Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строение  семян,  корневая  система, жилкование  листа).

     

    Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.

    Задачи:

    Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения   семян  однодольных и  двудольных  растений;   дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений

    Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.

    Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы.  Коллекция семян.  гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priznaki_klassov_rasteniy.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строение  семян,  корневая  система, жилкование  листа).

    Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.

    Задачи:

    Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения   семян  однодольных и  двудольных  растений;   дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений

    Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.

    Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы.  Коллекция семян.  гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.

    ХОД И СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА.

    Структура урока

    Деятельность учителя

    деятельность обучающихся

    1.Организация начала урока  (1 мин).

    Здравствуйте, ребята!

    Проверьте  на  столе  наличие  книги,  тетради, ручки.

    Присаживайтесь за парты.

    Давайте улыбнемся  друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением.

    Дети здороваются с учителем.

    Обучающиеся садятся за парты.

    2. Постановка цели и задач урока (2 мин)  

    ( мотивация учащихся).

    - Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  изучение  материала о покрытосеменных  растениях.  

    Отдел Покрытосеменные  на какие классы делятся ? (слайд )

    Вот у меня модели цветка тюльпана и яблоки, чем они отличаются; предположения ребят.

    Посмотрите на экран   «Строение семян», эти два растения выросли из этих семян. Как выдумаете какое растение из какого семени образовалось?

    Сегодня мы выявим отличительные признаки…(Чего? слайд) однодольных и двудольных растений (слайд

    Определяем тему урока

    Цели урока

    - Вы узнаете, что  покрытосеменные  растения делятся   на  классы.

    - Научитесь  распознавать   однодольные  и  двудольные растения.

    - Вы   продолжите учиться  работать  в  паре.

    - Вам нужно  поработать  так,  чтобы  новый  материал  запомнить  на  уроке.

     - В конце урока показать свои знания. А  для  этого,  вы  должны будите безошибочно  определить: к  какому  классу принадлежит  растение.

      А я, ребята, готова вам  во  всем  помогать.

    Готовы?  

    Начинаем  работать.

    Готовы.

    3. Подготовительная  работа  к  объяснению  нового материала.

    (5мин..

    а) Фронтальная беседа  по  вопросам.

    слайд.

    б) Подведение  итога  беседы.

    Для  того, чтобы  приступить к  изучению  нового  материала, нам необходимо  вспомнить пройденный  материал.

     

    - С каким  отделом  растений  познакомились   на  предыдущих уроках?

    - Как еще называют  эти растения?

    - Почему их  так  называют?

    - Перечислите  все части   покрытосеменных растений?

    - Каково же главное  отличие покрытосеменных  растений от других растений?

    Молодцы! Покрытосеменные  растения  имеют цветки, поэтому их называют цветковыми  растениями. После процесса опыления  из цветов появляются  плоды, внутри  которых  развиваются  семена.

    - Мы познакомились с отделом покрытосеменных растений.

    Покрытосеменные растения называют еще цветковыми растениями.

    Их так называют потому, что у них есть цветок.

    Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

    У покрытосеменных растений есть цветок, из которого развивается плод с семенами.

    4. Новый материал

     ( 20  мин.)

    4.1.  Объяснение материала.

    1.1 Рассказ учителя.

      слайд.

                           

     Слайд  6

    1.2  Постановка  проблемы перед  обучающимися

    1.3 Комментарий учителя.

    1.4 Работа на компьютере.

                           

                           

    1.5. Лабораторная  работа

    6 слайд

                     

                                                                               

    слайд

      слайд                      

                       

                     

    слайд

    1слайд

    Слайд 8

    Слайд 10

    1.6.  Повторение жилкования листьев

    1.6.1. Упражнение  на внимание.

     

    1.6.2 Запись выводов  в электронную таблицу.

    Слайд

                   

    4.2 Физкультминутка.

    Гимнастика  для глаз.

    4.3 Повторение материала

    3.1 Чтение материала.

    3.3 Подведение итогов 

    Ребята,  цветковые  растения  самые  распространенные на  нашей  планете, а  это  значит,  что  их очень  много.  И  для  того, чтобы в этом  множестве растений  разобраться,  ученые  разделили  цветковые растения  на  две  группы.  Одну  группу  они  назвали однодольными   растениями,   а  другую группу  двудольными  растениями.

    С какими значениями слова класс вы знакомы?

    В нашем случае:

    класс – это  систематическая  единица  растений. Это также  группа, но  растений, которые имеют одинаковые признаки.

