Семя однодольных и двудольных растений
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Светлана Гуркина

«Семя однодольных и двудольных растений».

При работе с детьми моего класса я заметила, что школьники из всего школьного меню прежде всего заказывают ту еду, которая является сладкой: булочки, йогурты, если этого в меню нет, то они заказывают макаронные и колбасные изделия. Супа и каши в этом списке стоят последними, поэтому я решила обратить их внимание на то, что пища должна быть не только вкусной, но и полезной, а вкусная пища не обязательно является сладкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Семя однодольных и двудольных растений».

При работе с детьми моего класса  я заметила, что школьники  из всего школьного меню прежде всего заказывают ту еду, которая является сладкой: булочки, йогурты, если этого в меню нет, то они заказывают макаронные и колбасные изделия. Супа и каши в этом списке стоят последними, поэтому я решила обратить их внимание  на то, что пища должна быть не только вкусной, но и полезной, а вкусная пища не обязательно является сладкой.

Урок –исследование:

Строение семени однодольных и двудольных растений.

Структура урока.

В начале урока учитель делит школьников на группы по 5- 6 человек, после этого начинает урок

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Изучить строение семени

I. Создание проблемной ситуации

Учитель в ходе беседы формулирует проблему: «Полезна ли нашему организму каша, и если полезна то чем именно?»

Учитель также должен выяснить: сколько ребят в классе любят и едят кашу и эти результаты занести в специальную таблицу на доске.

II. Постановка учебной задачи

  1. Узнать из каких продуктов готовят разные виды каши.
  2. Изучить семена двудольных и однодольных растений, сравнить их строение.
  3. Изучить химический состав семени и узнать, полезны ли эти вещества человеку.

III. Поиск решения

  1. В процессе работы с  раздаточным материалом №1, школьники узнают, что основным продуктом для приготовления каши служат семена различных растений (Приложение №1).
  2. В ходе работы с материалом учебника школьники знакомятся со строением семени и выясняют, что семя содержит зачаточный зародыш, который для своего развития и роста использует запасные питательные вещества, которые находятся в специальных органах растения – семядолях и эндосперме (Учебник и приложение №2).
  3. Экспериментальным путем доказывают наличие в семенах углеводов, белков и жиров (работа с семенами растений, выполнение лабораторных работ).
  4. Работая с раздаточным материалом, они узнают, что эти вещества полезны не только растению, но и человеку (Приложение №3).

IV. Выражение решения

После окончания работы в классе, ребята делают вывод:

«Семя состоит из двух основных частей: зародышевого побега и запаса питательных веществ (в виде эндосперма или семядолей). Растение заложило в семя все нужное, чтобы зародышевый побег смог прорасти: углеводы, жиры, белки. Но эти же вещества нужны и детям для активного роста и развития: углеводы и жиры для получения энергии, а белки для активного роста. Каша содержит все эти вещества, поэтому она полезна для развития детей»

V. Реализация продукта

Учитель подводит итог и выясняет, сколько ребят поменяли свое мнение. Возможно, что некоторые школьники не считают кашу вкусной, но так как она полезна нашему организму, они будут ее есть».  

 

УУД развиваемые в ходе работы на уроке:

  1. Познавательные (при работе с материалом школьники учаться выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
  2. Регулятивные ( школьники сами оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают результат своих действий)
  3. Коммуникативные ( работа в группе требует от учеников сотрудничества с друг другом так и с учителем)
  4.  Личностные (каждый получает возможность высказать свою позицию).

Приложение № 1:

 Ка́ша — блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен, иногда с такими добавками, как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье.

Очень распространена в русской кухне. Традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах.

В России каша всегда была наиболее частой горячей пищей в армии, особенно в походных условиях. Отсюда и пошло часто употребимое название профессии армейского повара — «кашевар». Сами солдаты некоторым кашам дают жаргонные прозвища, например, перловую кашу в армии называют шрапнелью или болтами за характерный внешний вид. Также каша является неотъемлемым элементом детского питания

Виды каш

  • Овсяная каша с молоком.
  • Гречневая каша — каша, приготавливаемая из гречневой крупы, популярное блюдо русской, белорусской, украинской и польской кухонь;
  • Гороховая каша — диетический продукт, имеет большую пищевую ценность и калорийность;
  • Манная каша — используют для первых блюд как засыпку, либо в форме манных галушек; для вторых блюд — в виде каши, оладий, запеканок, биточков, котлет; для сладких блюд — в виде сладкой манной каши (гурьевской), суфле, пудинга, мусса и т. п.; для выпечки пирога (т. н. манника); а также для добавки в мясной фарш; изготавливают из пшеничных зерен;
  • Овсяная каша — полезное блюдо на завтрак, доступна и очень проста в приготовлении. Для шотландцев овсяная каша — чуть ли не главное блюдо страны;
  • Перловая каша — блюдо из разваренной перловой крупы, которое готовят как на молоке, так и на воде;
  • Ячневая каша — изготавливается без шлифования и полирования, поэтому содержит большое количество клетчатки;
  • Пшённая каша — это семена проса, очищенные от наружной оболочки;
  • Рисовая каша;
  • Кукурузная каша (Мамалыга, Полента);
  • Машевая каша с машем, рисом и мясом;
  • Толокняная каша из толокняной крупы;
  • Пшеничная каша;
  • Каша «Дубинушка» — рецепт приготовления из нескольких видов круп и овощей, которые уложены в кастрюлю послойно;
  • Гурьевская каша- готовится из манной крупы.

