y    XDХd          ХdY

Родятся дочь здоровая и носитель гена дальтонизма, сын здоровый и сын больной дальтонизмом. Вероятность рождения больных сыновей 50%.

14. Домашнее задание №3.10 и решение задач трех уровней сложности. Ребята сами выбирают уровень сложности.

  1. Творческое задание. В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. “Человек-дикообраз” - прозвали его соседи. Ламберт имел 6 сыновей, и все они тоже выглядели “дикообразами”. И в последующих четырёх поколениях рождались “дикообразы”, но вот что примечательно – только мальчики, девочки были как девочки…  В те времена появление этих несчастных приписывали колдовству, “нечистой силе”.  Объясните это явление с точки зрения генетики.

Ответ: Мы теперь скажем иначе: произошла мутация, поломка какого-то гена в мужской Y-хромосоме (ведь только мужчины заболевали этой болезнью).

IV. Рефлексия. (2 минуты)  

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду



Предварительный просмотр:

Карта урока

по теме: _________________________________________

Ф.И. учащегося____________________________________

1.       Кариотип мужчины                                           Кариотип женщины

46    =    44   +    ХУ                                                              46     =     44   +   ХХ

      _______           __________                                                        _______      __________

2. Составление  типов определения пола

Женский пол

Мужской пол

Примеры организмов

Х_

Х_

Х_

Х_

Х_

Х_

Х_

Х_

3. Наследование дальтонизма

Женщины

мужчины

ХDХD - норма
ХDХd - норма, носитель
ХdХd - дальтонизм

ХDY - норма
ХdY - дальтонизм

Решите задачу:

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи. (используйте файл приложение 2)

Домашнее задание параграф 3.10

Решить задачи:

  1. Уровень А.

Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства – соотношение генотипов и фенотипов.

  1. Уровень В. Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей – носителей этого гена.

  1. Уровень С. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb, гетерозиготы ХВХb имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

  1.  Творческое задание. В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. “Человек-дикобраз” - прозвали его соседи. Ламберт имел 6 сыновей, и все они тоже выглядели “дикобразами”. И в последующих четырёх поколениях рождались “дикобразы”, но вот что примечательно – только мальчики, девочки были как девочки…  В те времена появление этих несчастных приписывали колдовству, “нечистой силе”.  Объясните это явление с точки зрения генетики.

 

  1. Творческое задание. Подберите народные высказывания, пословицы, отражающие генетические закономерности. Например, «Яблоко от яблони недалеко падает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Необычные задачи на сцепленное с полом наследование

Подборка задач на наследование двух признаков,сцепленных с Х-хромосомой, и на наследование признаков, сцепленных с У-хромосомой....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....