     Ученые разделили цветковые растения  на две группы:

    класс - однодольные растения

     и  класс – двудольные растения.

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с характерными признаками  каждого класса. Узнаете, чем  отличаются признаки  класса однодольных  растения от признаков  класса  двудольных растений.

    В основе деления растений на отделы лежит признак строения растения.

    Значит,  в   основе деления растений  на  классы также лежат  какие-то признаки.  Какие  же?

    Ребята, я просила  вас дома  повторить  материал о  строении семян  растений, о  видах  корневых  систем растений, о видах  жилкования  листьев.

    Эти  знания вам помогут решить  одну учебную проблему.

    Перед  вами  два  цветковых растения.

    Посовещайтесь  друг с другом и решите:  какое растение  относится к классу однодольных  растений,  а какое  к классу  двудольных  растений.

    Принесите их к  доске и поставьте в одну сторону однодольное растение  в  другую  двудольное.  

    Проверять  правильность выполнения задания мы сейчас не будем. Для  того, чтобы  определить к какому классу относится  растение, необходимо знать по каким признакам их относят к одному или другому классу. Поэтому мы сейчас эти признаки изучим,  а потом и проверим правильность  выполнения  задания.

    Посмотрите на семя гороха.

    - Сколько семядолей в семени гороха?

    - Как называются растения,  у которых  две  семядоли в семени?

    Посмотрите  на семя пшеницы.

    - Сколько семядолей в семени пшеницы?

    - Как называются растения, у которых одна семядоля в семени?

    В основе деления растений на классы лежит признак - строение  семени.

    Запишите в таблицу:

    - семя с одной семядолей;

    - семя с двумя семядолями.

    ( пример  записи  появляется  на доске)

     Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха.

    - Какая корневая система разовьётся из семени гороха?

    Почему вы так думаете?

         

    - К какому классу однодольных  или двудольных растений принадлежит горох?

     Вывод: у двудольных растений -стержневая корневая система.

    Запишите в таблицу:

      – корневая  система стержневая.

    ( пример  записи  появляется  на доске)

    Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха.

     -  Какая корневая  система  разовьется из  семени пшеницы?

    Почему вы так думаете?

     

    -  Пшеница,  растение однодольное  или двудольное?

    Вывод: у  однодольных растений мочковатая  корневая система.

    Запишите в таблицу:

    - корневая  система мочковатая.

    ( пример  записи  появляется  на доске)

    Перед  вами   рисунок. Вспомните, какое жилкование  бывает у листьев?

    Перед  вами таблица.  В ней  нарисованы  листья с разным  жилкованием.

    Если  лист с  сетчатым  жилкованием будем топать.

    Если  лист с дуговым  жилкованием будем хлопать  в  ладоши один раз.

    Если  лист с параллельным  жилкованием, будем хлопать над головой.

     

     Листья пшеницы простые, удлиненные, линейные, жилкование  параллельное.  Пшеница – однодольное растение.

    Вывод: у  однодольных  растений листья с параллельным или дуговым жилкованием.

     Запись в таблицу:

     -  жилкование  листьев параллельное, дуговое.

    ( пример  записи  появляется  на доске)

      У двудольных  растений – листья  разнообразные по форме, но  все  с сетчатым  жилкованием.

    Запишите  в таблицу:

     -  жилкование  листьев сетчатое.

    ( пример  записи  появляется  на доске)

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

     

    Материал повторяется по записи на мониторе.

    - Все  признаки растений по классам  вы  записали  в таблицу.

    - Прочтите  их  про  себя.

    - На  какие  два класса делятся цветковые  растения по  количеству  семядолей  в  семени?

    Рассмотреть все признаки  классов

    - Каковы признаки класса однодольных растений?

    - Каковы  признаки  класса  двудольных  растений?

    Отвечая  на  вопросы, вы  выстроили  свой  ответ  на следующем уроке.

    Послушайте,  как ваш ответ должен звучать:

    Цветковые растения  по  количеству  семядолей в семени  делятся  на  два класса: однодольные и двудольные растения.

    У  однодольных  растений одна  семядоля в семени, мочковатая  корневая  система, параллельное  или дуговое жилкование листьев.

    Среди  однодольных растений  только  травянистые  растения.

    У двудольных  растений две семядоли  в семени,  стержневая  корневая  система, сетчатое жилкование листьев.

    Среди двудольных растений  можно  наблюдать  разные  формы  жизни: травы, кустарники, деревья.

    Класс – это помещение, где проходят уроки.