Прил ожение №2

http://referat7.ru/img/books/r01t5hf7lqw4/ja7if4crylxp.jpeg


http://ppt4web.ru/images/797/26259/310/img6.jpg

Белки, жиры, углеводы…

Белки. Ни для кого не секрет, что основными компонентами нашей пищи выступают белки, жиры и углеводы. И важнейший из этих трех компонентов — белок, поскольку именно он выполняет в организме строительную функцию. В свою очередь, молекулы белка состоят из своеобразных «кирпичиков» — аминокислот. Всего в природе существует 22 аминокислоты, и 8 из них считаются незаменимыми, в силу того что наш организм нуждается в поступлении их извне, так как не способен синтезировать самостоятельно. По наличию незаменимых и заменимых аминокислот и по степени усвоения белок, поступающий в организм с пищей, делится на полноценный и неполноценный. К полноценным относят белки продуктов животного происхождения, таких, как яйца, молочные продукты, мясо, птица, рыба. Неполноценным считается растительный белок из разных видов бобовых, сои, гороха, различных круп и овощей. Недостатком неполноценного белка является относительно бедный аминокислотный состав и довольно низкая степень усвоения. Например, соя содержит сравнительно много белка, но он усваивается организмом на 30–40 %, в то время как яичный белок — практически полностью. Поэтому в питании человека должно присутствовать достаточное количество белка животного происхождения, а если ваша цель — сброс лишнего веса, то этот белок должен сочетаться с минимальным количеством жира. Этому требованию отвечают следующие продукты: яичные белки, постное мясо (говядина, курица, индейка), рыба (минтай, треска, пикша, камбала, судак, хек, горбуша, лосось), молоко и кисломолочные продукты пониженной жирности.http://www.abcslim.ru/data/images/untitled-5.bmp

Углеводы — главная энергетическая кладовая, топливо, благодаря которому работает весь наш организм. Углеводы делятся на простые (моносахариды) и сложные (полисахариды). Простые углеводы дают организму так называемую быструю энергию, в кратчайшие сроки усваиваясь организмом. В то же время сложные (их еще называют комплексными) снабжают организм энергией более равномерно и медленно. К простым углеводам относятся различные сладости, содержащие сахар (сахарозу), фрукты (в них содержатся глюкоза и фруктоза) и молочные продукты, в которых достаточно много молочного сахара (лактозы) — йогурты, молоко и т.д. Сложные углеводы представлены во всевозможных крупах: овсяной, гречневой, рисе, а также в макаронах, хлебе и овощах. Мы уже обсуждали, почему комплексные углеводы куда полезнее, нежели простые.http://www.abcslim.ru/data/images/1%20%28325%29.jpg

Жиры — это тоже своеобразная энергетическая батарея человека, но они в корне отличаются от углеводов. Прежде всего, жиры намного более энергоемки . Жиры намного медленнее усваиваются организмом, чем даже сложные углеводы. Жиры делятся на насыщенные (НЖК), мононенасыщенные (МНЖК) и полиненасыщенные (ПНЖК). К насыщенным относятся жиры, содержащиеся в ряде продуктов животного происхождения: молочных, яйцах, мясе. Ненасыщенными и полиненасыщенными жирами богаты рыба, орехи, семечки и некоторые другие продукты. Мы уже говорили, что потреблять эти жиры не просто желательно, но даже необходимо, в силу того что они помогают организму эффективно сжигать жир.http://www.abcslim.ru/data/images/1%20%28279%29.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Однодольные и Двудольные растения"

Проверочная работа проводится после изучения  §16 по учебнику Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Р...

Викторина по однодольным и двудольным растениям

Викторина Конкурс 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:1) с...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Лабораторная работа: Признаки Однодольных и Двудольных растений

Материал для проведения Лабораторной работы № 8 по теме: "Признаки Однодольных и двудольных растений" в 7 классе по линии УМК СФЕРЫ...

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...

тест по биологии "Однодольные и двудольные растения"

Тест по биологии  "Однодольные и двудольные растения", разработан для учащихся с ОВЗ седьмого класса. Тест состоит из девяти вопросов с вариантами ответов. Предназначен для проверки зна...