Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Тыганова Любовь Алексеевна

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tyganova.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 7 классе на тему «Класс Однодольные растения, семейство Злаковые»

ПАСПОРТ УРОКА

ФИО учителя: Тыганова Любовь Алексеевна

Название ОУ: ГБОУ СОШ с.Екатериновка

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Класс Однодольные растения, семейство Злаковые

Цель урока: сформировать умение определять принадлежность растения к классу Однодольные, мотивируя свой выбор

Планируемые образовательные результаты:

ученик научится:

- перечислять основные признаки однодольных растений;

- определять, однодольное или двудольное растение перед ним;

- аргументировать собственную точку зрения;

- называть некоторые важнейшие злаки, их значение в жизни человека;

- работать с информацией, представленной в табличной форме.

ученик получит возможность научиться:

- определять по набору признаков принадлежность растения к семейству Злаковые;

- делать выводы на основе предоставленной информации.

Программные требования:

Личностным результатом изучения является:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

  • умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков царств живых организмов;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• различение на живых объектах и таблицах органов цветкового растения;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Программное содержание: Систематические группы (царство, подцарство, класс, семейство, род, вид), признаки однодольных и двудольных растений, особенности растений семейства Злаковые, основные представители семейства.

Ценностные ориентиры: экологоцентричное мышление, здоровый образ жизни.

Основные понятия: семейство, класс, корневая система (стержневая и мочковатая), жилкование листьев, тип цветка, семядоли.

План изучения нового материала:

  1. Признаки Однодольных растений.
  2. Семейства класса Однодольные.
  3. Особенности Злаковых.
  4. Наиболее важные представители, их значение для человека.

Тип урока: освоение новых знаний.

Форма урока: смешанная.

Технология обучения: программированное обучение, дифференцированное обучение.

Оборудование: учебник, гербарные образцы, таблица «Количество устьиц у различных растений», лист самооценки, учительский компьютер, проектор, экран, семена различный растений по количеству учащихся.

Мизансцена урока: парты расставлены в три ряда, расстояния между рядами и от стен согласно СанПиН.

Подготовка к уроку: повторение признаков растений класса Двудольные.

Домашнее задание: домашний эксперимент «Выращивание семени и определение систематической принадлежности растения».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Учащиеся организуют свое рабочее место.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Фронтально.

Проверяют наличие всех необходимых материалов и принадлежностей.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся формулируют и записывают тему урока, проговаривают цель и задачи.

Демонстрирует учащимся различные изображения растений (Презентация), задает вопросы, требующие определения систематической категории и обобщения.

Наглядный метод.

Фронтально.

Наблюдают изображения, классифицируют растения, делают выводы, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Актуализация знаний

Учащиеся вспоминают признаки двудольных растений, классифицируют растения, обосновывают свой ответ.

Дает задание классифицировать гербарные образцы на известные учащимся классы растений.

Практический метод (лабораторная работа).

Групповая работа (в парах).

Классифицируют растения, объясняют свой выбор.

Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с семействами однодольных растений, использование жизненного опыта при ответе, работа с информацией, представленной в табличном виде.

Задает вопросы учащимся по признакам, характерным для однодольных растений, диктует признаки для записи.

Знакомит с семействами Однодольных, предоставляет информацию в виде таблицы (Приложение 1), задает вопросы по ней.

Словесные (беседа, рассказ) и наглядные (демонстрация) методы.

Фронтально и индивидуально.

Находят информацию в учебнике, отвечают на вопросы учителя, формулируют основные признаки однодольных растений, записывают их в тетрадь.

Слушают учителя, работают с таблицей: классифицируют данные растения, определяют закономерности, делают выводы о связи строения с условиями обитания.

Первичная проверка понимания (+физминутка)

Учащиеся осваивают классификацию растений, используют полученные знания, осознают уровень освоения учебного материала.

Объясняет правила игры (1 ряд встает, если демонстрируется (Презентация)/называется однодольное растений, 2й ряд – если двудольное ИЛИ если показано однодольное растение – учащиеся поднимают одну руку, если двудольное – две).

Словесные (объяснение)и практические (игра) методы.

Фронтально и индивидуально.

Слушают и выполняют правила игры, определяют класс растения. Самостоятельно оценивают уровень усвоенных знаний (Приложение 2).

Первичное закрепление

Учащиеся определяют принадлежность к классу и семейству растения, объясняют свой ответ, работают с учебником.

Организовывает работу учащихся согласно их собственной оценке знаний, проводит тестирование (Приложение 2 и 3).

Словесные (работа с книгой) и практические (упражнение) методы.

Индивидуально, дифференцированно.

Определяют систематическую группу растения, объясняя свой выбор, подготавливают информацию о значении злаков в жизни человека.

Информация о домашнем задании

Учащиеся вспоминают правила выращивания культурных растений.

Раздает подготовленные семена в индивидуальной упаковке, инструктирует.

Словесные (объяснение) методы.

Фронтально и индивидуально.

Получают семена, запоминают и записывают, что нужно определить в ходе домашнего эксперимента.

Рефлексия

Учащиеся осознают собственную деятельность, формулируют вывод.

Записывает на доске начало фразы «На уроке я научился…». Просит учащихся закончить эту фразу, опираясь на проделанную работу.

Словесные (беседа) методы.

Фронтально и индивидуально.

Заканчивают фразу, осознавая и формулируя полученный опыт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программные требования

Первоначальное самооценивание

Результаты теста

В ходе работы

По итогам теста на следующем уроке

Уметь классифицировать растения на однодольные и двудольные

Уметь назвать признаки однодольных растений

Уметь назвать признаки двудольных растений

Знать основные растения семейства Злаковые

Уметь рассказать о роли злаков в жизни человека


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест по теме «Однодольные растения»

Укажите признаки однодольных растений:

а) в семени 1 семядоля

б) в семени 2 семядоли

в) параллельное и дуговое жилкование листьев

г) стержневая корневая система

д) мочковатая корневая система

е) сетчатое жилкование листьев

Укажите признаки двудольных растений:

а) в семени 1 семядоля

б) в семени 2 семядоли

в) параллельное и дуговое жилкование листьев

г) сетчатое жилкование листьев

д) стержневая корневая система

е) мочковатая корневая система

К злаковым культурам относятся:

а) перец, баклажан, картофель б) рожь, кукуруза, овес в) лилия, тюльпан, хлорофитум

У злаковых растений плод в виде:

а) боба б) зерновки в) коробочки

Корневая система злаковых растений:

а) мочковатая б) стержневая

К группе пасленовых растений относятся:

а) белена, томат, перец б) соя, горох, люпин в) лук, чеснок, тюльпан

Восстанови правильную последовательность в выращивании картофеля (отметь цифрами):

_____ Прополка

_____ Уборка урожая

_____ Подготовка почвы (вспашка + удобрение)

_____ Посадка

_____ Окучивание

_____ Подготовка клубней картофеля