    Класс - это группа учеников, которые вместе учатся.

    Обсуждают в парах, выбирают точку зрения.

    Рассматривают  натуральные объекты.

    В семени гороха две семядоли.

    Растения, у которых две семядоли в семени, называются двудольными.

    В семени пшеницы одна семядоля.

    Растения, у которых одна семядоля в семени, называются однодольными.

    Рассматривают натуральные объекты.

    Из семени гороха разовьется стержневая корневая система.

    Из семени гороха появился один главный корень.

    Горох принадлежит к классу двудольных растений.

    Заполняют  таблицу.

    Из семени пшеницы разовьется мочковатая корневая система.

    В проростке пшеницы видно 3 корня, и нельзя определить какой из них главный.

    Пшеница – однодольное растение.

    У растений бывает дуговое, параллельное и сетчатое жилкование листьев.

    Обучающиеся  встают и выполняют упражнение на внимание

    Заполняют таблицу

    Выполняют упражнение.

    Чтение записанного материала

    По количеству семядолей в семени растения делятся на однодольные и двудольные растения.

    У однодольных растений в семени одна семядоля, корень мочковатый, жилкование листьев параллельное или дуговое.

    У двудольных растений в семени две семядоли, корень стержневой, жилкование листьев сетчатое.

    Слушают материал.

    5. Домашнее  учебное задание (3 мин.)

    5.2  Запись задания.

    Все о чем мы  с  вами говорили на  уроке написано в учебнике  на стр.151-154

    Чтение вывода текста

    Открывают книгу и глазами просматривают объем материала.

    Читают вывод текста вслух.

    Открывают дневник и записывают домашнее задание

    6. Закрепление материала ( 6 мин.)

    6.1 Работа в таблице.

    Слайд 15

    6.3  Подведение итога работы учителем.

    Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки»  однодольное растение и вставьте его в таблицу под признаками однодольных  растений.

    Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки» двудольное  растение и вставьте в таблицу под  признаками  двудольных   растений.

    Почему именно  эти растения  вы выбрали?

    Ребята, вы узнали все признаки двух классов цветковых растений. Пришла пора объяснить, почему вы отнесли свои растения в начале урока  к тому или иному классу  и правильно ли вы это сделали.

    Когда вы определяли класс растения, вы обращались  к видимым признакам класса: наличию корневой системы и жилкованию листьев. Однако основной признак – наличие количества семядолей в семени. Именно по этому признаку, можно точно сказать к какому классу принадлежит растение.

    Ребята, есть еще один видимый признак – это строение цветка. На следующих уроках  я научу вас, как различать однодольные и двудольные растения по строению цветка.

    Находят рисунок  пшеницы или лилии  и помещают в таблицу..

    У пшеницы все признаки однодольного растения.

    У земляники все признаки двудольного растения.

    Учащиеся подходят  к  столу  и  объясняют,  почему они отнесли свои  растения к однодольным  или  к двудольным  растениям. И если допустили ошибки, исправляют их.

    7. Подведение итогов и оценка работы учащихся (3 мин.)

    Слайд 1

       1. Что делали на уроке?

     

     2. Что в результате  такой работы узнали?

       

    3. Мы с вами достигли цели? (выполнили запланированное?)

       

    4. Устная  оценка  работы учащихся.

    Все молодцы! Благодарю за работу. Особенно отличились ………...

    Отметка за урок будет выставлена после того, как я проверю ваши таблицы.

    Урок закончен.  Давайте друг другу скажем:  спасибо за работу.

    На уроке мы читали, писали, слушали, отвечали на вопросы, работали на компьютере, выполняли практическую работу, выполняли лабораторную работу.

    Узнали, что цветковые растения делятся на два класса: однодольные и двудольные;

    Узнали признаки, по которым цветковые  растения разделили на классы

    Цели достигли, потому что все задания выполнили, все о чем нужно было узнать, узнали.

    Таблицы выводят и сдают на проверку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

    Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

    Технологическая карта к уроку "Альдегиды и кетоны" 10 класс О.С. Габриелян

    Представлена система заданий, которую нужно выполнить учащимся в течении урока, по новой теме. Работа с учебником О.С. Габриелян. Химия. 10 класс...

    Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

    Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

    Технологическая карта урока - игры русского языка в 5 классе "Сказка и... фонетика"

    Технологическая карта урока - игры по русскому языку содержит не только задания, но и описания игр, проведённых на уроке. Урок даёт возможность решать задания по фонетике, используя материалы русских ...

    Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"

    Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...

    Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

    Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....